Дело № 2-47/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Благовещенск ДАТА 2015 года
Благовещенский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Комогорцева И.Ю.
при секретаре: Носыревой Т.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.Л.Е., К.А.Е. к администрации Благовещенского района Амурской области, администрации.. . сельсовета Благовещенского района Амурской области о признании права на получение компенсации за утрату урожая сельскохозяйственных культур, выращенного в личном подсобном хозяйстве, выключении в списки граждан, имеющих право на получение компенсации за утрату урожая сельскохозяйственных культур, выращенного в личном подсобном хозяйстве, вследствие чрезвычайной ситуации,
У С Т А Н О В И Л :
П.Л.Е., Ко.А.Е. обратились в суд с иском к администрации Благовещенского района Амурской области, администрации.. . сельсовета Благовещенского района Амурской области о признании права истцов на получение компенсации за утрату урожая сельскохозяйственных культур, выращенного в личном подсобном хозяйстве на земельном участке с кадастровым номером …., в связи с чрезвычайной ситуацией – наводнением в августе 2013 года; включении истцов в списки граждан, имеющих право на получение компенсации за утрату урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личном подсобном хозяйстве на земельном участке с кадастровым номером …, в связи с чрезвычайной ситуацией – наводнением в августе 2013 года.
В обоснование иска указали, что истцы родились и выросли, и по сей день проживают в село.. . В … году их родители получили дом с земельным участком по адресу ….. В ….году отец истцов - К. приватизировал дом и получил бессрочное свидетельство о праве собственности на земельный участок под ведение личного подсобного хозяйства по адресу:.. . В … году отец скоропостижно скончался, и в силу того, что истцы были несовершеннолетними детьми- вовремя не вступили в права наследования. Однако, на данном земельном участке с …. года они постоянно выращивают овощи: картофель, огурцы, помидоры, баклажаны и т.д. И еще на данном участке имеются плодово-ягодные насаждения, которые тоже консервируются и употребляются ними зимой, т.е. ведут личное подсобное хозяйство. В результате чрезвычайной ситуации природного характера- наводнения, произошедшего вследствие выхода из берегов рек Зеи и Амур на территории Благовещенского района Амурской области в августе 2013года, личное подсобное хозяйство, расположенное по адресу: …., на земельном участке с кадастровым номером …, было затоплено. В результате затопления личного подсобного хозяйства (земельного участка) утрачен урожай сельскохозяйственных культур, площадь гибели урожая составила …. кв.м. В законном порядке 04.12.2013 года истица П.Л.Е. обратилась в Администрацию Благовещенского района Амурской области с целью включения ее и К.А.Е. в список граждан, ведущих ЛПХ и утративших урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения. 10 февраля 2014 года от Администрации Благовещенского района Амурской области пришел отказ. В своем ответе указала, что не имеет оснований для включения их в список граждан для предоставления компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенного в личных подсобных хозяйствах, так как в ходе рассмотрения предоставленных ими документов установлено, что по состоянию на 01.07.2013 года не подтверждён факт регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером …. Учитывая факт их постоянного проживания по адресу: …, и утраты урожая, факт принадлежности им на праве собственности земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью … кв.м., адрес места нахождения объекта …, с кадастровым номером …, полагают, что имеют право на предоставление компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенного в личном подсобном хозяйстве. 31 августа 2013года принят Указ Президента РФ № 693 О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской Автономной Области, в котором подпунктом «3» пункта 3 предусмотрено, что Правительство РФ совместно с органами исполнительной власти заинтересованных субъектов РФ обеспечить выплату гражданам, призванным пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населённых пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах. Постановлением администрации Благовещенского района Амурской области от 11 октября 2013года №2074 утверждён Порядок предоставления компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, предоставляется гражданам, признанным пострадавшим в результате наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергающихся наводнению, ведущим личное подсобное хозяйство и утратившим урожай сельскохозяйственных культур (п.2).
Истица П.Л.Е. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, на их удовлетворении настаивала, дополнительно суду пояснила, что собственником земельного участка был ее отец – К., … года рождения, который умер … года. После смерти отца она с братом – К.А.Е. не оформляли земельный участок в собственность, так как были несовершеннолетними. Брат стал совершеннолетним в … году, она в … году. Затем брат ушел служить в армию на два года. ЛПХ занималась она, а её семья и брат помогали. В свидетельстве о государственной регистрации указано, что площадь земельного участка под ЛПХ составляет … кв. м., а в акте и в выписке с похозяйственной книги … кв. м., так как свидетельство изначально было под огородничество и площадь составляла … кв. м, как сказала глава.. . сельсовета по Закону не положено более … кв.м., поэтому в свидетельство внесли эту площадь. Брата К.А.Е. вписала в заявление на выплату, так как ей сказали в сельсовете, что если напишет только от себя, то получит только ? от пострадавшего урожая. Она начала делать документы в сентябре 2013 года, сразу после ЧС. Получила документы в августе 2014 года. Они делали документы по межеванию, кадастровый паспорт, кадастровую выписку. В администрацию сельсовета она приносила поочередно документы, а они отвозили их в администрацию Благовещенского района. Затопило земельный участок 15 августа 2013 года, вода ушла с участка в октябре 2013 года. Комиссию она не приглашала, так как земельный участок был затоплен и туда невозможно было пройти. С сельсовета никого не приглашала составлять акт обследования, так как сложно было застать сотрудников на рабочем месте. В день составления акта обследования объектов растениеводства в ЛПХ граждан 06 декабря 2013 года, на этом земельном участке лежал снег высотой с метр, поэтому комиссия её участок не осматривала, в внесли в акт площади насаждений овощами с ее слов, никто из комиссии и сельсовета не приходил и не измерял. Она обратилась в суд поздно, так как раньше не было возможности, сначала делала документы, затем не получалось уйти с работы, брат так же работал.
Истец К.А.Е. в судебном заседании поддержала заявленные требования, на их удовлетворении настаивал.
Представитель ответчика – администрации Благовещенского района Амурской области Н.В.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку на момент ЧС свидетельство на право собственности имуществом не было зарегистрировано, а было получено только …. года.
Представители третьих лиц – администрации.. . сельсовета Благовещенского района Амурской области, министерства сельского хозяйства Амурской области, Министерства финансов РФ в лице УФК по Амурской области в судебное заседание не явились, о месте и времени проведения судебного заседания были уведомлены должным образом, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав истцов, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года № 123-р на территории Амурской области с 22 июля 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации.
В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
31 августа 2013 года принят Указ Президента РФ № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», в котором подпунктом «3» пункта 3 предусмотрено, что Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации обеспечить выплату гражданам, признанным пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах.
Во исполнение данного Указа Президента РФ, Правительством Российской Федерации принято Распоряжение от 05 октября 2013 года №1797-р, а правительством Амурской области постановление от 11 октября 2013 года №489 «Об утверждении правил предоставления иного межбюджетного трансферта на компенсацию вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, источником финансового обеспечения которого являются средства федерального бюджета, бюджетам муниципальных районов и городских округов, в границах которых находятся населенные пункты, подвергшиеся наводнению».
Согласно пункта 3 Распоряжения Правительства Российской Федерации 05 октября 2013 года №1797 –р, должны быть сформированы списки граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и утративших урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения, подтвержденные комиссиями по чрезвычайным ситуациям либо территориальными органами МЧС России, а также записями похозяйственных книг по состоянию на 01 июля 2013 года; обеспечены выплаты гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсаций вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, из расчета 3 тыс. рублей за каждые 0,01 гектара посевов, за счет ассигнований, предоставленных в соответствии с настоящим распоряжением, до 15 октября 2013 года.
Постановлением Администрации Благовещенского района от 11 октября 2013 года № 2074 утвержден «Порядок предоставления компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах».
Согласно указанного Порядка, компенсация вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах (далее - компенсация), предоставляется гражданам, признанным пострадавшими в результате наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, ведущим личное подсобное хозяйство и утратившим урожай сельскохозяйственных культур. Компенсация предоставляется в размере 3000 рублей за каждый 0,01 га (100 кв.м.) пострадавших посевов, но не более 2,5 га на одно личное подсобно хозяйство (п.2)
Для получения компенсации гражданин обращается в администрацию сельсовета, на территории которого находится личное подсобное хозяйство, и представляет в 2-х экземплярах:
- заявление на имя главы района на выплату компенсации (по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку);
- копию документа, удостоверяющего личность гражданина (копию паспорта; в случае утраты паспорта - справку, удостоверяющую личность и выданную органами миграционной службы России по Амурской области);
- копию документа, подтверждающего факт постоянного проживания гражданина в населенном пункте, подвергшемся наводнению (документ с отметкой о регистрации по месту жительства, решение суда об установлении факта проживания);
- копию свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе (ИНН);
- копию свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок или иной документ, подтверждающий право гражданина на использование земельного участка для ведения ЛПХ;
- копию документа, подтверждающего открытие банковского счета в кредитном учреждении (п. 3).
Администрация сельсовета в течение 3 календарных дней со дня поступления заявления от гражданина:
- оформляет выписку из похозяйственной книги по состоянию на 1 июля 2013 года на гражданина, записанного в похозяйственной книге первым (по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку);
- в составе комиссии обследует пострадавший участок, составляет акт обследования объекта растениеводства в ЛПХ граждан (по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку), в 3-х экземплярах, один из которых передается гражданину;
- на основании актов обследования объекта растениеводства в ЛПХ граждан, выписок из похозяйственной книги по состоянию на 1 июля 2013 года формирует реестр получателей компенсации (по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку), а также список граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и утративших урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения, в соответствующем сельсовете Благовещенского района (по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку) в 2-х экземплярах (п. 4).
Администрация сельсовета представляет в отдел сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации Благовещенского района (далее - отдел сельского хозяйства) указанные в пункте 4 настоящего Порядка реестр получателей компенсации и список граждан на бумажном и электронном носителе с приложением пакета документов, указанных в п. 3 настоящего Порядка, а также актов обследования объекта растениеводства в ЛПХ граждан и выписки из похозяйственной книги по состоянию на 1 июля 2013 года на каждого включенного в реестр гражданина (в 1-м экземпляре) (п. 5).
Отдел сельского хозяйства:
- регистрирует поступившие реестры получателей компенсации и списки граждан, проверяет правильность оформления предоставленных документов;
- согласовывает акты обследования объектов растениеводства в ЛПХ граждан;
- производит расчет компенсации (по форме согласно приложению N 6 к настоящему Порядку);
-формирует сводный реестр получателей компенсаций по муниципальным образованиям на основании представленных реестров и подтверждающих документов, указанных в пунктах 3, 4 настоящего Порядка. Отдел сельского хозяйства представляет в администрацию Благовещенского района сводный реестр получателей компенсаций для оплаты получателям (п. 6).
Отдел сельского хозяйства формирует не менее чем в двух экземплярах список граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и утративших урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения в Благовещенском районе Амурской области по форме, установленной постановлением Правительства Амурской области от 11 октября 2013 года № 489 «Об утверждении Правил предоставления иного межбюджетного трансферта на компенсацию вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, источником финансового обеспечения которого являются средства федерального бюджета, бюджетам муниципальных районов и городских округов, в границах которых находятся населенные пункты, подвергшиеся наводнению» (п. 7).
Список граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и утративших урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения в Благовещенском районе Амурской области, согласовывается с начальником отдела по гражданской защите и пожарной безопасности администрации Благовещенского района и утверждается главой Благовещенского района, подтверждается решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Благовещенского района (п.8).
Для целей настоящего Порядка пострадавшими признаются граждане, включенные в список граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и утративших урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения в Благовещенском районе Амурской области, согласованный и утвержденный в Порядке, предусмотренном в п. 8 настоящего Порядка (п.9).
Решение об отказе во включении в список граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и утративших урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения в Благовещенском районе Амурской области, принимается администрацией Благовещенского района в случае непредставления гражданином документов, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка, а также несоответствия условиям, предусмотренным пунктом 2 настоящего Порядка (п.10).
Главным распорядителем бюджетных средств на выплату компенсаций является администрация Благовещенского района (п. 11).
Законодательное определение понятия «личное подсобное хозяйство» дано в ст. 2 Федерального Закона от 07 июля 2003 года №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», согласно которой личное подсобное хозяйство – эта форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства. В силу п. 1,2 ст. 3 указанного закона право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрации личного подсобного хозяйства не требуется.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального Закона от 07 июля 2003 года №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм права следует, что обязательными условиями для предоставления компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах являются: утрата урожая только в связи с затоплением земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, статус которых определен Федеральным Законом от 07 июля 2003 года №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», наличие записи о личном подсобном хозяйстве в похозяйственной книге по состоянию на 01 июля 2013 года, постоянное проживание гражданина на территории подвергшейся чрезвычайной ситуации поселения.
Факт чрезвычайной ситуации природного характера – наводнения на территории …. сельского совета Благовещенского района Амурской области является общеизвестным и в силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ не нуждается в доказывании.
Судом при рассмотрении дела установлено следующее.
П.Л.Е., К.А.Е. на праве общей долевой собственности по… доли принадлежит земельный участок с кадастровым номером …, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью … кв.м., расположенный по адресу: …., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии …, … от … года, выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № … от 26 декабря 2014 года.
Основанием для возникновения права собственности П.Л.Е., К.А.Е. на данный земельный участок явилось свидетельство о праве на наследство по закону от … года, выданное нотариусом Благовещенского нотариального округа Амурской области Б.С.В. …. года.
На момент чрезвычайной ситуации П.Л.Е., К.А.Е. были зарегистрированы и постоянно проживали в …., о чем свидетельствуют паспортные данные.
Согласно акту обследования объектов растениеводства в ЛПХ граждан от 06 декабря 2013 года, в результате наводнения в период с 14 августа у П.Л.Е. по адресу: …. погибли сельскохозяйственные культуры на площади …. кв.м.
Как следует из выписки похозяйственной книги, не имеющей даты, П.Л.Е. ведется личное подсобное хозяйство на земельном участке по адресу: …., площадь земельного участка ЛПХ, занятых посевами и посадками сельскохозяйственных культур по состоянию на 01 июля 2013 года составляла … кв. м, из них картофеля-.. , овощей открытого грунта- ….
Согласно кадастрового паспорта земельного участка от 02 декабря 2013 года, разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером.. , площадью … кв.м., расположенного по адресу: …. – огородничество.
Исследуя вопрос о наличии у П.Л.Е., К.А.Е. права на предоставление компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенного в личном подсобном хозяйстве, суд приходит к следующему.
Постановлением Администрации Благовещенского района от 11 октября 2013 года № 2074 утвержден «Порядок предоставления компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах». Одним из условий для получения компенсации при обращении гражданин в администрацию сельсовета, на территории которого находится личное подсобное хозяйство, является наличие свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок или иной документ, подтверждающий право гражданина на использование земельного участка для ведения ЛПХ.
Так, не отвечает требованиям допустимости и достоверности представленные истцами акт обследования об утрате П.Л.Е. объектов растениеводства, поскольку в данном акте не содержится данных о полном адресе личного подсобного хозяйства, кроме того, акт составлен 06 декабря 2013 года (зимнее время года), что свидетельствует о недостоверности результатов проведенного обследования, в ходе которого выявлена утрата сельскохозяйственных культур в период с 14 августа в результате наводнения, а также выписка из похозяйственной книги, которая не имеет даты составления. Кроме того, из показаний истицы П.Л.Е. установлено, что в документах указаны площади насаждений овощами с ее слов, поскольку никто из комиссии и сельсовета не приходил и ничего не измерял.
Также, представленные истцами фотографии не могут служить доказательством по делу, поскольку из данных фотоснимков не понятно, на территории какого именного земельного участка они сделаны, площадь затопленного земельного участка, какие насаждения были затоплены.
Кроме того, право на использование земельного участка, находящегося в собственности, для ведения личного подсобного хозяйства у П.Л.Е. и К.А.Е. возникло только …. года, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права от … года, согласно которым П.Л.Е. и К.А.Е. являются собственниками по ? доли земельного участка по адресу: с…., с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью … кв. м., кадастровый номер …. При этом, согласно кадастрового паспорта от 02 декабря 2013 года, разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером …, площадью …. кв.м., расположенного по адресу: …. – огородничество.
Таким образом, суд считает, что представленными доказательствами не подтвержден факт ведения П.Л.Е. и К.А.Е. личного подсобного хозяйства на земельном участке по адресу: …. на момент возникновения чрезвычайной ситуации, а также факт утраты ими урожая сельскохозяйственных культур вследствие наводнения.
При таких обстоятельствах, суд считает, что истцы не обладают правом на выплату компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенного в личном подсобном хозяйстве, в результате наводнения, в связи с чем, предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований П.Л.Е., К.А.Е. к администрации Благовещенского района Амурской области, администрации.. . сельсовета Благовещенского района Амурской области о признании права на получение компенсации за утрату урожая сельскохозяйственных культур, выращенного в личном подсобном хозяйстве, выключении в списки граждан, имеющих право на получение компенсации за утрату урожая сельскохозяйственных культур, выращенного в личном подсобном хозяйстве, вследствие чрезвычайной ситуации – отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд Амурской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий: