Дело № 2-185/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 14 марта 2016 года
Благовещенский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Комогорцева И.Ю.
при секретаре Ш.О.А., с участием:
истца Р.Н.П., ее представителя-адвоката К.Р.Н.,
третьего лица Р.Е.И.,
представителя ответчика Б.М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Р.Н.П. к Министерству социальной защиты населения <адрес>, Министерству транспорта и строительства <адрес>, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ о признании незаконным отказа во включении в списки граждан-получателей социальной выплаты на приобретение жилья членов семьи собственника жилого помещения, признании членами семьи собственника жилого помещения и возложении обязанности включить собственника жилого помещения в списки граждан-получателей социальной выплаты на приобретение жилья с учетом членов семьи,
У С Т А Н О В И Л :
Р.Н.П. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения <адрес> о признании незаконным отказа во включении в списки граждан-получателей социальной выплаты на приобретение жилья членов семьи собственника жилого помещения и возложении обязанности включить собственника жилого помещения в списки граждан-получателей социальной выплаты на приобретение жилья с учетом членов семьи – Р.Е.И., Р.Н.Н., Р.Ю.Е., Р.А.Е., Р.К.Е., Р.А.Е., и в обоснование указала, что она является собственником жилого помещения – <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. В результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории <адрес> дом, где она проживала вместе с детьми и внуками, оказался в зоне затопления и был поврежден. В соответствии с актом обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, а также заключением от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, межведомственной комиссией жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано аварийным и подлежит сносу. На момент объявления режима чрезвычайной ситуации в данном жилом помещении постоянно проживала она, являющаяся собственником жилого помещения, а также члены ее семьи - сын Р.Е.И., невестка Р.Н.Н., внуки Р.Ю.Е., Р.А.Е., Р.К.Е. и Р.А.Е.. При этом ни она, ни члены ее семьи не имеют другого жилья, пригодного для проживания.
Апелляционным определением Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ на Министерство социальной защиты населения была возложена обязанность включить Р.Н.П. в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации граждан - получателей социальной выплаты на приобретение жилья за счет иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету <адрес> для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года.
В целях получения мер социальной поддержки на цели приобретения другого жилья ДД.ММ.ГГГГ, она обратилась в министерство социальной защиты населения <адрес> с заявлением о предоставлении социальной помощи с целью приобретения или строительства нового жилья в замен повреждённого жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ истец была поставлена на учет как получатель социальной поддержки, но без учета членов ее семьи - Р.Е.И., Р.Н.Н., Р.Ю.Е., Р.А.Е., Р.К.Е. и Р.А.Е.
Считает, что отказ министерства социальной защиты населения <адрес>, нарушает ее право на получение в положенном размере социальной помощи на цели приобретения или строительства нового жилья взамен поврежденного жилого помещения, а так же право на компенсацию в полном объеме имущественной утраты, произошедшей в результате наводнения, с учетом всех членов ее семьи, постоянно проживавших в утраченном жилом помещении на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами.
На основании изложенного, с учетом уточнений заявленных требований, просила суд признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения <адрес> во включении в список граждан - получателей социальной выплаты на приобретение жилья за счет иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету <адрес> для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, членов ее семьи: Р.Е.И., Р.Н.Н., Р.Ю.Е., Р.А.Е., Р.К.Е. и Р.А.Е.; признать членами ее семьи – сына Р.Е.И., невестки Р.Н.Н., внуков – Р.Ю.Е., Р.А.Е., Р.К.Е., Р.А.Е.; обязать Министерство социальной защиты населения <адрес> включить Р.Н.П. в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации граждан - получателей социальной выплаты на приобретение жилья за счет иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету <адрес> для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, с учетом членов ее семьи: Р.Е.И., Р.Н.Н., Р.Ю.Е., Р.А.Е., Р.К.Е. и Р.А.Е.; взыскать в ее пользу понесенные по делу судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей, в том числе: расходы по оплате услуг представителя в сумме 10 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчиков по делу привлечены Министерство транспорта и строительства <адрес> и Министерство строительства и ЖКХ РФ.
В судебном заседании истец Р.Н.П. заявленные требования с учетом их уточнений поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, на их удовлетворении настаивала.
Представитель истца – адвокат К.Р.Н. требования своего доверителя поддержал, дополнительно пояснил суду, что истец не настаивает на требовании о включении в списки граждан-получателей мер социальной поддержки внука Р.А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, так как он не проживал в пострадавшем жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации. Кроме того, указал, что Правила предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории <адрес>, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья, не предусматривали обязанность членов семьи собственника пострадавшего жилого помещения обращаться с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки наряду с самим собственником. Поскольку указанные Правила в настоящее время утратили свою силу, считает возможным применить к данным правоотношениям по аналогии положения ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ОЗ «О жилищной политике в <адрес>» о норме представления жилого помещения.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Р.Е.И. в судебном заседании поддержал заявленные истцом требования в полном объеме, пояснив, что он вместе с супругой Р.Н.Н. и детьми Р.Ю.Е., Р.А.Е., Р.К.Е., на момент чрезвычайной ситуации постоянно проживал со своей матерью Р.Н.П. по адресу: <адрес>.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Р.Н.Н., Р.Ю.Е., Р.А.Е., Р.К.Е., Р.А.Е. в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены заблаговременно и надлежащим образом. При этом Р.Н.Н., действующая в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, поддержав заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика – Министерства транспорта и строительства <адрес> Б.М.В. в судебном заседании возражала против заявленных требований, пояснив, что из резолютивной части апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в рамках признанного за Р.Н.П. права, суд апелляционной инстанции возложил на министерство обязанность включить в списки пострадавших в ЧС граждан только Р.Н.П., без указания на каких-либо иных граждан - членов ее семьи. Министерство, во исполнение указанного апелляционного определения, включило Р.Н.П. в список граждан-получателей социальной выплаты на приобретение жилья. Копия указанного списка письмом от ДД.ММ.ГГГГ <номер> была направлена в адрес министерства транспорта и строительства <адрес> в целях формирование последним заявки в Минстрой России на выделение дополнительных денежных средств на реализацию мер поддержки граждан, включенных в указанный список по решению судов. Таким образом, возложенная на министерство апелляционным определением обязанность была исполнена в полном объеме в соответствии с постановленным судебным актом. Указанные в исковом заявлении в качестве членов семьи Р.Н.П. граждане с заявлением на получение социальной выплаты на приобретение жилья в министерство не обращались, что свидетельствует о несоблюдении ими ранее установленной процедуры обращения за назначением социальной выплаты. Требования о признании Р.Е.И., Р.Н.Н., Р.Ю.Е., Р.А.Е., Р.К.Е., Р.А.Е. членами семьи заявлены истцом лишь в ходе рассмотрения настоящего дела, предметом предыдущего судебного разбирательства данные требования не являлись. Кроме того, в числе лиц, которых Р.Н.П. просит признать членами своей семьи, указан и ее внук - Р.А.Е., рожденный спустя год после объявления на территории <адрес> режима ЧС, вызванной крупномасштабным наводнением в 2013 году. В соответствии с законодательством указанный гражданин не может быть признан пострадавшим в результате ЧС, следовательно, он не подлежит включению в какие-либо списки пострадавших граждан. Также указала, что с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по оказанию мер социальной поддержки на приобретение жилья гражданам, признанным в установленном порядке пострадавшими в результате ЧС 2013 года (в том числе по формированию списков пострадавших граждан), министерство не осуществляет, в связи с чем, является ненадлежащим ответчиком по спору. Финансирование мероприятий по оказанию помощи пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в настоящее время не предусмотрено, нормативно-правовые акты, регулирующие предоставление мер социальной поддержки пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации гражданам, признаны утратившими силу. На основании изложенного, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель ответчика – министерства транспорта и строительства <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания был уведомлен должным образом, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного разбирательства либо о рассмотрении дела в его отсутствие не заявлял. Возражений по заявленным требованиям не представил.
