дело №2-1005 / 2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 марта 2012 года
Промышленный районный суд г.Смоленска
В составе:
Председательствующего судьи Селезеневой И.В.,
При секретаре Скворцовой Е.Н.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова Б.В. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг,
У С Т А Н О В И Л:
Иванов Б.В. обратился в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг. В обоснование заявленных требований указал, что является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, проживает совместно на одной жилой площади с женой ФИО1 и сыновьями. В соответствии с п.3 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеет льготы в частности по оплате за коммунальные услуги.
Просит суд обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию предоставлять ему и членам его семьи, совместно с ним проживающим, льготы 50% по оплате коммунальных услуг, а также сделать перерасчет льгот на него и членов его семьи, совместно с ним проживающих, в связи с тем, что таковые на членов его семьи с 1.01.09 не предоставлялись.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении обстоятельствам, дополнительно пояснил, что льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг предоставляются ему только как участнику ликвидации последствий катастрофы ЧАЭС, группу инвалидности сняли в 2005 году. С 2009 года Департамент Смоленской области по социальному развитию членам семьи истца льготы по оплате электроэнергии и услуг ЖКХ не предоставляет. Ранее в квитанции по оплате коммунальных услуг указывалось, что все платежи начисляются в размере 50% на всех членов семьи, а теперь компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг выплачивается только на истца.
Представитель ответчика Департамента Смоленской области по социальному развитию в судебном заседании требования Иванова Б.В. не признал, суду пояснил, что в соответствии со ст.15 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС предоставляются меры социальной поддержки, а также меры социальной поддержки, предусмотренные п.3-12,14 ч.1 ст.14 Закона №1244-1. Согласно п.3 ст.14 названного закона участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, предоставляются меры социальной поддержки:
оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
Действующая редакция этой нормы отличается от предыдущей еще одним нюансом: если раньше между положениями о льготе в отношении квартплаты, которые распространялись «в том числе» на членов семей, и положениями о скидке на оплату коммунальных услуг стоял союз «а также», то теперь между практически аналогичными положениями стоит точка с запятой. Исходя из формулировки п.3 ст.14 Закона №1244-1 гарантии на 50%-ную скидку по оплате коммунальных услуг предоставляются только самому участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (Иванову Б.В.), на членов его семьи указанная льгота не распространяется. Доводы Департамента также подтверждаются определением Конституционного Суда РФ от 17.07.2007 года №571-О-О, №490-О-О, а также обзорами законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за II и III кварталы 2007 года (определения №77-В07-5, №77-В07-10). Просит в иске отказать.
СМУП «ВЦ ЖКХ», привлеченное судом в качестве соответчика, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило, в адресованном суду ходатайстве просило рассмотреть дело без участия их представителя. Относительно заявленных исковых требований пояснило, что с 01.01.2009 постановлением Администрации Смоленской области №713 от 19.12.2008 «О форме предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа ветеранов, имеющих право на указанные меры социальной поддержки в соответствии с ФЗ «О ветеранах», установлено, что формой предоставления вышеперечисленных мер социальной поддержки гражданам является денежный эквивалент. Решение о предоставлении выплаты денежного эквивалента, ежемесячный расчет суммы денежного эквивалента, подлежащего выплате, непосредственное осуществление его выплаты отнесено к компетенции Департамента Смоленской области по социальному развитию. СМУП «ВЦ ЖКХ» с 01.01.2009 года лишено полномочий по начислению оплаты за ЖКУ с учетом мер социальной поддержки, предоставляемых гражданам в соответствии с ФЗ «О ветеранах» и другими федеральными законами, в том числе Законом РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и не предоставляет льготы с указанной даты. СМУП «ВЦ ЖКХ» с 01.01.2006 на основании данных, переданных из СМУП «ПЖРЭП №15», производило начисления оплаты за ЖКУ с учетом мер социальной поддержки, предоставляемых Иванову Б.В. (по коммунальным услугам на членов семьи Иванова Б.В. льгота не распространялась) в соответствии с числе Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В соответствии со ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года, в связи с чем, требования истца о перерасчете льгот за период ранее 01.01.2009 года необоснованны. Просит в иске отказать.
ОАО «Смоленскэнергосбыт», привлеченное судом в качестве соответчика, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило, в адресованном суду возражении исковые требования считает необоснованными в связи с неправильным применением регулирующих данные правоотношения норм права. Относительно заявленных исковых требований пояснило, что в соответствии с агентским договором с ОАО «Жилищник» 01.01.2011 ОАО «Смоленскэнергосбыт» приняло на расчеты дом, где зарегистрирован истец. До 01.01.2011 года исполнителем коммунальной услуги по электрическому снабжению для жильцов дома №, расположенного в <адрес>, являлось ОАО «Жилищник», которое и производило расчет оплаты за электрическую энергию. На основании Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» меры социальной поддержки, установленные законом являются расходными обязательствами Российской Федерации. В соответствии с указанным законом установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст.14 Закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ. До 01.01.2009 года действовало постановление Администрации Смоленской области от 01.04.2005 года №92 «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан», согласно которого формой предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренные федеральным законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», является их оплата жилищно-эксплуатационным и коммунальным предприятиям в размере 50%. С 01.01.2009 вступило в действие постановление Администрации Смоленской области №713 от 19.12.2008 «О форме предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа ветеранов, имеющих право на указанные меры социальной поддержки в соответствии с ФЗ «О ветеранах», согласно которого установлено, что формой предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на указанные меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством, является денежный эквивалент 50% скидки в оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Решение о выплате денежного эквивалента принимается отделами социальной защиты населения Департамента Смоленской области по социальному развитию по месту жительства граждан. В связи с изменением формы предоставления указанных мер социальной поддержки ОАО «Смоленскэнергосбыт» не имеет ни возможности, ни правовых оснований предоставлять меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, за потребленную электроэнергию путем оплаты 50%, а также членам их семей, так как данная обязанность с 01.01.2009 года в соответствии с нормами федерального и регионального законодательства возложена на Департамент Смоленской области по социальному развитию путем выплаты денежного эквивалента 50% скидки. Просит в иске отказать, исключить ОАО «Смоленскэнергосбыт» из дальнейшего участия в деле в качестве ответчика.
ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск», привлеченное судом в качестве соответчика, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило. В предыдущем судебном заседании его представитель Федосеенков Д.Н. исковые требования не признал, пояснив, что ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» не является ответчиком по данному спору, так как истец не пользуется природным газом.
В силу ч.4 ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ответчиков.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Иванов Б.В. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в силу части 3 пункта 2 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 2123-1 на него распространяются меры социальной поддержки, установленные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 Закона РФ от 15.05.91 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.91 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 24 ноября 1995 г.) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона (гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы) гарантировались следующие льготы: оплата занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов, а также в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством), в том числе и членам их семей, проживающим с ними, в размере 50 процентов квартирной платы, исчисленной по ставкам, установленным для рабочих и служащих, а также предоставление скидки в размере 50 процентов с установленной платы за пользование телефоном, радио, коллективными телевизионными антеннами (кроме спутниковых) и за их установку, за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст. 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» изложена в новой редакции.
В соответствии с п. 3 ч. 1 вышеназванной статьи гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, а также инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы гарантируется: оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
По смыслу положений п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13, п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 (в редакции от 24 ноября 1995 г.) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», льгота в виде скидки в размере 50 процентов от установленный платы за пользование коммунальными услугами предоставлялась только гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, а также инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы. На членов их семей указанная льгота не распространялась.
Новая редакция нормы не изменила круг граждан, которым предоставляется льгота по оплате пользования коммунальными услугами, а потому не ухудшила положения членов семьи граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, поскольку такая льгота как в ранее действовавшей редакции, так и в настоящей редакции на членов семей граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы не распространяется.
В судебном заседании установлено, что Иванов Б.В. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в силу части 3 пункта 2 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 2123-1 на него распространяются меры социальной поддержки, установленные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 Закона РФ от 15.05.91 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Иванову Б.В. 50% денежная компенсация на оплату жилья и коммунальных услуг, а также за техобслуживание жилья - выплачивается.
Доводы истца о том, что 50% оплата за жилье (коммунальные платежи, отопление, водопровод и т.д.) должна распространяться и на членов его семьи, совместно с ним проживающих, суд считает несостоятельными вследствие следующего.
Так, положения пункта 3 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ аналогичны положениям пункта 4 части первой этой же статьи до его изменения названным Федеральным законом - гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 данного Закона, а также членам их семей гарантировалась оплата занимаемой жилой площади (в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством) в размере 50 процентов квартирной платы. Что касается предоставления льготы в виде 50-процентной скидки на оплату коммунальных услуг, то как в редакции 1995 года, так и в редакции 2004 года она была предусмотрена только для граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона, и на членов их семей не распространялась.
Таким образом, Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ изменение правового регулирования в этой части не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований Иванова Б.В. о возложении обязанности по предоставлению льгот по оплате услуг ЖКХ членам семьи истца.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Иванова Б.В. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о возложении обязанности по предоставлению льгот по оплате услуг ЖКХ членам своей семьи отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья И.В.Селезенева