Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3591/2017 ~ М-3207/2017 от 11.08.2017

Дело № 2-3591/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 сентября 2017 г.      г. Шахты

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Шам С.Е., при секретаре Лысак Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комитета по управлению имуществом Администрации г. Шахты к Ковалевой С. Ю., Калашниковой Р. А., Фетисову И. А., Фетисовой Г. Н., Фетисовой М. В. о признании права муниципальной собственности на нежилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском по следующим основаниям: в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» Решением Малого Совета Ростовского областного Совета народных депутатов от 12.08.1992г. № 188 «О разграничении государственной собственности в Ростовской области на государственную собственность и муниципальную собственность городов и районов» в муниципальную собственность г. Шахты в соответствии с приложением № 6 постановления № 188 было передано имущество в муниципальную собственность г. Шахты.

Согласно кадастрового паспорта от 08.06.2016г. нежилое помещение: комнаты ; 5,8; 6; 7; 9; 10; 10-а - цокольный этаж с кадастровым , площадью 58,8 м2, расположено по адресу:,. <адрес>

На нежилое помещение лит. «ч.п/Аа4» (ком. 6, 7, 9, 10а, 10) площадью 40,3 м2, расположенное в <адрес>, зарегистрировано право муниципальной собственности согласно регистрационному удостоверению от 30.12.1993г. , выданному Шахтинским БТИ

Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности
муниципального образования «Город Шахты» от 13.10.2016г., нежилое помещение: комнаты ; 5,8; 6; 7; 9; 10; 10-а - цокольный этаж , площадью 58,8 кв.м., с кадастровым номером: <адрес>, принадлежит муниципальному образованию «Город Шахты».

На протяжении периода времени с 1993г. муниципальное образование «Город Шахты» пользовалось и распоряжалось указанным имуществом как своим собственным и считало, что оно получено в муниципальную собственность органа местного самоуправления.

Так, Комитет по управлению имуществом Администрации г. Шахты заключал договоры на часть указанных помещений:

-    аренды нежилых муниципальных зданий (помещений), (а именно часть цокольного этажа жилого <адрес>, площадью 40,3 кв.м.) от 01.01.2004г., от 01.07.2004г., с Региональным отделением Политической партии «Российская партия пенсионеров» в Ростовской области;

аренды нежилых муниципальных зданий (помещений), (а именно цокольный этаж жилого <адрес>, площадью 40,3 кв.м.) от 20.03.2007г., от 01.01.2008г., от 01.04.2008г., от 04.06.2009г., от 12.07.2010г с Региональным отделением Политической партии «Справедливая Россия» в Ростовской области;

аренды нежилых муниципальных зданий (помещений), (а именно цокольный этаж жилого <адрес>, площадью 40,3 кв.м.) от 23.07.2012г., от 16.12.2013г., с ФИО2.

Как видно из изложенного выше, с 1993г. муниципальное образование «Город Шахты» открыто, добросовестно и непрерывно владеет указанным зданием как своим собственным в течение срока приобретательной давности.

При обращении за регистрацией права муниципальной собственности на имущество, находящееся в многоквартирном жилом доме, Росреестр отказывает в регистрации права со ссылкой на ст.36 Жилищного кодекса РФ в связи с возможным нарушением прав участников общей долевой собственности многоквартирного дома.

Нежилое помещение: комнаты ; 5,8; 6; 7; 9; 10; 10-а - цокольный этаж , площадью 58,8 кв.м., с кадастровым номером: , расположенное по адресу: <адрес>, действительно входит в состав многоквартирного жилого дома, но при этом не являются подвальным, находится на цокольном этаже, и не относятся ни к одному из перечисленных в статье 36 ЖК РФ видов общего имущества, так как в нем не размещается имущество, которое требуется для обеспечения эксплуатации всего здания. Спорное помещение используется как самостоятельное, имеет самостоятельный вход-выход, что видно из кадастрового паспорта на здание.