Представитель ответчика – министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном суду отзыве иск не признал, указав, что Минстрой России считает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку не обладает полномочиями выделять из федерального бюджета средства для перечисления субъекту Российской Федерации. Законом о бюджете на 2015 год Минстрою России для перечисления <адрес> бюджетных ассигнований не предусмотрено. В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет средств собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ. Учитывая изложенное, полагает требования истца являются незаконными и не могут быть исполнены Минстроем России. В связи с этим, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Настоящее дело рассмотрено судом в порядке гражданского судопроизводства исходя из того, что Р.Н.П. помимо требований об оспаривании отказа Министерства социальной защиты населения <адрес>, заявлены требования о признании граждан членами семьи и возложении обязанности включить их в списки граждан-получателей мер социальной поддержки, то есть в данном случае имеет место спор о правах, не подлежащий в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Рассматривая требования истца о признании незаконным отказа Министерства социальной защиты населения <адрес> во включении в список граждан-получателей социальной выплаты на приобретение жилья членов ее семьи, суд приходит к следующему.
Распоряжением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-р на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ введен режим чрезвычайной ситуации.
В силу абз. 7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 18 вышеуказанного Закона).
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ <номер> «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и <адрес>в, Амурской и Магаданской областей, <адрес>» предусмотрена необходимость ремонта поврежденного и строительство нового жилья для граждан, пострадавших от наводнения (п. 1).
Правительству РФ предписано предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, определив порядок выделения указанных средств (пп. «г» п. 2), а также решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (пп. «д» п. 2).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ <номер> «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011 - 2015 годы» утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, <адрес> и <адрес> иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в 2013 году.
Условия и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, на территории <адрес> определены в постановлении <адрес> <номер> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правила предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории <адрес>, мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья».
Постановление <адрес> <номер> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правила предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории <адрес>, мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья» признано утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>. Вместе с тем, на момент возникновения спорных правоотношений Постановление <адрес> <номер> от ДД.ММ.ГГГГ являлось действующим и определяло условия реализации права граждан на получение мер социальной поддержки. Обратной силы постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> не придано. В связи с этим нормы Постановления <адрес> <номер> от ДД.ММ.ГГГГ подлежат применению при разрешении настоящего спора.
В соответствии с п. 2 раздела I Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории <адрес>, мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья, утвержденных постановлением <адрес> <номер> от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту – Правила), право на получение мер социальной поддержки имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийным, либо утраченных в результате гибели в связи с чрезвычайной ситуацией (далее - утраченное жилье, утраченные жилые помещения), являющиеся собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этих утраченных жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами (далее - пострадавшие граждане, граждане).
Меры поддержки, предусмотренные настоящими Правилами, предоставляются взамен утраченного жилья, однократно и в отношении одного жилого помещения.
В соответствии с п. 3 Правил факт постоянного проживания пострадавших граждан на день объявления режима чрезвычайной ситуации подтверждается регистрацией по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации в судебном порядке.
Пунктом 4 установлено, что в целях настоящих Правил члены семьи, совместно проживавшие с собственником утраченного жилого помещения, определяются на день объявления режима чрезвычайной ситуации в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации; в случае если собственник жилого помещения не проживал по состоянию на день объявления режима чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении, то члены его семьи, проживавшие в указанном жилом помещении, определяются на день объявления режима чрезвычайной ситуации в соответствии со статьей 2 Семейного кодекса РФ.
В соответствии с п. 5 Правил, реализация мер социальной поддержки пострадавшим гражданам осуществляется по их выбору, оформленному письменным заявлением, в форме предоставления социальной выплаты на строительство или приобретение жилья (далее - социальная выплата) или предоставления жилого помещения.
Для получения социальной выплаты гражданин-собственник утраченного жилья либо член его семьи из числа лиц, указанных в пункте 2 раздела I настоящих Правил (далее-заявитель), подает в государственное казенное учреждение <адрес> – управление социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району (далее – ГКУ УСЗН) по месту жительства письменное заявление о предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья по форме, установленной министерством социальной защиты населения <адрес> (далее – министерство).
Совместно с заявлением представляются следующие документы (либо их нотариально заверенные копии):
а) документы, удостоверяющие личности заявителя и членов его семьи, проживавших в утраченном жилом помещении;
б) заключение межведомственной комиссии органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания либо многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (в результате чрезвычайной ситуации);
в) правоустанавливающие документы на утраченное жилье, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
г) решение суда об установлении факта постоянного проживания в утраченном жилом помещении на момент объявления режима чрезвычайной ситуации (в случае отсутствия регистрации по месту жительства в утраченном жилом помещении);
д) документы, подтверждающие факт смены фамилии, имени или отчества (в случае наличия соответствующего факта);
е) документы, подтверждающие родство членов семьи (в том числе в случае необходимости - решение суда о признании членами семьи собственника жилого помещения);
ж) справка о гражданах, зарегистрированных в жилом помещении (с указанием даты регистрации граждан в жилом помещении), выданная уполномоченным органом (организацией) (если данные сведения находятся в распоряжении органа местного самоуправления, справка представляется по инициативе заявителя);
з) письменное обязательство о безвозмездной передаче (отказе) утраченного жилья (земельного участка) в муниципальную собственность. Письменное обязательство составляется по форме согласно приложению <номер> к настоящим Правилам и начинает действовать в случае принятия решения о предоставлении социальной выплаты заявителю.
Сотрудник ГКУ УСЗН, в должностные обязанности которого входит принятие заявления и документов от граждан, претендующих на получение социальной выплаты, в случае представления гражданами подлинных документов снимает с них копии и заверяет подлинность копий.
Принятые заявления и документы регистрируются в журнале регистрации обращений граждан в день их поступления по форме, установленной ГКУ УСЗН.
ГКУ УСЗН в течение 2 рабочих дней со дня регистрации заявления и документов запрашивает в органах местного самоуправления по месту проживания заявителя: справку, указанную в подпункте "ж" пункта 4 настоящего раздела Правил, если данные сведения находятся в распоряжении органа местного самоуправления (в случае если заявителем по собственной инициативе данная справка не представлена); сведения о наличии у гражданина и членов его семьи, проживавших в утраченном жилом помещении, жилых помещений, предоставленных на условиях социального найма; сведения о получении гражданином либо членами его семьи мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения (далее - выплата на проведение капитального ремонта) в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ОЗ "О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории <адрес>, мер поддержки на цели капитального ремонта" (с указанием суммы и даты получения) и об ее использовании по целевому назначению.
ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней со дня поступления информации из органов местного самоуправления направляет указанную информацию, а также заявления и документы, принятые от заявителя, в министерство.
Министерство в течение 10 рабочих дней со дня поступления информации из регистрационной службы организует заседание комиссии по предоставлению социальной выплаты (далее – комиссия). Состав комиссии и положение о ней утверждаются министерством. По итогам заседания комиссия принимает решение о предоставлении (отказе в предоставлении) социальной выплаты заявителю.
В течение 10 дней со дня принятия решения о предоставлении социальной выплаты министерство разрабатывает проект распоряжения губернатора области об утверждении списка граждан – получателей социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья.
Основаниями для отказа в предоставлении социальной выплаты являются: а) несоответствие заявителя (членов семьи) требованиям пункта 2 раздела I настоящих Правил; б) представление не всех документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего раздела Правил; в) наличие в представленных документах несоответствий (разночтений) личных данных, подтверждающих юридически значимые факты и события (в том числе в фамилии, имени, отчестве, дате и месте рождения).
Право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
Как следует из материалов дела, Р.Н.П. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес>, выданным ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес>.
Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, было затоплено в результате чрезвычайной ситуации – наводнения в августе 2013 года и признано аварийным и подлежащим сносу, что подтверждается актом обследования помещения <номер> от ДД.ММ.ГГГГ и заключением межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания <номер> от ДД.ММ.ГГГГ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ за Р.Н.П. признано право на предоставление меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилья за счет иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету <адрес> для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, на Министерство социальной защиты населения <адрес> возложена обязанность включить Р.Н.П. в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации граждан – получателей социальной выплаты на приобретение жилья за счет иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету <адрес> для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года.
ДД.ММ.ГГГГ Р.Н.П. обратилась в Министерство социальной защиты населения <адрес> с заявлением о предоставлении ей и членам и ее семьи – сыну Р.Е.И., невестке Р.Н.Н., внукам Р.Ю.Е., Р.А.Е., Р.К.Е. социальной выплаты на приобретение жилья как гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, приложив к заявлению: копии паспортов Р.Н.Н., Р.Е.И., Р.Н.Н., копии свидетельств о рождении Р.Ю.Е., Р.А.Е., Р.К.Е. с копиями свидетельств о регистрации по месту жительства, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение, расположенное в <адрес>, свидетельство о заключении брака между Р.Е.И. и К.Н.Н., справку о составе семьи, акт обследования помещения и заключение <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сообщению Министерства социальной защиты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, во исполнение апелляционного определения от ДД.ММ.ГГГГ Р.Н.П. включена в список граждан-получателей социальной выплаты на приобретение жилья. Однако отказано во включении в указанный список Р.Е.И., Р.Н.Н., Р.Ю.Е., Р.А.Е., Р.К.Е. При этом обращено внимание что в настоящее время отсутствуют основания для рассмотрения заявления Р.Н.П. на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья на том основании, что указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ <номер> в полном объеме реализован в течение 2013-2014 годов, а Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> утратило силу.
Таким образом, исследовав материалы по обращению Р.Н.П. в Министерство социальной защиты населения <адрес> за предоставлением меры социальной поддержки на приобретение жилья, суд установил, что истцом не были соблюдены требования Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории <адрес>, мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья, а именно не были представлены документы, подтверждающие родство членов семьи (свидетельство о рождении Р.Е.И., в отношении остальных лиц – решение суда о признании членами семьи заявителя). При таких обстоятельствах, отказ Министерства социальной защиты населения <адрес> во включении Р.Е.И., Р.Н.Н., Р.Ю.Е., Р.А.Е., Р.К.Е. в список граждан-получателей социальной выплаты на приобретение жилья является законным, следовательно, требования истца в данной части удовлетворению не подлежат.
При этом довод стороны истца о том, что факт признания Р.Е.И., Р.Н.Н., Р.Ю.Е., Р.А.Е., Р.К.Е. членами семьи Р.Н.П. был установлен в описательной части апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, суд находит не заслуживающим внимания, поскольку требования о признании членами семьи указанных лиц Р.Н.П. ранее не заявлялись, и не являлись предметом судебного разбирательства.
Рассматривая требования истца о признании Р.Е.И., Р.Н.Н., Р.Ю.Е., Р.А.Е., Р.К.Е., Р.А.Е. членами ее семьи и возложении обязанности включить Р.Н.П. в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации граждан - получателей социальной выплаты на приобретение жилья за счет иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету <адрес> для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, с учетом членов ее семьи, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно пп. б п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ <номер> «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (ст. 55 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь ввиду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Таким образом, для признания членом семьи других родственников, нетрудоспособных иждивенцев, а в исключительных случаях и иных лиц необходимо соблюдение в совокупности ряда условий: совместное проживание, ведение с собственником общего хозяйства, вселение собственником данного лица в качестве члена семьи.
Как установлено судом выше, Р.Н.П. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Р.Н.П. является матерью Р.Е.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении серии I-ЖО <номер> от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим, Р.Е.И. в силу прямого указания закона (ст. 31 ЖК РФ) является членом семьи Р.Н.П., а потому требования истца в данной части удовлетворению не подлежат.
ДД.ММ.ГГГГ Р.Е.И. заключил брак с К.Н.Н., после заключения брака К.Н.Н. присвоена фамилия Р, что следует из свидетельства о заключении брака серии I-ОТ <номер> от ДД.ММ.ГГГГ.
Р.Е.И. и Р.Н.Н. являются родителями несовершеннолетних Р.Ю.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Р.А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Р.К.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Р.А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении серии I-ОТ <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, серии I-ОТ <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, серии I-ОТ <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, серии I-ОТ <номер> ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании также установлено и не оспаривается сторонами, что Р.Е.И., Р.Н.Н. и несовершеннолетние Р.Ю.Е., Р.А.Е., Р.К.Е., Р.А.Е. проживают совместно с Р.Н.П. по адресу: <адрес>. Так, согласно справке администрации Новопетровского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, совместно с Р.Н.П. по адресу: <адрес>, зарегистрированы и проживают – сын Р.Е.И. (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ), невестка – Р.Н.Н. (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ), внуки Р.Ю.А. (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ), Р.А.Е. (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ), Р.К.Е. (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ), Р.А.Е. (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ). Сведения о регистрации третьих лиц по указанному адресу также подтверждаются имеющимися в деле копиями паспортов Р.Е.И. и Р.Н.Н. с отметками о регистрации, и копиями свидетельств о регистрации по месту жительства Р.Ю.Е., Р.А.Е., Р.К.Е., Р.А.Е.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Р.Н.Н., а также несовершеннолетние Р.Ю.Е., Р.А.Е., Р.К.Е. и Р.А.Е. были вселены в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, его собственником Р.Н.П. в качестве членов своей семьи, после чего они проживали одной семьей, вели общее хозяйство, с момента вселения Р.Н.Н. и несовершеннолетние Р.Ю.Е., Р.А.Е., Р.К.Е. и Р.А.Е. постоянно проживали в указанном жилом помещении, следовательно, указанные лица являются членами семьи Р.Н.П.
Из информации МКУ «Благовещенский городской архивный и жилищный центр» от ДД.ММ.ГГГГ <номер> следует, что Р.Е.И., Р.Н.Н., Р.Ю.Е., Р.А.Е., Р.К.Е. не имеют в пользовании жилых помещений на условиях социального найма.
По сведениям администрации Новопетровского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, Р.Е.И., Р.Н.Н., Р.Ю.Е., Р.А.Е., Р.К.Е. не имеют в пользовании жилых помещений на условиях социального найма.
Согласно сообщению комитета по управлению имуществом муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, с Р.Е.И., Р.Н.Н., Р.Ю.Е., Р.А.Е., Р.К.Е. не заключался договор на безвозмездную передачу жилого дома (квартиры) в собственность граждан.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, за Р.Е.И., Р.Н.Н., Р.Ю.Е., Р.А.Е., Р.К.Е. не зарегистрированы права собственности на какие-либо объекты недвижимости – жилые помещения. За Р.Е.И. зарегистрировано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (дата регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ).
Учитывая изложенное, суд считает, что истцом представлено достаточно доказательств того, что Р.Е.И., Р.Н.Н., Р.Ю.Е., Р.А.Е., Р.К.Е. постоянно проживали в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в том числе и на момент чрезвычайной ситуации в августе-сентябре 2013 года, иного пригодного для проживания жилого помещения они не имеют, являются членами одной семьи, в силу чего имеют право на получение социальной выплаты на приобретение жилья, а, следовательно, требования Р.Н.П. о возложении обязанности на Министерство социальной защиты населения <адрес> включить ее в списки граждан-получателей меры социальной поддержки на приобретение жилья с учетом членов ее семьи: Р.Е.И., Р.Н.Н., Р.Ю.Е., Р.А.Е., Р.К.Е., подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, оснований для возложения на ответчика обязанности включить в указанные списки несовершеннолетнего Р.А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, у суда не имеется, так как правом на получение мер социальной поддержки обладают только граждане, постоянно проживавшие в утраченных жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации, то есть на ДД.ММ.ГГГГ.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд полагает необходимым учесть следующее.
В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории <адрес>, мер поддержки на цели капитального ремонта», финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется в форме субвенций из областного бюджета, предоставляемых местным бюджетам.
Правилами предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской, Магаданской областей, <адрес> и <адрес> из межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ <номер> (в действующей редакции), предусмотрено, что осуществление социальной выплаты устанавливается в порядке реализации полномочий органов государственной власти и предоставляется за счет бюджетных ассигнований- иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету <адрес>.
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета согласно части 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Таким образом, предусмотренная истцу выплата подлежит осуществлению именно за счет средств иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету <адрес> для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года.
Ссылка представителя ответчика на отсутствие финансирования для осуществления социальных выплат не может быть принята судом во внимание, поскольку вопросы финансирования и предоставления субвенций из областного бюджета органу местного самоуправления для социальной выплаты гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, денежных средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, касаются межбюджетных правоотношений, в которых гражданин субъектом не является, в силу чего право истца на получение требуемых компенсационных выплат, не может быть поставлено в зависимость от сроков и объема денежных средств, направляемых из средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в уровни бюджетной системы Российской Федерации.
Рассматривая требования истца о взыскании судебных расходов, суд считает их подлежащими частичному удовлетворению, основываясь на следующем.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
К судебным расходам относятся: государственная пошлина и издержки, связанные с рассмотрением дела (ч. 1 ст. 88 ГПК), к которым относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителей (ст. 94 ГПК РФ).
Частью 1 ст. 100 ГПК РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах, является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым на реализацию требования ст. 17 Конституции РФ. Именно поэтому в п. 1 ст. 100 ГПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующими в деле.
Как следует из материалов дела, истцом при подаче искового заявления была уплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей. Кроме того, Р.Н.П. были понесены расходы на оплату услуг представителя – адвоката К.Р.Н. в сумме <данные изъяты> рублей.
Таким образом, учитывая объем оказанной К.Р.Н. юридической помощи по подготовке заявления в суд; сложность и категорию дела; количества проведенных по делу судебных заседаний (два) и участие в них представителя, а также требования разумности и справедливости, соблюдая баланс интересов сторон, исходя из положений ст. 100 ГПК РФ, суд считает необходимым снизить требуемую Р.Н.П. сумму на оплату услуг представителя с <данные изъяты> рублей до <данные изъяты> рублей.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание выводы суда об удовлетворении исковых требований, заявленных к Министерству социальной защиты населения <адрес>, суд полагает необходимым взыскать с последнего в пользу Р.Н.П. понесенные судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей, из них: <данные изъяты> рублей – расходы по уплате государственной пошлины при обращении в суд; <данные изъяты> рублей – расходы на оплату услуг представителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Р.Н.П. к Министерству социальной защиты населения <адрес>, Министерству транспорта и строительства <адрес>, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ о признании незаконным отказа во включении в списки граждан-получателей социальной выплаты на приобретение жилья членов семьи собственника жилого помещения, признании членами семьи собственника жилого помещения и возложении обязанности включить собственника жилого помещения в списки граждан-получателей социальной выплаты на приобретение жилья с учетом членов семьи – удовлетворить частично.
Признать Р.Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Р.Ю.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Р.А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Р.К.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Р.А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, членами семьи Р.Н.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющейся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Возложить на Министерство социальный защиты населения <адрес> обязанность включить Р.Н.П. в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации граждан - получателей социальной выплаты на приобретение жилья за счет иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету <адрес> для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, с учетом членов ее семьи - Р.Е.И., Р.Н.Н., Р.Ю.Е., Р.А.Е., Р.К.Е..
Взыскать с Министерства социальной защиты населения <адрес> в пользу Р.Н.П. в счет понесенных судебных расходов <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей <данные изъяты> копеек, в том числе: <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек – расходы по уплате государственной пошлины при обращении в суд, <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек – расходы на оплату услуг представителя.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: