Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3177/2021 ~ М-2643/2021 от 22.07.2021

УИН: 36RS0006-01-2021-004638-82

№2а-3177/2021

Строка: 3.025а

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 августа 2021 года Центральный районный суд г.Воронежа в составе: Председательствующего:        Шумейко Е.С.,

При секретаре:                Дегтяревой Н.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дженепо Умар Мусса к ГУ МВД России по Воронежская области о признании незаконным решения от 16.04.2021 об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ, о возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о предоставлении временного убежища на территории РФ,

у с т а н о в и л :

    Гражданин <адрес> Дженепо Умар Мусса обратился в Центральный районный суд города Воронежа с административным иском к ГУ МВД России по Воронежской области.

Административный истец Дженепо Умар Мусса просит признать незаконным решение от 16.04.2021 об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ, возложить обязанность повторно рассмотреть заявление о предоставлении временного убежища на территории РФ.

В обоснование заявленных административных исковых требований Дженепо Умар Мусса ссылается на то, что опасаясь за свою жизнь и здоровье в связи с активными боевыми действиями, он в 2013 году прибыл в Российскую Федерацию. 20.01.2021 УВМ ГУ МВД России по Воронежской области приняло у него заявление о предоставлении временного убежища на территории РФ. В настоящее время он обучается в <данные изъяты>». О поступлении Дженепо Умар Мусса в указанное учебное заведение ходатайствовала <данные изъяты>» <адрес>. После окончания института планирует работать в указанной организации <данные изъяты>. Кроме того, Дженепо Умар Мусса состоит на учете в УВКБ ООН в качестве лица, ищущего убежища.

Дженепо Умар Мусса считает, что оспариваемое решение нарушает его права, предусмотренные ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950), ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах", ст. ст. 17 и 63 Конституции РФ, поскольку он будет обязан вернуться в <адрес>, в которой идет кровопролитная война и административный истец будет подвержен реальной опасности наступления смерти или вреда его здоровью.

Дженепо Умар Мусса обращает внимание суда на то, что не представляет опасности для безопасности России, придерживается социально правильных взглядов на жизнь, исповедует ислам, который является официальной религией, не запрещенной на территории РФ, не занимается незаконной миссионерской деятельностью. Предоставление временного убежища ему необходимо для продолжения обучения и по ее окончании для работы в мечети. Осуществить выезд из России и оформить визу он не имеет возможности, так как в отношении него Новоусманским районным судом Воронежской области 12.08.2017 было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, с назначением наказания в виде выдворения. В случае выезда из РФ в отношении него будет принято решение о закрытии въезда на территорию РФ сроком 5 лет.

Административный истец Дженепо Умар Мусса в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен. Судом постановлено рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного истца Дженепо Умар Мусса, действующая на основании ордера, адвокат Бунятова Э.А. в судебном заседании административный иск поддержала, просила суд удовлетворить требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Воронежской области, действующая на основании доверенности, Урюпина А.С. просила отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения участников процесса, оценив все доказательства в их совокупности, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании объяснения лиц, участвующих в деле, материалов миграционного дела, судом установлено, что Дженепо Умар Мусса, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином <адрес>.

Документирован паспортом гражданина <адрес>, выданным Главным управлением национальной полиции ДД.ММ.ГГГГ. Срок действия паспорта истек ДД.ММ.ГГГГ.

20.01.2021 Дженепо Умар Мусса обратился в ГУ МВД России по Воронежской области с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации.

Решением ГУ МВД России по Воронежской области л/д от 16.04.2021 отказано в предоставлении временного убежища на территории РФ.

Не согласившись с законностью принятого решения, административный истец оспаривал решение в вышестоящем органе.

Решением главного специалиста-эксперта отдела по работе с беженцами и вынужденными переселенцами УРБСиВП ГУВМ МВД России ФИО1 от 11.06.2021 решение ГУ МВД России по Воронежской области от 16.04.2021 об отказе гражданину <адрес> Дженепо Умар Мусса в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации признано правомерным. В удовлетворении жалобы Дженепо Умар Мусса было отказано.

Заключением инспектора по ОП ОРСБ и ВП ОВГ УВМ ГУ МВД России по Воронежской области майора полиции ФИО2 в действиях должностных лиц УВМ ГУ МВД России по Воронежской области нарушений нормативных правовых актов Российской Федерации не усмотрено.

Административный истец реализовал право на оспаривание решения в судебном порядке, в связи с чем, просит решение признать незаконным и отменить.

В соответствии с ч.2 ст.46 Конституции РФ, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч.4 ст.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.227 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение или действие признано соответствующим нормативным правовым актам, не нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и не препятствующим к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов.

В соответствии частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ указано, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч. 11 ст.2 26 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании установлено, что 20.01.2021 лично Дженепо Умар Мусса без участия переводчика в ГУ МВД России по Воронежской области было подано заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

В анкете от 20.01.2021 Дженепо Умар Мусса указал, что на военной службе не состоял (п. 17.1), в настоящее время (ранее) его не разыскивают (-ли) полиция или другие правоохранительные органы иных государств (п.18), он не был вовлечен в инциденты с применением насилия (п.19), не подвергался уголовному преследованию (п.20), холост (п.22), с 2013 года и по настоящее время проживает в <адрес> и является студентом (п.27), ранее с ходатайством о признании беженцем (о предоставлении убежища) не обращался, покинул государство гражданской принадлежности с целью учебы (п.42), в политических, религиозных, военных или общественных организациях в государстве гражданской принадлежности не состоял (п.44), пока в государстве гражданской принадлежности идет конфликт между племенами и идет исламский терроризм, не желает вернуться <адрес> (п.47).

Решением ГУ МВД России по Воронежской области от 16.04.2021 л/д гражданину Федеративной <адрес> Дженепо Умар Мусса, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации было отказано в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 12 Федерального закона «О беженцах» и постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 №274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».

Как следует из оспариваемого решения, правовым основанием отказа в предоставлении временного убежища является ст. 12 Федерального закона "О беженцах".

Основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, а также экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев установлены Федеральным законом № 4528-1 от 19 февраля 1993 года "О беженцах".

Названный Федеральный закон, помимо предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца (статья 3), предусматривает также возможность предоставления указанным лицам временного убежища, т.е. права временно пребывать на территории Российской Федерации (подпункт 3 пункта 1 статьи 1, статья 12).Согласно пп. 3 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах", временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 1, 2, 4 и 5 ст. 12 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах", предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации. Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они: 1)имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации; 2)не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

В развитие указанных положений Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2001 года N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации" утвержден Порядок предоставления временного убежища на территории Российской Федерации.

В силу п. 7 Порядка, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.

Временное убежище предоставляется на срок до 1 года. Срок предоставления временного убежища продлевается на каждый последующий год решением территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, на учете в котором состоит лицо, на основании письменного заявления лица о продлении срока предоставления временного убежища, в котором оно указывает обстоятельства, требующие продления срока предоставления временного убежища (п.12 Порядка).

Перечень гуманных причин законом не установлен. К обстоятельствам, при наличии которых лицо не может быть выдворено (депортировано) относятся следующие: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности, прежнего обычного места жительства, куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Как следует из оспариваемого решения, ГУ МВД России по Воронежской области, исследовав материалы личного дела и сведения, указанные в ходатайстве, пришел к выводу о том, что заявитель не имеет достаточных доказательств того, что он не может вернуться в страну своей гражданской принадлежности – <адрес>. Никаких обоснованных препятствий для возвращения в <адрес> у заявителя не имеется.

В судебном заседании установлено, что все близкие родственники заявителя (отец, мать, братья, сестры) постоянно проживают на территории <адрес>.

В связи с этим, суд полагает обоснованным вывод уполномоченного органа при принятии решения, о критической оценке довода о том, что на территории <адрес> жизнь административного истца будет подвергнута опасности и ему будут угрожать в связи с его принадлежностью к этническому племени <данные изъяты> В случае возвращения в <адрес> он сможет обратиться к родственникам для оказания необходимой помощи и поддержки.

Доказательств того, что административный истец Дженепо Умар Мусса занимался общественной, политической, религиозной деятельностью, принимал участие в военных операциях, подвергался уголовному преследованию, имеет тяжелое состояние здоровья, суду не предоставлено, к заявлению о предоставлении временного убежища не прилагалось и в нем не указано.

Как следует из материалов миграционного дела, целью въезда Дженепо Умар Мусса на территорию Российской Федерации являлась учеба, что следует из многократной учебной визы, которая впоследствии им не была продлена по причинам, связанным с личностью заявителя.

14.10.2016 административный истец подал в УВМ ГУ МВД России по Воронежской области ходатайство о признании беженцем на территории РФ.

Решением ГУ МВД России по Воронежской области от 23.01.2017 заявителю отказано в признании беженцем на территории РФ, как лицу, не отвечающему критериям, определяющим понятие «беженец».

Дженепо Умар Мусса обращался в Центральный районный суд г.Воронежа с административным исковым заявлением к ГУ МВД России по Воронежская области о признании незаконным решения от 15.07.2019 об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ, о возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о предоставлении временного убежища.

Решением Центрального районного суда г.Воронежа от 13.09.2019 Дженепо Умар Мусса было отказано в удовлетворении административных исковых требований.

Апелляционным определением Воронежского областного суда от 26.11.2019 решением Центрального районного суда г. Воронежа от 13.09.2019 оставлено без изменения, а жалоба Дженепо Умар Мусса без удовлетворения.

Вступившим в законную силу решением суда установлено, Дженепо Умар Мусса с 2013 года находится на территории России, и не предпринял попыток для легализации своего положения на территории РФ. Как на период рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища, так и до настоящего времени, административный истец, как иностранный гражданин, не стал на миграционный учет, что свидетельствует о неуважении к соблюдению законодательства Российской Федерации.

Постановлением Новоусманского районного суда Воронежской области от 12.08.2017 Дженепо У.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.8 ч. 1.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа 2000 (две тысячи) рублей с административным выдворением за пределы РФ, путем самостоятельного выезда из РФ.

Административное наказание Дженепо У.М. не исполнено.

Постановлением Ленинского районного суда г. Воронежа, от 10.04.2019 Дженепо У.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.8 ч. 1.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа 2000 (две тысячи) рублей, без выдворения.

Административное наказание Дженепо У.М. исполнено, штраф оплачен.

26.04.2019 Дженепо У.М. обратился в УВМ ГУ МВД России по Воронежской области с письменным заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Решением ГУ МВД России по Воронежской области от 15.07.2019 Дженепо У.М. отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 12 Федерального закона «О беженцах» и п.16 Постановления Правительства РФ «О предоставлении временного убежища» от 09.04.2001 №274

Согласно ч.1 ст. 63 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

При принятии решения суд принимает во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в п.п. 2.2 Определения от 30.09.2010 № 1317-О-П, согласно которой по своей правовой природе временное убежище, предоставляемое в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах", является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на территории Российской Федерации. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке. Иное привело бы к возможности злоупотребления правом сo стороны лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, и к нарушению конституционного принципа равенства, который, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории (Постановление от 27 апреля 2001 года N 7-П).

Таким образом, предоставление иностранному гражданину и лицу без гражданства временного убежища на территории Российской Федерации возможно только при исчерпании предусмотренных законодательством механизмов получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации.

Временное убежище предоставляется иностранному гражданину или лицу без гражданства в том случае, если он не имеет законных оснований находиться на территории России, но не может быть выдворен по гуманным основаниям.

Суд полагает, что ГУ МВД России по Воронежской области дана надлежащая оценка изложенных иностранным гражданином в заявлении о предоставлении временного убежища на территории РФ доводов.

Решение мотивировано и принято с учетом норм международного законодательства, а именно: ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950), ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах", ст. ст. 17 и 63 Конституции РФ.

Иных обстоятельств, свидетельствующих о наличии причин, требующих предоставления административному истцу временного убежища, в ходе рассмотрения дела не установлено.

По указанным основаниям суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого решения нормам действующего законодательства, а, следовательно, отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

    При принятии решения, суд принимает во внимание, что административный истец в течение длительного времени пребывал на территории РФ в отсутствие правовых оснований, не принимал соответствующих мер для получения разрешительных документов.

    Дженепо Умар Мусса дважды привлекался к административной ответственности за нарушение норм миграционного законодательства, административное наказание в виде административного выдворения не исполнил.

    Установив, что оспариваемое решение является законным и прав административного истца не нарушает, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 177-179 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Дженепо Умар Мусса к ГУ МВД России по Воронежская области о признании незаконным решения от 16.04.2021 об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ, о возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о предоставлении временного убежища на территории РФ оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение суда изготовлено в окончательной форме 27.08.2021.

Судья:                         Шумейко Е.С.

УИН: 36RS0006-01-2021-004638-82

№2а-3177/2021

Строка: 3.025а

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 августа 2021 года Центральный районный суд г.Воронежа в составе: Председательствующего:        Шумейко Е.С.,

При секретаре:                Дегтяревой Н.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дженепо Умар Мусса к ГУ МВД России по Воронежская области о признании незаконным решения от 16.04.2021 об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ, о возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о предоставлении временного убежища на территории РФ,

у с т а н о в и л :

    Гражданин <адрес> Дженепо Умар Мусса обратился в Центральный районный суд города Воронежа с административным иском к ГУ МВД России по Воронежской области.

Административный истец Дженепо Умар Мусса просит признать незаконным решение от 16.04.2021 об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ, возложить обязанность повторно рассмотреть заявление о предоставлении временного убежища на территории РФ.

В обоснование заявленных административных исковых требований Дженепо Умар Мусса ссылается на то, что опасаясь за свою жизнь и здоровье в связи с активными боевыми действиями, он в 2013 году прибыл в Российскую Федерацию. 20.01.2021 УВМ ГУ МВД России по Воронежской области приняло у него заявление о предоставлении временного убежища на территории РФ. В настоящее время он обучается в <данные изъяты>». О поступлении Дженепо Умар Мусса в указанное учебное заведение ходатайствовала <данные изъяты>» <адрес>. После окончания института планирует работать в указанной организации <данные изъяты>. Кроме того, Дженепо Умар Мусса состоит на учете в УВКБ ООН в качестве лица, ищущего убежища.

Дженепо Умар Мусса считает, что оспариваемое решение нарушает его права, предусмотренные ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950), ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах", ст. ст. 17 и 63 Конституции РФ, поскольку он будет обязан вернуться в <адрес>, в которой идет кровопролитная война и административный истец будет подвержен реальной опасности наступления смерти или вреда его здоровью.

Дженепо Умар Мусса обращает внимание суда на то, что не представляет опасности для безопасности России, придерживается социально правильных взглядов на жизнь, исповедует ислам, который является официальной религией, не запрещенной на территории РФ, не занимается незаконной миссионерской деятельностью. Предоставление временного убежища ему необходимо для продолжения обучения и по ее окончании для работы в мечети. Осуществить выезд из России и оформить визу он не имеет возможности, так как в отношении него Новоусманским районным судом Воронежской области 12.08.2017 было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, с назначением наказания в виде выдворения. В случае выезда из РФ в отношении него будет принято решение о закрытии въезда на территорию РФ сроком 5 лет.

Административный истец Дженепо Умар Мусса в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен. Судом постановлено рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного истца Дженепо Умар Мусса, действующая на основании ордера, адвокат Бунятова Э.А. в судебном заседании административный иск поддержала, просила суд удовлетворить требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Воронежской области, действующая на основании доверенности, Урюпина А.С. просила отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения участников процесса, оценив все доказательства в их совокупности, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании объяснения лиц, участвующих в деле, материалов миграционного дела, судом установлено, что Дженепо Умар Мусса, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином <адрес>.

Документирован паспортом гражданина <адрес>, выданным Главным управлением национальной полиции ДД.ММ.ГГГГ. Срок действия паспорта истек ДД.ММ.ГГГГ.

20.01.2021 Дженепо Умар Мусса обратился в ГУ МВД России по Воронежской области с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации.

Решением ГУ МВД России по Воронежской области л/д от 16.04.2021 отказано в предоставлении временного убежища на территории РФ.

Не согласившись с законностью принятого решения, административный истец оспаривал решение в вышестоящем органе.

Решением главного специалиста-эксперта отдела по работе с беженцами и вынужденными переселенцами УРБСиВП ГУВМ МВД России ФИО1 от 11.06.2021 решение ГУ МВД России по Воронежской области от 16.04.2021 об отказе гражданину <адрес> Дженепо Умар Мусса в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации признано правомерным. В удовлетворении жалобы Дженепо Умар Мусса было отказано.

Заключением инспектора по ОП ОРСБ и ВП ОВГ УВМ ГУ МВД России по Воронежской области майора полиции ФИО2 в действиях должностных лиц УВМ ГУ МВД России по Воронежской области нарушений нормативных правовых актов Российской Федерации не усмотрено.

Административный истец реализовал право на оспаривание решения в судебном порядке, в связи с чем, просит решение признать незаконным и отменить.

В соответствии с ч.2 ст.46 Конституции РФ, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч.4 ст.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.227 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение или действие признано соответствующим нормативным правовым актам, не нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и не препятствующим к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов.

В соответствии частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ указано, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч. 11 ст.2 26 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании установлено, что 20.01.2021 лично Дженепо Умар Мусса без участия переводчика в ГУ МВД России по Воронежской области было подано заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

В анкете от 20.01.2021 Дженепо Умар Мусса указал, что на военной службе не состоял (п. 17.1), в настоящее время (ранее) его не разыскивают (-ли) полиция или другие правоохранительные органы иных государств (п.18), он не был вовлечен в инциденты с применением насилия (п.19), не подвергался уголовному преследованию (п.20), холост (п.22), с 2013 года и по настоящее время проживает в <адрес> и является студентом (п.27), ранее с ходатайством о признании беженцем (о предоставлении убежища) не обращался, покинул государство гражданской принадлежности с целью учебы (п.42), в политических, религиозных, военных или общественных организациях в государстве гражданской принадлежности не состоял (п.44), пока в государстве гражданской принадлежности идет конфликт между племенами и идет исламский терроризм, не желает вернуться <адрес> (п.47).

Решением ГУ МВД России по Воронежской области от 16.04.2021 л/д гражданину Федеративной <адрес> Дженепо Умар Мусса, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации было отказано в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 12 Федерального закона «О беженцах» и постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 №274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».

Как следует из оспариваемого решения, правовым основанием отказа в предоставлении временного убежища является ст. 12 Федерального закона "О беженцах".

Основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, а также экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев установлены Федеральным законом № 4528-1 от 19 февраля 1993 года "О беженцах".

Названный Федеральный закон, помимо предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца (статья 3), предусматривает также возможность предоставления указанным лицам временного убежища, т.е. права временно пребывать на территории Российской Федерации (подпункт 3 пункта 1 статьи 1, статья 12).Согласно пп. 3 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах", временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 1, 2, 4 и 5 ст. 12 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах", предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации. Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они: 1)имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации; 2)не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

В развитие указанных положений Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2001 года N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации" утвержден Порядок предоставления временного убежища на территории Российской Федерации.

В силу п. 7 Порядка, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.

Временное убежище предоставляется на срок до 1 года. Срок предоставления временного убежища продлевается на каждый последующий год решением территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, на учете в котором состоит лицо, на основании письменного заявления лица о продлении срока предоставления временного убежища, в котором оно указывает обстоятельства, требующие продления срока предоставления временного убежища (п.12 Порядка).

Перечень гуманных причин законом не установлен. К обстоятельствам, при наличии которых лицо не может быть выдворено (депортировано) относятся следующие: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности, прежнего обычного места жительства, куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Как следует из оспариваемого решения, ГУ МВД России по Воронежской области, исследовав материалы личного дела и сведения, указанные в ходатайстве, пришел к выводу о том, что заявитель не имеет достаточных доказательств того, что он не может вернуться в страну своей гражданской принадлежности – <адрес>. Никаких обоснованных препятствий для возвращения в <адрес> у заявителя не имеется.

В судебном заседании установлено, что все близкие родственники заявителя (отец, мать, братья, сестры) постоянно проживают на территории <адрес>.

В связи с этим, суд полагает обоснованным вывод уполномоченного органа при принятии решения, о критической оценке довода о том, что на территории <адрес> жизнь административного истца будет подвергнута опасности и ему будут угрожать в связи с его принадлежностью к этническому племени <данные изъяты> В случае возвращения в <адрес> он сможет обратиться к родственникам для оказания необходимой помощи и поддержки.

Доказательств того, что административный истец Дженепо Умар Мусса занимался общественной, политической, религиозной деятельностью, принимал участие в военных операциях, подвергался уголовному преследованию, имеет тяжелое состояние здоровья, суду не предоставлено, к заявлению о предоставлении временного убежища не прилагалось и в нем не указано.

Как следует из материалов миграционного дела, целью въезда Дженепо Умар Мусса на территорию Российской Федерации являлась учеба, что следует из многократной учебной визы, которая впоследствии им не была продлена по причинам, связанным с личностью заявителя.

14.10.2016 административный истец подал в УВМ ГУ МВД России по Воронежской области ходатайство о признании беженцем на территории РФ.

Решением ГУ МВД России по Воронежской области от 23.01.2017 заявителю отказано в признании беженцем на территории РФ, как лицу, не отвечающему критериям, определяющим понятие «беженец».

Дженепо Умар Мусса обращался в Центральный районный суд г.Воронежа с административным исковым заявлением к ГУ МВД России по Воронежская области о признании незаконным решения от 15.07.2019 об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ, о возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о предоставлении временного убежища.

Решением Центрального районного суда г.Воронежа от 13.09.2019 Дженепо Умар Мусса было отказано в удовлетворении административных исковых требований.

Апелляционным определением Воронежского областного суда от 26.11.2019 решением Центрального районного суда г. Воронежа от 13.09.2019 оставлено без изменения, а жалоба Дженепо Умар Мусса без удовлетворения.

Вступившим в законную силу решением суда установлено, Дженепо Умар Мусса с 2013 года находится на территории России, и не предпринял попыток для легализации своего положения на территории РФ. Как на период рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища, так и до настоящего времени, административный истец, как иностранный гражданин, не стал на миграционный учет, что свидетельствует о неуважении к соблюдению законодательства Российской Федерации.

Постановлением Новоусманского районного суда Воронежской области от 12.08.2017 Дженепо У.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.8 ч. 1.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа 2000 (две тысячи) рублей с административным выдворением за пределы РФ, путем самостоятельного выезда из РФ.

Административное наказание Дженепо У.М. не исполнено.

Постановлением Ленинского районного суда г. Воронежа, от 10.04.2019 Дженепо У.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.8 ч. 1.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа 2000 (две тысячи) рублей, без выдворения.

Административное наказание Дженепо У.М. исполнено, штраф оплачен.

26.04.2019 Дженепо У.М. обратился в УВМ ГУ МВД России по Воронежской области с письменным заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Решением ГУ МВД России по Воронежской области от 15.07.2019 Дженепо У.М. отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 12 Федерального закона «О беженцах» и п.16 Постановления Правительства РФ «О предоставлении временного убежища» от 09.04.2001 №274

Согласно ч.1 ст. 63 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

При принятии решения суд принимает во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в п.п. 2.2 Определения от 30.09.2010 № 1317-О-П, согласно которой по своей правовой природе временное убежище, предоставляемое в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах", является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на территории Российской Федерации. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке. Иное привело бы к возможности злоупотребления правом сo стороны лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, и к нарушению конституционного принципа равенства, который, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории (Постановление от 27 апреля 2001 года N 7-П).

Таким образом, предоставление иностранному гражданину и лицу без гражданства временного убежища на территории Российской Федерации возможно только при исчерпании предусмотренных законодательством механизмов получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации.

Временное убежище предоставляется иностранному гражданину или лицу без гражданства в том случае, если он не имеет законных оснований находиться на территории России, но не может быть выдворен по гуманным основаниям.

Суд полагает, что ГУ МВД России по Воронежской области дана надлежащая оценка изложенных иностранным гражданином в заявлении о предоставлении временного убежища на территории РФ доводов.

Решение мотивировано и принято с учетом норм международного законодательства, а именно: ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950), ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах", ст. ст. 17 и 63 Конституции РФ.

Иных обстоятельств, свидетельствующих о наличии причин, требующих предоставления административному истцу временного убежища, в ходе рассмотрения дела не установлено.

По указанным основаниям суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого решения нормам действующего законодательства, а, следовательно, отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

    При принятии решения, суд принимает во внимание, что административный истец в течение длительного времени пребывал на территории РФ в отсутствие правовых оснований, не принимал соответствующих мер для получения разрешительных документов.

    Дженепо Умар Мусса дважды привлекался к административной ответственности за нарушение норм миграционного законодательства, административное наказание в виде административного выдворения не исполнил.

    Установив, что оспариваемое решение является законным и прав административного истца не нарушает, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 177-179 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Дженепо Умар Мусса к ГУ МВД России по Воронежская области о признании незаконным решения от 16.04.2021 об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ, о возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о предоставлении временного убежища на территории РФ оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение суда изготовлено в окончательной форме 27.08.2021.

Судья:                         Шумейко Е.С.

1версия для печати

2а-3177/2021 ~ М-2643/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Дженепо Умар Мусса
Ответчики
ГУ МВД России Воронежской области
Другие
ВОКА "АК Советского района г.Воронежа" Бунятова Эмилия Азадовна
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Шумейко Елена Сергеевна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
22.07.2021Регистрация административного искового заявления
22.07.2021Передача материалов судье
23.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
23.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2021Судебное заседание
27.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.11.2021Дело оформлено
30.11.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее