дело № 2-4318/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 ноября 2017 года Шахтинский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Моисеенкова А.И.,
при секретаре Ворониной М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г. Шахты к Ремизовой Л.С., Ремизову А.Н., Ремизовой А.А. о признании отсутствующим право собственности на квартиру, признании права собственности на квартиру за муниципальным образованием «Город Шахты» и снятии с кадастрового учета квартиры,
У С Т А Н О В И Л :
Администрация г. Шахты обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на квартиру № в доме № по <адрес>, в <адрес>, зарегистрировано с 2000 года за Ремизовой Л.С., Ремизовым А.Н., Ремизовой А.А. указанный многоквартирный жилой дом является ветхим. Во 2-ом квартале 2008 года ответчики были переселены из ветхого жилья Администрацией г. Шахты в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается договором на предоставление социальной выплаты № от ДД.ММ.ГГГГ и договором купли-продажи квартиры № от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ в действие вступил новый Порядок предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 428) (далее - Порядок). В мае 2008 года ответчиками было подписано обязательство на передачу квартиры, числящейся в списках ветхого жилья, подлежащего сносу, в котором они обязались передать квартиру № в доме № по <адрес>, в <адрес>, Администрации г. Шахты взамен предоставляемой им квартиры. Однако в нарушение требований указанных нормативно-правовых актов ответчиками не было выполнено основное условие предоставления социальной выплаты – безвозмездная передача этого жилого помещения органу местного самоуправления и правоустанавливающих документов. В настоящее время в жилом помещении по адресу: <адрес> поселок, № кв. №, никто не проживает, ответчики переселились в иное жилое помещение.
На основании изложенного, просит суд: признать отсутствующим право собственности на квартиру № в доме № по <адрес>, в <адрес>, зарегистрированную за Ремизовой Л.С., Ремизовым А.Н., Ремизовой А.А.; признать за Муниципальным образованием «Город Шахты» право собственности на квартиру № в доме № по <адрес>, в <адрес>; снять с кадастрового учета квартиру № в доме № по <адрес> в <адрес>.
Представитель Администрации г. Шахты – Коваль С.А., действующая на основании доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание явилась, уточнила исковые требования, указав, что квартира № по <адрес>, в <адрес> находится в доме №.
Ответчик Ремизова Л.С. в судебное заседание явилась, исковые требования признала в полном объеме, при этом пояснила, что указанного дома уже давно не существует.
Ответчик Ремизов А.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался судом надлежащим образом, предоставил суду заявление (л.д. 31), в котором указал, что просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признает в полном объеме.
Ответчик Ремизова А.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещалась судом надлежащим образом, предоставила суду заявление (л.д. 32), в котором указала, что просит рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования признает в полном объеме.
Выслушав представителя истица, ответчика Ремизову Л.С., изучив материалы дела, оценив письменные доказательства по делу, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме заявленных требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на квартиру № в доме № по ул. <адрес>, в <адрес>, зарегистрировано с 2000 года за Ремизовой Л.С., Ремизовым А.Н., Ремизовой А.А.
Указанный многоквартирный жилой дом является ветхим.
Во 2-ом квартале 2008 года ответчики были переселены из ветхого жилья Администрацией г. Шахты в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается договором на предоставление социальной выплаты № от ДД.ММ.ГГГГ и договором купли-продажи квартиры № от ДД.ММ.ГГГГ.
Нормативными правовыми актами Российской Федерации, действующими в указанный период переселения из ветхого жилья граждан и регулирующими порядок финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, было предусмотрено оказание содействия со стороны государства в приобретении гражданам нового жилья взамен сносимого ветхого жилья путем направления из федерального бюджета средств на финансирование указанных мероприятий.
Так, основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ.
В соответствии с п.2 ст.5 данного Закона, финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами РФ, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» приказом Минфина от ДД.ММ.ГГГГ №н был утвержден Порядок финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (далее – Порядок, утв. приказом Минфина от ДД.ММ.ГГГГ № н).
Указанным Порядком (утв. приказом Минфина от ДД.ММ.ГГГГ №н) было предусмотрено:
1. Мероприятия по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных (сланцевых) шахт и разрезов
1.1. Средства на финансирование технических работ по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных шахт и разрезов учтены в расходах федерального бюджета по виду расходов "Технические работы по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных шахт и разрезов" 420, коду экономической классификации расходов "Субсидии государственным организациям" 130110 Бюджетной классификации Российской Федерации.
1.2. Финансирование расходов, связанных с мероприятиями по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных (сланцевых) шахт и разрезов, осуществляется по следующим видам затрат:
а) технические работы:
- ликвидация горных выработок, демонтаж оборудования;
- ликвидация последствий вредного влияния от ведения горных работ, разборка зданий, сооружений и демонтаж оборудования на поверхности;
- обеспечение жизнедеятельности предприятия в период ликвидации;
- снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности;
- реконструкция и замена пострадавших в связи с ликвидацией шахт и разрезов объектов социальной инфраструктуры, предоставлявших основные коммунальные услуги жителям шахтерских городов и поселков;
1.5. При выполнении работ, услуг сторонними исполнителями расчеты с ними осуществляются в соответствии с имеющимися договорами, актами приемки выполненных работ (услуг).
В 20-дневный срок по окончании квартала получатель средств представляет в Минэнерго России отчет о выполненных работах и затратах и размерах их финансирования. К указанному отчету прилагается акт приемки выполненных работ, утвержденный в установленном порядке.
Средства на финансирование затрат, указанных в подпункте "б" пункта 1.2, предусматриваются в Проекте ликвидации шахты (разреза) из расчета полной стоимости приобретения жилья по социальной норме площади жилья для семей разной численности и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации, избранной для постоянного проживания, но не выше средней по Российской Федерации стоимости 1 кв. метра общей площади жилья. Стоимость 1 кв. метра общей площади жилья определяется каждые шесть месяцев Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике совместно с администрациями субъектов Российской Федерации и публикуется в средствах массовой информации.
4. Реализация программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков
4.1. Средства на финансирование расходов на программы местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков учтены в расходах федерального бюджета по виду расходов "Реализация программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков" 423, по кодам "Средства, передаваемые бюджетам других уровней" 130210 Бюджетной классификации Российской Федерации, "Строительство объектов производственного назначения, исключая строительство военных объектов" 240220 Бюджетной классификации Российской Федерации.
4.2. К расходам, связанным с реализацией программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, относится такой вид затрат, как - содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4.3. Основанием для финансирования указанного направления является сводный план - график, трехсторонний договор об использовании средств государственной поддержки между Минэнерго России, администрацией субъекта Российской Федерации и администрацией шахтерского города (поселка).
4.4. Получателями средств государственной поддержки, предусмотренных для финансирования программ местного развития и обеспечения занятости в шахтерских городах и поселках, являются администрации шахтерских городов (поселков).
20. Контроль за целевым использованием средств государственной поддержки угольной промышленности осуществляют Минэнерго России, Минфин России, Минэкономразвития России и Госкомстат России. При этом органы федерального казначейства обеспечивают контроль за целевым использованием средств на основании представляемых получателями средств сметной и договорной документации, других необходимых документов, подтверждающих обоснованность и целевое направление расходов в соответствии с Положением о федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 864 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 135 и ДД.ММ.ГГГГ N 109).
Главным распорядителем средств государственной поддержки, в соответствии с указанными актами, являлось Министерство энергетики РФ, а получателями средств - органы местного самоуправления шахтерских городов и поселков, организации, предприятия и учреждения угольной промышленности.
Данным Приказом были предусмотрены Мероприятия по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных (сланцевых) шахт и разрезов, которое включало в себя мероприятие по содействию гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Финансирование осуществлялось в соответствии с Проектом ликвидации шахты (разреза), утв. Минэнерго России, сметами затрат, договорами с исполнителями работ (услуг), актами приемки выполненных работ (услуг), заключением назначенной органами местной власти компетентной комиссии о признании непригодным для проживания ветхого жилья.
Переселению подлежали граждане, внесенные в утвержденные и согласованные списки содействия гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте.
Граждане подлежат переселению из ветхого жилья ввиду его непригодного состояния для постоянного проживания, а также его сносом после переселения граждан в пригодные для постоянного проживания жилые помещения.
Таким образом, из смысла указанных нормативных правовых актов гражданам со стороны государства оказывалось содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья путем направления из федерального бюджета средств на финансирование указанных мероприятий, т.е. новое жилье приобреталось гражданам при условии сдачи ими ветхого жилья органам местного самоуправления в целях дальнейшего его сноса в рамках указанных Мероприятий по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных (сланцевых) шахт и разрезов.
С ДД.ММ.ГГГГ в действие вступил новый Порядок предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 428) (далее - Порядок).
Пунктом 11 указанного Порядка (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 428) предусмотрено:
Cоциальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
В мае 2008 года ответчиками было подписано обязательство на передачу квартиры, числящейся в списках ветхого жилья, подлежащего сносу, в котором они обязались передать квартиру № в доме № по <адрес>, в <адрес>, Администрации г. Шахты взамен предоставляемой им квартиры.
Однако в нарушение требований указанных нормативно-правовых актов ответчиками не было выполнено основное условие предоставления социальной выплаты – безвозмездная передача этого жилого помещения органу местного самоуправления и правоустанавливающих документов.
Таким образом, обязательства по безвозмездной передаче ветхого жилья и правоустанавливающих документов Администрации г. Шахты, предусмотренные законодательством Российской Федерации в области сложившихся правоотношений, ответчиками не выполнены.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Как следует из представленных документов, ответчики отказались от собственности на ветхое жилое помещение, подписав обязательство на передачу квартиры, числящейся в списках ветхого жилья, подлежащего сносу.
Следует, что право собственности, зарегистрированное за ответчиками на квартиру № в доме №, по ул. <адрес>, в <адрес> подлежит прекращению.
В настоящее время в жилом помещении по адресу: <адрес>, никто не проживает, ответчики переселились в иное жилое помещение.
В соответствии со ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Таким образом, право собственности за ответчиками полежит прекращению, поскольку ответчики как собственники, фактически отказались от права собственности на свое имущество – квартиру №, расположенную по адресу: <адрес>, а у муниципального образования возникло право собственности на указанное жилое помещение.
Выводы суда подтверждаются следующими доказательствами:
-копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 12,13,14);
-копией распоряжения мэра г. Шахты от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 15);
-копией расчета стоимости жилья, передаваемого в собственность (л.д. 16);
-копией акта оценки стоимости квартиры (л.д. 17);
-копией выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19-20);
-копией договора № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21-22);
-копией договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23-24);
-копией платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25).
Давая оценку всем собранным по делу доказательствам в их совокупности, судья находит их объективными, не подлежащими сомнению, а исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Администрации г. Шахты к Ремизовой Л.С., Ремизову А.Н., Ремизовой А.А. о признании отсутствующим право собственности на квартиру, признании права собственности на квартиру за муниципальным образованием «Город Шахты» и снятии с кадастрового учета квартиры - удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности на квартиру № в доме №, по <адрес> в <адрес>, зарегистрированную за Ремизовой Л.С., Ремизовым А.Н., Ремизовой А.А..
Признать за Муниципальным образованием «Город Шахты» право собственности на квартиру № в доме № по <адрес>, в <адрес>.
Снять с кадастрового учета (кадастровый №) квартиру № в доме № по <адрес> в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд в течение одного месяца через Шахтинский городской суд.
Решение изготовлено в совещательной комнате.
Судья: (подпись)
Копия верна:
Судья: Моисеенков А.И.