Р Е Ш Е Н И Е дело № 2-88/2017 г.
Именем Российской Федерации
пгт Лучегорск 27 февраля 2017 года
Пожарский районный суд Приморского края в составе судьи Новоградской В.Н.,
при секретаре Типикиной И.Н., с участием:
истца Акуловой В.В.
представителя ГУ УПФ РФ по Пожарскому району Зуевой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акуловой ФИО7 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Пожарскому району Приморского края о возложении обязанности по назначению и выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Акулова В.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по Пожарскому району указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ ей была назначена пенсия по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В ДД.ММ.ГГГГ года она обратилась к ответчику с вопросом о перерасчете пенсии в сторону увеличения, в связи с наличием у нее иждивенца-сына, который, являясь студентом образовательного учреждения очной формы обучения, является ее иждивенцем. Решением от ДД.ММ.ГГГГ г. в удовлетворении е заявления о перерасчете пенсии в связи с наличием иждивенца ей было отказано, в связи с отсутствием документального подтверждения факта нахождения ее сына-студента у нее на иждивении. Отказ в перерасчете пенсии считает незаконным. Ее сын, обучаясь на 1 курсе юридического факультета ФГБОУ ВО «Хабаровский Государственный университет экономики и права», по очной форме обучения нигде не работает, в связи с чем не имеет собственного дохода, его иждивенчество предполагается законом. При данных обстоятельствах, ее сын, не имеющий никакого дохода, не может не считаться находящимся на ее иждивении. Она передала ответчику справку об обучении сына и свидетельство о его рождении, никаких других документов ответчик у нее не запрашивал. Считает, что пенсионный орган необоснованно, а потому незаконно отказал ей в перерасчете пенсии. Просит признать незаконным отказ ответчика в перерасчете назначенной ей трудовой пенсии по старости с учетом наличия у нее на иждивении сына - ФИО1,ДД.ММ.ГГГГ рождения; обязать ответчика назначить и выплачивать ей фиксированную выплату к страховой пенсии в соответствии с п. 1 ч.2 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента ее обращения к ответчику.
В судебном заседании Акулова В.В. исковые требования поддержала, суду показала, что ее доход состоит из пенсии. Ее сыну 21 год, он продолжает учебу по очной форме обучения, получает стипендию в размере <данные изъяты> рублей. Сын находится на иждивении ее и супруга, который получает пенсию и заработную плату. Расходы по съему жилья в размере <данные изъяты> рублей ежемесячно несет супруг. Она из своей пенсии отдает сыну <данные изъяты> тысячи рублей ежемесячно на питание, бывает и всю пенсию, тогда она находится на иждивении супруга. Просит ее требования удовлетворить.
Представитель ГУ УПФ РФ по Пожарскому району исковые требования не признала, суду показала, что Акулова Е.В. не представила документов, подтверждающих нахождение на ее иждивении сына ФИО1 Считает действия Управления по отказу в перерасчете страховой пенсии по старости с учетом иждивенца обоснованными. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истец Акулова В.В. является матерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения (л.д.6). Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ сын истца является студентом очной формы обучения 1 курса юридического факультета ФГБОУ ВО «Хабаровский Государственный университет экономики и права» на бюджетной основе (л.д.7), проживает совместно с матерью и отцом по адресу: <адрес> (л.д. 5).
ДД.ММ.ГГГГ Акулова В.В. обратилась с заявлением к ответчику о перерасчете размера пенсии в связи с наличием нетрудоспособного члена семьи, находящегося на иждивении пенсионера.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 8) в перерасчете страховой пенсии по старости с учетом иждивенца Акуловой В.В. было отказано в связи с тем, что документально не подтверждено нахождение ФИО1 на иждивении матери Акуловой В.В.
Согласно п.3 ст. 17 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи.
В соответствии с пунктами 2, 3, 6 статьи 10 вышеназванного закона нетрудоспособными членами семьи кормильца признаются, в том числе: дети кормильца не достигшие 18 лет, а также дети, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Презумпция нахождения ребенка до достижения возраста 18 лет на иждивении родителей следует из норм семейного права.
Согласно ч. 3 ст. 10 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ иждивенцами признаются лица, находившиеся на полном содержании кормильца или получающие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что основанием к выплате повышенного размера фиксированной части страховой пенсии по старости является нахождение на иждивении получателя пенсии лиц, находящихся на полном содержании пенсионера либо получающих от него помощь, являющуюся основным источником средств их существования.
По смыслу закона иждивенство детей, достигших возраста 18 лет не презюмируется, а подлежит доказыванию по правилам ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, согласно которым каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Под полным содержанием понимаются действия кормильца, направленные на обеспечение членов семьи всеми необходимыми жизненными благами (питание, жилье, одежда, обувь и другие предметы жизненной необходимости).
Постоянный характер помощи означает, что она не была случайной, единовременной, а оказывалась систематически.
Понятие основной источник средств к существованию предполагает, что помощь кормильца должна составлять основную часть средств, на которую живет член семьи. Она должна по своим размерам быть такой, чтобы без нее член семьи, получивший ее, не смог бы обеспечить себя необходимыми средствами жизни.
Из материалов дела следует, что Акулова В.В. получает пенсию по старости в размере <данные изъяты> рублей. Из пояснений истца следует, что из своей пенсии она ежемесячно выделяет сыну денежные средства на питание в размере <данные изъяты> тысячи рублей, а когда отдает всю пенсию, то ее содержит работающий супруг. При этом расходы сына Акуловой по договору найма жилого помещения и оплате коммунальных услуг в размере <данные изъяты> рублей ежемесячно несет отец ФИО1 (супруг истца) за счет собственных средств.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что размер дохода Акуловой В.В., не превышает величину прожиточного минимума пенсионера в Приморском крае, нахождение нетрудоспособного члена семьи, на иждивении истца не нашло своего подтверждения.
При таких обстоятельствах не имеется оснований для признания незаконным отказа в перерасчете назначенной Акуловой В.В. пенсии по старости и возложении на пенсионный орган обязанности по назначению и выплате истцу фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Акуловой ФИО8 в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Пожарскому району Приморского края о признании незаконным отказа в перерасчете назначенной трудовой пенсии по старости и обязании назначить и выплачивать фиксированную выплату к страховой пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Жалоба подлежит подаче через Пожарский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 06.03.2017 г.
Судья Новоградская В.Н.