Дело № 2-296/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июля 2015 года село Шебалино
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего Унутова Э.Д.,
при секретаре Свитлик С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Республике Алтай в защиту интересов неопределенного круга потребителей к Обществу с ограниченной ответственностью «Тепловодресурс», администрации Муниципального образования «Шебалинский район» о признании незаконным бездействия и обязании организовать подачу населению качественной питьевой воды,
установил:
Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай в лице представителя по доверенности - и.о. начальника территориального отдела в Шебалинском, Чемальском районах Мендешева А.П. обратилось в суд с иском (с учетом уточнения) к ООО «Тепловодресурс» о признании незаконным бездействия по устранению нарушений норм санитарного законодательства, обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать подачу качественной холодной питьевой воды населению в точках водозабора наружной и внутренней водозаборной сети по <адрес> в <адрес> Республики Алтай.
Определениями суда к участию в деле привлечены администрация МО «Шебалинский район» соответчиком, Отдел по управлению муниципальным имуществом МО «Шебалинский район» третьим лицом.
В письменном отзыве на иск представитель третьего лица администрации МО «Шебалинский район» Анаков А.А. указал, что в бюджете МО «Шебалинский район» на 2015 г. денежные средства на ремонт водопроводной системы не заложены. Просит с учетом объемов ремонтных работ и больших финансовых вложений установить срок выполнения капитального ремонта водопровода <адрес> исходя из реально сложившихся обстоятельств.
В судебном заседании исковые требования представитель истца Иванов А.С. подержал, представители ответчиков ООО «Тепловодресурс» Посеуков М.В., администрации МО «Шебалинский район» Анаков А.А. признали. Последние просили установить срок исполнения решения суда до 01.12.2015.
Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска в связи со следующим.
В соответствии со ст. 46 ГПК РФ Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (ст. 8). Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг (ст. 11). Население сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей (п.3 ст. 19).
Государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами признаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. При этом в целях данного Закона под средой обитания человека понимается совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека, а к факторам среды обитания относятся биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений (ст.1).
В соответствии с п.1 ст.19 последнего Закона № 52-ФЗ, пункта 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 26 сентября 2001 года, питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические показатели. В п.2 данной статьи указано, что юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 7.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" качество оказываемой услуги должно соответствовать договору. В соответствии со статьями 4, 7 данного Закона потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасной для жизни и здоровья потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни, здоровья потребителей окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, являются обязательными и устанавливаются законом. Если предусмотрены обязательные требования к работе (услуге), исполнитель обязан передать, выполнить работу (оказать услугу), соответствующую этим требованиям. В силу ст. 29 данного Закона исполнитель - организация, выполняющая работы или оказывающая услуги потребителям по возмездному договору, от которой потребитель вправе требовать качественного оказания услуг.
Согласно статьям 13, 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана по договору подавать абонентам питьевую воду установленного качества.
В судебном заседании установлено, что ООО «Тепловодресурс» создано в целях, в том числе, оказания физическим лицам услуг водоснабжения. Население <адрес> получают питевую воду на основании заключенных с ООО «Тепловодресурс» договоров.
Согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Тепловодресурс» арендует по ДД.ММ.ГГГГ у Отдела по управлению муниципальным имуществом МО «Шебалинский район», в том числе скважину и водонапорную башню № по <адрес> в <адрес>, водопроводные сети по <адрес>, Пролетарская в <адрес>. Обязуется содержать арендуемые объекты и прилегающую территорию в полной исправности и соответствии с требованиями СЭС и пожарной охраны, своевременно производить за свой счет текущий ремонт арендуемых объектов.
Согласно материалам дела определением ведущего специалиста-эксперта ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай в Шебалинском, Чемальском районах № от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 6.5 КоАП РФ и назначено административное расследование в отношении ООО «Тепловодресурс», в ходе которой выявлены нарушения норм санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно выявлено в нарушение пунктов 3.2, 3.4 и 3.4.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 повышенное содержание нитратов в воде централизованной системы питьевого водоснабжения в <адрес>:
- из водозаборной колонки по <адрес> результат исследования 209 мг/дм3, при гигиеническом нормативе 45 мг/дм3;
- из водопроводного крана по <адрес> результат исследования 106 мг/дм3, при гигиеническом нормативе 45 мг/дм3.
Тем самым ООО «Тепловодресурс» не обеспечило соответствие качества питьевой воды гигиеническим нормативам в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети, что создает угрозу ухудшения здоровья граждан пользующихся данной питьевой водой.
Аналогичные нарушения ООО «Тепловодресурс» требований пунктов 3.2, 3.4, 3.4.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 выявлялись в ходе административного расследования весной 2014 года, по итогам которого был составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении по ст. 6.5 КоАП РФ и вынесено постановление по делу об административном правонарушении № от 12.05.2015. Было выдано предписание об устранении выявленных требований в срок до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Тепловодресурс» представлен отчет об исполнении данного предписания.
По итогам административного расследования ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол № об административном правонарушении по ст. 6.5 КоАП РФ и вынесено постановление по делу об административном правонарушении №45-05.
Начальником ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай в Шебалинском, Чемальском районах выдано ООО «Тепловодресурс» предписание № от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ на эксплуатируемых системах централизованного питьевого водоснабжения населения обеспечить соответствие качества питьевой воды гигиеническим нормативам пунктов 3.2, 3.4 и 3.4.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 табл. 2.
Согласно пояснениям Мендешева А.П., Посеукова М.В. и СанПиН 2.1.4.1074-01 и качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (п. 3.2). Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение. Норматив (предельно допустимые концентрации) нитратов не более 45 мг/дм3 (таблица 2, п. 3.4.1).
Судом установлено, что водопроводные сети по <адрес> в <адрес> Республики Алтай питаются из скважины по <адрес> данного села.
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ обследования участка водопровода скважины № в <адрес> длиной 1.9 км. следует, что данный участок построен в 1975-1978 г.г., выполнен из чугунных труб диаметром 100 – 150 мм., проложен на глубине 3 -3,2 м., колодцы бетонные, запорная арматура представляет собой чугунные задвижки диаметром 100 мм., расположенные в бетонных колодцах, соединены с основным (чугунным) трубопроводом стальными трубами диаметром 110 мм на расстоянии 2.5 м. от колодца. Данные стальные трубы подвержены коррозии, имеются свищи и трещины. Имеются расстыковки соединений чугунного трубопровода в следствии движения грунтов с явными следами протечки воды. Добываемая из скважины вода соответствует требованиям СанПин 2.1.4.1074-01, а водопроводная трасса находится в аварийном состоянии в следствие износа водопроводов, запорной задвижки и расстыковки соединений чугунных труб, снижение качества подаваемой потребителям воды происходит в процессе транспортировки. Для улучшения качества воды необходимо произвести капитальный ремонт водопровода длиной 1.9 км. с заменой труб и запорной арматуры.
Из информации ООО «Тепловодресурс» от 05.06.2015, плана технических мероприятий по подготовке объектов к работе в осенне-зимний период 2015-2016 г.г. следует, что в тариф на услуги холодного водоснабжения заложены на ремонтные работы в 2014 г. 113 000. 42 рублей, которые были затрачены на установку погружных насосов ЭКО и пьезометрических трубок на скважинах РЭС, № в <адрес>. В 2015 году заложены 127 390 рублей, которые будут затрачены в <адрес> в июле 2015 г. на замену колодца по <адрес> – 30 000 рублей, в августе 2015 г. на капитальный ремонт водопровода по <адрес> – 97 390 рублей.
В связи с превышением нитратов в 5 раз допустимой нормы в результате аварии на водопроводе в <адрес> администрацией МО «Шебалинский район» направлены письма от 21.05.2015, ДД.ММ.ГГГГ соответственно в Правительство, Министерство финансов Республики Алтай с просьбой выделить 1 000 000 рублей на капитальный ремонт водопровода сметной стоимостью 2 327 866 рублей и готовностью оставшуюся часть софинансировать из бюджета МО «Шебалинский район».
Доводы истца о ненадлежащем качестве питьевой воды в централизованной системе холодного водоснабжения по <адрес> в <адрес> подтверждены представленными доказательствами и ответчиками не оспариваются.
В силу п.4.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п.1 ч.1, п.1.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" по общему правилу к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района соответствующих относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения на территории сельского поселения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими холодное водоснабжение своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Суд принимает во внимание доводы представителя ООО «Тепловодресурс» о недостаточности собственных средств для проведения капитального ремонта водопроводной сети, а также доводы представителя администрации МО «Шебалинский район» Анакова А.А. о том, что софинансирование капитального ремонта за счет средств местного бюджета будет осуществляться администрацией района.
Таким образом, администрация МО «Шебалинский район» обязана организовать, а ООО «Тепловодресурс» как продавец обязано осуществлять подачу населению <адрес> в централизованной системе холодного водоснабжения качественной питьевой воды.
Само по себе недостаточность денежных средств у ответчиков не является основанием для освобождения их от данных обязанностей.
Поскольку вина ООО «Тепловодресурс» в ненадлежащем оказании услуг по водоснабжению установлена постановлениями по делу об административном правонарушении, не оспоренными в установленном законом порядке, с учетом ранее неоднократно выданных ООО «Тепловодресурс» предписаний об устранении выявленных нарушений и отсутствия доказательств их реального устранения, суд полагает установленным незаконность бездействия ООО «Тепловодресурс» по устранению нарушений требований норм санитарного законодательства.
Поскольку признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд в соответствии с ч.2 ст.39, ч.3 ст.173, п.4 ст.198 ГПК РФ принимает признание иска ответчиками и решение об удовлетворении иска.
Исходя из объема предстоящих мероприятий, возможности проведения земляных работ суд считает разумным установить срок исполнения решения суда до 01.12.2015 года.
Согласно ч. 2 ст. 46 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении иска, предъявленного в защиту неопределенного круга потребителей о прекращении противоправных действий изготовителя (продавца, исполнителя) суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
В связи с изложенным, суд полагает необходимым возложить на ответчиков обязанность в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей решение суда путем его опубликования в газете «Сельская новь».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 173, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Тепловодресурс» (<данные изъяты> по устранению нарушений требований норм санитарного законодательства.
Обязать ООО «Тепловодресурс», администрацию Муниципального образования «Шебалинский район»:
организовать подачу качественной питьевой воды населению в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети холодного водоснабжения по <адрес> в <адрес> Республики Алтай в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей решение суда путем его опубликования в газете «Сельская новь».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай через Шебалинский районный суд Республики Алтай в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 02 июля 2015 года.
Председательствующий Э.Д. Унутов