Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Боровичи Новгородской области 09 июля 2012 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе
судьи Киселёва И.А.,
при секретаре Пуйка А.В.,
по иску Степановой <данные изъяты> к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Боровичском районе Новгородской области (межрайонному) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
установил:
Степанова М.И. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором указала следующее.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении отказано. Из стажа исключен период отпуска по уходу за ребёнком с 7 июня 1991 г. по 30 ноября 1992 г. (1-5-24) по мотиву того, что окончен после 6 октября 1992 г..
ДД.ММ.ГГГГ она повторно обратилась с аналогичным заявлением. ДД.ММ.ГГГГ комиссия приняла аналогичное решение №, повторно исключив обозначенный отпуск, а также исключила период работы в должности лаборанта Муниципального учреждения здравоохранения Центра общей (семейной) практики <данные изъяты> амбулатории с 1 февраля 2004 г. по 31 октября 2006 г. (2-8-30), так как учреждение не поименовано в соответствующих Списках.
Считает решение незаконным. Отпуск по уходу за ребёнком был предоставлен в период работы фельдшером <данные изъяты> амбулатории (порядковая запись № трудовой книжки), предоставлен до 6 октября 1992 г., поэтому он подлежит зачёту в стаж. В «Центр общей (семейной) практики <данные изъяты> амбулатории» она была переведена 31 января 2004 г. из <данные изъяты> амбулатории ММУ «<данные изъяты> ЦРБ». Однако такой перевод считает формальным, поскольку изменилась только организационно-правовая форма работодателя. Место её работы осталось неизменным, режим труда и отдыха не менялся, обязанности остались прежними. Преобразование произошло в связи с проводимыми реформами здравоохранения. Работа в должности фельдшера-лаборанта ММУ «<данные изъяты> ЦРБ» в специальный стаж засчитана в обоих решениях, а в первом решении засчитан и стаж в «Центре общей (семейной) практики».
Продолжительность основного отпуска везде составляла 42 рабочих дня, размер должностного оклада и надбавки за условия труда не менялись. Должностные обязанности фельдшера лаборанта ММУ «<данные изъяты> ЦРБ» были утверждены в централизованном порядке. Должностные обязанности фельдшера лаборанта «Центр общей (семейной) практики <данные изъяты> амбулатории» фактически аналогичны им.
Считает, что по вине ответчика пенсия не назначена со дня первоначального обращения за ней. Продолжительность засчитанного стажа составляет 22 года 6 месяцев 15 дней, исключенных периодов в суммарном исчислении - 4 года 2 месяца 24 дня.
Необходимый стаж для сельской местности - 25 лет. На момент первоначального обращения за пенсией право на неё было.
На основании изложенного просит суд: решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным и обязать Управление засчитать в специальный стаж отпуск по уходу за ребёнком с 7 июня 1991 г. по 30 ноября 1992 г. а также период работы в должности фельдшера - лаборанта Муниципального учреждения здравоохранения Центра общей (семейной) практики <данные изъяты> амбулатории с 1 февраля 2004 г. по 31 октября 2006 г. и назначить пенсионное обеспечение со дня первоначального обращения за ним, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Степанова М.И. и ее представитель Михайлов А.В. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснили, что в трудовой книжке истицы указано, что она в спорный период работала лаборантом, хотя она фактически работала фельдшером-лаборантом. Исключенный отпуск по уходу за ребенком был предоставлен до 6 октября 1992г., он продолжался непрерывно.
Представитель Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Боровичском районе Новгородской области, по доверенности Лашина Е.Н. иск не признала, поддержала представленные ответчиком письменные возражения, пояснила, что с заявленными требованиями не согласна по следующим основаниям.
Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, отказав Степановой М.И. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, руководствовалась Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. 464 (далее - Список №464), Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 (далее - Список №1066), Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (далее - Список №781) и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781.
Период работы истца в должности лаборанта Муниципального учреждения здравоохранения «Центр общей врачебной (семейной) практики <данные изъяты> амбулатория» с 01.02.2004 г. по 31.10.2006 г. не включен в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, по следующим основаниям:
Наименование должности, в которой осуществляла трудовую деятельность Степанова М.И., - «лаборант» - соответствует наименованиям, предусмотренным Списком №781.
Наименование учреждения, в котором осуществляла трудовую деятельность Степанова М.И. - «Муниципальное учреждение здравоохранения «Центр общей врачебной (семейной) практики <данные изъяты> амбулатория» - не соответствует наименованиям, предусмотренным Списком №781. Разделом «Наименования учреждений» Списка такие учреждения здравоохранения как «Центры общей врачебной (семейной) практики амбулатории» не предусмотрены.
Кроме того, согласно справке МУЗ «Центр общей врачебной (семейной) практики <данные изъяты> амбулатория» от ДД.ММ.ГГГГ № Степанова М.И. работала в МУЗ «ЦОВСП <данные изъяты> амбулатория» в качестве лаборанта в спорный период на 0,5 ставки.
Согласно информации, содержащейся в индивидуальном лицевом счете Степановой М.И., в период с 27.09.2004 по 31.10.2006 помимо трудовой деятельности в МУЗ «ЦОВСП <данные изъяты> амбулатория» она работала на 0,5 ставки в ММУ «<данные изъяты> ЦРБ» на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. В результате суммирования занятости (объема работы) в период с 27.09.2004 по 31.10.2006 Степановой М.И. выработана продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки.
В период с 01.02.2004 г. по 26.09.2004 г. помимо работы в МУЗ «Центр общей врачебной семейной практики <данные изъяты> амбулатория» на 0,5 ставки иную работу, дающую право на досрочную пенсионное обеспечение, Степанова М.И. не выполняла.
Исходя из вышесказанного, период работы Степановой М.И. с 01.02.2004 г. по 26.09.2004 г. в Муниципальном учреждении здравоохранения «Центр общей врачебной (семейной) практики <данные изъяты> амбулатория», не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку работа протекала в учреждении, не поименованном Списком №781, и не выработана полная ставка.
Период работы Степановой М.И. с 27.09.2004 г. по 31.10.2006 г. в Муниципальном учреждении здравоохранения «Центр общей врачебной (семейной) практики <данные изъяты> амбулатория», не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку работа протекала в учреждении, не поименованном Списком №781.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона №173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Включение в льготный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком по достижении им возраста 3-х лет не предусмотрено.
С момента вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г. N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (дата опубликования в «Российской газете» 06.10.1992 г.) женщины утратили право на включение отпусков по уходу за ребенком в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. В настоящее время с учетом Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П, а также в соответствии с пунктом 21 Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 г. № 5 в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации». Несмотря на то, что в данных правовых актах не уточнено, об отпусках до какого возраста идет речь, данная норма не может распространяться на отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, так как законодательством, проанализированным выше, до 06.10.1992 г. в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях включался только отпуск до 1,5 лет. Отпуск до 3 лет начал предоставляться женщинам с даты вступления в силу Постановления № 677, но с учетом Разъяснения от 29.11.1989 г. он не подлежал включению в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях. А с 06.10.1992 г. в этот стаж перестал включаться и отпуск до 1,5 лет.
Таким образом, с учетом вышеприведенных норм законодательства период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет с 07.06.1991 г. по 30.11.1992 г. не включен Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Закона №173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. На момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости льготный стаж Степановой М.И. составляет 22 лет 06 месяцев 15 дней, право на досрочную трудовую пенсию отсутствует. Решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № являются законным и обоснованным.
Учитывая вышеизложенное, просила суд в удовлетворении заявленных требований Степановой М.И. - отказать.
Суд, заслушав истца, представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
В силу ст.7 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии страхового стажа не менее пяти лет.
Согласно пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Аналогичное положение предусматривали и ст.80, 83 действовавшего до 31 декабря 2001 года Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
В силу п.1 ст.30 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования). Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу (до 1 января 2002 года) настоящего Федерального закона. Таким образом, при назначении в настоящее время досрочной трудовой пенсии для подсчёта специального стажа и решения вопросов о включении в специальный стаж периодов трудовой и иной общественно-полезной деятельности, необходимо руководствоваться тем законодательством, которое действовало во время осуществления трудовой деятельности.
Вопрос о порядке назначения льготных пенсий в случае изменения пенсионного законодательства неоднократно был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ.
Согласно позиции Конституционного суда РФ, сформулированной при принятии конкретных решений, закону, ухудшающему положение граждан, влекущему отмену для них права, приобретённого в соответствии с ранее действовавшим законодательством, не может быть придана обратная сила, поскольку исходя из принципов равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ, граждане предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Учитывая это, при определении права на включение в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии тех или иных периодов, необходимо руководствоваться нормами законодательства, действовавшими в период трудовых отношений, т.е. работы гражданина в условиях, отличающихся от нормальных, за что и назначается досрочная трудовая пенсия.
Таким образом, при назначении в настоящее время досрочной трудовой пенсии для подсчёта специального стажа и решения вопросов о включении в специальный стаж периодов трудовой и иной общественно-полезной деятельности, необходимо руководствоваться тем законодательством, которое действовало во время осуществления трудовой деятельности.
Как видно из материалов дела, истица (в спорные периоды) с 01.04.1988 принята на должность фельдшера <данные изъяты> амбулатории, откуда переведена 01.12.1992 на должность дежурной медсестры <данные изъяты> участковой больницы; с 01.02.2004 переведена на должность лаборанта в Муниципальное учреждение здравоохранения Центр общей (семейной) практики <данные изъяты> амбулатория, откуда уволена 31.10.2006 (копия трудовой книжки - л.д.7-9).
06 декабря 1989 г. у истицы родился сын, который достиг возраста 1,5 лет 06 мая 1991 г.
Период работы истицы в должности фельдшера <данные изъяты> амбулатории ответчиком включен в льготный стаж истицы.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст.167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст.167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму Закона, то есть до 6 октября 1992 г.
Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 1,5 лет Степановой М.И. начался в период действия названных нормативных актов, с учетом положений ст.6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1),18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.
Таким образом, требование истицы о включении в льготный стаж периода с 07 июня 1991 года по 30 ноября 1992 года подлежит удовлетворению.
Как указано выше, Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правила исчисления такой работы, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно данному Списку правом на досрочную трудовую пенсию пользуются фельдшер, лаборант.
Указанный Список не содержит в разделе «Наименование учреждений» учреждения Муниципальное учреждение здравоохранения «Центр общей врачебной (семейной) практики <данные изъяты> амбулатория».
Однако в пп.10 Списка учреждений указано такое учреждение, как амбулатория, пп.8 Списка учреждений предусмотрены центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
В соответствии с Уставом учреждения, его полное наименование - муниципальное учреждение здравоохранения «Центр общей врачебной (семейной) практики <данные изъяты> амбулатория». Данное учреждение создано для осуществления эффективной амбулаторной помощи прикрепленного населения. К основным задачам учреждения отнесены оказание прикрепленному по семейно - территориальному принципу населению первичной медико-санитарной помощи (амбулаторный прием пациентов, посещение больных на дому), осуществление диспансерного наблюдения за состоянием здоровья пациентов с проведением необходимого обследования, лечения и оздоровления, оказание экстренной медицинской помощи, проведение экспертизы временной нетрудоспособности и т.д.
Фактически новое учреждение создано на базе <данные изъяты> амбулатории.
Приказами Министерства Здравоохранения № 350 от 20.11.2002г. и Минздравсоцразвития № 84 от 17.01.2005г. определены направления развития принципов семейной медицины, Порядок осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача).
Данные документы приняты позднее, чем Постановление Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г.
В ходе судебного заседания установлено, что в период работы истца в должности лаборанта муниципального учреждения здравоохранения «Центр общей врачебной (семейной) практики <данные изъяты> амбулатория» с 01 февраля 2004 года по 31 октября 2006 года она в полном объёме выполняла функциональные обязанности среднего медицинского персонала.
Указанные обстоятельства кроме объяснений истицы подтверждаются: копией должностной инструкции фельдшера - лаборанта лаборатории МУЗ «Центр общей врачебной (семейной) практики <данные изъяты> амбулатория»; справкой ГОБУЗ <данные изъяты> ЦРБ о периодах работы Степановой М.И., копией Устава МУЗ «Центр общей врачебной (семейной) практики <данные изъяты> амбулатория» (л.д.16, 17-18, 30-38).
За период работы с 27.09.2004г. по 31.10.2006г. помимо трудовой деятельности в МУЗ «ЦОВСП <данные изъяты> амбулатория» истица работала на 0,5 ставки в ММУ «<данные изъяты> ЦРБ» на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. В результате суммирования занятости (объема работы) в период с 27.09.2004г. по 31.10.2006г. Степановой М.И. выработана продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки.
В период с 01.02.2004 г. по 26.09.2004 г. помимо работы в МУЗ «Центр общей врачебной семейной практики <данные изъяты> амбулатория» на 0,5 ставки иную работу, дающую право на досрочную пенсионное обеспечение, Степанова М.И. не выполняла.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что период работы истицы Степановой М.И. с 27.09.2004г. по 31.10.2006г. и период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с 07.06.1991г. по 30.11.1992г. подлежат включению в ее стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсионного обеспечения.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. С заявлением о назначении пенсии истица обратилась к ответчику ДД.ММ.ГГГГ На момент вынесения решения комиссии по реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе в назначении пенсионного обеспечения стаж Степановой М.И. был определён в 24 года 03 месяца 22 дня, на момент вынесения решения от ДД.ММ.ГГГГ льготный стаж истицы был определен в 22 года 06 месяцев 15 дней, поскольку был дополнительно исключен спорный период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком.
С учетом необходимости включения спорных периодов совокупная продолжительность медицинского стажа истицы составляет более 25 лет.
Все периоды трудовой деятельности истицы протекали в сельской местности, что не оспаривается ответчиком.
На основании изложенного, трудовая пенсия Степановой М.И. должна быть назначена со дня обращения за ней, а именно с ДД.ММ.ГГГГ
В связи с удовлетворением судом исковых требований с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск Степановой <данные изъяты> к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонному) - удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Боровичском районе Новгородской области (межрайонное) включить в стаж работы Степановой <данные изъяты>, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период отпуска по уходу за ребенком с 07 июня 1991 года по 30 ноября 1992 года, период работы в должности фельдшера - лаборанта Муниципального учреждения здравоохранения общей врачебной (семейной) практики <данные изъяты> амбулатории с 27 сентября 2004 года по 31 октября 2006года и назначить Степановой <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением ею медицинской деятельности более 25 лет в сельской местности.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонное) в пользу Степановой <данные изъяты> расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца.
Судья И.А. Киселёв