Мотивированное решение
Изготовлено 16.06.2020 года №
50RS0№-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Подольский городской суд <адрес> в составе
Председательствующего судьи Звягинцевой Е.А.
При секретаре ФИО2
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ-МОРО ФСС РФ о взыскании суммы компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации
УСТАНОВИЛ
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Московскому областному региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежной компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации в сумме 19 504 рубля, мотивируя свои требования тем, что он является инвали<адрес> группы и согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида имеет право на бесплатное обеспечение ортопедической обувью - 2 пары в год. В июле 2019 года он, находясь в Украине, самостоятельно приобрел 2 пары ортопедической обуви по цене 3 500 гривен и 4 500 гривен, что эквивалентно 19 504 рублям. Для получения компенсационной выплаты он обратился в филиал 18 Фонда социального страхования. Однако, в выплате ему отказано, что нарушает его права.
Истец ФИО1 в судебном заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 5 оборот).
Ответчик представитель ГУ-МОРО ФСС РФ в судебное заседание явился, исковые требования не признал.
Суд, обозрев исковое заявление, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Техническими средствами реабилитации инвалидов являются протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты).
Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.
Согласно ст. 11 указанного Федерального закона, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В судебном заседании установлено:
ФИО1 является инвали<адрес>-й группы бессрочно с апреля 2004 года (л.д. 6).
ФИО1 нуждается в ортопедической обуви, что отражено в индивидуальной программе реабилитации инвалида (л.д. 7-8).
ФИО1 обратился в филиал № ГУ-МОРО ФСС РФ с заявлениями о возмещении расходов по приобретению обуви ортопедической без утепленной подкладки и расходов по приобретению обуви ортопедической сложной на утепленной подкладке стоимостью 19 504 рубля.
Ответчиком отказано ФИО1 в удовлетворении заявления, поскольку товарный чек государства Украина заполнен на русском языке, а оформление чека на негосударственном языке не соответствует требованиям оформления расчетного документа. Также чек не содержит название хозяйственной единицы, адрес хозяйственной единицы и не содержит ИНН плательщика (или код ЕГРПОУ).
Кроме того, отсутствуют сведения, что ИП ФИО3 имеет право осуществлять деятельность, связанной с торговлей ортопедической обувью.
В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, сроки пользования техническими средствами (изделиями) до их замены устанавливаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно п. 15(1) указанного Положения, в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.
Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н утверждены сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены, и данный срок для ортопедической обуви истца составляет 1 год.
В силу п. 2 Утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 57н Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услуг, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном ст. 26.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2008, N 30 (ч. I), ст. 3597; N 52 (ч. I), ст. 6236), полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации (далее - уполномоченные органы) по месту жительства инвалида.
Пунктом 3 указанного Порядка, компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 214н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 28858), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
Согласно п. 5 указанного Порядка, компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов:
документа, удостоверяющего личность;
индивидуальной программы реабилитации инвалида;
страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).
Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации.
Пунктом 6 указанного Положения предусмотрено, что решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации.
В силу п. 7 указанного Порядка, определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в отношении оказания услуги по ремонту технического средства реабилитации), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг.
Приведенные положения нормативных актов фактически не предусматривают оснований к оставлению без исполнения заявления инвалида на компенсацию расходов по приобретению в данном случае ортопедической обуви, а также к отказу в выплате истцу данной компенсации по той причине, что продавец не был уполномочен на реализацию товара в виде ортопедической обуви.
Истец является инвали<адрес>-й группы, он, согласно программы реабилитации, должен обеспечиваться ортопедической обувью. В 2019 году истец не обеспечивался бесплатно ортопедической обувью, приобрел ее самостоятельно в количестве двух пар.
То обстоятельство, что согласно выписки из ЕГРИП в отношении продавца ИП ФИО3 не указан вид деятельности как продажа ортопедической обуви, а также то, что товарный чек государства Украина заполнен на русском языке, не может служить основанием к отказу в выплате истцу компенсации на приобретение ортопедической обуви, так как такое основание не предусмотрено законодательством.
Вместе с тем, согласно представленной ответчиком информации по госконтракту для выполнения ортопедической обуви в 2019 году, размер приобретение ортопедической обуви по госконтракту составляет для ортопедической обуви без утепления 9 260 рублей 79 копеек и с утепленной подкладкой 9 661 рубль 41 копейка.
В этом случае, размер подлежащей выплате компенсации истцу для приобретения ортопедической обуви составит 18 922 рубля 20 копеек.
Суд взыскивает с ГУ-МОРО ФСС РФ в пользу ФИО1 денежную сумму 18 922 рубля 20 копеек компенсацию расходов по самостоятельному приобретению ортопедической обуви.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Взыскать с ГУ-МОРО ФСС РФ в пользу ФИО1 компенсационные выплаты 18 922 рубля 20 копеек, в остальной части иска о взыскании компенсационной выплаты свыше взысканной суммы отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Подольский городской суд в течение 1 месяца.
Председательствующий судья (подпись) Е.А. Звягинцева