Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3280/2021 ~ М-2762/2021 от 29.07.2021

Дело №2-3280/2021

УИД 36RS0006-01-2021-004802-75

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г. Воронеж                                     06 октября 2021 г.

Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Гавриловой Н.А.,

при секретаре Поповой А.С.,

с участием истца Румянцева Б.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Румянцева Бориса Артемьевича к Военному комиссариату Воронежской области о признании права на льготное исчисление выслуги лет и перерасчете выслуги лет,

УСТАНОВИЛ:

Румянцев Борис Артемьевич обратился в Центральный районный суд г. Воронежа с исковым заявлением к Военному комиссариату Воронежской области и просит признать право на льготное исчисление выслуги лет за период службы с 26.10.1970 по 04.02.1983 как 1 месяц службы за 1,5 месяца и понуждении произвести перерасчет выслуги лет, указав, что с 1959 года по 1986 год служил в Вооруженных силах СССР. С 1986 года является пенсионером Министерства обороны по выслуге лет. Военкомат отказал ему в перерасчете выслуги лет, в связи с тем, что он был уволен из армии до 01.07.1995. Посчитав данный ответ военкомата неверным, он обратился в суд. Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 26.03.2008 установлено, что с 26.10.1970 по 04.02.1983 он проходил службу с выполнением обязанностей, связанных с обслуживанием и эксплуатацией ядерных боеприпасов. В нарушение ч. 7 ст. 75 Конституции РФ, ч. 2,3 ст. 18 Закона №4468-1 от 12.02.1993 и Постановления Правительства РФ №941 от 22.09.1993 пенсия ему выплачивается не в полном объеме, поскольку выслуга лет исчислена в календарном порядке.

Истец Румянцев Б.А. заявленные исковые требования поддержал, показав, что данный иск не тождествен иску, по которому было принято решение судом 26.03.2008, поскольку имеет иные основания. Основанием данного иска является ст. 75 вновь принятой Конституции, которая гарантирует право на справедливое пенсионное обеспечение и адресную социальную поддержку, постановление Конституционного Суда №1-п от 14.01.2016, Решение ВС РФ №ГКПИ-1054 от 20.10.2010, которым установлено, что служба его категории относится к особым условиям; ст. 18 Закона №4468 от 12.02.1993, постановление Правительства №941 от 22.09.1993. Полагал, что надлежащим ответчиком по делу является Военный комиссариат Воронежской области, против замены ответчика при рассмотрении дела возражал. Полагал, что поскольку его служба была связана с ядерными боеприпасами, то имеет право на льготное исчисление выслуги лет независимо от даты выхода на пенсию.

Ответчик Военный комиссариат Воронежской области, извещенный надлежащим образом о слушании дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, представил письменные возражения, указав, что работа по социальному обеспечению лиц, уволенных с военной службы, осуществляется Управлением Финансового обеспечения по г. Москве и Московской области. Военный комиссариат подсчет выслуги лет не осуществляет, в связи с чем является ненадлежащим ответчиком по делу.

Определением суда от 13.09.2021(л.д. 18) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство Обороны РФ, ФКУ «Управление Финансового обеспечения Министерства Обороны РФ по г. Москве и Московской области», ФКУ «Управление Финансового обеспечения Министерства Обороны РФ по Западному Военному округу» - о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили.

При указанных обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ч.6,7 Конституции РФ в Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом. В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат.

Как отметил Конституционный суд (п.4-5 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.01.2016 № 1-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей») гражданин не может реализовать свое субъективное право на пенсионное обеспечение без принятия уполномоченным органом решения о предоставлении ему пенсии определенного вида и размера, и в силу такого решения у органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, непосредственно перед этим гражданином, как участником (субъектом) данного вида правоотношений, возникает обязанность по своевременной и в полном объеме выплате ему пенсии; получение пенсионером причитающихся ему сумм пенсии является результатом совершения ряда последовательных действий, в том числе связанных с установлением его права на получение пенсии конкретного вида и в определенном размере, что и определяет содержание обязанностей органа, осуществляющего пенсионное обеспечение; выплате денежных средств, предоставляемых гражданину в рамках правоотношений по пенсионному обеспечению, предшествует принятие органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующих решений (актов) о назначении и выплате ему пенсии конкретного вида, исчисленной в порядке и размерах, установленных законодательством. Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства.

Как указано в решении Конституционного Суда РФ №81-Р от 01.10.1993 нормотворческая практика введения в действие закона свидетельствует о том, что основным принципом существования его во времени является немедленное действие. Придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится лишь к прерогативе законодателя. При этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма. Законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений. Обратная сила закона применяется преимущественно в отношениях, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида (уголовное законодательство, пенсионное законодательство). В отношениях, субъектами которых выступают физические и юридические лица (к таким относятся и трудовые отношения), обратная сила не применяется, ибо интересы одной стороны правоотношения не могут быть принесены в жертву интересам другой, не нарушившей закон.

При рассмотрении дела установлено, подтверждается материалами пенсионного дела, а также вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Воронежа от 26.03.2008 (л.д.11-15), что с 26.10.1970 по 04.02.1983 истец Румянцев Б.А. проходил службу, связанную с выполнением обязанностей по обслуживанию и эксплуатацией ядерных боеприпасов.

С 25.10.1986 истец Румянцев Б.А. уволен с действительной военной службы с должности инженера третьего отдела в/, в звании майора по п. «а» ст. 59 (по возрасту).

На момент увольнения выслуга лет Румянцева Б.А. составляла 27 лет 1 месяц 24 дня.

Пенсия по выслуге лет назначена и выплачивается Румянцеву Б.А. с 26.10.1986.

    Румянцев В.А. обратился в Военный комиссариат Воронежской области с заявлением, в котором просил включить указанные периоды в льготном исчислении в выслугу лет и произвести перерасчет его пенсии.

Военный комиссариат Воронежской области в удовлетворении требования о перерасчете пенсии Румянцеву Б.А. отказал (л.д. 10).

На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание заявленных исковых требований.

Часть 1 статьи 195 ГПК РФ указывает, что решение должно быть законным и обоснованным.

При рассмотрении дела судом установлено, что решением Центрального районного суда г. Воронежа от 26.03.2008, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Воронежского областного суда, исковые требования Румянцева Б.А. к Военному комиссариату Воронежской области о признании права на льготное исчисление выслуги лет за период службы с 26.10.1970 по 04.02.1983 в льготном исчислении, о возложении обязанности засчитать срок службы с 26.10.1970 по 04.02.1983 в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца, обязании ответчика произвести перерасчет начисленной пенсии за выслугу лет с 07.07.2007 оставлены без удовлетворения.

При этом, оснований для прекращения производства по делу, по мнению суда, не имеется, поскольку в обоснование данных исковых требований истцом приведены иные правовые основания.

Определением Центрального районного суда г. Воронежа от 18.11.2020, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда, в удовлетворении заявления Румянцева Б.А. о пересмотре по новым обстоятельствам решения суда от 26.03.2008 отказано.

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих определяет Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1.

В соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Таким образом, порядок исчисления пенсии военнослужащим относится к компетенции Правительства Российской Федерации.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации (часть третья статьи 18).

Во исполнение предписания законодателя Правительство Российской Федерации 22 сентября 1993 г. приняло Постановление № 941. Данный нормативный правовой акт опубликован в «Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации» 4 октября 1993 г., № 40. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 1995 г. № 1134 внесены изменения в Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941, в соответствии с которыми в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях (один месяц службы за полтора месяца) засчитывается служба в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственной эксплуатацией ядерных боеприпасов и работой в специальных сооружениях с источниками ионизирующих излучений, - с 1 июля 1995 г. на условиях, определяемых Министром обороны Российской Федерации (абзац тридцать девятый подпункта «г» пункта 3).

ЗаконЗакон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» определяет условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения перечисленных в нем категорий граждан.

Закрепляя для лиц, у которых имеется соответствующая выслуга на военной службе, право на получение пенсии за выслугу лет, названный Закон в статье 18 устанавливает правило, согласно которому время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении. При этом Закон не раскрывает понятие «особые условия» военной службы и не определяет критерии отнесения условий военной службы к «особым».

Правовым основанием для установления порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, в том числе и на льготных условиях является Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941, которое к особым условиям службы относит такие ее периоды, как служба в составе действующей армии, участие в боевых действиях в зонах чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов, участие в ликвидации радиационных аварий, последствий стихийных бедствий, служба в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственной эксплуатацией ядерных боеприпасов и работой в специальных сооружениях с источниками ионизирующих излучений и др.

В целях поддержки и поощрения лиц, осуществляющих специфические задачи обороны, сопряженные с опасностью для их жизни и здоровья, иными издержками этой профессиональной деятельности, государство, учитывая свои финансовые возможности и иные факторы, вправе устанавливать такого рода льготы и определять порядок их реализации, т.е. решать вопросы о целесообразности и времени введения льготного исчисления выслуги лет при прохождении службы.

Установление Правительством Российской Федерации даты, начиная с которой действуют льготные условия зачета в выслугу лет времени службы в той или иной должности, само по себе не может рассматриваться как нарушение действующего законодательства, равенства прав и свобод граждан (указанная позиция содержаться в решение Верховного Суда РФ от 20.10.2010 № ГКПИ10-1054).

Право распространять действие положений нормативно-правового акта на определенную категорию военных пенсионеров является прерогативой Правительства РФ.

Таким образом, поскольку истец Румянцев Б.А. проходил службу и был уволен из Вооруженных Сил до 01.07.1995, основания для льготного исчисления его выслуги лет отсутствуют, поскольку льготный порядок исчисления выслуги лет установлен Правительством РФ для лиц, проходивших службу с 01.07.1995.

Кроме того, согласно разделу 7 Приказ Министра обороны РФ от 09.03.2017 №150 (ред. от 27.11.2020) «Об утверждении Порядка организации деятельности управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по военным округам, субъектам Российской Федерации и федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» и их взаимодействия с органами военного управления, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации при осуществлении финансового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации» пенсионное и социальное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей включает в себя комплекс мероприятий по исчислению выслуги лет (общего трудового стажа) для назначения пенсии военнослужащим, подлежащим увольнению с военной службы, назначению (возобновлению), прекращению (приостановке), выплате (удержанию) пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим военную службу, и членам их семей, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Непосредственная работа по пенсионному и социальному обеспечению осуществляется военными комиссариатами субъектом Российской Федерации и отделами социального обеспечения Министерства обороны, дислоцированными за пределами территории Российской Федерации, а в части исчисления выслуги лет (общего трудового стажа) для назначения пенсии военнослужащим, подлежащим увольнению с военной службы, - ГУФО и УФО, в связи с чем доводы истца о наличии обязанности Военного комиссариата Воронежской области по пересмотру выслуги лет являются противоречащими нормам действующего законодательства.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об оставлении исковых требований без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Румянцева Бориса Артемьевича к Военному комиссариату Воронежской области о признании права на льготное исчисление выслуги лет как один месяц службы за полтора месяца за период службы с 26.10.1970 по 04.02.1983 и перерасчете выслуги лет, оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

               Судья                                                                               Н.А. Гаврилова

.

Дело №2-3280/2021

УИД 36RS0006-01-2021-004802-75

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г. Воронеж                                     06 октября 2021 г.

Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Гавриловой Н.А.,

при секретаре Поповой А.С.,

с участием истца Румянцева Б.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Румянцева Бориса Артемьевича к Военному комиссариату Воронежской области о признании права на льготное исчисление выслуги лет и перерасчете выслуги лет,

УСТАНОВИЛ:

Румянцев Борис Артемьевич обратился в Центральный районный суд г. Воронежа с исковым заявлением к Военному комиссариату Воронежской области и просит признать право на льготное исчисление выслуги лет за период службы с 26.10.1970 по 04.02.1983 как 1 месяц службы за 1,5 месяца и понуждении произвести перерасчет выслуги лет, указав, что с 1959 года по 1986 год служил в Вооруженных силах СССР. С 1986 года является пенсионером Министерства обороны по выслуге лет. Военкомат отказал ему в перерасчете выслуги лет, в связи с тем, что он был уволен из армии до 01.07.1995. Посчитав данный ответ военкомата неверным, он обратился в суд. Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 26.03.2008 установлено, что с 26.10.1970 по 04.02.1983 он проходил службу с выполнением обязанностей, связанных с обслуживанием и эксплуатацией ядерных боеприпасов. В нарушение ч. 7 ст. 75 Конституции РФ, ч. 2,3 ст. 18 Закона №4468-1 от 12.02.1993 и Постановления Правительства РФ №941 от 22.09.1993 пенсия ему выплачивается не в полном объеме, поскольку выслуга лет исчислена в календарном порядке.

Истец Румянцев Б.А. заявленные исковые требования поддержал, показав, что данный иск не тождествен иску, по которому было принято решение судом 26.03.2008, поскольку имеет иные основания. Основанием данного иска является ст. 75 вновь принятой Конституции, которая гарантирует право на справедливое пенсионное обеспечение и адресную социальную поддержку, постановление Конституционного Суда №1-п от 14.01.2016, Решение ВС РФ №ГКПИ-1054 от 20.10.2010, которым установлено, что служба его категории относится к особым условиям; ст. 18 Закона №4468 от 12.02.1993, постановление Правительства №941 от 22.09.1993. Полагал, что надлежащим ответчиком по делу является Военный комиссариат Воронежской области, против замены ответчика при рассмотрении дела возражал. Полагал, что поскольку его служба была связана с ядерными боеприпасами, то имеет право на льготное исчисление выслуги лет независимо от даты выхода на пенсию.

Ответчик Военный комиссариат Воронежской области, извещенный надлежащим образом о слушании дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, представил письменные возражения, указав, что работа по социальному обеспечению лиц, уволенных с военной службы, осуществляется Управлением Финансового обеспечения по г. Москве и Московской области. Военный комиссариат подсчет выслуги лет не осуществляет, в связи с чем является ненадлежащим ответчиком по делу.

Определением суда от 13.09.2021(л.д. 18) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство Обороны РФ, ФКУ «Управление Финансового обеспечения Министерства Обороны РФ по г. Москве и Московской области», ФКУ «Управление Финансового обеспечения Министерства Обороны РФ по Западному Военному округу» - о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили.

При указанных обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ч.6,7 Конституции РФ в Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом. В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат.

Как отметил Конституционный суд (п.4-5 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.01.2016 № 1-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей») гражданин не может реализовать свое субъективное право на пенсионное обеспечение без принятия уполномоченным органом решения о предоставлении ему пенсии определенного вида и размера, и в силу такого решения у органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, непосредственно перед этим гражданином, как участником (субъектом) данного вида правоотношений, возникает обязанность по своевременной и в полном объеме выплате ему пенсии; получение пенсионером причитающихся ему сумм пенсии является результатом совершения ряда последовательных действий, в том числе связанных с установлением его права на получение пенсии конкретного вида и в определенном размере, что и определяет содержание обязанностей органа, осуществляющего пенсионное обеспечение; выплате денежных средств, предоставляемых гражданину в рамках правоотношений по пенсионному обеспечению, предшествует принятие органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующих решений (актов) о назначении и выплате ему пенсии конкретного вида, исчисленной в порядке и размерах, установленных законодательством. Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства.

Как указано в решении Конституционного Суда РФ №81-Р от 01.10.1993 нормотворческая практика введения в действие закона свидетельствует о том, что основным принципом существования его во времени является немедленное действие. Придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится лишь к прерогативе законодателя. При этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма. Законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений. Обратная сила закона применяется преимущественно в отношениях, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида (уголовное законодательство, пенсионное законодательство). В отношениях, субъектами которых выступают физические и юридические лица (к таким относятся и трудовые отношения), обратная сила не применяется, ибо интересы одной стороны правоотношения не могут быть принесены в жертву интересам другой, не нарушившей закон.

При рассмотрении дела установлено, подтверждается материалами пенсионного дела, а также вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Воронежа от 26.03.2008 (л.д.11-15), что с 26.10.1970 по 04.02.1983 истец Румянцев Б.А. проходил службу, связанную с выполнением обязанностей по обслуживанию и эксплуатацией ядерных боеприпасов.

С 25.10.1986 истец Румянцев Б.А. уволен с действительной военной службы с должности инженера третьего отдела в/, в звании майора по п. «а» ст. 59 (по возрасту).

На момент увольнения выслуга лет Румянцева Б.А. составляла 27 лет 1 месяц 24 дня.

Пенсия по выслуге лет назначена и выплачивается Румянцеву Б.А. с 26.10.1986.

    Румянцев В.А. обратился в Военный комиссариат Воронежской области с заявлением, в котором просил включить указанные периоды в льготном исчислении в выслугу лет и произвести перерасчет его пенсии.

Военный комиссариат Воронежской области в удовлетворении требования о перерасчете пенсии Румянцеву Б.А. отказал (л.д. 10).

На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание заявленных исковых требований.

Часть 1 статьи 195 ГПК РФ указывает, что решение должно быть законным и обоснованным.

При рассмотрении дела судом установлено, что решением Центрального районного суда г. Воронежа от 26.03.2008, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Воронежского областного суда, исковые требования Румянцева Б.А. к Военному комиссариату Воронежской области о признании права на льготное исчисление выслуги лет за период службы с 26.10.1970 по 04.02.1983 в льготном исчислении, о возложении обязанности засчитать срок службы с 26.10.1970 по 04.02.1983 в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца, обязании ответчика произвести перерасчет начисленной пенсии за выслугу лет с 07.07.2007 оставлены без удовлетворения.

При этом, оснований для прекращения производства по делу, по мнению суда, не имеется, поскольку в обоснование данных исковых требований истцом приведены иные правовые основания.

Определением Центрального районного суда г. Воронежа от 18.11.2020, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда, в удовлетворении заявления Румянцева Б.А. о пересмотре по новым обстоятельствам решения суда от 26.03.2008 отказано.

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих определяет Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1.

В соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Таким образом, порядок исчисления пенсии военнослужащим относится к компетенции Правительства Российской Федерации.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации (часть третья статьи 18).

Во исполнение предписания законодателя Правительство Российской Федерации 22 сентября 1993 г. приняло Постановление № 941. Данный нормативный правовой акт опубликован в «Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации» 4 октября 1993 г., № 40. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 1995 г. № 1134 внесены изменения в Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941, в соответствии с которыми в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях (один месяц службы за полтора месяца) засчитывается служба в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственной эксплуатацией ядерных боеприпасов и работой в специальных сооружениях с источниками ионизирующих излучений, - с 1 июля 1995 г. на условиях, определяемых Министром обороны Российской Федерации (абзац тридцать девятый подпункта «г» пункта 3).

ЗаконЗакон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» определяет условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения перечисленных в нем категорий граждан.

Закрепляя для лиц, у которых имеется соответствующая выслуга на военной службе, право на получение пенсии за выслугу лет, названный Закон в статье 18 устанавливает правило, согласно которому время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении. При этом Закон не раскрывает понятие «особые условия» военной службы и не определяет критерии отнесения условий военной службы к «особым».

Правовым основанием для установления порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, в том числе и на льготных условиях является Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941, которое к особым условиям службы относит такие ее периоды, как служба в составе действующей армии, участие в боевых действиях в зонах чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов, участие в ликвидации радиационных аварий, последствий стихийных бедствий, служба в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственной эксплуатацией ядерных боеприпасов и работой в специальных сооружениях с источниками ионизирующих излучений и др.

В целях поддержки и поощрения лиц, осуществляющих специфические задачи обороны, сопряженные с опасностью для их жизни и здоровья, иными издержками этой профессиональной деятельности, государство, учитывая свои финансовые возможности и иные факторы, вправе устанавливать такого рода льготы и определять порядок их реализации, т.е. решать вопросы о целесообразности и времени введения льготного исчисления выслуги лет при прохождении службы.

Установление Правительством Российской Федерации даты, начиная с которой действуют льготные условия зачета в выслугу лет времени службы в той или иной должности, само по себе не может рассматриваться как нарушение действующего законодательства, равенства прав и свобод граждан (указанная позиция содержаться в решение Верховного Суда РФ от 20.10.2010 № ГКПИ10-1054).

Право распространять действие положений нормативно-правового акта на определенную категорию военных пенсионеров является прерогативой Правительства РФ.

Таким образом, поскольку истец Румянцев Б.А. проходил службу и был уволен из Вооруженных Сил до 01.07.1995, основания для льготного исчисления его выслуги лет отсутствуют, поскольку льготный порядок исчисления выслуги лет установлен Правительством РФ для лиц, проходивших службу с 01.07.1995.

Кроме того, согласно разделу 7 Приказ Министра обороны РФ от 09.03.2017 №150 (ред. от 27.11.2020) «Об утверждении Порядка организации деятельности управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по военным округам, субъектам Российской Федерации и федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» и их взаимодействия с органами военного управления, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации при осуществлении финансового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации» пенсионное и социальное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей включает в себя комплекс мероприятий по исчислению выслуги лет (общего трудового стажа) для назначения пенсии военнослужащим, подлежащим увольнению с военной службы, назначению (возобновлению), прекращению (приостановке), выплате (удержанию) пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим военную службу, и членам их семей, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Непосредственная работа по пенсионному и социальному обеспечению осуществляется военными комиссариатами субъектом Российской Федерации и отделами социального обеспечения Министерства обороны, дислоцированными за пределами территории Российской Федерации, а в части исчисления выслуги лет (общего трудового стажа) для назначения пенсии военнослужащим, подлежащим увольнению с военной службы, - ГУФО и УФО, в связи с чем доводы истца о наличии обязанности Военного комиссариата Воронежской области по пересмотру выслуги лет являются противоречащими нормам действующего законодательства.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об оставлении исковых требований без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Румянцева Бориса Артемьевича к Военному комиссариату Воронежской области о признании права на льготное исчисление выслуги лет как один месяц службы за полтора месяца за период службы с 26.10.1970 по 04.02.1983 и перерасчете выслуги лет, оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

               Судья                                                                               Н.А. Гаврилова

.

1версия для печати

2-3280/2021 ~ М-2762/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Румянцев Борис Артемьевич
Ответчики
Военный комиссариат Воронежской области
Другие
ФКУ "Управление Финансового обеспечения Министерства Обороны РФ по Западному Военному округу"
Министерство обороны Российской Федерации
ФКУ "УФО МО РФ" по г. Москве и Московской области
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Гаврилова Наталья Александровна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
29.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.07.2021Передача материалов судье
02.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.08.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
31.08.2021Предварительное судебное заседание
13.09.2021Судебное заседание
06.10.2021Судебное заседание
12.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.02.2022Дело оформлено
10.02.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее