Дело №//2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Балахта 26 июля 2018 года
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Хафизовой Ю.В.,
с участием помощника прокурора Балахтинского района Леончук А.А.,
представителя ответчика - КГБУЗ «Балахтинская РБ» юрисконсульта Эбель Н.В. действующей на основании доверенности от 17.04. 2016 года,
при секретаре Ивашиной С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Балахтинского района в интересах Шпенглер ФИО7 к КГБУЗ «Балахтинская районная больница» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы с апреля 2017 года по апрель 2018 года, суд
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Балахтинского района Красноярского края обратился в суд в интересах Шпенглер ФИО8 к КГБУЗ «Балахтинская районная больница» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы с апреля 2017 года по апрель 2018 года, ссылаясь на то, что прокуратурой Балахтинского района проведена проверка исполнения требований трудового законодательства в части оплаты труда в КГБУЗ «Балахтинская районная больница», в ходе которой выявлено следующее. В соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между КГБУЗ «Балахтинская районная больница» и Шпенглер ФИО9 установлены компенсационные выплаты в виде процентной надбавки за стаж работы в местностях края с климатическими условиями в размере 30%. При установлении системы оплаты труда в Красноярском крае неблагоприятные условия, связанные с работой в имеющихся условиях, должны быть компенсированы районным коэффициентом и надбавкой к заработной плате, которая в свою очередь не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992г. установлен единый коэффициент 1,30 к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов. Процентная надбавка в южных районах Красноярского края установлена Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 24.09.1989г. в составляет 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие 2 года работы, но не свыше 30% заработка. Начисление истцу 30% за работу в местности с особыми климатическими условиями, 30% за стаж работы в особых климатических условиях должно производиться сверх минимального размера оплаты труда, установленного соглашением в сумме: 10592 руб. ( до 01.01.2018) и 9489 (с 01.01.2018) то есть 10592 х 3 0% х 2 ( до 01.01. 2018)=16 947,20 руб., 9 489 х 30% х 2 (с 01.01. 2018) = 15 182,40 руб. Анализ расчетно-платежных документов ответчика позволяет сделать вывод, что заработная плата истцу начислялась неверно, без начисления районного коэффициента и северной надбавки в нарушении требований ч.3 ст. 133, ст. 132, ст. 148, ст. 135, ст. 129, ст. 146 ТК РФ. Шпенглер Л.А. 23.04.2018 года в прокуратуру района подано заявление, в котором она просит прокурора обратиться в суд с исковым заявлением в защиту нарушенных прав об оплате труда, поэтому прокурор обращается в защиту нарушенных прав данного гражданина. По результатам проверки произведен расчет недоначисленной заработной платы, исходя из которого можно установить, что с учетом уплаты налога на доход физического лица истцу за период с апреля 2017 года по апрель 2018 года не выплачено <данные изъяты> коп., которые просит взыскать с КГБУЗ «Балахтинская районная больница» в пользу Шпенглер ФИО10.
Определением Балахтинского районного суда Красноярского края от 26.06.2018 года в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено по делу Министерство здравоохранения Красноярского края (л.д.33-34).
В судебном заседании помощник прокурора Балахтинского района Красноярского края Леончук А.А. поддержал исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Истец Шпенглер ФИО11 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания, извещена надлежащим образом, путем направления судебной повестки, представил заявление, о рассмотрении дела без ее участия, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д.31,38).
Представитель третьего лица на стороне ответчика Министерство здравоохранения Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания, извещен надлежащим образом, путем направления судебной повестки, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика КГБУЗ «Балахтинская районная больница» юрисконсульт –Эбель ФИО12 в судебном заседании исковые требования истца не признала в полном объеме. Поддержала доводы, указанные в отзыве на исковое заявление, согласно которых установлено, что ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. С 1 июля 2017 года - 7800 рублей в месяц, а с января 2018 года - 9489 рублей в месяц. Согласно статье 135 Трудового кодекса, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая). Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая). В силу статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации обязательным условием при начислении ежемесячной заработной платы работнику, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), является установление ее размера не ниже минимального размера оплаты труда. Согласно ст. 133.1 ТК РФ В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. На 2017 год в Красноярском крае 23.12.2016 г. было принято региональное соглашение «О минимальной заработной плате в Красноярском крае». В своих расчетах прокуратура Балахтинского района ссылается на установленный размер минимального размера оплаты труда на 2017 год, без учета применения регионального соглашения. Согласно регионального соглашения от 23.12.2016 г. «О минимальной заработной плате в Красноярском крае», заключенного между Правительством Красноярского края и Красноярским краевым союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов, Красноярского края» и краевыми объединениями работодателей минимальный размер оплаты труда в 2017 году составлял 10592 рублей. Согласно п. 1.2 вышеуказанного соглашения минимальный размер заработной платы, установленный вышеуказанным соглашением на 2017 год, уже включал в себя районный и северный коэффициенты для остальных районов Красноярского края. Однако в своих расчетах Истец производит расчет и соответственно начисление районного и северного коэффициентов на МРОТ, установленный региональным соглашением Красноярского края (до 01.01.2018 г.) КГБУЗ «Балахтинская РБ» является краевым бюджетным учреждением системы здравоохранения Красноярского края и учредителем его является министерство здравоохранения Красноярского края, следовательно, учреждение исполняет региональные законы и руководствуется пояснительными письмами своего учредителя. Законом Красноярского края от 29.10.2009г №9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» установлен минимальный размер оплаты труда в Красноярском крае, применяемый с 01.01.2018г с учетом дифференциации по территориям края, для Балахтинского района в сумме 11016 рублей. Министерством здравоохранения Красноярского края неоднократно доводилась информация по выплате МРОТ работникам учреждения в соответствии с указанным Законом (письма № 22-71-606 от 29.01.2018г, №71/18-18/1429 от 27.02.2018г.,№ 71/18-18/С-1782 от 14.03.2018г., № С-3206 от 07.05.2018г.). Полагают, что заработная плата Шпенглер ФИО13 за период с апреля 2017 года по апрель 2018 года соответствовала нормам трудового регионального и федерального законодательства (приложение-информация о начисленной заработной плате уборщика медицинской организации КГБУЗ «Балахтинская РБ» Шпенглер ФИО14 В связи с чем просят, в удовлетворении исковых требований прокурора Балахтинского района в интересах Шпенглер ФИО15 отказать (л.д.18-19).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
При этом согласно ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Из ч. 1 ст. 133 ТК РФ следует, что Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ч. 2 ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере.
Статьей 315 ТК РФ установлено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В соответствии со ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из положений ст. 317 ТК РФ следует, что лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и размер минимальной заработной платы не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 135 ТК Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В судебном заседании установлено, что приказом МУЗ «Балахтинская РБ» от 30.10.2007г. №-ФАП Шпенглер ФИО16 принята на должность <данные изъяты> ФАПа 2- го разряда, с 01. 11. 2007года. с испытательным сроком 3 месяца (л.д.12).
ДД.ММ.ГГГГ МУЗ «Балахтинская РБ» с Шпенглер ФИО17 заключен трудовой договор № (л.д.10).
ДД.ММ.ГГГГ МУЗ «Балахтинская РБ» с Шпенглер ФИО18 заключила дополнительное соглашение к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.9).
Согласно приказа КГБУЗ «Балахтинская РБ» №-ФАП от ДД.ММ.ГГГГ. Шпенглер ФИО19 переведена <данные изъяты> на должность <данные изъяты> на 1,0 ставки с 01.04. 2015 года, ПКГ 9-1, минимальный оклад <данные изъяты> руб., стимулирующие выплаты за опыт работы в размере 30% минимального оклада (л.д.11).
ДД.ММ.ГГГГ КГБУЗ «Балахтинская РБ» с Шпенглер ФИО20 заключило дополнительное соглашение к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.9).
По справке о заработной плате Шпенглер Л.А. ее заработная плата ежемесячно в апреле 2017 года составляла <данные изъяты>., в мае 2017 года составляла <данные изъяты> руб., в июне 2017 года составляла <данные изъяты> руб., в июле 2017 года составляла <данные изъяты> руб., с августа по ноябрь 2017 года составляла <данные изъяты> руб., с января по апрель 2018 года составляла <данные изъяты> руб. (л.д.13-15;25-28).
Министерством здравоохранения Красноярского края неоднократно доводилась информация по выплате МРОТ работникам учреждения в соответствии с указанным Законом (письма № 22-71-606 от 29.01.2018г, №71/18-18/1429 от 27.02.2018г.,№ 71/18-18/С-1782 от 14.03.2018г., № С-3206 от 07.05.2018г.) (л.д.20-24).
Допущенные нарушения закона КГБУЗ «Балахтинская РБ» влекут нарушения прав Шпенглер ФИО22 на благоприятные условия труда, равенство прав и возможностей, прав на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, в связи с чем, она обратилась с заявлением в прокуратуру Балахтинского района (л.д. 6).
Согласно ксерокопии паспорта Шпенглер ФИО23 22.10.1978года рождения, уроженка <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.30).
Выплата Шпенглер ФИО24 заработной платы в указанном размере является нарушением федерального законодательства, а именно ч.ч. 1, 3 ст. 133 ТК РФ, согласно которым Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Действующим законодательством предусмотрено, что при установлении системы оплаты труда в Красноярском крае неблагоприятные условия, связанные с работой в имеющихся условиях должны быть компенсированы районным коэффициентом и надбавкой к заработной плате, которая не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 г. №311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» установлен единый районный коэффициент 1,30 (вместо действующего 1,20) к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов. Процентная надбавка в южных районах Красноярского края, согласно Постановления СОВМИНА СССР, ВЦСПС от 24.09.1989 г. №794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
В нарушение указанных норм размер заработной платы истца, работающей в Красноярском крае, необоснованно занижен, без учета компенсационных выплат (надбавки и районный коэффициент) ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 28.12.2017г. N 421-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 1 января 2018 года установлен в сумме 9 489 рублей в месяц, с 01.07.2017г. (в редакции ФЗ от 19.12.2016 N 460-ФЗ) 7 800 рублей в месяц.
Таким образом, размер заработной платы истца за 1 ставку с учетом компенсационных надбавок районного коэффициента и процентной надбавки не может быть в период до 01.07.2017 года менее 12 000 рублей 00 копеек в месяц, исходя из следующего расчета: 7500 рублей + 30%+ 30%., с 01.07.2017г. по 01.01.2018г. менее 12480 рублей 00 копеек в месяц, исходя из следующего расчета: 7800 рублей + 30%+ 30%; с 01.01.2018г. по 31.03.2018г. не может быть менее 15183 рублей 00 копеек в месяц, исходя из следующего расчета: 9489 рублей + 30%+ 30%.
Таким образом, размер заработной платы истцу должна производиться с учетом денежной компенсации в размере 30% за работу в местности с особыми климатическими условиями и 30 % за стаж работы в особых климатических условиях начисленной сверх минимального размера оплаты труда, установленного соглашением в сумме: 10592 руб. ( до 01.01.2018) и 9489 (с 01.01.2018) то есть 10592 х 30% х 2 ( до 01.01. 2018)=16 947,20 руб., 9 489 х 30% х 2 (с 01.01. 2018) = 15 182,40 руб., а не из расчета минимальной заработной платы на 2017 год в размере 10592 руб., установленный соглашением, заключенным между Правительством Красноярского края, Красноярским краевым союзом организации профсоюзов «Федерация профсоюзов Красноярского края» и краевыми объединениями работодателей как указывает прокурор в исковом заявлении.
Из расчетно-платежных документов КГБУЗ «Балахтинская РБ» установлено, что заработная плата истца начислялась и выплачивалась не в полном объеме.
Суд, не соглашается с расчетным периодом и представленным расчетом прокурора Балахтинского района Красноярского края, взыскивает разницу между размером минимальной заработной платы, подлежащей выплате Шпенглер ФИО25 с учетом компенсационных выплат и фактически выплаченными суммами заработной платы за период с апреля 2017 по апрель 2018 года (включительно) подлежит доплате, а именно: в апреле 2017 года <данные изъяты>, итого <данные изъяты> руб., в июне 2017 года (с учетом 81,6 отработанных часов из 150,6) <данные изъяты> руб. (начисленная заработная плата) - <данные изъяты> руб., в июле 2017 года (с учетом 36 отработанных часов из153,6)<данные изъяты> руб. (начисленная заработная плата) - <данные изъяты> руб, с августа по ноябрь 2017 года <данные изъяты>, итого <данные изъяты> руб., в декабре 2017 года (с учетом 153,6 отработанных часов из 153,6) <данные изъяты> руб. (начисленная заработная плата) - <данные изъяты> руб., с января по апрель 2018 года <данные изъяты> руб., итого <данные изъяты> руб.
Учитывая, что в мае 2017 года заработная плата Шпенглер ФИО27А. превышала МРОТ, то доплата за данный месяц не производится.
Итого: <данные изъяты> = <данные изъяты> руб.<данные изъяты> коп.
Учитывая, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины, суд взыскивает с ответчика государственную пошлину пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований в размере <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах Шпенглер ФИО28 удовлетворить.
Взыскать с КГБУЗ «Балахтинская РБ» в пользу Шпенглер ФИО29 недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с апреля 2017 года по апрель 2018 года (включительно) в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Взыскать с КГБУЗ «Балахтинская РБ» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