Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1191/2018 от 15.02.2018

гр. дело № 2-1191/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«20» марта 2018г. Центральный районный суд г. Воронежа

в составе:

председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.

при секретаре Чернявской М.А.

с участием истца Орлова П.Н., представителя УФСИН России по Воронежской области по доверенности Бабаян С.Ю.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орлова Павла Николаевича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области о возложении обязанности поставить на учет по выплате единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 07.07.2015г.,

у с т а н о в и л:

Истец Орлов П.Н. с 22.07.2009 г. проходил службу в должности начальника отряда отдела по воспитательной работе с осужденными федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Воронежской обл.

Орлов П.Н. обратился в суд с настоящим иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области (далее - УФСИН), Федеральному казенному учреждению «Жилищно-коммунальное управление» (ФКУ ЖКУ УФСИН России по Воронежской области), указал, что решением комиссии УФСИН по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения № 6 от 17.09.2015г. истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с совершением действий, ухудшающих жилищные условия, а также в связи с непредставлением обязательных документов, предусмотренных п.5 постановления Правительства РФ от 24.04.2013г. № 369.

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 26.03.2016г. указанное решение комиссии УФСИН признано незаконным. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 22.09.2016 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

02.12.2016г. истец получил уведомление ФКУ ЖКУ УФСИН о том, что для постановки на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее – ЕСВ) необходимо вновь подать документы в комиссию УФСИН.

Считая, что в комиссии УФСИН находятся все необходимые документы, рассмотрение которых не было реализовано по вине ответчика, истец обратился в суд с иском, в котором просит: обязать УФСИН рассмотреть документы Орлова П.Н. о предоставлении ЕСВ и принять решение; обязать выплатить ЕСВ; выплатить компенсацию за причиненный моральный вред в размере 100 000 руб.

Определением от 09.02.2017г. производство по делу в части исковых требований к ФКУ ЖКУ УФСИН России по Воронежской области прекращено (л.д.47).

Определением от 21.02.2017г., занесенным в протокол судебного заседания, истец уточнил исковые требования, просит обязать УФСИН рассмотреть документы о предоставлении ЕСВ и принять решение; обязать УФСИН поставить на учет по выплате ЕСВ; обязать УФСИН выплатить ЕСВ; выплатить компенсацию за причиненный моральный вред в размере 100 000 руб. (л.д.49).

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 07.03.2017г. исковые требования удовлетворены частично, на УФСИН возложена обязанность поставить Орлова П.Н. на учет составом семьи 4 человека для получения ЕСВ с 07.07.2015г.; признать за Орловым П.Н. составом семьи 4 человека право на получение ЕСВ с 07.07.2015г. В удовлетворении остальной части исковых требований Орлова П.Н. отказано (л.д.1-4-108).

Определением Центрального районного суда г. Воронежа от 13.12.2017г. отказано в удовлетворении заявления УФСИН о пересмотре решения Центрального районного суда г. Воронежа от 07.03.2017г. по новым обстоятельствам в связи с пропуском ответчиком срока для обращения в суд (л.д.174-175).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 08.02.2018г. определение Центрального районного суда г. Воронежа от 13.12.2017г. отменено, разрешен вопрос по существу: отменено решением Центрального районного суда г. Воронежа от 07.03.2017г. в части удовлетворения исковых требований по новым обстоятельствам, дело направлено в Центральный районный суд для рассмотрения по существу заявленных требований (л.д.190-196).

Истец Орлов П.Н. исковые требования поддержал, пояснил изложенное.

Представитель ответчика по доверенности Бабаян С.Ю. с иском не согласился, представлены письменные возражения (л.д.50-53), кроме того пояснил, что определением Верховного Суда РФ от 26.06.2017г. решение Центрального районного суда г. Воронежа от 29.03.2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 22.09.2016 г. отменены, дело направлено в Центральный районный суд г. Воронежа, а решением Центрального районного суда г. Воронежа от 09.08.2017г. отказано в удовлетворении исковых требований Орлова П.Н. к УФСИН об отмене решения комиссии об отказе в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ (ч. 1 ст. 1 данного Закона).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Право сотрудника на ЕСВ признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ. В частности, ЕСВ предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ).

Частью 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ предусмотрено, что ЕСВ предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Согласно ч. 8 ст. 4 Федерального закона 30.12.2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

По смыслу приведенной нормы перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.

Порядок и условия предоставления ЕСВ определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. № 369.

Пунктом 5 Правил предоставления ЕСВ предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (п. 11 Правил предоставления ЕСВ).

Согласно положениям п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ во взаимосвязи с п. 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.

В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (п. 12 Правил предоставления ЕСВ).

Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и не совершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.

Аналогичные положения содержатся в ст. 53 ЖК РФ, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

На основании пояснений сторон, контракта, решения судом установлено, что Орлов П.Н. с 22.07.2009 г. проходил службу в должности начальника отряда отдела по воспитательной работе с осужденными федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Воронежской обл. (л.д.5,6).

07.07.2015 г. Орлов П.Н. обратился с заявлением (рапортом) о постановке его на учет на получение ЕСВ на имя врио начальника УФСИН.

Решением комиссии УФСИН по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения № 6 от 17.09.2015г. истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с совершением действий, ухудшающих жилищные условия, а также в связи с непредставлением обязательных документов, предусмотренных п.5 постановления Правительства РФ от 24.04.2013г. № 369 (л.д.54-94).

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 09.08.2017г. отказано в удовлетворении исковых требований Орлова П.Н. к УФСИН об отмене решения комиссии об отказе в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (л.д.202-204). Данным решением суда, которое суд принимает во внимание в соответствии с нормами ст. 61 ГПК РФ, установлено, что согласно свидетельства о государственной регистрации права и копии домовой книги судом установлено, что истец с 10.09.2009г. по 03.04.2014г. был зарегистрирован по месту жительства в жилом доме, принадлежащем на праве собственности в ? доли его матери 2ФИО общей площадью 63 кв. м, расположенном по адресу: <адрес>. Супругой Орлова П.Н. - 1ФИО по договору купли-продажи квартиры от 30.06.2011 г. произведено отчуждение 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, площадью квартиры 20,4 кв. м. С 03.04.2014 г. Орлов П.Н. зарегистрирован в однокомнатной квартире общей площадью 45,6 кв. м, находящейся по адресу: <адрес>, в которой уже были зарегистрированы его супруга и двое их детей.

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 09.08.2017г. также установлено, что действия истца по снятию с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении, в котором он как член семьи собственника был обеспечен общей площадью жилого помещения более 15 кв. м, а также его добровольный отказ от права пользования этим жилым помещением и регистрация по месту жительства в другом жилом помещении, где обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляет менее 15 кв. м, свидетельствуют об ухудшении его жилищных условий, о намеренном создании ситуации нуждаемости в жилье. Такие действия в силу положений ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012г. № 283-ФЗ давали право комиссии УФСИН отказать Орлову П.Н. в постановке на учет для получения ЕСВ не ранее чем через пять лет со дня совершения намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.

Кроме того, одним из оснований для отказа комиссии УФСИН в постановке Орлова П.Н. на учет для получения ЕСВ послужило непредставление истцом ряда документов, предусмотренных подп. "а" и "з" п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в частности: копий листов паспорта, содержащих сведения о регистрации по месту жительства истца и его супруги, выписки из домовой книги и копии финансового лицевого счета с предыдущего места жительства Орлова П.Н., где он проживал до 03.04.2014 г. и таких же документов с предыдущего места жительства его супруги 1ФИО, где она проживала до 11.12.2012 г.

Согласно подп. "а" и "з" п. 5 Правил предоставления ЕСВ сотрудник при обращении в комиссию в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты к заявлению прилагает в том числе копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.

Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (п. 6 Правил).

На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил).

По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения ЕСВ при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных указанной нормой Федерального закона, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие условий для постановки сотрудника на учет для получения ЕСВ определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в п. 5 Правил и заверенных в установленном порядке.

Суд считает, что поскольку действующим правовым регулированием установлен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения ЕСВ и порядок их оформления, то несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения ЕСВ, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.

В связи с тем, что по изложенным основаниям решение комиссии об отказе в постановке истца на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения признано законным, соответственно на УФСИН не может быть возложена обязанность поставить истца на учет по выплате ЕСВ, а также за истцом не может быть признано право на получение ЕСВ с 07.07.2015г.

Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Отказать в удовлетворении исковых требований Орлова Павла Николаевича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области о возложении обязанности поставить на учет по выплате единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 07.07.2015г.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

гр. дело № 2-1191/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«20» марта 2018г. Центральный районный суд г. Воронежа

в составе:

председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.

при секретаре Чернявской М.А.

с участием истца Орлова П.Н., представителя УФСИН России по Воронежской области по доверенности Бабаян С.Ю.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орлова Павла Николаевича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области о возложении обязанности поставить на учет по выплате единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 07.07.2015г.,

у с т а н о в и л:

Истец Орлов П.Н. с 22.07.2009 г. проходил службу в должности начальника отряда отдела по воспитательной работе с осужденными федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Воронежской обл.

Орлов П.Н. обратился в суд с настоящим иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области (далее - УФСИН), Федеральному казенному учреждению «Жилищно-коммунальное управление» (ФКУ ЖКУ УФСИН России по Воронежской области), указал, что решением комиссии УФСИН по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения № 6 от 17.09.2015г. истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с совершением действий, ухудшающих жилищные условия, а также в связи с непредставлением обязательных документов, предусмотренных п.5 постановления Правительства РФ от 24.04.2013г. № 369.

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 26.03.2016г. указанное решение комиссии УФСИН признано незаконным. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 22.09.2016 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

02.12.2016г. истец получил уведомление ФКУ ЖКУ УФСИН о том, что для постановки на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее – ЕСВ) необходимо вновь подать документы в комиссию УФСИН.

Считая, что в комиссии УФСИН находятся все необходимые документы, рассмотрение которых не было реализовано по вине ответчика, истец обратился в суд с иском, в котором просит: обязать УФСИН рассмотреть документы Орлова П.Н. о предоставлении ЕСВ и принять решение; обязать выплатить ЕСВ; выплатить компенсацию за причиненный моральный вред в размере 100 000 руб.

Определением от 09.02.2017г. производство по делу в части исковых требований к ФКУ ЖКУ УФСИН России по Воронежской области прекращено (л.д.47).

Определением от 21.02.2017г., занесенным в протокол судебного заседания, истец уточнил исковые требования, просит обязать УФСИН рассмотреть документы о предоставлении ЕСВ и принять решение; обязать УФСИН поставить на учет по выплате ЕСВ; обязать УФСИН выплатить ЕСВ; выплатить компенсацию за причиненный моральный вред в размере 100 000 руб. (л.д.49).

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 07.03.2017г. исковые требования удовлетворены частично, на УФСИН возложена обязанность поставить Орлова П.Н. на учет составом семьи 4 человека для получения ЕСВ с 07.07.2015г.; признать за Орловым П.Н. составом семьи 4 человека право на получение ЕСВ с 07.07.2015г. В удовлетворении остальной части исковых требований Орлова П.Н. отказано (л.д.1-4-108).

Определением Центрального районного суда г. Воронежа от 13.12.2017г. отказано в удовлетворении заявления УФСИН о пересмотре решения Центрального районного суда г. Воронежа от 07.03.2017г. по новым обстоятельствам в связи с пропуском ответчиком срока для обращения в суд (л.д.174-175).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 08.02.2018г. определение Центрального районного суда г. Воронежа от 13.12.2017г. отменено, разрешен вопрос по существу: отменено решением Центрального районного суда г. Воронежа от 07.03.2017г. в части удовлетворения исковых требований по новым обстоятельствам, дело направлено в Центральный районный суд для рассмотрения по существу заявленных требований (л.д.190-196).

Истец Орлов П.Н. исковые требования поддержал, пояснил изложенное.

Представитель ответчика по доверенности Бабаян С.Ю. с иском не согласился, представлены письменные возражения (л.д.50-53), кроме того пояснил, что определением Верховного Суда РФ от 26.06.2017г. решение Центрального районного суда г. Воронежа от 29.03.2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 22.09.2016 г. отменены, дело направлено в Центральный районный суд г. Воронежа, а решением Центрального районного суда г. Воронежа от 09.08.2017г. отказано в удовлетворении исковых требований Орлова П.Н. к УФСИН об отмене решения комиссии об отказе в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ (ч. 1 ст. 1 данного Закона).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Право сотрудника на ЕСВ признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ. В частности, ЕСВ предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ).

Частью 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ предусмотрено, что ЕСВ предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Согласно ч. 8 ст. 4 Федерального закона 30.12.2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

По смыслу приведенной нормы перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.

Порядок и условия предоставления ЕСВ определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. № 369.

Пунктом 5 Правил предоставления ЕСВ предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (п. 11 Правил предоставления ЕСВ).

Согласно положениям п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ во взаимосвязи с п. 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.

В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (п. 12 Правил предоставления ЕСВ).

Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и не совершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.

Аналогичные положения содержатся в ст. 53 ЖК РФ, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

На основании пояснений сторон, контракта, решения судом установлено, что Орлов П.Н. с 22.07.2009 г. проходил службу в должности начальника отряда отдела по воспитательной работе с осужденными федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Воронежской обл. (л.д.5,6).

07.07.2015 г. Орлов П.Н. обратился с заявлением (рапортом) о постановке его на учет на получение ЕСВ на имя врио начальника УФСИН.

Решением комиссии УФСИН по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения № 6 от 17.09.2015г. истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с совершением действий, ухудшающих жилищные условия, а также в связи с непредставлением обязательных документов, предусмотренных п.5 постановления Правительства РФ от 24.04.2013г. № 369 (л.д.54-94).

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 09.08.2017г. отказано в удовлетворении исковых требований Орлова П.Н. к УФСИН об отмене решения комиссии об отказе в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (л.д.202-204). Данным решением суда, которое суд принимает во внимание в соответствии с нормами ст. 61 ГПК РФ, установлено, что согласно свидетельства о государственной регистрации права и копии домовой книги судом установлено, что истец с 10.09.2009г. по 03.04.2014г. был зарегистрирован по месту жительства в жилом доме, принадлежащем на праве собственности в ? доли его матери 2ФИО общей площадью 63 кв. м, расположенном по адресу: <адрес>. Супругой Орлова П.Н. - 1ФИО по договору купли-продажи квартиры от 30.06.2011 г. произведено отчуждение 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, площадью квартиры 20,4 кв. м. С 03.04.2014 г. Орлов П.Н. зарегистрирован в однокомнатной квартире общей площадью 45,6 кв. м, находящейся по адресу: <адрес>, в которой уже были зарегистрированы его супруга и двое их детей.

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 09.08.2017г. также установлено, что действия истца по снятию с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении, в котором он как член семьи собственника был обеспечен общей площадью жилого помещения более 15 кв. м, а также его добровольный отказ от права пользования этим жилым помещением и регистрация по месту жительства в другом жилом помещении, где обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляет менее 15 кв. м, свидетельствуют об ухудшении его жилищных условий, о намеренном создании ситуации нуждаемости в жилье. Такие действия в силу положений ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012г. № 283-ФЗ давали право комиссии УФСИН отказать Орлову П.Н. в постановке на учет для получения ЕСВ не ранее чем через пять лет со дня совершения намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.

Кроме того, одним из оснований для отказа комиссии УФСИН в постановке Орлова П.Н. на учет для получения ЕСВ послужило непредставление истцом ряда документов, предусмотренных подп. "а" и "з" п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в частности: копий листов паспорта, содержащих сведения о регистрации по месту жительства истца и его супруги, выписки из домовой книги и копии финансового лицевого счета с предыдущего места жительства Орлова П.Н., где он проживал до 03.04.2014 г. и таких же документов с предыдущего места жительства его супруги 1ФИО, где она проживала до 11.12.2012 г.

Согласно подп. "а" и "з" п. 5 Правил предоставления ЕСВ сотрудник при обращении в комиссию в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты к заявлению прилагает в том числе копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.

Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (п. 6 Правил).

На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил).

По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения ЕСВ при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных указанной нормой Федерального закона, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие условий для постановки сотрудника на учет для получения ЕСВ определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в п. 5 Правил и заверенных в установленном порядке.

Суд считает, что поскольку действующим правовым регулированием установлен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения ЕСВ и порядок их оформления, то несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения ЕСВ, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.

В связи с тем, что по изложенным основаниям решение комиссии об отказе в постановке истца на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения признано законным, соответственно на УФСИН не может быть возложена обязанность поставить истца на учет по выплате ЕСВ, а также за истцом не может быть признано право на получение ЕСВ с 07.07.2015г.

Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Отказать в удовлетворении исковых требований Орлова Павла Николаевича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области о возложении обязанности поставить на учет по выплате единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 07.07.2015г.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

1версия для печати

2-1191/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Орлов Павел Николаевич
Ответчики
ФКУ ЖКУ УФСИН России по Воронежской области
УФСИН России по Воронежской области
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
00 Жемчужникова Ирина Вячеславовна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
15.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
16.02.2018Передача материалов судье
19.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2018Судебное заседание
20.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2018Дело оформлено
17.05.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее