Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4481/2017 ~ М-3281/2017 от 10.04.2017

                   Дело № 2-4481/17

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18 мая 2017 года                                                                                      г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области

в составе председательствующего судьи Коршуновой Т.А.,

при секретаре Базылевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г. Благовещенска к Специализированному отделу по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г. Благовещенска обратилась в суд с данным иском. В обоснование заявленных требований указала, что решением Благовещенского городского суда от 15 января 2016 года на администрацию г. Благовещенска возложена обязанность предоставить Серебряковой Т.А. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории г. Благовещенска, общей площадью не менее 18 кв. метров, по договору найма специализированных жилых помещений. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 06 апреля 2016 года было возбуждено исполнительное производство в рамках которого постановлением судебного пристава-исполнителя Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП по Амурской области от 07 марта 2017 года с администрации г. Благовещенска взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Вместе с тем, представитель истца полагает, что администрацией г. Благовещенска были предприняты исчерпывающие меры для надлежащего исполнения судебного акта, поскольку денежные средства на исполнение указанных обязательств по предоставлению Серебряковой Т.А. жилого помещения предусматриваются в составе фонда компенсации областного бюджета в виде субвенций. Так, в 2016 году на приобретение жилья для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Администрации г. Благовещенска было выделено 70 356 000 рублей. С целью реализации доведенных лимитов за 2016 год по результатам проводимых аукционов с 10 мая по 25 ноября 2016 года было приобретено 44 жилых на всю сумму выделенных лимитов. В настоящее время, администрацией г. Благовещенска все 44 жилых помещения предоставлены, соответствующей категории граждан по судебным актам, состоявшимся с 2014 года по март 2015 года, то есть ранее, чем по иску Серебряковой Т.А.. Таким образом администрацией г. Благовещенска в 2016 году были предприняты всевозможные меры для исполнения судебного акта, в том числе по обеспечению жильем Серебряковой Т.А. поскольку выделенных денежных средств из областного бюджета в 2016 году и приобретенных на них жилых помещений было не достаточно для исполнения всех имеющихся у органа местного самоуправления обязательств по предоставлению сиротам жилых помещений, в связи с чем, предоставить жилое помещение Серебряковой Т.А. орган местного самоуправления в 2016 году не смог в силу объективных обстоятельств. В связи с недостаточным выделением денежных средств на приобретение жилых помещений, истцом неоднократно в адрес Министерства социальной защиты Амурской области направлялись письма с просьбой рассмотреть вопрос дополнительного выделения денежных средства на указанные цели. Поскольку неисполнение обязательств возложенных на истца решением Благовещенского городского суда от 15 января 2016 года вызвано обстоятельствами не зависящими от воли и действия Администрации г. Благовещенска, на указанное лицо не может быть возложена обязанность по выплате исполнительского сбора. На основании изложенного истец просит суд освободить Администрацию г. Благовещенска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей наложенного на основании постановления судебного пристава – исполнителя специализированного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов от 07 марта 2017 года по исполнительному производству № ***.

Участвующие в деле лица извещенные о времени и месте судебного заседания в суд не явились. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Согласно письменного отзыва, ответчик с заявленными требованиями не согласился указав, что обязанность по уплате исполнительского сбора возложена на Администрацию г. Благовещенска на основании ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» которой предусмотрено, что основанием для взыскания указанного сбора является неисполнение должником исполнительного документа в установленный срок и непредставление судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Доказательств наличия указанных обстоятельств препятствующих исполнению решения Благовещенского городского суда от 15 января 2016 года истцом не представлено, в связи с чем действия судебного пристава-исполнителя являются законными и обоснованными.

Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что решением Благовещенского городского суда от 15 января 2016 года на администрацию г. Благовещенска возложена обязанность предоставить Серебряковой Т.А. жилое помещение в г. Благовещенске Амурской области, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 18 кв. метров, по договору найма специализированных жилых помещений.

В целях исполнения указанного судебного акта, постановлением судебного пристава-исполнителя Специализированному отделу по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области от 06 апреля 2016 года возбуждено исполнительное производство № ***.

В указанном постановлении должнику разъяснено, что срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет 5 дней.

При этом указано (п.3 постановления), что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей с должника – организации.

Указанное постановление направлено в адрес должника и им получено, что представителем истца не оспаривается.

В связи с неисполнением в добровольном порядке требований судебного акта, постановлением судебного пристава-исполнителя от 07 марта 2017 года с Администрации г. Благовещенска взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно ч. ч. 1 и 2 ст.6 Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Аналогичная позиция изложена в ч.2 ст.13 ГПК РФ.

Согласно ст.1 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

В соответствии со ст.2 указанного Федерального закона, задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно п. п. 1 - 3 ст.112 ФЗ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.(Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В силу ст.6 ФЗ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Таким образом, согласно приведенным положениям, в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор.

Исходя из системного толкования законодательства об исполнительном производстве, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, возлагая на должника обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры ответственности, возникающей в процессе исполнительного производства.

В соответствии с п.6 ст.112 ФЗ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Пункт 7 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства, наделяет суд правомочием, освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Статья 401 ГК РФ предусматривает, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины, согласно п. 2 приведенной статьи, доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

В рассматриваемом случае должник обратился в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, следовательно, должен доказать наличие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа, а также что им были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Как следует из материалов дела, исполнительное производство в отношении администрации г. Благовещенска (взыскатель Серебрякова Т.А.) было возбуждено 06 апреля 2016 года, с указанного периода должником требования исполнительного документа не исполнены (договор найма специализированного жилого помещения не заключен), в связи, с чем с должника был взыскан исполнительский сбор.

Постановление о возбуждении исполнительного производства от 06 апреля 2016 года должником было получено 14 апреля 2016 года, что им не оспаривалось.

Исходя из доводов представителя истца изложенных в исковом заявлении ненадлежащее исполнение обязательств по исполнению решения суда и требований исполнительного документа вызвано, тем, что на приобретение жилья для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Благовещенска из средств бюджета было выделено 70 356 000 рублей, на которые для указанной категории граждан приобретено 44 жилых помещения, однако выделенных денежных средств на обеспечение всех стоящих в очереди на получения жилья по данной категории граждан крайне недостаточно, в связи с чем у администрации города Благовещенска в настоящее время, несмотря на предпринимаемые меры, отсутствует реальная возможность по обеспечению Серебряковой Т.А. жилым помещением по независящим от органа местного самоуправления обстоятельствам.

Согласно п.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ (далее – Закон) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 4-5 Закона)

Согласно разъяснениям Конституционного суда Российской Федерации, изложенным в Определении от 5 февраля 2009 года № 250-0-П, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются органами местного самоуправления за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области.

По смыслу изложенного, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, исполняются за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд полагает, что администрацией города Благовещенска предпринимались все необходимые меры для исполнения судебного акта, однако исполнение решения суда в установленный срок должником было невозможно по причине непреодолимой силы, то есть по не зависящим от должника причинам, поскольку обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется не за счет собственных средств органа местного самоуправления, а за счет субвенций, перечисляемых из областного бюджета местному бюджету.

Поскольку исполнение решения суда было поставлено в прямую зависимость от перечисления денежных средств из областного бюджета на указанные выше цели, суд приходит к выводу, что администрация города Благовещенска объективно была лишена возможности исполнить решение Благовещенского городского суда от 15 января 2016 года в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

Таким образом, суд считает установленным, что администрацией города Благовещенска предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства. Обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по неисполнению решения суда, судом не установлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о возможности освобождения должника – администрации г. Благовещенска от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № ***.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 441 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление администрации города Благовещенска – удовлетворить.

Освободить администрацию города Благовещенска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № ***, наложенного на основании постановления судебного пристава – исполнителя специализированного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов от 07 марта 2017 года по исполнению исполнительного листа № ***, выданного Благовещенским городским судом Амурской области по гражданскому делу № ***.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 19 мая 2017 года.

Председательствующий                                                                             Т.А. Коршунова

2-4481/2017 ~ М-3281/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация г Благовещенска
Ответчики
УФССП по Амурской области
Специализированный отдел судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов
Другие
Серебрякова Татьяна Александровна
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Коршунова Т.А.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
10.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.04.2017Передача материалов судье
10.04.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.05.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.05.2017Судебное заседание
19.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.03.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее