Дело № 2-113/2020г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июня 2020г. г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Седлецкого А.В.,
при помощнике судьи Красавцевой А.Н.,
с участием ответчика Скачкова И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению акционерного общества «Группа страховых компаний «Югория» (далее - АО «ГСК «Югория») к Скачкову И.В. о взыскании страховой выплаты в порядке регресса,
установил:
АО «ГСК «Югория» обратилось в суд с иском к Скачкову И.Г. по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ около <адрес> произошел наезд автомобиля <данные изъяты> г/н № под управлением ответчика на автомобиль <данные изъяты> г/н № принадлежащий Кучину К.А. Оформление документов о ДТП происходило без участия уполномоченных на то сотрудников ГИБДД. Участники ДТП на месте заполнили бланк извещения о ДТП. Потерпевший Кучин К.А. обратился по прямому возмещению убытков в порядке ст. 14.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в компанию СПАО «Ингосстрах», которая признала случай страховым и произвело выплату страхового возмещения в размере 79200 рублей, определенного на основании экспертного заключения №. Гражданская ответственность ответчика на момент ДТП была застрахована в АО «ГСК «Югория» по полису ОСАГО №. АО «ГСК «Югория» возместило СПАО «Ингосстрах» размер страхового возмещения. Пунктом 2 статьи 11.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установлена обязанность водителей, причастных к ДТП направить страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, бланк извещения о ДТП в течение пяти рабочих дней со дня ДТП. Извещение о ДТП было представлено страховщику по истечении указанного срока – ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», неисполнение ответчиком обязанности по направлению извещения о ДТП в пятидневный срок, является основанием для предъявления страховщиком регрессного требования к причинившему вред лицу в размере произведенной страховой выплаты. В связи с чем истец просил суд взыскать с ответчика в его пользу сумму причиненного ущерба в размере 79200 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 2576 рублей.
В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия представителя истца.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ ответчик Скачков И.Г. исковые требования не признал, пояснил, что полис ОСАГО заключался им в <адрес> у А.Ю.Т. После ДТП, которое произошло ДД.ММ.ГГГГ, он совместно с другим участником ДТП, оформили извещение о дорожно-транспортном происшествии. Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ он хотел обратиться в свою страховую компанию и сообщить о произошедшем, но в этот день они не работали, в связи с чем ему пришлось приехать на следующий день. Агент А.Ю.Т. сказала ему, что он успел обратиться во время, то есть в течение пяти рабочих дней. Кроме того, пояснил, что не согласен с размером ущерба, который просит взыскать истец. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ ответчик Скачков И.Г. также не согласился с предъявленными к нему требованиями, дополнительно пояснил, что когда он заключал договор ОСАГО у А.Ю.Т., он предполагал, что она является сотрудником страховой компании, с которой он заключает договор. Кроме того, когда он обратился к ней ДД.ММ.ГГГГ, она ему пояснила, что все документы она незамедлительно направит в офис страховой компании в <адрес>, при этом А.Ю.Т. ничего не поясняла относительно того, что ему необходимо самому направить все документы о страховом случае в страховую компанию, как не поясняла и о том, что она не является штатным сотрудником АО «ГСК «Югория», а всего лишь агент, наоборот, она ему сказала, что он успел обратиться в пятидневный срок и все документы она сама направит в офис компании в Петрозаводск. Обращаясь к А.Ю.Т. с извещением о ДТП, он предполагал, что обращается непосредственно в свою страховую компанию.
Третье лицо Кучин К.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Представитель третьего лица СПАО «Ингосстрах» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Заслушав ответчика Скачкова И.Г., свидетеля А.Ю.Т., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 14.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ), потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте "б" настоящего пункта;
б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по договору обязательного страхования в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Страховщик, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, проводит оценку обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, изложенных в извещении о дорожно-транспортном происшествии, и на основании представленных документов осуществляет потерпевшему по его требованию возмещение вреда в соответствии с правилами обязательного страхования.
Страховщик, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, осуществляет возмещение вреда, причиненного имуществу потерпевшего, от имени страховщика, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред (осуществляет прямое возмещение убытков), в соответствии с предусмотренным статьей 26.1 настоящего Федерального закона соглашением о прямом возмещении убытков в размере, определенном в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
Страховщик, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, обязан возместить в счет страхового возмещения по договору обязательного страхования страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков, возмещенный им потерпевшему вред в соответствии с предусмотренным статьей 26.1 настоящего Федерального закона соглашением о прямом возмещении убытков.
Согласно извещению о ДТП, ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 19 мин. у <адрес> произошло ДТП с участием транспортного средства <данные изъяты> г/н № под управлением Скачкова И.Г., и транспортного средства <данные изъяты> г/н №, под управлением Кучина К.А. Вину в произошедшем признал Скачков И.Г., Кучин К.А. виновным себя не признал. У автомобиля <данные изъяты> г/н №, в характере и перечне видимых повреждений деталей и элементов указано: помяло и сорвало задний бампер, вмятина на левом заднем крыле. У автомобиля <данные изъяты> г/н №, в характере и перечне видимых повреждений деталей и элементов указано: вмятина на заднем правом крыле.
Собственником автомобиля <данные изъяты> г/н № является Скачков И.Г. Гражданская ответственность Скачкова И.Г. была застрахована по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) № от ДД.ММ.ГГГГ в АО «ГСК «Югория».
Собственником автомобиля <данные изъяты> г/н № является Кучин К.А. Гражданская ответственность Кучина К.А. была застрахована по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) № № от ДД.ММ.ГГГГ в СПАО «Ингосстрах».
ДД.ММ.ГГГГ Кучин К.А. обратился в СПАО «Ингосстрах» с заявлением о страховом возмещении или прямом возмещении убытков по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Согласно экспертному заключению ООО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ размер затрат на проведение восстановительного ремонта транспортного средства <данные изъяты> г/н № с учетом износа составляет 79200 руб.
Платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ СПАО «Ингосстрах» перечислило Кучину К.А. 79200 рублей.
Платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ АО «ГСК «Югория» возместило СПАО «Ингосстрах» размер страхового возмещения в размере 79200 рублей.
Согласно ч. 7 ст. 14.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ, страховщик, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, и возместил в счет страхового возмещения по договору обязательного страхования страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков, возмещенный им потерпевшему вред, в предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона случаях имеет право требования к лицу, причинившему вред, в размере возмещенного потерпевшему вреда.
В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент произошедшего ДТП, к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.
Согласно ч. 2 ст. 11.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции извещение о дорожно-транспортном происшествии, заполненное в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, если иное не установлено настоящим пунктом, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.
Обращаясь с данным исковым заявлением к ответчику, истец указывает о том, что извещение о ДТП в АО «ГСК «Югория» поступило только ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении пяти рабочих дней с момента ДТП. При этом в обоснование своей позиции истец предоставил скриншот экрана монитора, в котором указаны два графических файла «наш виновник.jpg» и «наш виновник1.jpg», «Последнее изменение: ДД.ММ.ГГГГ».
Кроме того, в своем отзыве на возражения ответчика, истец указывает, что АО «ГСК «Югория» зарегистрировано по адресу: <адрес>. Обособленным подразделением истца в <адрес> является <данные изъяты> филиал, расположенный по адресу: <адрес>. В <адрес> представительство АО «ГСК «Югория» отсутствует. По адресу: <адрес> располагается агент А.Ю.Т., которая не является сотрудником или штатным работником АО «ГСК «Югория» и в рамках агентского договора, а также доверенности, не уполномочена представлять интересы компании по урегулированию убытков, и не может принимать извещения о ДТП. Указанный агент имеет право только на заключение договоров страхования.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ свидетель А.Ю.Т. пояснила, что она является агентом АО «ГСК «Югория». Убытками она не занимается, только помогает клиентам отправить документы. ДД.ММ.ГГГГ ей позвонил Скачков И.Г. и сказал, что ждет ее у офиса. Она пояснила, что в этот день она не работает, и предложила подойти ДД.ММ.ГГГГ. Во вторник, ДД.ММ.ГГГГ Скачков И.Г. пришел к ней с извещением о ДТП, произошедшем ДД.ММ.ГГГГ. Она ему пояснила, что он обратился в установленный пятидневный срок, и все документы относительно ДТП, она незамедлительно направит посредством электронной почты в АО «ГСК «Югория». При этом извещение о ДТП от Скачкова И.Г. было направлено ею в АО «ГСК «Югория» в этот же день, то есть ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик Скачков И.Г., возражая против предъявленных к нему требований, также пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к А.Ю.Т., полагая, что она является сотрудником АО «ГСК «Югория», которая ему пояснила, что сама отправит все документы в страховую компанию. При этом А.Ю.Т. ему не разъясняла, что он должен сам обратиться в АО «ГСК «Югория», а также то, что она не является работником страховой компании.
Истцом представлен Агентский договор № от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между АО «ГСК «Югория» (принципал) и А.Ю.Т. (агент), согласно которому Принципал поручает, а Агент обязуется за вознаграждение от имени и за счет Принципала совершать юридические и иные действия, предусмотренные Договором, в том числе направленные на организацию, заключение и сопровождение договоров страхования с получателями страховых услуг (клиентами) в интересах Принципала, а Принципал выплачивает агенту вознаграждение в порядке и размере, предусмотренными Договором.
Пунктом ДД.ММ.ГГГГ указанного договора установлено, что при обращении получателей страховых услуг, Агент обязан разъяснять порядок обращений к Принципалу с указанием способов приема обращений, перечня необходимых документов, времени работы, места нахождения (адресов) Принципала. В случае получения обращения получателей страховых услуг, адресованного Принципалу, Агент не позднее дня получения такого обращения, направляет Принципалу такое обращение и все прилагаемые к нему документы в сканированном виде по электронной почте на адрес Страховщика, и по почте нарочным оригиналы указанных документов. Под обращением в рамках настоящего Договора понимается направленная в страховую организацию получателем страховых услуг в письменной форме на бумажном носителе просьба (жалоба) о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, связанных с деятельностью страховой организации по оказанию страховых услуг.
Вместе с тем, суд отмечает, что представленный Агентский договор № заключен ДД.ММ.ГГГГ, то есть после даты обращения Скачкова И.Г. к А.Ю.Т.
Однако истцом и самой А.Ю.Т. не оспаривался тот факт, что на момент обращения ответчика к ней ДД.ММ.ГГГГ, она являлась также агентом АО «ГСК «Югория».
Кроме того, страховой полис № от ДД.ММ.ГГГГ обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, страхователю Скачкову И.Г. выдан А.Ю.Т.
Анализируя установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу, что ответчик Скачков И.Г. выполнил свою обязанность, установленную ч. 2 ст. 11.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ, о направлении страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия извещения о дорожно-транспортном происшествии, поскольку установлено, что при обращении к Агенту А.Ю.Т., последняя убедила его в том, что он обратился в пятидневный срок, документы в страховую компанию она отправит сама незамедлительно, каких-либо разъяснений о том, что она не является сотрудником компании АО «ГСК «Югория» и ответчику необходимо самому направлять извещение о ДТП в АО «ГСК «Югория» она ему не давала. Ответчик, обращаясь к Агенту А.Ю.Т. с извещением о ДТП, добросовестно предполагал, что обращается непосредственно в свою страховую компанию.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований АО «ГСК «Югория» о взыскании со Скачкова И.Г. страховой выплаты в порядке регресса следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований акционерного общества «Группа страховых компаний «Югория» к Скачкову И.В. отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение 1 (одного) месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья А.В. Седлецкий
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.