Мотивированное решение изготовлено 30 января 2015 года
Дело № 2-169/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 января 2015 года
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Фоминой Е.А.
при секретаре Власовой Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора – войсковая часть 56186 в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» о понуждении к исполнению требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор – войсковая часть 56186 в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» (далее по тексту – ОАО «РЭУ») о понуждении к исполнению требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В обоснование иска, уточненными в ходе рассмотрения дела, указал, что Военной прокуратурой – войсковая часть 56186 проведена проверка исполнения должностными лицами филиала «Мурманский» ОАО «РЭУ» исполнения требований федерального законодательства на котельной инв. № *** расположенной в военном городке № ***.
Распоряжением Правительства РФ от 15.04.2011 ОАО «РЭУ» определено единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных организаций.
Распоряжением Правительства РФ от 29.06.2011 № 1074-р установлено, что на срок действия государственных контрактов в ОАО «РЭУ» в установленном порядке подлежат передаче на праве безвозмездного пользования объекты теплоснабжения, соответствующие сети и иное имущество Минобороны России, необходимое для осуществления функций единственного поставщика тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных организаций.
14.07.2011 года между Минобороны РФ и ОАО «РЭУ» заключен государственный контракт № 2-ТХ со сроком действия с 01.07.2011 года до 31.12.2012 года на оказание услуг по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию теплоэнергетического оборудования и инженерных сетей военных городков МО РФ.
В последующем, 01.11.2012 года между МО РФ и ОАО «РЭУ» заключен государственный контракт № 3-ТХ со сроком действия с 01.11.2012 года по 30.08.2015 года на оказание услуг по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию теплоэнергетического оборудования и инженерных сетей военных городков Министерства обороны РФ.
Пунктом 3.12 Устава ОАО «РЭУ» определено, что общество в установленном порядке может создавать филиалы и открывать представительства как на территории РФ, так и за ее пределами.
В соответствии с пунктом 2.3 Устава ОАО «РЭУ» общество имеет филиалы, в том числе, с учетом изменений 04 июня 2012 года в устав ОАО «РЭУ», филиал «Мурманский», расположенный по адресу: ***
Пунктом 3.13 Устава ОАО «РЭУ» установлено, что филиалы и представительства общества осуществляют свою деятельность от имени общества.
В соответствии с п.4.1 Устава ОАО «РЭУ» общество осуществляет как один из видов деятельности эксплуатацию коммунальных сооружений, инженерных систем, водопроводных, канализационных, электрических и тепловых сетей, прием, передачу и распределение электрической и тепловой энергии, техническое обслуживание и ремонт электрических и тепловых сетей, в том числе наружных сетей теплоснабжения, сетей горячего и холодного водоснабжения, сетей водоответвления, наружных линий электроснабжения, кабельных линий и иных инженерных систем, а также реализацию электрической, тепловой энергии и других энергоносителей.
На основании № 32 безвозмездного пользования объектами недвижимого и движимого имущества МО РФ, закрепленного на праве оперативного управления за войсковой частью 77360 (ныне в/часть 77360-Б) от 07.10.2011 года, ОАО «РЭУ» обязуется поддерживать техническое имущество котельных, тепловых пунктов и тепловых сетей в исправном и надлежащем техническом состоянии, включая осуществление технического ремонта указанного имущества.
Во исполнение обязательств вышеназванного государственного контракта филиал «Мурманский» ОАО «РЭУ» с целью оказания услуг теплоснабжения объектов имущественного комплекса Минобороны РФ, расположенных в ***, осуществляет эксплуатацию котельной № ***.
В соответствии с приложением № 1 к ФЗ «О промышленной безопасности опасных объектов» к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 ? С.
В ходе проведения проверки установлено, что котельная № *** введена в строй в 1964 году и работает на жидком топливе Ф-5.
Котельная № *** осуществляет подачу тепла и горячей воды на 4 объекта военного городка №***. При этом на указанной котельной используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 ? С.
Таким образом, котельная № *** относится к категории опасных производственных объектов.
Согласно ч.1 ст.13 ФЗ «О промышленной безопасности опасных объектов» экспертизе промышленной безопасности подлежат здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
Частью 2 данной статьи определено, что экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика.
Вместе с тем, проверкой установлено, что экспертиза промышленной безопасности сооружения – дымовой трубы на котельной № *** проводилась в 2008 году, при этом срок ее действия истек в июле 2013 года и до настоящего времени экспертиза дымовой трубы на указанной котельной не проведена, что подтверждается полученными в ходе прокурорской проверки документами – служебным письмом начальника ЭРТ № 6, объяснением начальника котельной, сведениями по ОПО ЭРТ № 6, паспортом дымовой трубы, паспортом котельной, заключением экспертизы от 2008 года, государственными контрактами 2-ТХ, 3-ТХ, договором №32, уставом ОАО «РЭУ», приказом Министра обороны РФ от 25.05.2009 г. № 470.
Отсутствие экспертизы промышленной безопасности сооружения – дымовой трубы на котельной № ***, являющейся опасным производственным объектом, не только влияет на безопасные условия труда работников ОАО «РЭУ», их жизнь и здоровье, жизнь и здоровье военнослужащих и гражданских лиц, которые могут находиться рядом с названной дымовой трубой, но и создает предпосылки к возникновению чрезвычайных ситуаций и происшествий, так как длительный период времени после проведения последней экспертизы котельная эксплуатировалась, а состояние дымовой трубы в настоящее время неизвестно, что также создает предпосылки к подрыву боеготовности и боеспособности воинских частей и учреждений, дислоцированных на территории поднадзорной военной прокуратуре – войсковая часть 56186, что требует незамедлительного устранения выявленных нарушений.
На основании изложенного, просил обязать ОАО «РЭУ» после вступления в законную силу решения суда до конца отопительного сезона 2014-2015 гг. заключить с организацией, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, договор на проведение экспертизы промышленной безопасности дымовой трубы на котельной № *** расположенной в военном городке № ***; обязать ОАО «РЭУ» совместно с организацией, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, в течение 2 месяцев с момента заключения соответствующего договора провести экспертизу промышленной безопасности дымовой трубы на котельной инв. № ***, расположенной в военном городке № ***.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, обосновал по доводам, приведенным в исковом заявлении, просил удовлетворить.
Представитель ответчика ОАО «РЭУ» и третьего лица филиала ОАО «РЭУ» «Мурманский» представителя в судебное заседание не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены, представили суду ходатайство, в котором просили дело рассмотреть без своего участия, с исковыми требованиями согласились, и вместе с тем, просили перенести срок исполнения требований военного прокурора о проведении экспертизы промышленной безопасности до конца отопительного периода 2014-2015г.г. Указали, что ответчик обязуется заключить договор на проведение экспертизы до конца отопительного сезона, провести экспертизу промышленной безопасности в течение 2 месяцев с момента завершения отопительного сезона, против чего представитель истца не возражал.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Судом установлено, что 14.07.2011 года между Минобороны РФ и ОАО «РЭУ» заключен государственный контракт № 2-ТХ со сроком действия с 01.07.2011 года до 31.12.2012 года на оказание услуг по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию теплоэнергетического оборудования и инженерных сетей военных городков МО РФ.
В последующем, 01.11.2012 года между МО РФ и ОАО «РЭУ» заключен государственный контракт № 3-ТХ со сроком действия с 01.11.2012 года по 30.08.2015 года на оказание услуг по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию теплоэнергетического оборудования и инженерных сетей военных городков МО РФ.
Пунктом 3.12 Устава ОАО «РЭУ» определено, что общество в установленном порядке может создавать филиалы и открывать представительства как на территории РФ, так и за ее пределами.
В соответствии с пунктом 2.3 Устава ОАО «РЭУ» общество имеет филиалы, в том числе, с учетом изменений 04 июня 2012 года в устав ОАО «РЭУ», филиал «Мурманский», расположенный по адресу: ***
Пунктом 3.13 Устава ОАО «РЭУ» установлено, что филиалы и представительства общества осуществляют свою деятельность от имени общества.
В соответствии с п.4.1 Устава ОАО «РЭУ» общество осуществляет как один из видов деятельности эксплуатацию коммунальных сооружений, инженерных систем, водопроводных, канализационных, электрических и тепловых сетей, прием, передачу и распределение электрической и тепловой энергии, техническое обслуживание и ремонт электрических и тепловых сетей, в том числе наружных сетей теплоснабжения, сетей горячего и холодного водоснабжения, сетей водоответвления, наружных линий электроснабжения, кабельных линий и иных инженерных систем, а также реализацию электрической, тепловой энергии и других энергоносителей.
На основании № 32 безвозмездного пользования объектами недвижимого и движимого имущества МО РФ, закрепленного на праве оперативного управления за войсковой частью 77360 (ныне в/часть 77360-Б) от 07.10.2011 года, ОАО «РЭУ» обязуется поддерживать техническое имущество котельных, тепловых пунктов и тепловых сетей в исправном и надлежащем техническом состоянии, включая осуществление технического ремонта указанного имущества.
Во исполнение обязательств вышеназванного государственного контракта филиал «Мурманский» ОАО «РЭУ» с целью оказания услуг теплоснабжения объектов имущественного комплекса Минобороны РФ, расположенных в ***, осуществляет эксплуатацию котельной № ***.
Котельная № *** расположенная в *** осуществляет подачу тепла и горячей воды на 3 объекта военного городка №1. При этом на указанной котельной используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 ? С.
Таким образом, котельная № *** относится к категории опасных производственных объектов.
Вместе с тем, проверкой установлено, что экспертиза промышленной безопасности сооружения – дымовой трубы на котельной № *** военного городка № *** проводилась в 2008 году, при этом срок ее действия истек в июле 2013 года и до настоящего времени экспертиза дымовой трубы на указанной котельной не проведена.
Военный прокурор – войсковая часть 56186 просит обязать ответчика произвести действия, направленные на устранение установленных в ходе проведения проверки нарушений, выполнить требования законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок и сетей.
Представитель ответчика не возражает против заявленных требований, одновременно ходатайствуя об изменении сроков исполнения решения суда.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд исходит из положений ч.1, 2 ст.13 ФЗ «О промышленной безопасности опасных объектов», согласно которым экспертизе промышленной безопасности подлежат здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий. При этом экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика.
Кроме того, суд учитывает, что отсутствие экспертизы промышленной безопасности сооружения – дымовой трубы на котельной № *** военного городка № ***, являющейся опасным производственным объектом в соответствии с приложением № 1 к ФЗ «О промышленной безопасности опасных объектов», не только влияет на безопасные условия труда работников ОАО «РЭУ», их жизнь и здоровье, жизнь и здоровье военнослужащих и гражданских лиц, которые могут находится рядом с названной дымовой трубой, но и создает предпосылки к возникновению чрезвычайных ситуаций и происшествий, так как длительный период времени после проведения последней экспертизы котельная эксплуатировалась, а состояние дымовой трубы в настоящее время неизвестно, что также создает предпосылки к подрыву боеготовности и боеспособности воинских частей и учреждений, дислоцированных на территории поднадзорной военной прокуратуре – войсковая часть 56186, что требует незамедлительного устранения выявленных нарушений.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая позицию представителя истца, доводы представителя ответчика, принимая во внимание продолжительность отопительного сезона в Мурманской области, суд полагает возможным установить следующий срок исполнения решения суда: до 15.05.2015 года обязать ОАО «РЭУ» заключить договор на проведение экспертизы промышленной безопасности объекта; до 15.07.2015 года – обязать ОАО «РЭУ» совместно с организацией, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, провести экспертизу промышленной безопасности дымовой трубы, полагая данные сроки разумными и достаточными.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика государственную пошлину, от уплаты которой истец освобожден, в доход местного бюджета, полагая возможным уменьшить ее размер в соответствии со ст.333.20 НК РФ с учетом материального положения ответчика, до 500 руб.
Суд рассматривает спор в пределах заявленных требований, на основании представленных доказательств, в соответствии со ст.56 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования военного прокурора – войсковая часть 56186 - удовлетворить.
Обязать Открытое акционерное общество «Ремонтно-эксплуатационное управление» (ИНН 7714783092, дата государственной регистрации юридического лица – 18.06.2009, место нахождения – ***):
в срок до 15 мая 2015 года заключить с организацией, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, договор на проведение экспертизы промышленной безопасности дымовой трубы на котельной инв. № *** расположенной в военном городке № ***;
в срок до 15 июля 2015 года совместно с организацией, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, провести экспертизу промышленной безопасности дымовой трубы на котельной инв. № *** расположенной в военном городке № ***.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Ремонтно-эксплуатационное управление» (ИНН 7714783092, дата государственной регистрации юридического лица – 18.06.2009, место нахождения – ***) государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 500 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Е.А. Фомина