Следовательно, разрешение вопроса о том, относится ли конкретное помещение к общему имуществу многоквартирного дома, зависит не только от технических характеристик объекта и наличия в нем инженерных коммуникаций, но и от назначения помещения (возможности его использования как самостоятельного, наличие самостоятельного входа-выхода и другие обстоятельства). Сам по себе факт нахождения нежилых помещений в жилом доме, в отсутствие у них признаков общего имущества, которые определены положениями ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, не исключает возможности возникновения в отношении этих помещений права муниципальной собственности.

Регистрация права муниципальной собственности на указанное помещение необходима с целью дальнейшего распоряжения указанным имуществом органом местного самоуправления.

В соответствии со статьей 69 ФЗ от 13.07.2015г. (в редакции от 03.07.2016г., с изменениями и дополнениями вступившими в силу с 02.01. 2017г.) № 218-ФЗ « О государственной регистрации недвижимости», права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Ведение Единого государственного реестра прав путем соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Шахты началось с 03.08.1999г. (письмо от 20.06.2006г. начальника Шахтинского отдела Главного управления ФРС по РО).

Таким образом, право муниципальной собственности <адрес> на указанные помещения возникло до момента обязательной регистрации в порядке, установленном ФЗ от 21.07.1997г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», и не может быть никем прекращено или ограничено.

Изложенная позиция подтверждается пунктом 59 постановления Пленума ВС РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающий в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в котором сказано, что иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 ст.6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с п.2 ст.8 ГК РФ.

Таким образом, нежилое помещение: комнаты ; 5,8; 6; 7; 9; 10; 10-а -цокольный этаж , площадью 58,8 кв.м., с кадастровым номером: , расположенное по адресу: <адрес>, является собственностью муниципального образования «Город Шахты» и не может относится к общей долевой собственности собственников жилых помещений многоквартирного дома в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ.

Статья 215 ГК РФ устанавливает, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса, а именно органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с пунктом 2.27 Положения о Комитете по управлению имуществом Администрации г.Шахты, утвержденного решением городской Думы г.Шахты от 21.12.2006г. №277, Комитет обеспечивает в пределах своей компетенции защиту имущественных интересов города Шахты при ведении дел в судах общей юрисдикции, арбитражном суде, осуществляя полномочия лиц, участвующих в деле, а также в исполнительном производстве.

Согласно статье 21 решения городской Думы г.Шахты от 27.10.2011г. №173 «Об утверждении «Положения о муниципальной собственности муниципального образования "Город Шахты"» органы Администрации города Шахты, имеющие статус юридического лица, в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, вправе обращаться в суд с исками в защиту интересов города Шахты как собственника муниципального имущества.

Истец просит суд признать право муниципальной собственности муниципального образования «Город Шахты» на нежилое помещение: комнаты № 4; 5; 8; 6; 7; 9; 10; 10-а -цокольный этаж № 1, площадью 58,8 кв.м., с кадастровым номером: , расположенное по адресу: <адрес>.

Представитель истца в судебное заседание явился, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Ответчики в судебное заседание не явились, просили суд рассмотреть дело без их участия, с исковыми требованиями согласны.

Выслушав мнение истца, исследовав представленные доказательства, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с ч. 1 ст. 234 ГК РФ лицо — гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течении 5 лет, либо иным имуществом в течении 5 лет приобретает право собственности на это имущество.

Как разъяснено п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10 Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других прав» давностное владение является добросовестным, если лицо, получал владение не знало и не должно было знать от отсутствии возникновения у него права собственности.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» Решением Малого Совета Ростовского областного Совета народных депутатов от 12.08.1992г. № 188 «О разграничении государственной собственности в Ростовской области на государственную собственность и муниципальную собственность городов и районов» в муниципальную собственность г. Шахты в соответствии с приложением № 6 постановления № 188 было передано имущество в муниципальную собственность г. Шахты.Согласно кадастрового паспорта от 08.06.2016г. нежилое помещение: комнаты ; 5,8; 6; 7; 9; 10; 10-а - цокольный этаж с кадастровым , площадью 58,8 м2, расположено по адресу: <адрес>

На нежилое помещение лит. «ч.п/Аа4» (ком. 6, 7, 9, 10а, 10) площадью 40,3 м2, расположенное в <адрес>, зарегистрировано право муниципальной собственности согласно регистрационному удостоверению от 30.12.1993г. , выданному Шахтинским БТИ

Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности
муниципального образования «Город Шахты» от 13.10.2016г., нежилое помещение: комнаты ; 5,8; 6; 7; 9; 10; 10-а - цокольный этаж , площадью 58,8 кв.м., с кадастровым номером: , принадлежит муниципальному образованию «Город Шахты».

На протяжении периода времени с 1993г. муниципальное образование «Город Шахты» пользовалось и распоряжалось указанным имуществом как своим собственным и считало, что оно получено в муниципальную собственность органа местного самоуправления.

Так, Комитет по управлению имуществом Администрации г. Шахты заключал договоры на часть указанных помещений:

-    аренды нежилых муниципальных зданий (помещений), (а именно часть цокольного этажа жилого <адрес>, площадью 40,3 кв.м.) от 01.01.2004г., от 01.07.2004г., с Региональным отделением Политической партии «Российская партия пенсионеров» в Ростовской области;

аренды нежилых муниципальных зданий (помещений), (а именно цокольный этаж жилого <адрес>, площадью 40,3 кв.м.) от 20.03.2007г., от 01.01.2008г., от 01.04.2008г., от 04.06.2009г., от 12.07.2010г с Региональным отделением Политической партии «Справедливая Россия» в Ростовской области;

аренды нежилых муниципальных зданий (помещений), (а именно цокольный этаж жилого <адрес>, площадью 40,3 кв.м.) от 23.07.2012г., от 16.12.2013г., с ФИО2.

Как видно из изложенного выше, с 1993г. муниципальное образование «Город Шахты» открыто, добросовестно и непрерывно владеет указанным зданием как своим собственным в течение срока приобретательной давности.

При обращении за регистрацией права муниципальной собственности на имущество, находящееся в многоквартирном жилом доме, Росреестр отказывает в регистрации права со ссылкой на ст.36 Жилищного кодекса РФ в связи с возможным нарушением прав участников общей долевой собственности многоквартирного дома.

В соответствии со статьей 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

1)помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2)иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для

организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

3)крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Разъясняя смысл стать 36 ЖК РФ, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 19.05.2009 N 489-0-0 указал следующее. Помимо нежилых помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, в многоквартирном доме могут быть и иные нежилые помещения, которые предназначены для самостоятельного использования, являются недвижимыми вещами как самостоятельными объектами гражданских прав, в силу чего их правовой режим отличается от правового режима помещений, установленного в п. 1 ст. 290 ГК РФ и ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.

Нежилое помещение: комнаты ; 5,8; 6; 7; 9; 10; 10-а - цокольный этаж , площадью 58,8 кв.м., с кадастровым номером: , расположенное по адресу: <адрес>, действительно входит в состав многоквартирного жилого дома, но при этом не являются подвальным, находится на цокольном этаже, и не относятся ни к одному из перечисленных в статье 36 ЖК РФ видов общего имущества, так как в нем не размещается имущество, которое требуется для обеспечения эксплуатации всего здания. Спорное помещение используется как самостоятельное, имеет самостоятельный вход-выход, что видно из кадастрового паспорта на здание.

Следовательно, разрешение вопроса о том, относится ли конкретное помещение к общему имуществу многоквартирного дома, зависит не только от технических характеристик объекта и наличия в нем инженерных коммуникаций, но и от назначения помещения (возможности его использования как самостоятельного, наличие самостоятельного входа-выхода и другие обстоятельства). Сам по себе факт нахождения нежилых помещений в жилом доме, в отсутствие у них признаков общего имущества, которые определены положениями ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, не исключает возможности возникновения в отношении этих помещений права муниципальной собственности.

Регистрация права муниципальной собственности на указанное помещение необходима с целью дальнейшего распоряжения указанным имуществом органом местного самоуправления.

В соответствии со статьей 69 ФЗ от 13.07.2015г. (в редакции от 03.07.2016г., с изменениями и дополнениями вступившими в силу с 02.01. 2017г.) № 218-ФЗ « О государственной регистрации недвижимости», права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Ведение Единого государственного реестра прав путем соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Шахты началось с 03.08.1999г. (письмо от 20.06.2006г. начальника Шахтинского отдела Главного управления ФРС по РО).

Таким образом, право муниципальной собственности города Шахты на указанные помещения возникло до момента обязательной регистрации в порядке, установленном ФЗ от 21.07.1997г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», и не может быть никем прекращено или ограничено.

Изложенная позиция подтверждается пунктом 59 постановления Пленума ВС РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающий в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в котором сказано, что иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 ст.6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с п.2 ст.8 ГК РФ.

Таким образом, нежилое помещение: комнаты ; 5,8; 6; 7; 9; 10; 10-а -цокольный этаж , площадью 58,8 кв.м., с кадастровым номером: , расположенное по адресу: <адрес>, является собственностью муниципального образования «Город Шахты» и не может относится к общей долевой собственности собственников жилых помещений многоквартирного дома в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ.

Статья 215 ГК РФ устанавливает, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса, а именно органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с пунктом 2.27 Положения о Комитете по управлению имуществом Администрации г. Шахты, утвержденного решением городской Думы г.Шахты от 21.12.2006г. №277, Комитет обеспечивает в пределах своей компетенции защиту имущественных интересов города Шахты при ведении дел в судах общей юрисдикции, арбитражном суде, осуществляя полномочия лиц, участвующих в деле, а также в исполнительном производстве.

Согласно статье 21 решения городской Думы г.Шахты от 27.10.2011г. «Об утверждении «Положения о муниципальной собственности муниципального образования "Город Шахты"» органы Администрации города Шахты, имеющие статус юридического лица, в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, вправе обращаться в суд с исками в защиту интересов города Шахты как собственника муниципального имущества.

При вышеизложенных обстоятельствах суд считает необходимым иск Комитета по управлению имуществом Администрации г. Шахты к Ковалевой С. Ю., Калашниковой Р. А., Фетисову И. А., Фетисовой Г. Н., Фетисовой М. В. о признании права муниципальной собственности на нежилое помещение, удовлетворить в полном объеме.

Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст. ст. 59,60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Комитета по управлению имуществом Администрации г. Шахты к Ковалевой С. Ю., Калашниковой Р. А., Фетисову И. А., Фетисовой Г. Н., Фетисовой М. В. о признании права муниципальной собственности на нежилое помещение, удовлетворить.

Признать право муниципальной собственности муниципального образования «Город Шахты» на нежилое помещение: комнаты ; 5; 8; 6; 7; 9; 10; 10-а - цокольный этаж , площадью 58,8 кв.м., с кадастровым номером: , расположенное по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца.

Судья:                                             С.Е. Шам

2-3591/2017 ~ М-3207/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Комитет по управлению имуществом Администрации г.Шахты
Ответчики
Фетисов Иван Александрович
Фетисова Галина Николаевна
Калашникова Раиса Андреевна
Фетисова Мария Викторовна
Ковалева Светлана Юрьевна
Суд
Шахтинский городской суд Ростовской области
Судья
Шам Сергей Евгеньевич
Дело на сайте суда
shahtinsky--ros.sudrf.ru
11.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.08.2017Передача материалов судье
15.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.09.2017Подготовка дела (собеседование)
06.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.09.2017Судебное заседание
26.09.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.12.2017Дело оформлено
15.12.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее