Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2504/2016 ~ М-2773/2016 от 27.09.2016

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

<адрес>             18 ноября 2016 года

Боровичский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Григорьевой Т.Ю.,

при секретаре ФИО2,

с участием помощника Боровичского межрайонного прокурора ФИО3,

представителя ответчика МАОУ НОШ , директора учреждения ФИО4,

представителя ответчика Администрации Боровичского муниципального района ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Боровичского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению начальной общеобразовательной школе , Администрации Боровичского муниципального района <адрес> об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Боровичский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, указав, что Боровичской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, законодательства об антитеррористической защищенности образовательных организаций, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства. В ходе проверки, проведенной в сентябре 2016 г. прокуратурой, установлено, что в образовательном учреждении - МАОУ НОШ отсутствует система видеонаблюдения. МАОУ НОШ является общеобразовательным учреждением с массовым пребыванием граждан, и отсутствие системы видеонаблюдения создает условия для распространения терроризма, последствиями которого является массовая гибель людей, уничтожение имущества. Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного учреждения, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы. Просят суд обязать администрацию Боровичского муниципального района и Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа » обеспечить здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> системой видеонаблюдения в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании прокурор ФИО3 заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика МАОУ НОШ ФИО4 иск признала. Указала, что при наличии денежных средств, выделенных Администрацией Боровичского муниципального района, выявленные нарушения будут устранены. Однако в настоящее время учебное заведение не имеет необходимых финансовых средств.

Представитель ответчика - Администрации Боровичского муниципального района ФИО5 иск признала частично, пояснив, что <адрес> разработана и утверждена постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Государственная программа <адрес> «Развитие образования и молодёжной политики в <адрес> на 2014-2020 годы». В рамках реализации программы в 2014, 2015 выделялись и предусмотрены в 2016 году субсидии бюджетам муниципальных районов, в том числе на обеспечение пожарной безопасности, антитеррористической и антикриминальной безопасности муниципальных дошкольных образовательных организаций, муниципальных общеобразовательных организаций. В приложении к подпрограмме установлен Порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных районов на обеспечение пожарной безопасности. Согласно пункта 5 Порядка, субсидии выдаются при условии заключения между Департаментом образования и молодёжной политики и муниципальным районом соглашения о предоставлении субсидий, размер которой не может быть больше 80 и менее 50 процентов. Такие соглашения заключались на 2014, 2015 и 2016 годы. Размер субсидий определён 80%. <адрес> осуществляет софинансирование в размере 20%. В 2014, 2015 годах обязательства, определённые соглашением, исполнялись. Поступившие из областного бюджета финансовые средства и средства из местного бюджета полностью распределены и перечислены общеобразовательным организациям. Однако этих средств недостаточно. На 2017 год субсидии также запланированы. В связи с этим считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению в рамках софинансирования из средств бюджета Боровичского муниципального района и субсидий из областного бюджета.

3-е лицо - Департамент образования и молодежной политики <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В пункте 3 статьи 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора, обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в том числе в дошкольных учреждениях.

Исходя из положений статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 названного Федерального закона одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Согласно подпункту "д" пункта 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической     защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В силу части 13 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Пунктом 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденных Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ N 635/10, предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112". В помещениях охраны всех типов общественных зданий следует предусматривать наличие радиотрансляционной абонентской точки. Из приложения "В" к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются, в том числе, и на дошкольные образовательные учреждения.

В силу пунктов 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными

нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Согласно пункту 2 части 6 и части 7 статьи 28 того же Федерального закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно пункту 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма.

В соответствии с пунктом 42 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Приказом Рособразования от ДД.ММ.ГГГГ N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение приоритета безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их охрану и защиту от любых возможных посягательств со стороны третьих лиц, Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.

С учетом приведенных выше нормативно-правовых актов, суд приходит к выводу, что обеспечение требований пожарной безопасности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Департамент образования и молодежной политики <адрес> осуществляет функции уполномоченного органа исполнительной власти области в соответствии с областными законами, в том числе в соответствии с областным законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 455-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа <адрес> отдельными государственными полномочиями в области образования, опеки и попечительства и по оказанию мер социальной поддержки".

<адрес> установлен и определен объем субвенций бюджетам муниципальных районов, а также цели, на которые данные субвенции должны быть направлены.

Так, <адрес> разработана и утверждена Государственная программа <адрес> «Развитие образования и молодёжной политики в <адрес> на 2014-2020 годы». В рамках реализации указанной Программы в 2014, 2015, 2016 годах выделялись и предусмотрены в 2017 году субсидии бюджетам муниципальных районов, в том числе на обеспечение антитеррористической и антикриминальной безопасности.

Программой установлен Порядок предоставления субсидий. Согласно пункту 5 Порядка, субсидии выдаются при условии заключения между Департаментом образования и молодёжной политики и муниципальным районом соглашения о предоставлении субсидий, размер которой не может быть больше 80 и менее 50 процентов. Такие соглашения заключались на 2014, 2015 и в 2016 годы. Размер субсидий определён 80%. <адрес> осуществляет софинансирование в размере 20%.

МАОУ НОШ является общеобразовательным учреждением с массовым пребыванием граждан, и отсутствие системы видеонаблюдения, направленной на обеспечение защиты жизни и здоровья несовершеннолетних учащихся, способствует проникновению на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровью учащихся и работников, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения. Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создает условия для распространения терроризма, последствиями которого является массовая гибель людей, уничтожение имущества.

Школа относится к числу важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения (объект с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан).

Отсутствие в образовательном учреждении системы видеонаблюдения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание позицию прокурора, изложенную в заявлении и в судебном заседании, финансовые возможности ответчиков, суд считает возможным установить срок 6 месяцев, в течение которого ответчики обязаны устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической и антикриминальной безопасности.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Боровичского межрайонного прокурора в защиту неопределённого круга лиц – удовлетворить.

Обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение начальную общеобразовательную школу , Администрацию Боровичского муниципального района обеспечить здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, системой видеонаблюдения за счет субсидий бюджету Боровичского муниципального района из областного бюджета в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                            Т.Ю. Григорьева

2-2504/2016 ~ М-2773/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Боровичский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация Боровичского муниципального района
МАОУ Начальная общеобразовательная школа № 3
Другие
МО МВД России Боровичский
Департаментт образования и молодёжной политики Новгородской области
Суд
Боровичский районный суд Новгородской области
Судья
Григорьева Татьяна Юрьевна
Дело на сайте суда
borovichsky--nvg.sudrf.ru
27.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.09.2016Передача материалов судье
29.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.11.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.11.2016Судебное заседание
18.11.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.12.2016Дело оформлено
23.12.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее