Дело № 2-337/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 марта 2012 года город Соликамск
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Пироговой Н.Б.,
с участием помощника Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Курбатова С.О.,
ответчиков - представителей администрации Тохтуевского сельского поселения Соликамского района Мальцевой Н.Г., действующей по доверенности от 10.02.2012 г., администрации Соликамского муниципального района Щеткиной Е.А., действующей по доверенности от 11.03.2012 г., Верхоломовой И.Н., действующей по доверенности от 12.03.2012 г.,
при секретаре Ероговой М.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Тохтуевского сельского поселения Соликамского района, администрации Соликамского муниципального района о возложении обязанностей,
у с т а н о в и л :
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц – жителей Тохтуевского сельского поселения Соликамского района обратился в суд с иском к администрации Тохтуевского сельского поселения Соликамского района, администрации Соликамского муниципального района о возложении обязанностей. Иск обоснован тем, что в границах Тохтуевского сельского поселения Соликамского муниципального района на земельном участке площадью 0,9 га, у дороги в районе д.Клепиково, на расстоянии 3 км. от с.Жуланово, в 20 м. к северо-востоку от автодороги «Соликамск-Красновишерск», бывший карьер грунта, урочище «У карьера», расположена свалка твердых бытовых отходов (далее свалка ТБО). Данная свалка не отвечает требованиям СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», предъявляемых к объектам размещения отходов. Эксплуатацию данного объекта размещения ТБО осуществляет администрация Тохтуевского сельского поселения, не имеющая лицензии на право обращения с отходами 4 класса опасности. Администрация Соликамского муниципального района действий по организации утилизации бытовых отходов, собираемых и вывозимых с территории Тохтуевского сельского поселения не осуществляет. Действиями ответчиков создается угроза благоприятной окружающей среде и экологической безопасности на территории Тохтуевского сельского поселения, создается угроза жизни и здоровью человека, а также угроза возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний. Просит признать незаконными действия Администрации Тохтуевского сельского поселения по утилизации твердых бытовых отходов и бездействие Администрации Соликамского муниципального района в неорганизации утилизации твердых бытовых отходов, собираемых и вывозимых с территории Тохтуевского сельского поселения; возложить на Администрацию Тохтуевского сельского поселения обязанность передать, а на администрацию Соликамского муниципального района обязанность принять в собственность свалку твердых бытовых отходов; возложить на администрацию Соликамского муниципального района обязанность привести свалку твердых бытовых отходов в соответствии с СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» либо разработать и реализовать проект ликвидации свалки твердых бытовых отходов и рекультивации отработанного карьера. Установить сроки исполнения указанных обязанностей.
В судебном заседании помощник Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Курбатов С.О. на иске настаивал.
Представитель администрации Тохтуевского сельского поселения Соликамского района Мальцева Н.Г. с иском в части передачи свалки в собственность администрации Соликамского муниципального района согласилась, однако пояснила, что правоустанавливающие документы на свалку ТБО администрацией сельского поселения не оформлялись.
Представители администрации Соликамского муниципального района Щеткина Е.А., Верхоломова И.Н. с иском не согласились, пояснив, что свалка, расположенная на территории Тохтуевского сельского поселения, является несанкционированной свалкой, поэтому у администрации района нет оснований для приведения ее в соответствии с санитарными требованиями и правилами. Полномочия по организации утилизации и переработки бытовых отходов администрация района выполняет в объеме средств, предусмотренных бюджетом района, путем реализации мероприятий Программы охраны окружающей среды, утвержденной Постановлением администрации Соликамского муниципального района от <дата> №, в том числе путем заключения договоров на утилизацию и переработку бытовых отходов. В настоящее время решается вопрос об организации санкционированного полигона ТБО на территории района.
Выслушав лиц, участвовавших в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции РФ и ст.11 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ.
В ч.1 ст.51 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», а также в ч.1 ст.22 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года N 52-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.13 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В судебном заседании установлено, что на земельном участке площадью 0,9 га в границах Тохтуевского сельского поселения Соликамского муниципального района, у дороги в районе д.Клепиково, на расстоянии 3 км. от с.Жуланово, в 20 м. к северо-востоку от автодороги «Соликамск-Красновишерск», бывший карьер грунта, урочище «У карьера» расположенная свалка ТБО.
Наличие данной свалки ТБО не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Земельный участок, на котором расположена свалка ТБО, используется под складирование отходов более 30 лет.
В целях придания свалке легитимного характера по ходатайству администрации Жулановского сельского местного самоуправления администрацией района для этих целей выделен земельный участок площадью 0,90 га, что подтверждается актом выбора земельного участка под свалку отходов с выкопировкой (л.д.34).
20.01.2000 г. Центром ГСЭН в г.Соликамске и Соликамском районе выдано заключение по отводу земельного участка под строительство, согласно которому участок пригоден для размещения свалки бытовых отходов для Администрации Жулановского сельского местного самоуправления, срок действия заключения истек 20.01.2001 г. (л.д.36). После 2001 г. надзорные мероприятия по обследованию земельного участка и объекта размещения отходов органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора не проводились; заключение о соответствии санитарным требованиям данного объекта размещения отходов не выдавалось.
В соответствии с информацией Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края от 22.11.2011 г. № СЭД-36-05-01-58, объект размещения отходов, расположенный в границах Тохтуевского сельского поселения, инвентаризационный номер 1, зарегистрирован в реестре 01.01.2010 г. за № 34.10.004, внесен в желтый список, назначение – захоронение, состояние – действующий (л.д.48).
Свалка ТБО эксплуатируется в нарушение требований СанПиН 2.1.7.1038.-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» и СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемических (профилактических) мероприятий».
Нарушения заключаются в том, что регламент и документы, устанавливающие режим работы полигона ТБО не разработаны; инструкция по приему бытовых отходов на данный полигон ТБО с отметкой о согласовании с органом санэпидемнадзора не разработана и не согласована; на данном полигоне ТБО работающего персонала нет; контроль за составом поступающих отходов и контроль за распределением отходов на полигоне не осуществляется; круглосуточный учет поступающих отходов не ведется; технологический цикл по изоляции отходов не регулируется; полигон ТБО на две взаимосвязанные территориальные части: территория, занятая под складирование ТБО, и территория для размещения хозяйственно - бытовых объектов, не разграничен; обваловка на данном полигоне ТБО не произведена; на выезде из полигона контрольно - дезинфицирующие установки с устройством бетонных ванн для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России отсутствуют; на полигоне ТБО обеспечение питьевой и хозяйственно - бытовой водой работающего персонала, комнаты для приема пищи, туалет отсутствуют; ограждение по периметру полигона ТБО или осушительные траншеи глубиной более 2 м или валы высотой не более 2 м не устроены; на полигоне шлагбаумы отсутствуют; территория полигона ТБО не забетонирована и не асфальтирована; освещение и какое-либо ограждение отсутствует; на данном полигоне ТБО контрольные скважины (1 выше полигона по потоку грунтовых вод (контроль), 1 - 2 скважины ниже полигона для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды) не устроены; подъезды для автотранспорта не оборудованы; программа (план) производственного контроля для данного полигона ТБО не разработана; инженерно-геологические изыскания при размещении полигона ТБО не проводились; земельный участок, занятый данным полигоном ТБО, в аренду никому не предоставлялся; организации, оказывающей услуги по эксплуатации данного полигона ТБО нет; мониторинг состояния окружающей среды не проводится.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.
В соответствии с п.18 ч.1 ст.14, п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района.
Выполнение администрацией Соликамского муниципального района полномочий по организации утилизации и переработки бытовых отходов в объеме средств, предусмотренных бюджетом района, решение вопросов об организации санкционированного полигона ТБО на территории района, реализация мероприятий Программы охраны окружающей среды, утвержденной Постановлением администрации Соликамского муниципального района от <дата> №, предусматривающей проведение работ по утилизации отходов, не освобождает администрацию муниципального района от исполнения обязанностей по текущей и своевременной переработке и утилизации бытовых отходов, вывозимых с территории Тохтуевского сельского поселения.
При этом действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
В целях решения вопросов местного значения органы муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (п.1 ч.1 ст.15 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии со ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Лимит денежных средств, установленный бюджетом Соликамского муниципального района на организацию утилизации и переработки бытовых отходов, не освобождает органы муниципального района от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции.
Наличие факта существования на земельном участке площадью 0,9 га в границах Тохтуевского сельского поселения и в настоящее время свалки ТБО, несоответствующей требованиям санитарных норм и правил, предъявляемых к объектам размещения отходов, создание этим непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, а также угрозы окружающей среде, подтверждает вину администрации муниципального района в форме бездействия по решению вопросов по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, отнесенных к компетенции органов муниципального района в соответствии с п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.8 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ.
Между Администрацией Тохтуевского сельского поселения и ООО (наименование) 01.09.2011 г. заключен договор на оказание услуг по вывозу и утилизации бытовых отходов (л.д.40-41).
Несмотря на то, что к полномочиям органов поселений в области обращения с отходами, как уже указывалось выше, относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а их утилизация и переработка возложены на органы муниципального района, у суда нет оснований признавать действия Администрации Тохтуевского сельского поселения по утилизации твердых бытовых отходов незаконными, поскольку выполнение администрацией сельского поселения несвойственной ему функции не нарушает права и интересы жителей Тохтуевского сельского поселения.
Березниковским межрайонным природоохранным прокурором в судебное заседание не представлено доказательств, что выполнением администрацией сельского поселения, а не администрацией муниципального района действий по утилизации твердых бытовых отходов нарушаются права и интересы жителей Тохтуевского поселения на благоприятную окружающую среду, создаются угрозы благоприятной окружающей среде и экологической безопасности на территории Тохтуевского сельского поселения, жизни и здоровью человека, возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний.
В соответствии с п.9 ч.3 ст. 50 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов может находиться в собственности муниципальных районов.
Из анализа данной правовой нормы не следует, что имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в обязательном порядке должно находиться в собственности муниципального района, поскольку для выполнения указанных функций органы муниципального района создают специализированные муниципальные предприятия или заключают договоры с предприятиями иных форм собственности. На основании изложенного, у суда нет оснований возлагать на Администрацию Тохтуевского сельского поселения обязанность передавать, а на администрацию Соликамского муниципального района - обязанность принять в собственность свалку ТБО.
Суд не находит оснований и для возложения на администрацию Соликамского муниципального района обязанности по приведению свалки ТБО в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», поскольку администрация муниципального района не намерена сохранять и эксплуатировать данную свалку, а намерена ее утилизировать, что подтверждается Программой охраны окружающей среды, утвержденной Постановлением администрации Соликамского муниципального района от <дата> №.
Так как намерений по эксплуатации свалки ТБО у администрации муниципального района нет, исковые требования прокурора заявлены в альтернативном порядке, суд считает необходимым удовлетворить их только в части возложения на администрацию Соликамского муниципального района обязанности разработать и реализовать проект ликвидации свалки ТБО.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно п.п.4, 6 п.1 ст. 13 Земельного кодека РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:… ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;…
В соответствии с п.2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.
Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.
Данные правовые нормы обязывают собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов осуществлять рекультивацию нарушенных земель, восстанавливать их плодородие.
Порядок проведения работ по рекультивации земель определен в Постановлении Правительства РФ «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» от 23.02.1994 г. N 140, в котором установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при… складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель. При необходимости в установленном порядке на эти цели могут направляться средства из других источников финансирования в соответствии с действующим законодательством.
Действуют также Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденные Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» от 22.12.1995 г. № 525/67.
В соответствии с ч.4 ст.12 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп.1-4 ст.39 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (п.1).
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (п.2).
Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации (п.3).
При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды (п.4).
Учитывая, что собственники земельных участков обязаны выполнять приведенные выше мероприятия по охране окружающей среды и восстановлению природной среды, данная свалка ТБО в течение длительного времени продолжает существовать фактически в результате бездействия органов муниципального района по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, на праве собственности свалка ТБО никому не принадлежит, на балансе нигде не учтена, расположена на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности района и выделенном для этих целей администрацией района, суд считает необходимым обязанность по рекультивации отработанного карьера в границах этого участка также возложить на администрацию Соликамского муниципального района.
Выполнение администрацией Соликамского муниципального района возложенных судом обязанностей согласуется с полномочиями администрации, отраженными в Положении, утвержденном Решением Земского собрания Соликамского муниципального района <дата> №, согласно которым: администрация района вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права как для обеспечения своей текущей деятельности, так и в интересах района по вопросам своей компетенции, нести обязанности (п.1.6); разрабатывает проекты планов и программ развития района, участвует в разработке проекта бюджета района, обеспечивает их исполнение (п.2.2); выступает в качестве муниципального заказчика при заключении муниципальных контрактов на выполнение услуг или работ, связанных с решением вопросов местного значения (п.2.4); организует выполнение работ, связанных с реализацией задач оперативного и эффективного управления и распоряжения земельными ресурсами муниципального района (п.2.15); организует утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов (п.2.17).
В соответствии со ст. 206 ч.2 Гражданского процессуального кодекса РФ с учетом сложности и длительности указанной процедуры установить разумный срок исполнения возложенных судом обязанностей в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
В силу ст. 333.36 п.1 пп.19 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
р е ш и л :
Исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Соликамского муниципального района в неорганизации утилизации твердых бытовых отходов, собираемых и вывозимых с территории Тохтуевского сельского поселения.
Возложить на администрацию Соликамского муниципального района обязанность разработать и реализовать проект ликвидации свалки твердых бытовых отходов, расположенной на земельном участке площадью 0,9 га в границах Тохтуевского сельского поседения Соликамского муниципального района, у дороги в районе д.Клепиково, на расстоянии 3 км. от с.Жуланово, в 20 м. к северо-востоку от автодороги «Соликамск-Красновишерск», бывший карьер грунта, урочище «У карьера», и рекультивации отработанного карьера, расположенного на данном земельном участке. Срок исполнения указанной обязанности установить в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части требований к администрации Тохтуевского сельского поселения Соликамского района, к администрации Соликамского муниципального района Березниковскому межрайонному природоохранному прокурору отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Н.Б.Пирогова