дело № 2-643/2019 |
|
РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации | |
02 сентября 2019 года |
п. Суксун Пермского края |
Суксунский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Ярушиной А.А. при секретаре судебного заседания Вязовиковой О.Б. с участием:
ст. пом. прокурора Суксунского района Мартюшевой Т.И.,
представителя истца Караваева А.Г. адвоката Желтышева И.А., действующего на основании ордера,
ответчика Юдина К.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Караваева А. Г. к Юдину К. М. о компенсации морального вреда,
установил:
Караваев А.Г. обратился в суд с иском к Юдину К.М. о компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>.
Свои требования мотивировал тем, что приговором мирового судьи судебного участка № 1 Суксунского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным в отношении Юдина К.М. и вступившим в законную силу, ответчик был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 119 УК РФ с назначением наказания в виде обязательных работ на срок двести часов.
Приговором установлено, что ответчик ДД.ММ.ГГГГ около 11 часов, находясь на берегу <адрес>, возле дома по адресу: <адрес> на почве личных неприязненных отношений, устроил с истцом словесную ссору, в ходе которой принес свое охотничье ружье, направил на Караваева А.Г. ствол оружия и стал угрожать убийством, затем для оказания на истца психологического воздействия, произвел один выстрел из этого ружья рядом с ногами истца, затем направил оружие на истца и стал угрожать истцу убийством.
В результате данных действий ему причинен моральный вред, поскольку ответчик первый затеял ссору, не просто угрожал убийством, а угрожал убийством при помощи своего охотничьего ружья, ему было достаточно нажать на курок, чтобы эта угроза осуществилась. Кроме того, он, будучи в общественном месте, на глазах У.Ю.И. и В.П.С., людей, чьим мнением о себе истец дорожит, действуя общественно-опасным способом, произвел один выстрел из этого ружья рядом с ногами истца, что добавило ему переживаний по этому поводу. При этом, ответчик свою вину в совершенном преступлении не признавал, в содеянном не раскаивался, извинений ему не принес.
Считает, что Юдин К.М. своими действиями причинил ему моральный вред, который он оценивает в размере 40 000 рублей.
В судебное заседание истец Караваев А.Г. не явился, о дате, времени, месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца, действующий по ордеру адвокат Желтышев И.А., в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик Юдин К.М. в судебном заседании иск не признал, указав, истец его также оскорблял в ходе ссоры, а также угрожал ему молотком, испортил его лодку. Он обращался по данному факту в полицию, но в возбуждении уголовного дела в отношении Караваева А.Г. ему было отказано. Данное постановление он намерен впоследствии обжаловать.
Суд, заслушав прокурора, полагавшего, что исковые требования в части морального вреда подлежат частичному удовлетворению в разумных пределах, заслушав представителя истца, ответчика, изучив материалы дела, материалы уголовного дела, приходит к следующему выводу.
Судом установлено и из материалов дела следует, что приговором мирового судьи судебного участка № 1 Суксунского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ Юдин К.М. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.119 УК РФ, ему назначено наказание в виде обязательных работ на срок двести часов (л.д. 4-6).
Указанным приговором мирового судьи установлено, что ДД.ММ.ГГГГ около 11 часов, находясь на берегу <адрес>, возле дома по адресу: <адрес> Юдин К.М. на почве личных неприязненных отношений в связи с повреждением его лодки, устроил с истцом словесную ссору, в ходе которой принес свое охотничье ружье, направил на Караваева А.Г. ствол оружия и стал угрожать убийством, затем для оказания на истца психологического воздействия, произвел один выстрел из этого ружья рядом с ногами истца, затем направил оружие на истца и стал угрожать истцу убийством. Потерпевший Караваев А.Г. действия, слова Юдина К.М. воспринял реально, поскольку последний направил ружье на него, вел себя агрессивно (л.д.4-6).
Апелляционным постановлением Суксунского районного суда Пермского края указанный выше приговор мирового судьи был изменен в части разрешения вопроса о вещественных доказательствах, а также исключения из описательно-мотивировочной части приговора ссылки на применение судом положений ч.1 ст. 62 УК РФ при назначении наказания, в остальной части приговор мирового судьи оставлен без изменения (л.д.34-37).
Согласно ч. 4 ст. 61 ГПК РФ, вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
В соответствии со ст. 71 ГПК РФ приговор относится к письменным доказательствам.
В соответствии с п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2016 г. N 55 "О судебном приговоре" судам необходимо иметь в виду, что лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред, вправе также предъявить гражданский иск о компенсации морального вреда, которая, в соответствии с законом, осуществляется в денежной форме независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. При разрешении подобного рода исков следует руководствоваться положениями статей 151, 1099, 1100, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми при определении размера компенсации морального вреда необходимо учитывать характер причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, связанных с его индивидуальными особенностями, степень вины подсудимого, его материальное положение и другие конкретные обстоятельства дела, влияющие на решение суда по предъявленному иску. Во всех случаях при определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
К нематериальным благам с соответствие со статьей 150 Гражданского кодекса Российской Федерации относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная <данные изъяты>, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (п. 1).
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (п. 2).
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" (в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 г. N 6), суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. Одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.
В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" указано, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (абзац второй пункта 8 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10).
Учитывая, что вина Юдина К.М. в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 119 УК РФ - угроза убийством, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы, в отношении потерпевшего Караваева А.Г. установлена вышеуказанными судебными актами, что в силу приведенных норм закона является обязательным для суда, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований
Как усматривается из материалов дела, Караваев А.Г. в связи с совершением в отношении него Юдиным К.М. преступления, испытал нравственные страдания в виде страха, реально опасаясь за свою жизнь и здоровье, в связи с чем, суд, оценив обстоятельства причинения и характер вреда истцу преступными действиями ответчика, степень вины ответчика, особенности личности каждой из сторон, степень разумности и справедливости, приходит к выводу о причинении истцу физических и нравственных страданий действиями ответчика и наличия тем самым оснований для компенсации морального вреда, оценив его размер в 20 000 рублей.
Довод Юдина К.М. о причинении ему имущественного вреда действиями Караваева А.Г. в виде повреждения его лодки не свидетельствует об отсутствии вины в действиях ответчика Юдина К.М. и не является основанием для отказа в заявленных исковых требованиях.
К тому же, решением мирового судьи судебного участка № 1 Суксунского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, удовлетворен иск Юдина К.М. к Караваеву А.Г., с которого взыскана стоимость поврежденной ответчиком Караваевым А.Г. лодки в сумме <данные изъяты> (л.д. 38-40).
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. В связи с чем с ответчика в пользу бюджета Суксунского муниципального района подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь изложенным и ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск Караваева А.Г. удовлетворить частично.
Взыскать с Юдина К. М. в пользу Караваева А. Г. компенсацию морального вреда в сумме 20000 рублей.
В удовлетворении требований Караваеву А.Г. в остальной части отказать.
Взыскать с Юдина К.М. в бюджет Суксунского муниципального района государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Ярушина
Мотивированное решение суда изготовлено 05 сентября 2019