РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 июня 2023 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Энгеля А.А.;
при секретаре ФИО6;
с участием:
представителя административного истца ФИО11 по доверенности;
представителя административного ответчика Администрации г. о. Тольятти по доверенности ФИО10;
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3271/2023 по административному иску ФИО1 к Администрации г. о. Тольятти о признании незаконным распоряжения администрации г. о. Тольятти,
установил:
ФИО1 в лице представителя ФИО11 обратилась с указанным административным иском, которым просила признать незаконным распоряжение заместителя главы городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № в части снятия с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении и исключения из числа участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с составом семьи 2 человека (дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.); обязать администрацию г.о. Тольятти восстановить на учете, на том же месте, в очереди в качестве нуждающихся в жилом помещена в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с составом семьи 2 человека (дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.).
В обоснование административного иска указано, что ФИО1 является матерью несовершеннолетней ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения), отец – ФИО7 ФИО1 и ФИО7 в зарегистрированном браке не состояли, членами одной семьи не являлись и не являются. Матерью ФИО7 является ФИО3 Распоряжением мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 в составе семьи 2-х человек (ФИО2) признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» и включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилого помещения, так же указано, что если в составе сведений, представленных при принятии на учет произойдут изменения, необходимо предоставить новые документы, подтверждающие произошедшие изменения. Между ФИО1 и ФИО3 заключен договор купли продажи на приобретение квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, приобретенной за счет собственных средств, и заемных средств по кредитному договору ПАО «Сбербанк» и ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № по программе «Приобретение готового жилья». ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 родился сын ФИО8, отношения с отцом ребенка не сложились, членом семьи истца он не являлся и не является. В связи с рождением ребенка в администрацию городского округа Тольятти предоставлены сведения об изменении состава семьи. Распоряжением заместителя главы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № (получено заказным письмом ДД.ММ.ГГГГ) семью административного истца сняли с учета нуждающихся в жилых помещениях и исключили из числа участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей. С указанным распоряжением не согласна, поскольку квартира приобретена у ФИО3, не являющейся близким родственником покупателя. Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование (Приложение №), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № запрет на приобретение недвижимости у матери биологоческого отца ребенка не содержат. Оспариваемое распоряжение нарушают права административного истца.
К участию в деле привлечён в качестве соответчика и.о. заместителя главы городского округа Тольятти ФИО9
В судебное заседание административный истец не явился, извещен, просил рассмотреть дело в отсутствие.
Представитель административного истца ФИО11 действующий по доверенности в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал, просил удовлетворить по основаниям, указанным в административном иске и дополнительных письменных пояснениях, давал пояснения.
Представитель административного ответчика ФИО10 действующий по доверенности в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного иска, по основаниям, указанным в возражениях, давал пояснения.
Административный ответчик и.о. заместителя главы городского округа Тольятти ФИО9 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие, просил в иске отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, свидетеля, суд полагает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления создают условия для осуществления права граждан на жилище.
В силу пункта 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1050 утверждены особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", приложением N 1 к которым являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила).
Подпунктом "е" п. 2 Правил, социальная выплата используется для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома или по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам или кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.
Подпункт "б" пункта 6 Правил предусматривает, что участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, которая наряду с другими требованиями признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 этих Правил.
В соответствии с пунктом 7 Правил признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии со статьей 51 ЖК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащим им на праве собственности.
Постановлением Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 141-1/п «Об установлении учетной нормы, нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и размера стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи заявителя (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории городского округа Тольятти» установлена учетная норма площади жилого помещения, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - в размере менее 12,0 кв. м общей площади жилого помещения на человека.
Материалами дела подтверждается, что ФИО1 и ФИО7 являются родителями ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ФИО1 и ФИО7 в зарегистрированном браке не состояли, членами одной семьи не являются.
ФИО1 семьей в составе 2-х человек (дочь ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения) согласно распоряжению мэра городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на 2015-2020 годы и включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации данной подпрограммы, о чем было сообщено ФИО1 письмом от ДД.ММ.ГГГГ №. Так же в письме указано на необходимость предоставления новых документов, в случае изменений в предоставленных сведениях.
На момент вынесения распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 принадлежала ? доли (20,35 кв.м) в праве общей долевой собственности на жилое помещение общей площадью 40,7 кв. м. по адресу: <адрес>, обеспеченность общей площадью на одного члена семьи из двух человек составляла менее учетной нормы (10,17 кв.м на каждого члена семьи).
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и ФИО1 заключен договор купли-продажи на приобретение недвижимого имущества – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 62,4 кв.м.
Указанное недвижимое имущество приобретено за счет собственных средств в размере 650 000,00 рублей, а так же заемных денежных средств в размере 1 550 000,00 рублей, предоставленных по кредитному договору между ПАО «Сбербанк» и ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №.
Административным истцом предоставлена справка кредитного учреждения об уплаченных процентах и основном долге от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой, ФИО1 производилась оплата основного долга и процентов по кредитному договору № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 и ФИО8 являются родителями ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ФИО1 и ФИО8 в зарегистрированном браке не состояли, членами одной семьи не являются.
В ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 в связи с рождением сына ФИО8 обратилась в администрацию городского округа Тольятти для предоставления сведений о составе семьи.
Распоряжением заместителя Главы городского округа Тольятти ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 с составом семьи 2 человека снята с учета нуждающихся в жилых помещениях и исключена из числа участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации.
Основанием для снятия с учета явилось обеспеченность общей площадью жилых помещений более учетной нормы, а именно:
ФИО1 принадлежит жилое помещение общей площадью 62,4 кв. м. по адресу: <адрес>, а также ? доля (20,35 кв.м) в праве общей долевой собственности на жилое помещение общей площадью 40,7 кв. м. по адресу: <адрес>, обеспеченность общей площадью на одного члена семьи из двух человек составляет 41,38 кв. м.
С указанным доводом суд соглашается по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 6 Правил, участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации и одного ребенка и более, соответствующие указанным требованиям, в том числе, молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.
В соответствии с абзацем 3 пункта 7 Правил при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "е" и "и" пункта 2 настоящих Правил не учитывается жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет средств жилищного кредита, предусмотренного указанными подпунктами, обязательства по которому полностью не исполнены, либо не исполнены обязательства по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.
В соответствии с пунктом 2(1) Правил, социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и не полнородных братьев и сестер).
ФИО1 принадлежит жилое помещение - квартира общей площадью 62,4 кв. м. по адресу: <адрес>, а также ? доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение общей площадью 40,7 кв. м. по адресу: <адрес>, что представителем административного истца не оспаривалось.
Квартира общей площадью 62,4 кв. м. по адресу: <адрес> приобретена ФИО1 у ФИО3, являющейся бабушкой несовершеннолетней ФИО2, матерью ФИО7
Опрошенная в судебном заседании свидетель ФИО3 поясняла, что между ней и ФИО1 заключен договор купли-продажи квартиры общей площадью 62,4 кв. м. по адресу: <адрес>. На момент заключения договора купли-продажи она не знала о том, что ФИО7 является дочерью его сына ФИО7 Несовершеннолетнюю ФИО2, своей внучкой не считает, так как, ФИО1 и ФИО7 в зарегистрированном браке не состояли.
К показаниям свидетеля суд относится критически, поскольку они согласуются с позицией административного истца об отсутствии запрета на приобретение квартиры у матери биологического отца, которая по мнению свидетеля не является бабушкой несовершеннолетней в связи с не регистрацией брака между родителями.
Таким образом, в силу положений пункта 2(1), абзаца 3 пункта 7 Правил, социальная выплата не может быть использована на приобретение указанного жилого помещения, в связи приобретением квартиры у близкого родственника и указанный объект не может быть исключен при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.
В собственности ФИО1 находятся 2 жилых помещения общей площадью 82,7 кв.м, которые должны быть учтены при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения (статья 51 ЖК РФ), с учетом которых обеспеченность общей площадью на одного члена семьи из двух человек составляет более учетной нормы.
Таким образом, молодая семья не соответствует требованиям пункта 6 Правил, имелись основания для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях и исключения из числа участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации.
Полномочия первого заместителя главы городского округа Тольятти утверждены постановлением Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 3216-п/1 «О Распределении полномочий между главой городского округа, первым заместителем главы городского округа, заместителями главы городского округа и заместителем главы городского округа - руководителем аппарата администрации городского округа Тольятти».
Оспариваемое распоряжение вынесено уполномоченным лицом - заместителем Главы городского округа Тольятти ФИО9 при наличии соответствующих полномочий.
Апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N АПЛ22-637 «Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N АКПИ22-700, которым было отказано в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании пункта 2(1) Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1050» Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о правильности вывода суда первой инстанции о законности пункта 2(1) Правил сделанного исходя из компетенции правотворческого органа, его издавшего, на основе надлежащего анализа норм федерального законодательства.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, основанием для признания незаконным бездействия должностного лица, является наличие одновременно двух условий: несоответствие действий (бездействия) законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Указанной совокупности судом не установлено, оснований для удовлетворения требований не имеется.
На основании вышеизложенного,
руководствуясь ст.ст. 14, 175-180, 227 КАС РФ, суд,
решил:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: