№ 2-2816/21
УИД 36RS0006-01-2021-003996-68
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 ноября 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Васиной В.Е.,
при секретаре Прозоровой В.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «АльфаСтрахование» к ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России об оспаривании инвалидности,
УСТАНОВИЛ:
В производстве суда имеется гражданское дело по иску АО «АльфаСтрахование» к ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России о признании незаконным решения об установлении второй группы инвалидности Никоновой Анне Васильевне, оформленного актом медико-социальной экспертизы № 2204.17.36/2020 от 24.11.2020, по тем основаниям, что страховая компания не согласна с установленной 2 группой инвалидности, что влечет обязанность произведения страховой выплаты в соответствии с заключенным договором страхования жизни и здоровья Никоновой А.В.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Рогачева А.Г. пояснила изложенное, заявленные требования поддержала.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Попов А.В., считал иск не подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании представитель третьего лица Никоновой А.В. по ордеру Данилов В.В. считала иск не подлежащим удовлетворению.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, 30.10.2019 между АО «АльфаСтрахование» и Никоновой А.В. был заключен Полис страхования от несчастных случаев и болезней № (далее также - Договор страхования от 30.10.2019 г.).
В соответствии с условиями Договора страхования от 30.10.2019 г. (раздел «Объекты страхования») объектом страхования, являются имущественные интересы, связанные с причинением вреда здоровью Застрахованного лица, а также с его смертью в результате несчастного случая или болезни. Согласно п. 2 раздела «Страховые случаи» Договора страхования от 30.10.2019 страховым случаем является установление Застрахованному лицу 1 или 2 группы инвалидности (в течение срока действия Полиса или в течение 1 (одного) года после его окончания) в результате (частного случая или болезни, произошедшего или вследствие впервые диагностированного в период действия полиса - 100 % страховой суммы.
Кроме того, 01.10.2020 между АО «АльфаСтрахование» и Никоновой А.В. был заключен полис страхования от несчастных случаев и болезней № (далее также - договор страхования от 01.10.2020).
В соответствии с условиями Договора страхования от 01.10.2020 (раздел «Объекты страхования») объектом страхования, являются имущественные интересы, связанные с причинением вреда здоровью Застрахованного лица, а также с его смертью в результате несчастного случая или болезни. Согласно п. 2 раздела «Страховые случаи» Договора страхования от 01.10.2020 страховым случаем является установление Застрахованному лицу 1 или 2 группы инвалидности (в течение срока действия Полиса или в течение 1 (одного) года после его окончания) в результате несчастного случая или болезни, произошедшего /впервые диагностированной в период действия полиса - 100 % страховой суммы.
24.11.2020 в адрес ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда поступило направление на медико-социальную экспертизу Никоновой А.В. 25.11.2020 в бюро № - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России проведена заочная медико-социальная экспертиза, по результатам которой вынесено решение об установлении 2 инвалидности сроком на 1 год, причина инвалидности общее заболевание.
07.12.2020 Никонова А.В. обратилась в АО «АльфаСтрахование» с заявлением о страховом событии, а именно - установлением ей инвалидности второй группы.
03.11.2021 Никоновой А.В. установлена 1 группа инвалидности бессрочко.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7), гарантируя каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41) и социальное обеспечение в установленных законом случаях, в том числе инвалидности (ч. 1 ст. 39), не определяет порядок и условия признания граждан инвалидами, относя это к компетенции законодателя (ч. 2 статья 39).
В своей работе эксперты руководствовались действующими на момент освидетельствования истца нормативными правовыми актами по медико- социальной экспертизе.
В соответствии с частью 1 статьи 60 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию. В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом. В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболевания, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте 18 лет - категория "ребенок-инвалид" (п. 7 Правил).
Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее - консультанты). Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения (пункты 26, 27, 28 Правил).
По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью. Заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт медико-социальной экспертизы гражданина или приобщаются к нему. Порядок составления и форма акта медико-социальной экспертизы гражданина утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Акт медико-социальной экспертизы гражданина, протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина, индивидуальная программа реабилитации или абилитации гражданина формируются в дело медико-социальной экспертизы гражданина. Гражданину, признанному инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации или абилитации (пп. 29, 34).
Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 года N 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. К ним относятся: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (пункт 1 Порядка).
В пункте 4 Порядка предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро). В состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации. Обязательным условием формирования состава бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) является наличие не менее 1 врача по медико-социальной экспертизе.
Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29 января 2014 года N 59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).
В пунктах 42 - 46 Правил признания лица инвалидом определен порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро, которым предусмотрено, что гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро. Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро. Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.04.2020 № 467 «О Временном порядке признания лица инвалидом» и Письмом Минтруда России от 31.03.2020 № 13-4/10/П-2807 о принятии мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации проведение медико-социальной экспертизы осуществляется в заочном порядке.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 585н от 27 августа 2019 г. утверждены "классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы".
Из данного приказа следует, что критерии для установления групп инвалидности применяются после установления гражданину инвалидности в соответствии с критерием для установления инвалидности, предусмотренным пунктом 9 настоящих классификаций и критериев. Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п. 10-12).
Во исполнение указанных положений были изданы Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», Постановление Правительства РФ от 09.04.2020 г. № 467 «О Временном порядке признания лица инвалидом», Постановление Правительства РФ от 16.10.2020 № 1697 «О Временном порядке признания инвалидом», Приказ Минтруда России от 27.08.2019 № 585н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.10.2020 № 1697 «О Временном порядке признания лица инвалидом» и Письмом Минтруда России от 31.03.2020 № 13-4/10/П-2807 о принятии мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации проведение медико-социальной экспертизы осуществляется в заочном порядке.
При проведении медико-социальной экспертизы установлено, что Никонова Анна Васильевна состоит на учете в БУЗ ВО «Воронежский областной онкологический диспансер» с 2017 года после проведения <данные изъяты>. В июне 2020 г. при обследовании у врача-<данные изъяты> ООО "НМЦ" былала выявлена <данные изъяты>. При дообследовании (МРТ органов <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> от 06.07.2020, консультации онколога БУЗ ВО «ВОКОД») установлен диагноз: <данные изъяты> С 27.07.2020 в радиологическом отделении (РО №) <адрес> онкологического диспансера проводилась <данные изъяты>. В связи с развитием осложнений (<данные изъяты>), ХЛЛ было приостановлено, рекомендовано продолжение лечения после улучшения состояния (согласно справке ВОКОД от 15.09.2020). ХЛЛ после улучшения состояния было продолжено в РО № с 25.09.2020 по 19.10.2020 с диагнозом<данные изъяты> Проведено <данные изъяты> При контрольной МРТ от 18.09.2020 и 10.11.2020 отмечалась положительная динамика в сравнении с предыдущими данными МРТ, однако сохранялось <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ у пациентки появились боли в <данные изъяты>. 03.11.2020 по данным ФГС выявлен <данные изъяты>. Гастроэнтерологом назначена диетотерапия, медикаментозное лечение. При осмотре онколога БУЗ ВО «ВОКОД» от 16.11.2020 установлен диагноз: <данные изъяты>.Состояние после <данные изъяты>. Рекомендовано проведение контрольной МРТ в динамике, контрольной RRS с биопсией и повторная явка в БУЗ ВО «ВОКОРД» для определения дальнейшей тактики лечения, направление на МСЭ. 23.11.2020 Никонова А.В. была направлена БУЗ ВО «ВОКП №» на МСЭ с основным диагнозом: <данные изъяты>.
Медико-социальная экспертиза с целью установления группы инвалидности была проведена с 24.11 по 25.11.2021г. в бюро МСЭ № заочно (без личного участия) в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2020 г. № 1697 "О Временном порядке признания лица инвалидом" и письмами Министерства труда и социальной защиты РФ о принятии мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции на территории РФ.
Экспертный диагноз формировался в соответствии с направлением на МСЭ ф.088/у: Основное заболевание: <данные изъяты> По результатам проведения медико-социальной экспертизы было принято решение: определена вторая группа инвалидности с причиной «общее заболевание» на 1 год (до 01.12.2021).
Оценка стойких нарушений <данные изъяты> у гр. Никоновой как «<данные изъяты>» была произведена специалистами бюро МСЭ в соответствии с пунктом 5 раздела II Классификаций и критериев исходя из клинико-функциональной характеристики заболеваний, обусловивших вышеуказанные нарушения, характера и тяжести осложнений, стадии, течения и прогноза патологического процесса. Врачами-экспертами были учтены следующие факторы: <данные изъяты> (по данным МРТ в динамике); необходимость продолжения комбинированного лечения (Клиническая группа 2); сомнительный клинический прогноз.
После установления инвалидности химиолучевое лечение Никоновой А.В. было продолжено в декабре 2020 г. (согласно копии Выписки из мед. карты от 07.12.2020), а затем при лечении в 00№ БУЗ ВО «ВОКОД» с 15.01.2021 по 19.01.2021 было отмечено <данные изъяты> (копия выписки из мед. карты от 19.01.2021), было продолжено <данные изъяты>
Неблагоприятное течение <данные изъяты> подтверждает правильность экспертной оценки врачами специалистами по МСЭ у пациентки <данные изъяты>. Нарушение здоровья Никоновой А.В. со стойкими выраженными нарушениями функций <данные изъяты> привело к ограничению способности к трудовой деятельности 2 степени, то есть к способности выполнять трудовую деятельность в специально созданных условиях (при существенном уменьшении объема и напряженности с индивидуальным графиком, частичным выполнением работы на дому и т.д.).
Поскольку на принятом ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» решении, оформленном в виде Акта МСЭ, Никонова А.В. основывает свои требования о выплате страхового возмещения по риску «установление инвалидности второй группы», то возникают предпосылки для возложения на АО «АльфаСтрахование» незаконной обязанности в рамках Договора страхования и предполагает правовой интерес правовой интерес АО «АльфаСтрахование» в разрешении данного спора.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.
Как следует из положений ст. 79 ГПК РФ, при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
По ходатайству сторон судом 14.09.2021 была назначена судебная медико-социальная экспертиза, производство которой было поручено ФКУ "ГБ МСЭ по Липецкой области" Минтруда России.
Согласно заключению судебной медико-социальной экспертизы от 01.10.2021 « У Никоновой Анны Васильевны на момент освидетельствования в бюро № - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 25.11.2020 г., имелись <данные изъяты> На момент освидетельствования Никоновой Анны Васильевны в бюро № - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруд России 25.11.2020, у нее имелись <данные изъяты>. При вынесении экспертного решения учитываются все имеющиеся гражданина заболевания, но основанием для установления инвалидности являются только те заболевания, которые приводят к ограничению жизнедеятельности и необходимости в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. Следовательно, у Никоновой Анны Васильевны на момент ее освидетельствования 25.11.2020, инвалидизирующим являлось, только основное заболевание: <данные изъяты> Гистологическое исследование от 06.07.2020 г.: <данные изъяты>. У Никоновой Анны Васильевны, на момент ее освидетельствования бюро № - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруд России 25.11.2020, имелись основания для установления второй группы инвалидности на 1 год (с 24.11.2020 по 01.12.2021), причина «общее заболевание».
При этом суд не находит оснований для назначения повторной медико-социальной экспертизы, так как оно выполнено специалистами, имеющими необходимую квалификацию, опыт, стаж работы, перед дачей заключения они были предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, являются незаинтересованными в деле лицами. Оснований сомневаться в выводах экспертов у суда не имеется. Доказательств, которые могут повлиять на существо решения суда, истцом не представлено.
Довод стороны истца о немотированности заключения суд не принимает во внимание, так как указанными экспертами была изучена медицинская документация. При этом эксперты имеют необходимую квалификацию, опыт, стаж работы, сам факт неприложения копий дипломов, по мнению суда, не является основанием считать выполненное заключение недопустимым доказательством. Факт отсутствия печатей не является существенным нарушением, влекущим необходимость назначения повторной экспертизы. При этом у суда отсутствуют основания полагать, что заключение выполнено иным экспертным учреждением.
Заключение специалиста независимой медико-социальной экспертизы ФИО1 от 02.03.2021 в части оценки имеющихся у Никоновой А.В. нарушений <данные изъяты> как «умеренно выраженных» является неверным, т.к. основывается на отсутствии подтвержденных данных о <данные изъяты> без учета других клинико-функциональных характеристик, а также на ошибочной оценке проведенного лечения как «радикальное». Заключение эксперта ФИО1 в части оценки ограничений способности к трудовой деятельности у больной как 1 степени и наличия оснований для установления 3 группы инвалидности является необоснованным, т.к. исходит из неверной оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма.
При указанных обстоятельствах требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск АО «АльфаСтрахование» к ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России о признании незаконным решения об установлении второй группы инвалидности Никоновой Анне Васильевне, оформленного актом медико-социальной экспертизы № 2204.17.36/2020 от 24.11.2020, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Васина В.Е.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 18.11.2021.
№ 2-2816/21
УИД 36RS0006-01-2021-003996-68
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 ноября 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Васиной В.Е.,
при секретаре Прозоровой В.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «АльфаСтрахование» к ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России об оспаривании инвалидности,
УСТАНОВИЛ:
В производстве суда имеется гражданское дело по иску АО «АльфаСтрахование» к ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России о признании незаконным решения об установлении второй группы инвалидности Никоновой Анне Васильевне, оформленного актом медико-социальной экспертизы № 2204.17.36/2020 от 24.11.2020, по тем основаниям, что страховая компания не согласна с установленной 2 группой инвалидности, что влечет обязанность произведения страховой выплаты в соответствии с заключенным договором страхования жизни и здоровья Никоновой А.В.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Рогачева А.Г. пояснила изложенное, заявленные требования поддержала.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Попов А.В., считал иск не подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании представитель третьего лица Никоновой А.В. по ордеру Данилов В.В. считала иск не подлежащим удовлетворению.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, 30.10.2019 между АО «АльфаСтрахование» и Никоновой А.В. был заключен Полис страхования от несчастных случаев и болезней № (далее также - Договор страхования от 30.10.2019 г.).
В соответствии с условиями Договора страхования от 30.10.2019 г. (раздел «Объекты страхования») объектом страхования, являются имущественные интересы, связанные с причинением вреда здоровью Застрахованного лица, а также с его смертью в результате несчастного случая или болезни. Согласно п. 2 раздела «Страховые случаи» Договора страхования от 30.10.2019 страховым случаем является установление Застрахованному лицу 1 или 2 группы инвалидности (в течение срока действия Полиса или в течение 1 (одного) года после его окончания) в результате (частного случая или болезни, произошедшего или вследствие впервые диагностированного в период действия полиса - 100 % страховой суммы.
Кроме того, 01.10.2020 между АО «АльфаСтрахование» и Никоновой А.В. был заключен полис страхования от несчастных случаев и болезней № (далее также - договор страхования от 01.10.2020).
В соответствии с условиями Договора страхования от 01.10.2020 (раздел «Объекты страхования») объектом страхования, являются имущественные интересы, связанные с причинением вреда здоровью Застрахованного лица, а также с его смертью в результате несчастного случая или болезни. Согласно п. 2 раздела «Страховые случаи» Договора страхования от 01.10.2020 страховым случаем является установление Застрахованному лицу 1 или 2 группы инвалидности (в течение срока действия Полиса или в течение 1 (одного) года после его окончания) в результате несчастного случая или болезни, произошедшего /впервые диагностированной в период действия полиса - 100 % страховой суммы.
24.11.2020 в адрес ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда поступило направление на медико-социальную экспертизу Никоновой А.В. 25.11.2020 в бюро № - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России проведена заочная медико-социальная экспертиза, по результатам которой вынесено решение об установлении 2 инвалидности сроком на 1 год, причина инвалидности общее заболевание.
07.12.2020 Никонова А.В. обратилась в АО «АльфаСтрахование» с заявлением о страховом событии, а именно - установлением ей инвалидности второй группы.
03.11.2021 Никоновой А.В. установлена 1 группа инвалидности бессрочко.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7), гарантируя каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41) и социальное обеспечение в установленных законом случаях, в том числе инвалидности (ч. 1 ст. 39), не определяет порядок и условия признания граждан инвалидами, относя это к компетенции законодателя (ч. 2 статья 39).
В своей работе эксперты руководствовались действующими на момент освидетельствования истца нормативными правовыми актами по медико- социальной экспертизе.
В соответствии с частью 1 статьи 60 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию. В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом. В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболевания, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте 18 лет - категория "ребенок-инвалид" (п. 7 Правил).
Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее - консультанты). Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения (пункты 26, 27, 28 Правил).
По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью. Заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт медико-социальной экспертизы гражданина или приобщаются к нему. Порядок составления и форма акта медико-социальной экспертизы гражданина утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Акт медико-социальной экспертизы гражданина, протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина, индивидуальная программа реабилитации или абилитации гражданина формируются в дело медико-социальной экспертизы гражданина. Гражданину, признанному инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации или абилитации (пп. 29, 34).
Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 года N 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. К ним относятся: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (пункт 1 Порядка).
В пункте 4 Порядка предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро). В состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации. Обязательным условием формирования состава бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) является наличие не менее 1 врача по медико-социальной экспертизе.
Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29 января 2014 года N 59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).
В пунктах 42 - 46 Правил признания лица инвалидом определен порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро, которым предусмотрено, что гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро. Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро. Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.04.2020 № 467 «О Временном порядке признания лица инвалидом» и Письмом Минтруда России от 31.03.2020 № 13-4/10/П-2807 о принятии мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации проведение медико-социальной экспертизы осуществляется в заочном порядке.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 585н от 27 августа 2019 г. утверждены "классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы".
Из данного приказа следует, что критерии для установления групп инвалидности применяются после установления гражданину инвалидности в соответствии с критерием для установления инвалидности, предусмотренным пунктом 9 настоящих классификаций и критериев. Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п. 10-12).
Во исполнение указанных положений были изданы Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», Постановление Правительства РФ от 09.04.2020 г. № 467 «О Временном порядке признания лица инвалидом», Постановление Правительства РФ от 16.10.2020 № 1697 «О Временном порядке признания инвалидом», Приказ Минтруда России от 27.08.2019 № 585н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.10.2020 № 1697 «О Временном порядке признания лица инвалидом» и Письмом Минтруда России от 31.03.2020 № 13-4/10/П-2807 о принятии мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации проведение медико-социальной экспертизы осуществляется в заочном порядке.
При проведении медико-социальной экспертизы установлено, что Никонова Анна Васильевна состоит на учете в БУЗ ВО «Воронежский областной онкологический диспансер» с 2017 года после проведения <данные изъяты>. В июне 2020 г. при обследовании у врача-<данные изъяты> ООО "НМЦ" былала выявлена <данные изъяты>. При дообследовании (МРТ органов <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> от 06.07.2020, консультации онколога БУЗ ВО «ВОКОД») установлен диагноз: <данные изъяты> С 27.07.2020 в радиологическом отделении (РО №) <адрес> онкологического диспансера проводилась <данные изъяты>. В связи с развитием осложнений (<данные изъяты>), ХЛЛ было приостановлено, рекомендовано продолжение лечения после улучшения состояния (согласно справке ВОКОД от 15.09.2020). ХЛЛ после улучшения состояния было продолжено в РО № с 25.09.2020 по 19.10.2020 с диагнозом<данные изъяты> Проведено <данные изъяты> При контрольной МРТ от 18.09.2020 и 10.11.2020 отмечалась положительная динамика в сравнении с предыдущими данными МРТ, однако сохранялось <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ у пациентки появились боли в <данные изъяты>. 03.11.2020 по данным ФГС выявлен <данные изъяты>. Гастроэнтерологом назначена диетотерапия, медикаментозное лечение. При осмотре онколога БУЗ ВО «ВОКОД» от 16.11.2020 установлен диагноз: <данные изъяты>.Состояние после <данные изъяты>. Рекомендовано проведение контрольной МРТ в динамике, контрольной RRS с биопсией и повторная явка в БУЗ ВО «ВОКОРД» для определения дальнейшей тактики лечения, направление на МСЭ. 23.11.2020 Никонова А.В. была направлена БУЗ ВО «ВОКП №» на МСЭ с основным диагнозом: <данные изъяты>.
Медико-социальная экспертиза с целью установления группы инвалидности была проведена с 24.11 по 25.11.2021г. в бюро МСЭ № заочно (без личного участия) в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2020 г. № 1697 "О Временном порядке признания лица инвалидом" и письмами Министерства труда и социальной защиты РФ о принятии мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции на территории РФ.
Экспертный диагноз формировался в соответствии с направлением на МСЭ ф.088/у: Основное заболевание: <данные изъяты> По результатам проведения медико-социальной экспертизы было принято решение: определена вторая группа инвалидности с причиной «общее заболевание» на 1 год (до 01.12.2021).
Оценка стойких нарушений <данные изъяты> у гр. Никоновой как «<данные изъяты>» была произведена специалистами бюро МСЭ в соответствии с пунктом 5 раздела II Классификаций и критериев исходя из клинико-функциональной характеристики заболеваний, обусловивших вышеуказанные нарушения, характера и тяжести осложнений, стадии, течения и прогноза патологического процесса. Врачами-экспертами были учтены следующие факторы: <данные изъяты> (по данным МРТ в динамике); необходимость продолжения комбинированного лечения (Клиническая группа 2); сомнительный клинический прогноз.
После установления инвалидности химиолучевое лечение Никоновой А.В. было продолжено в декабре 2020 г. (согласно копии Выписки из мед. карты от 07.12.2020), а затем при лечении в 00№ БУЗ ВО «ВОКОД» с 15.01.2021 по 19.01.2021 было отмечено <данные изъяты> (копия выписки из мед. карты от 19.01.2021), было продолжено <данные изъяты>
Неблагоприятное течение <данные изъяты> подтверждает правильность экспертной оценки врачами специалистами по МСЭ у пациентки <данные изъяты>. Нарушение здоровья Никоновой А.В. со стойкими выраженными нарушениями функций <данные изъяты> привело к ограничению способности к трудовой деятельности 2 степени, то есть к способности выполнять трудовую деятельность в специально созданных условиях (при существенном уменьшении объема и напряженности с индивидуальным графиком, частичным выполнением работы на дому и т.д.).
Поскольку на принятом ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» решении, оформленном в виде Акта МСЭ, Никонова А.В. основывает свои требования о выплате страхового возмещения по риску «установление инвалидности второй группы», то возникают предпосылки для возложения на АО «АльфаСтрахование» незаконной обязанности в рамках Договора страхования и предполагает правовой интерес правовой интерес АО «АльфаСтрахование» в разрешении данного спора.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.
Как следует из положений ст. 79 ГПК РФ, при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
По ходатайству сторон судом 14.09.2021 была назначена судебная медико-социальная экспертиза, производство которой было поручено ФКУ "ГБ МСЭ по Липецкой области" Минтруда России.
Согласно заключению судебной медико-социальной экспертизы от 01.10.2021 « У Никоновой Анны Васильевны на момент освидетельствования в бюро № - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 25.11.2020 г., имелись <данные изъяты> На момент освидетельствования Никоновой Анны Васильевны в бюро № - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруд России 25.11.2020, у нее имелись <данные изъяты>. При вынесении экспертного решения учитываются все имеющиеся гражданина заболевания, но основанием для установления инвалидности являются только те заболевания, которые приводят к ограничению жизнедеятельности и необходимости в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. Следовательно, у Никоновой Анны Васильевны на момент ее освидетельствования 25.11.2020, инвалидизирующим являлось, только основное заболевание: <данные изъяты> Гистологическое исследование от 06.07.2020 г.: <данные изъяты>. У Никоновой Анны Васильевны, на момент ее освидетельствования бюро № - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруд России 25.11.2020, имелись основания для установления второй группы инвалидности на 1 год (с 24.11.2020 по 01.12.2021), причина «общее заболевание».
При этом суд не находит оснований для назначения повторной медико-социальной экспертизы, так как оно выполнено специалистами, имеющими необходимую квалификацию, опыт, стаж работы, перед дачей заключения они были предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, являются незаинтересованными в деле лицами. Оснований сомневаться в выводах экспертов у суда не имеется. Доказательств, которые могут повлиять на существо решения суда, истцом не представлено.
Довод стороны истца о немотированности заключения суд не принимает во внимание, так как указанными экспертами была изучена медицинская документация. При этом эксперты имеют необходимую квалификацию, опыт, стаж работы, сам факт неприложения копий дипломов, по мнению суда, не является основанием считать выполненное заключение недопустимым доказательством. Факт отсутствия печатей не является существенным нарушением, влекущим необходимость назначения повторной экспертизы. При этом у суда отсутствуют основания полагать, что заключение выполнено иным экспертным учреждением.
Заключение специалиста независимой медико-социальной экспертизы ФИО1 от 02.03.2021 в части оценки имеющихся у Никоновой А.В. нарушений <данные изъяты> как «умеренно выраженных» является неверным, т.к. основывается на отсутствии подтвержденных данных о <данные изъяты> без учета других клинико-функциональных характеристик, а также на ошибочной оценке проведенного лечения как «радикальное». Заключение эксперта ФИО1 в части оценки ограничений способности к трудовой деятельности у больной как 1 степени и наличия оснований для установления 3 группы инвалидности является необоснованным, т.к. исходит из неверной оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма.
При указанных обстоятельствах требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск АО «АльфаСтрахование» к ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России о признании незаконным решения об установлении второй группы инвалидности Никоновой Анне Васильевне, оформленного актом медико-социальной экспертизы № 2204.17.36/2020 от 24.11.2020, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Васина В.Е.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 18.11.2021.