Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-615/2018 ~ М-601/2018 от 01.10.2018

Дело № 2-615/2018

УИД: 66RS0046-01-2018-000869-32

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 ноября 2018 года Пригородный районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Лисовенко Н.Е.,

при секретаре Чесноковой А.И.,

с участием прокурора Тюрина С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Нижнетагильская Птицефабрика» о возложении обязанности устранить нарушения экологического законодательства, -

У С ТА Н О В И Л:

Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор обратился с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Нижнетагильская птицефабрика» о возложении обязанности устранить нарушения экологического законодательства.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что был изучен акт проверки Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу исполнения ответчиком требований законодательства об охране окружающей среды от 24.08.2018 года № 410. Основным видом деятельности предприятия является разведение сельскохозяйственной птицы. Производственная деятельность предприятия связана с выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Предприятие имеет 27 источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из которых 5 – организованные, и 22 – неорганизованные. За 2017 год суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферу составил – 21,677 т., из них твердых загрязняющих веществ – 7,391 т., жидких и газообразных – 14,286т. У предприятия отсутствуют пыле-газоочистные установки. Нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух для производственной площадки не утверждены, отсутствует разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ. Прокурор просит возложить на ответчика обязанность в срок до 30.09.2019 года разработать и предоставить в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу для утверждения проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; возложить на ответчика обязанность в срок до 30.09.2019 года подготовить и направить в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу документы, необходимые для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Исковое заявление подано в связи с выявленными нарушениями требований законодательства в сфере экологического законодательства.

В судебном заседании, прокурор поддержал исковые требования по доводам и основаниям, указанным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика в суд не явился, извещен путем направления судебной повестки и копии искового материала, по месту нахождения организации. Местонахождение ответчика подтверждено выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

При данных обстоятельствах, учитывая двухмесячные сроки рассмотрения гражданских дел, суд признаёт извещение ответчика надлежащим, а неявку его представителя в судебное заседание не уважительной.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Данное положение основного закона корреспондирует с положениями ст. 58 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон «Об охране окружающей среды», который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает принципы осуществления хозяйственной деятельности юридических лиц и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, в том числе такая деятельность должна осуществляться: с соблюдением права человека на благоприятную окружающую среду; с обеспечением благоприятных условий жизнедеятельности человека; с научно обоснованным сочетанием экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; с осуществлением охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимым условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; с платностью природопользования и возмещением вреда окружающей среде; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; с обязательностью проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; с допустимостью воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; с обеспечением интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности. При этом презюмируется экологическая опасность планируемой хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Ответчик – ООО «Нижнетагильская птицефабрика» осуществляет свою деятельность в качестве юридического лица с момента его государственной регистрации 23.12.2003, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица (л.д. 15 оборот), выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 9-14) и свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д. 15).

Как видно из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом экономической деятельности ответчика является – разведение сельскохозяйственной птицы.

В судебном заседании установлено, что ответчик осуществляет производственную деятельность по разведению сельскохозяйственной птицы на территории Горноуральского городского округа на производственной площадке предприятия.

Как следует из свидетельства № CEOKT4US ОТ 12.04.2018 года ООО «Нижнетагильская птицефабрика» поставлена на государственный учет, как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, присвоен код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду: 65-0166-001704-П, (л.д. 23-24).

Согласно представленной ООО «Нижнетагильская птицефабрика» справке № 211 от 02.08.2018 года (л.д. 25) в состав предприятия входят структурные подразделения: участок № 1 цеха сортировки и переработки яйца; участок № 2 цеха сортировки и переработки яйца;участок № 3 цеха сортировки и переработки яйца; цех промышленного производства яйца; цех выращивания; отдел маркетинга; автотранспортный цех; служба охраны; цех убоя и переработки мяса птицы; цех по ремонту технологического оборудования; ремонтно-строительный участок; ветеринарная служба; газовая служба; хозяйственная служба; энергоцех; отдел растениеводства; управление.

Согласно перечня оборудования (л.д. 46) в структурных подразделения имеется следующее оборудование:

- цех промышленного производства яиц – клеточное оборудование для содержания кур несушек UNIVENTUV-500;

- цех выращивания – клеточное оборудование для выращивания молодняка кур несушек UNIVENTStarter-630;

- цех по ремонту технологического оборудования – сварочный аппарат Titan220V;

- автотранспортный цех – стоянка автотранспорта (33 единицы автотранспорта и 24 трактора и самоходных сельскохозяйственных машин);

- цех убоя и переработки мяса птицы – вакуумные котлы КВ-4,6М 2 шт.;

- цех сортировки и переработки яйца (участок № 1,2) – оборудование FT-300 Омния;

- цех сортировки и переработки яйца (участок № 3) – оборудование ТГГ-0,29, ленточный станок BAS 318, упаковщик SmipakFP560А, термотунельSmipak Т-450;

- энергоцех – сварочный аппарат Pecanta-250;

- отдел растениеводства – оборудования нет.

Как следует из представленной ООО «Нижнетагильская птицефабрика» краткой характеристики технологии производства (л.д. 22), деятельность указанных структурных подразделений предприятия сопровождается выделением в атмосферный воздух загрязняющих веществ.

Судом установлено, что предприятие имеет 27 источников выброса загрязняющих веществ, в том числе 5 организованных и 22 – неорганизованных, что подтверждается справкой ООО «Нижнетагильская птицефабрика» о количестве источников выброса загрязняющих веществ № 223 от 08.08.2018 года (л.д. 26).

В соответствии со ст. ст. 22, 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности природопользователям установлен норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов на окружающую среду. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды. Выбросы химических веществ в окружающую среду допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Выбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

В соответствии с п.3 ст. 12 и ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для конкретного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Выброс вредных веществ допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного органа федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч.5 ст. 14 и ч.7 ст.15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена.

В силу ч.1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Из представленных в материалы дела материалов усматривается, что у предприятия отсутствуют пыле-газоочистные установки, нормативы предельно допустимых выбросов для производственной площадки не утверждены, отсутствует разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ.

ООО «Нижнетагильская птицефабрика» не прекращала своей производственной деятельности по разведению сельскохозяйственной птицы, что подтверждается статистическими данными о количестве производственной продукции (л.д. 45)

Согласно сведениям государственного статистического отчета по форме №2-ТП (воздух) за 2017 года в отношении ООО «Нижнетагильская птицефабрика» суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух составил – 21,677 тонн, из них твердых загрязняющих веществ – 7,391 тонн, жидких и газообразных – 14,286 тонн (27-44).

Как следует из акта проверки Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу № 410 от 24.08.2018 года в отношении ООО «Нижнетагильская птицефабрика», нормативы ПДВ для производственной площадки не утверждены, отсутствует разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ. ООО «Нижнетагильская птицефабрика» осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу с 01.01.2017 года по настоящее время в отсутствие специального разрешения на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух. (л.д. 16-21).

Таким образом, судом установлено, подтверждено вышеуказанными документами, в нарушение вышеприведенных норм закона ответчик в ходе производственной деятельности осуществляет выброс вредных (загрязняющих) в атмосферный воздух без наличия утвержденных и согласованных с органами Росприроднадзора нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отсутствует специальное разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (ст. 15); при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими; при проектировании и размещении объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, в пределах городских и иных поселений, должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности; в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций; размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций; размещение объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, согласовывается с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды или с его территориальными органами и другими федеральными органами исполнительной власти или с их территориальными органами (ст. 16); юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти; обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух (ст. 30).

Таким образом, судом установлено, что в нарушение требований Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», ООО «Нижнетагильская птицефабрика» с 01.01.2017 года по настоящее время осуществляло и осуществляет выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без наличия разработанных и утвержденных органами Росприроднадзора и органами государственного экологического контроля нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, без наличия специального разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств, опровергающих доводы прокурора о нарушении ответчиком норм природоохранного законодательства, суду представлено не было.

При невыполнении вышеназванных требований закона нарушаются конституционные права граждан, неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как возникает потенциальная угроза причинения ущерба окружающей среде в связи с несоблюдением ответчиком требований законодательства в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды.

В результате вышеуказанных незаконных действий ответчика нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что прокурор обоснованно требует обязать ответчика разработать и утвердить нормативы предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, представить в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу документы, необходимые для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с частью 3 статьи 35 Закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме.

Учитывая, что для устранения выявленных нарушений, для разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, для подготовки документов, необходимых для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, ответчику необходимо провести организационно-правовые мероприятия, суд полагает предлагаемый прокурором срок – 30 сентября 2019 года - для исполнения возложенной на ответчика обязанности разумным.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании подп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

С учетом принимаемого решения и размеров государственной пошлины, установленных подп. 6 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 400 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Нижнетагильская Птицефабрика» о возложении обязанности устранить нарушения экологического законодательства удовлетворить.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Нижнетагильская птицефабрика» (ОГРН 1036601251004) обязанность в срок до 30.09.2019 года разработать и представить в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу для утверждения проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Нижнетагильская птицефабрика» (ОГРН 1036601251004) обязанность в срок до 30.09.2019 года подготовить и направить в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу документы, необходимые для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Нижнетагильская птицефабрика» (ОГРН 1036601251004) в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Пригородный районный суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (составления мотивированного решения).

Мотивированное решение суда составлено 06 ноября 2018 года.

Судья: подпись Н.Е.Лисовенко

Копия верна.

Судья

Секретарь

Н.Е.Лисовенко

А.И.Чеснокова

2-615/2018 ~ М-601/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
ООО "Нижнетагильская птицефабрика"
Суд
Пригородный районный суд Свердловской области
Судья
Лисовенко Наталья Евгеньевна
Дело на странице суда
prigorodny--svd.sudrf.ru
01.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.10.2018Передача материалов судье
05.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.11.2018Судебное заседание
06.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.01.2019Дело оформлено
30.04.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее