Дело № 2-418/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Березники 28 марта 2018 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Халявиной ЮА
при секретаре Юсуповой НГ,
с участием истца Тимашова ВЕ,
представителя ответчика администрации г. Березники- Десятовой НС., действующей на основании доверенности от ..... №,
представителя третьего лица УИЗО администрации г. Березники- Десятовой НС действующей на основании доверенности от ..... №,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники Пермского края гражданское дело по иску Тимашова ВЕ, действующего в интересах недееспособного ТМ, к администрации
г. Березники о признании права на внеочередное предоставление жилой площади,
у с т а н о в и л:
Тимашов ВЕ обратился в суд в интересах недееспособного ТМ с иском к администрации г. Березники о признании права на внеочередное предоставление жилой площади. В обоснование исковых требований указал, что решением Березниковского городского суда Пермского края от ..... ТМ признан недееспособным вследствие ....., установлена ..... ..... инвалидности. Опекуном назначен его отец Тимашов ВЕ ТМ зарегистрирован в квартире по адресу: ....., собственником которой является КС Решением Березниковского городского суда от ..... ТМ признан не членом семьи КС Согласно выписки из протокола врачебной комиссии № от ..... и ТМ имеет право на дополнительную жилую площадь в связи с невозможностью совместного проживания граждан в одной квартире. Постановлением администрации г. Березники от ..... ТМ принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но при этом номер ТМ в очереди в списке инвалидов и семей, имеющих инвалидов, №. Полагает, что ТМ в соответствии с законодательством и заключением врачебной комиссии имеет право на внеочередное право получения жилого помещения, а в не порядке какой - либо очереди. До настоящего времени ТМ жильем не обеспечен. Просит признать за ТМ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, обязать администрацию г. Березники предоставить ТМ вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте г. Березники, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Истец в ходе судебного заседания на исковых требованиях настаивал по изложенным в нем доводам.
Представитель ответчика администрации г. Березники и третьего лица УИЗО г. Березники возражала против исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица ТУ Минсоцразвития Пермского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представили письменный отзыв, в котором просят рассмотреть дело без их участия.
Выслушав истца, представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст.1; ч.1 ст.7; статья 18; ч.1 и 2 ст. 19).
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17).
Частью первой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 01 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 01 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ, а также нормами Жилищного кодекса Российской Федерации вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Таким образом, положения указанных выше норм устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
Каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего в очереди на получение жилья, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне соответствующих заболеваний, пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди, исходя из положений пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний.
Согласно решению Березниковской городской Думы от 31.05.2016 N 116
"Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования "Город Березники" учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в г. Березники установлена в размере 10 кв. м. общей площади на человека; норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, - 12 квадратных метров общей площади на одного члена семьи.
Судом установлено, что Постановлением главы города Березники № от ..... ТМ принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении при администрации г. Березники. ( л.д.9)
Согласно справке № от ..... ТМ, ..... года рождения, является инвалидом ..... по ..... бессрочно (л.д. 7).
Таким образом, ТМ, как инвалид, нуждающийся в улучшении жилищных условий и вставший на соответствующий учет после ....., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно выписке из протокола врачебной комиссии № от ..... ТМ страдает заболеванием, которое относится к Перечню заболеваний, дающих право инвалидам на дополнительную жилую площадь, утвержденному Постановлением Правительства РФ № от ...... Согласно Постановлению Правительства № от ..... данное заболевание относится к Перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (л.д. 8).
Решением Березниковского городского суда Пермского края от ..... ТМ признан недееспособным вследствие психического заболевания.
Распоряжением главы местного самоуправления г. Березники Пермской области № от ..... опекуном ТМ назначен его отец Тимашов ВЕ (л.д. 6).
Решением Березниковского городского суда Пермского края от ..... ТМ признан не членом семьи КС (л.д. 10-11). Как установлено в решении суда ТМ зарегистрирован в жилом помещении по адресу: ....., собственником которой является КС
Все вышеуказанные основания сторонами не оспариваются, подтверждены надлежащими доказательствами, считаются судом установленными.
Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378 утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, где коды заболеваний по международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем F00 - F99, указаны как хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 817 утвержден также Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.
Указанные Постановления № 378 и № 817 утратили силу с 1 января 2018 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.07.2017 N 859. Между тем, спорные правоотношения возникли в период действия указанных выше Постановлений, и применяются судом при вынесении данного решения.
Согласно Справке № от ....., представленной по запросу суда КБУЗ « ..... », ТМ наблюдается с диагнозом ......
Таким образом, данный код заболевания входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ 16 июня 2006 г. № 378.
Оценив представленные суду доказательства на предмет относимости, допустимости, достаточности, взаимной связи доказательств в совокупности с нормами права, суд приходит к выводу о том, что ТМ имеет тяжелую форму хронического заболевания, которое входит в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года №378, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, поставлен на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма.
Ответчиком совершены действия по изданию Постановления администрации
г. Березники № от ....., то есть фактически признаны обстоятельства, являющиеся основными разногласиями, послужившими для обращения Тимашова ВЕ в суд.
Вместе с тем, в вышеуказанном постановлении не указано на то, что жилое помещение ТМ должно предоставляться во внеочередном порядке.
Довод представителя ответчика о том, что администрация г. Березники не является надлежащим ответчиком по делу, суд считает несостоятельным, поскольку предметом данного гражданского спора является предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, которое отнесено федеральным законодателем для категории граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, страдающих тяжелыми видами хронических заболеваний, к полномочиям органа местного самоуправления. При этом для правильного разрешения данного спора с участием физического лица не имеет правового значения источник финансирования расходных обязательств соответствующего бюджета.
Согласно ст. 31 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).
Из этого следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Таким образом, обязанность по предоставлению жилья ТМ должна быть возложена на ответчика – администрацию г. Березники.
Учитывая изложенное, суд находит требования Тимашова ВЕ, действующего в интересах ТМ, обоснованными и подлежащими удовлетворению. ТМ вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом имеющегося у него права на дополнительную жилую площадь как лицо, страдающее хроническим заболеванием, включенным в Перечень.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л :
Исковые требования Тимашов ВЕ, действующего в интересах недееспособного ТМ удовлетворить.
Обязать администрацию г. Березники предоставить ТМ вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте г. Березники, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, исходя из площади, превышающей норму предоставления на одного человека по договору социального найма – 12 кв.м. общей площади, но не более чем в два раза.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: подпись
Копия верна: Судья Ю.А. Халявина