Дело № 2-365/20
УИД 59RS0035-01-2020-000061-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Соликамск 10 февраля 2020 года.
Соликамский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Крымских Т.В.,
при секретаре судебного заседания Сорокиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления имущественных отношений администрации Соликамского городского округа Пермского края о признании недвижимой вещи бесхозяйной, признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
установил:
Управление имущественных отношений администрации Соликамского городского округа Пермского края обратилось в суд с заявлением о признании недвижимого имущества бесхозяйным и о признании на основании ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации права муниципальной собственности муниципального образования Соликамский городской округ на бесхозяйное имущество.
Просит признать недвижимое имущество Сооружение-<данные изъяты> протяженностью <данные изъяты>, с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <...>, бесхозяйным, признать право муниципальной собственности муниципального образования Соликамский городской округ на бесхозяйное имущество в виде Сооружения-<данные изъяты> протяженностью <данные изъяты>, с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <...>
В обоснование требований заявитель указал, что <дата> года был установлен факт нахождения бесхозяйного имущества в виде <данные изъяты> общей протяженность <данные изъяты> м с диаметром трубы <данные изъяты> мм по адресу: <...>, о чем составлен акт, подписанный директором <данные изъяты>, директором <данные изъяты> На данное сооружение был оформлен технический план. В результате кадастровых работ протяженность сооружения составила <данные изъяты> м. <дата> года сооружение поставлено на кадастровый учет. Имущество поставлено на учет в качестве бесхозяйного <дата> года. Имущество никем не обслуживается. Объект не изъят, в обороте не ограничен.
Заявителем предприняты меры по розыску собственника, владельца имущества, направлялись запросы в органы, осуществляющие распоряжение государственным имуществом, имуществом субъекта Российской Федерации, органы технической инвентаризации, осуществляющие хранение архива технической документации, органы, осуществляющие государственную регистрацию права. Право собственности на указанный объект недвижимости не зарегистрировано за каким-либо правообладателем.
В судебное заседание представитель заявителя не явился, представлено письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, на удовлетворении заявления представитель настаивает в полном объеме.
Заинтересованные лица ООО «Водоканал», Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (Росимущество) своих представителей в суд не направили, явку не обеспечили. О рассмотрении дела извещались. Возражений на исковое заявление не представили.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц в порядке ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы искового заявления, исследовав материалы дела, представленные заявителем доказательства, изучив позицию заинтересованных лиц, проанализировав нормы материального права, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в порядке особого производства.
В соответствии с положениями ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане (физические лица)… приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Осуществление гражданских прав, в соответствии с ч. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, определено следующим образом, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Основания возникновения гражданских прав и обязанностей регламентируются ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;.. вследствие иных действий граждан и юридических лиц;..
Согласно ч. 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
На основании ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем …признания права;.. иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно пункту 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. На основании пункта 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных названным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной (пункт 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации). Порядок приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи регулируется пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Такие вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с п. 1, п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Способ приобретения права муниципальной собственности, предусмотренный статьями 218, 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, невозможен тогда, когда имеются правопритязания на объект либо имущество находится в фактическом владении у иных лиц.
Абзац 2 п. 3 приведенной выше статьи наделяет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, правом на обращение в суд с заявлением о возбуждении дела особого производства, а именно дела о признании бесхозяйной недвижимой вещи объектом муниципальной собственности.
Такое право дано ему при соблюдении ряда условий.
Во-первых, соответствующая недвижимость должна находиться на территории данного органа местного самоуправления.
Во-вторых, она должна стоять на учете того органа, который осуществляет государственную регистрацию недвижимости, причем на учете именно в качестве бесхозяйной вещи.
В-третьих, со времени постановки недвижимости на учет в качестве бесхозяйной должен истечь один год.
В соответствии со статьями 14, 16, 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по организации водоснабжения населения.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации обеспечения надежного энергоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения водоснабжения потребителей в случае неисполнения водоснабжающими организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы водоснабжения, в том числе, бесхозяйных систем, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на эти системы.
Из материалов дела следует, что на территории Соликамского городского округа находится Сооружение-<данные изъяты> протяженностью <данные изъяты>, с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <...>
Право собственности на данный объект недвижимого имущества подлежит государственной регистрации на основании ст. ст. 130,131 Гражданского кодекса РФ, положений Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Закон о регистрации недвижимости предусмотрел принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
В свою очередь, Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 года № 943 установлен Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки.
Судом установлено, что вышеуказанное недвижимое имущество – Сооружение-<данные изъяты> <данные изъяты>, с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <...>, в реестрах государственного, федерального имущества, муниципального имущества не значится. Регистрация данной сети не произведена, недвижимое имущество является бесхозяйным.
Спора о праве на данную сеть судом не установлено.
Заявитель обладает правом обращения в суд с требованием о признании недвижимых объектов бесхозяйными, поскольку в результате признания недвижимости бесхозяйной может возникнуть лишь право муниципальной собственности.
Удовлетворяя заявление истца о признании права собственности муниципального образования на объект недвижимости - Сооружение-<данные изъяты> протяженностью <данные изъяты>, с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <...>, суд исходит из того, что доводы заявителя подтверждаются исследованными материалами дела, не опровергнуты, данный объект в установленном законом порядке <дата> года поставлен на учет в качестве бесхозяйного, с момента постановки на учет прошло более года.
При этом суд учитывает, что указанные сети, по-прежнему, числятся на учете как бесхозяйный объект, правовой статус данного объекта недвижимости на момент рассмотрения дела в суде не изменился, на момент рассмотрения заявления указанная запись в Государственном реестре не исключена, право собственности в отношении объекта недвижимости за кем-либо не зарегистрировано. Доказательства, подтверждающие право собственности иных лиц на указанные объекты, в материалах дела отсутствуют. Физические и юридические лица прав на указанный объект недвижимого имущества не заявили.
Основанием для признания права муниципальной собственности на недвижимое бесхозяйное имущество, в силу части 2 статьи 293 Гражданского процессуального кодекса РФ, является то обстоятельство, что недвижимая вещь не имеет собственника или он неизвестен, со времени постановки недвижимого имущества на учет в установленном порядке прошел период более года.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что указанная выше сеть не имеет собственника и является бесхозяйным объектом недвижимого имущества. Поскольку годичный срок со дня постановки объекта на учет в качестве бесхозяйного имущества истек, требование заявителя о признании права муниципальной собственности муниципального образования Соликамский городской округ на бесхозяйное имущество в виде данных тепловых линий соответствует положениям ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, является законным и обоснованным, подлежит удовлетворению. Требование о признании имущества бесхозяйным является излишне заявленным.
Оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Заявление Управления имущественных отношений администрации Соликамского городского округа о признании муниципальной собственностью бесхозяйного недвижимого имущества удовлетворить.
Признать собственностью Муниципального образования Соликамский городской округ бесхозяйное недвижимое имущество в виде Сооружения-<данные изъяты> протяженностью <данные изъяты>, с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <...>
Данное решение является основанием для государственной регистрации права в Соликамском отделе Управления Федеральной регистрационной службы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца.
Дата изготовления решения 10.02.2020 года.
Судья Крымских Т.В.