Дело № 5-65/2021
УИД 18RS0023-01-2020-003599-16
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
9 марта 2021 года город Сарапул
Резолютивная часть постановления объявлена 03.03.2021 года.
Судья Сарапульского городского суда Удмуртской Республики Косарев А.С., при секретаре Елесиной А.Е., с участием представителя лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ФИО5, представителя органа, составившего протокол об административном правонарушении - Управления Роспотребнадзора по УР ФИО4,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ООО «Татнефть-АЗС Центр», адрес: республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Ризы Фахретдина, д. 37, дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 07.07.2006 года, ОГРН №, ИНН №, по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
21.10.2020 года в период с 15.40 часов до 16.00 часов, ООО «Татнефть-АЗС Центр», осуществляющее деятельность по реализации моторного топлива, непродовольственных товаров и пищевых продуктов населению по адресу: УР, г. Сарапул, ул. Путейская, д. 1г, нарушено законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ФИО5, действующий на основании доверенности № 323 от 28.12.2019 года (сроком действия по 31.12.2022 года), вину в совершении правонарушения не признал. Представил письменный отзыв, в котором указал следующее. 1) в пункте 4.4. СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" говорится о соблюдении физическими лицами правил личной гигиены. В свою очередь ООО «Татнефть-АЗС Центр» предприняло все меры для соблюдения физическими лицами этого требования, а именно: 1) в здании АЗС имеется санузел, в котором можно помыть руки с антибактериальным мылом; 2) наличие антисептического средства для обработки рук; 3) наличие масок и перчаток. ООО «Татнефть-АЗС Центр» обеспечило весь персонал всем необходимым для соблюдения указанных рекомендаций. То есть, ООО «Татнефть-АЗС Центр» не нарушило требований, предусмотренных данным положением, обеспечило как работников, так и клиентов АЗС средствами индивидуальной защиты (антисептиками, одноразовыми масками). 2) На момент проведения проверки рециркулятор воздуха (оборудование для обеззараживания воздуха) отсутствовал на объекте, так как производилась замена ламп по причине истечения времени. Сразу же после замены ламп рециркулятор воздуха был возвращен на АЗС. Кроме того, здание АЗС оборудовано системой вентиляции, которая систематически обслуживается и в момент отсутствия рециркулятора воздуха работала в круглосуточном режиме, помещение регулярно проветривалось, а так же в помещение проводится регулярная обработка рабочих поверхностей антибактериальными средствами. 3) По факту совмещения обязанностей оператора автозаправочной станции и уборщицы поясняют следующее. В соответствии с требованиями санитарных правил и действующего законодательства ООО «Татнефть-АЗС Центр» обеспечивает на каждом объекте торговли (АЗС) выполнение санитарных правил всеми работниками организации торговли; организацию производственного контроля; прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию; наличие личных медицинских книжек на каждого работника; своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками; выполнение постановлений предписаний органов и учреждений госсанэпидслужбы. Продажу пищевых продуктов на АЗС осуществляет оператор - кассир, который имеет допуск по состоянию здоровья прошедший профессиональную и гигиеническую подготовку, что подтверждается наличием мед.книжки. В трудовые обязанности оператора-кассира входит содержание в чистоте помещения АЗС (п.2.13 Трудовых обязанностей), согласно которых оператор-кассир осуществляет уборку помещения антибактериальными средствами. Кроме того, Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1066-01, на которые ссылается п. 3 Протокола №346 от 28.12.2020г. утратили силу с 01 января 2021 года и не могут быть приняты ко вниманию. Рекомендации, данные Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, не являются санитарными правилами и не обеспечены реальным механизмом правового принуждения, с нарушением которых законодатель связывает наступление административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ. Просит производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Татнефть-АЗС Центр» прекратить.
Представитель органа, составившего протокол об административном правонарушении - Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике, ФИО4, действующий на основании доверенности от 11.01.2021 года, считает необходимым назначить наказание в виде приостановления деятельности, так как имеется угроза распространения заболевания.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».
Согласно статьи 29 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарнопротивоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Пунктом 1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 02 марта 2020 года № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) установлено: «Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации), обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV); с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия».
В соответствии с п. 1.5 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» «Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) принять меры по введению режима повышенной готовности».
Письмом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФИО6 от 10 марта 2020 года N 02/3853-2020-27 утверждены Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19), согласно которым необходимы, в числе прочего:
- при входе работников в организацию (предприятие) - возможность обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей (в том числе с помощью установленных дозаторов), или дезинфицирующими салфетками с установлением контроля за соблюдением этой гигиенической процедуры;
- качественную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия, уделив особое внимание дезинфекции дверных ручек, выключателей, поручней, перил, контактных поверхностей (столов и стульев работников, орг. техники), мест общего пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат, комнаты и оборудования для занятия спортом и т.п.), во всех помещениях - с кратностью обработки каждые 2 часа.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 N 15, утверждены санитарно-эпидемиологических правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - СП 3.1.3597-20).
Согласно п. 4.4. СП 3.1.3597-20 мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются, в том числе:
- соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров;
- организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;
- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации.
В соответствии с положениями СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.09.2001 года (действовавших на момент совершения правонарушения):
- подготовка пищевых продуктов к продаже уборщицами или подсобными рабочими не проводится (п. 8.3.);
- руководитель организации торговли обеспечивает: наличие в каждой организации торговли настоящих санитарных правил; выполнение требований санитарных правил всеми работниками организации торговли; должное санитарное состояние нецентрализованных источников водоснабжения и качество воды в них; организацию производственного контроля; необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил при приеме, хранении и реализации продукции, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей; прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию; наличие личных медицинских книжек на каждого работника; своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками; организацию профессиональной гигиенической подготовки и переподготовки персонала по программе гигиенического обучения в установленном порядке; выполнение постановлений предписаний органов и учреждений госсанэпидслужбы; условия труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами, гигиеническими нормативами; организацию регулярной централизованной стирки и починки санитарной и специальной одежды; исправную работу и своевременный ремонт технологического, холодильного и другого оборудования; наличие достаточного количества производственного оборудования и инвентаря, посуды, тары, упаковочных материалов, моющих, дезинфицирующих средств и других предметов материально-технического оснащения; проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации; своевременный вывоз мусора, утилизацию использованных люминесцентных ламп; наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение; организацию санитарно-просветительной работы с персоналом (п. 14.1.).
Распоряжением Главы Удмуртской Республики от 18 марта 2020 года № 42-РГ «О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Удмуртской Республики» установлено «ввести с 18 марта 2020 года впредь до особого распоряжения на территории Удмуртской Республики режим функционирования «Повышенная готовность».
Подпунктом 1 пункта 7 Распоряжения Главы Удмуртской Республики от 18 марта 2020 года № 42-РГ «О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Удмуртской Республики» (в редакции распоряжения Главы УР № 102-РГ от 13.05.2020 года) руководителям организаций и индивидуальным предпринимателям, чья деятельность допускается в соответствии с пунктами 2, 6 настоящего распоряжения, предписано обеспечить с целью защиты работников от новой коронавирусной инфекции выполнение санитарных норм и правил, установленных постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 года N 2, от 31 января 2020 года N 3, от 2 марта 2020 года N 5, от 13 марта 2020 года N 6, от 18 марта 2020 года N 7, от 30 марта 2020 года N 9, рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21 апреля 2020 года N 02/7500-2020-24 по организации работы на предприятиях общепита и торговли, от 21 апреля 2020 года N 02/7495-2020-32 о проведении профилактических и дезинфекционных мероприятий в организациях торговли, от 20 апреля 2020 года N 02/7376-2020-24 по организации работы предприятий в условиях распространения рисков COVID-19, иных актов и рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также иных актов уполномоченных органов, принимаемых в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Статьей 26.11 КоАП РФ установлено, что судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Выпиской № ЮЭ9965-20-304297113 от 25.11.2020 года из Единого государственного реестра юридических лиц подтверждается, что ООО «Татнефть-АЗС Центр» является действующим юридическим лицом.
На основании ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт совершения административного правонарушения ООО «Татнефть-АЗС Центр» подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении № 346 от 28.12.2020 года, из которого следует, что нарушение ООО «Татнефть-АЗС Центр» выразилось в том, что:
1. 21.10.2020 г. в период с 15 час. 40 мин. до 16 час. 00 мин. при осмотре помещения АЗС ООО «Татнефть-АЗС Центр» (г. Сарапул, ул. Путейская, 1г) непосредственно установлено, что в кассовой зоне имеется пластиковая емкость (бутылка объемом 0,5 л.) с прозрачной жидкостью, на которой имеется надпись «для клиентов». Из объяснений оператора АЗС ФИО7 следует, что в пластиковой бутылке находится антибактериальное средство. При этом, маркировки о товаре и его изготовителе на пластиковой бутылке нет, в результате чего отсутствует возможность определить факт нахождения именно антибактериального средства в данной таре, безопасного для использования гражданами (потребителями). Таким образом, юридическое лицо не обеспечило наличие антибактериальных средств безопасного для потребителей, в том числе с наличием соответствующей маркировки, предусмотренной законодательством (с указанием наименования товара, изготовителя товара, способа применения), чем нарушен пункт 4.4. СП 3.1.3597-20;
2. 21.10.2020 г. в период с 15 час. 40 мин. до 16 час. 00 мин. в помещении
АЗС ООО «Татнефть-АЗС Центр» (г. Сарапул, ул. Путейская, 1г) с постоянным нахождением работников непосредственно установлено, что «оборудования для обеззараживания воздуха не обнаружено», то есть фактически обеззараживание воздуха в помещении АЗС не проводится, чем нарушен пункт 4.4. СП 3.1.3597-20;
3. 21.10.2020 г. в период с 15 час. 40 мин. до 16 час. 00 мин. при осмотре помещения АЗС ООО «Татнефть-АЗС Центр» (г. Сарапул, ул. Путейская, 1г) непосредственно установлено, что при розничной продаже, в том числе пищевых продуктов оператор автозаправочной станции совмещает обязанности уборщицы в части мытья полов и имеющихся рабочих поверхностей оборудования, используемых при осуществлении деятельности в помещении АЗС ООО «Татнефть-АЗС Центр», чем нарушены п. 14.1, п. 8.3 СП 2.3.6.1066-01;
- рапортом сотрудника полиции дежурной части МО МВД России «Сарапульский» ФИО8 от 21.10.2020 года, зарегистрированным в КУСП за № 20879;
- протоколом осмотра места происшествия от 21.10.2020 года и фототаблицей к протоколу;
- объяснениями ФИО7 (оператор АЗС ООО «Татнефть-АЗС Центр») от 21.10.2020 года, отобранными УУП ОУУП и ПДН МО МВД России «Сарапульский» младшим лейтенантом полиции ФИО9
Таким образом, совокупностью исследованных доказательств установлено, что на момент проверки 21.10.2020 года ООО «Татнефть-АЗС Центр» нарушено законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в период угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в помещении автозаправочной станции по адресу: УР, г. Сарапул, ул. Путейская, 1г, в связи с чем вина ООО «Татнефть-АЗС Центр» в совершении административного правонарушения, предусмотренного по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, нашла подтверждение.
Утверждение юридического лица о принятии ООО «Татнефть-АЗС Центр» всех действий на снижение риска распространения новой коронавирусной инфекции является несостоятельным, поскольку опровергается имеющимися в деле доказательствами.
При этом, доводы юридического лица, изложенные в письменном отзыве о том, что СП 2.3.6.1066-01, которые указаны в протоколе об административном правонарушении, не могут быть приняты во внимание, поскольку с 01.01.2021 года они утратили силу, подлежат отклонению как несостоятельные исходя из следующего.
На момент совершения административного правонарушения (21.10.2020 года) СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.09.2001 года являлись действующими.
Общим правилом части 1 статьи 1.7 КоАП РФ закреплено, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Кроме того, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.11.2020 N 36 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию", действующие с 01.01.2021 года, которые содержат аналогичные положения (п. 8.2.).
Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств ООО «Татнефть-АЗС Центр», не усматриваю.
Оснований применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не усматриваю.
Как разъяснено в абз. 3 п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Учитывая, что выявленные нарушения являются эпидемиологически значимыми, могут привести к возникновению и распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), что является потенциально опасным для жизни и здоровья граждан, полагаю, что оснований для признания допущенного ООО «Татнефть-АЗС Центр» правонарушения малозначительным в порядке статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
При назначении административного наказания учитываю характер и степень социальной опасности совершенного правонарушения, угрозу наступления негативных последствий для жизни и здоровья населения, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, с учётом мнения органа, составившего протокол об административном правонарушении, считаю необходимым назначить ООО «Татнефть-АЗС Центр» наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 1 сутки.
Считаю, что менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания – предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Руководствуясь ст. 29.9 КоАП РФ,
постановил:
Признать ООО «Татнефть-АЗС Центр» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на 1 (одни) сутки путём временного прекращения деятельности автозаправочной станции, расположенной по адресу: Удмуртская Республика, г. Сарапул, ул. Путейская, д. 1г, за исключением деятельности, осуществляемой сотрудниками ООО «Татнефть-АЗС Центр» в целях устранения выявленных нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, через Сарапульский городской суд УР.
Судья Косарев А.С.