Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Братск 23 декабря 2020 года
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Громовой Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Бурда Н.Н.,
с участием представителя истца –
старшего помощника прокурора Братского района
Иркутской области Петакчян А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-925/2020 по исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Наратайского сельского поселения, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области, о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о погребении и похоронном деле,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Братского района Иркутской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Наратайского сельского поселения о возложении обязанности разработать и утвердить проект кладбища, расположенного на территории Наратайского муниципального образования, обустроить кладбище в соответствии с его проектом, утвержденным в установленном федеральным законодательством порядке.
В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал, что в рамках осуществления прокурорского надзора за исполнением органами местного самоуправления законодательства в сфере ритуальных услуг установлено, что на территории Наратайского муниципального образования имеется земельный участок, на котором расположено место погребения, имеющее местоположение: Иркутская область, Братский район, п. Наратай, ул. Южная, 20. По информации администрации Наратайского сельского поселения на данное кладбище проект, принятый в установленном федеральным законодательством порядке, не разрабатывался.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.05.2014 № 136- ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения, в том числе, статья дополнена частью 3, закрепляющей вопросы местного значения сельского поселения, среди которых вопросов, предусмотренных п. 22 ч. 1 данной статьи не значится.
Исходя из положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений указанный вопрос может быть закреплен за сельскими поселениями.
Законом Иркутской области от 03.11.2016 № 96-оз «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» за сельскими поселениями Братского района Иркутской области закреплен вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно статье 12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Целью охраны земель является, в том числе, предотвращение их загрязнения и захламления.
В соответствии со статьей 13 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления обязаны в целях охраны земель проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления.
Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.
В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее по тексту - Федеральный закон №8-ФЗ) деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения (ч. 4 ст. 17 Федерального закона №8-ФЗ).
Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 18 Федерального закона №8-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 №84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», которыми устанавливаются санитарно- эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Требования СанПиН 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (п. п. 1.1 - 1.2 СанПиН 2.1.2882-11).
Пунктом 1.4 указанных выше требований предусмотрено, что контроль за выполнением настоящих санитарных правил проводится органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.
В нарушение требований указанного выше федерального законодательства, администрацией Наратайского сельского поселения мер к разработке и утверждению проекта обустройства кладбища не принято.
Невыполнение администрацией Наратайского сельского поселения требований действующего законодательства нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на получение установленных законом гарантий осуществления погребения умерших, право на благоприятную окружающую среду.
При определении срока исполнения исковых требований прокурор исходит из принципа разумности, а также принимает во внимание, что устранение выявленных нарушений требует как финансовых, так и временных затрат.
Просил обязать Администрацию Наратайского сельского поселения в срок до 01.08.2021 разработать и утвердить в установленном федеральным законодательством порядке проект кладбища, расположенного по адресу: Иркутская область, Братский район, п. Наратай, ул. Южная, 20. Обязать Администрацию Наратайского сельского поселения в срок до 01.07.2022 обустроить кладбище, расположенное по адресу: Иркутская область, Братский район, п. Наратай, ул. Южная, 20, в соответствии с его проектом, утвержденным в установленном федеральным законодательством порядке.
В судебном заседании старший помощник прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., действующая на основании прав по должности, исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика – глава администрации Наратайского сельского поселения Попова С.Д., действующая на основании прав по должности, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, указав, что признает исковые требования прокурора.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Роспотребнадзора по Иркутской области, в лице начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске, Братском районе и Нижнеилимском районах Боброва С.А., действующего по доверенности, в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства. Представил заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика и третьего лица.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 173 ГПК РФ признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается ответчиком. В случае, если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Согласно ч. 2 ст. 173 ГПК РФ суд разъясняет ответчику последствия признания иска.
В силу положений ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Ответчик - администрация Наратайского сельского поселения в лице главы Наратайского муниципального образования Поповой С.Д., реализуя свое процессуальное право, исковые требования прокурора Братского района Иркутской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, признала в полном объеме, о чем указано в представленном письменном заявлении, адресованном суду и приобщенном к материалам дела.
В соответствии с п. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Учитывая, что ответчик исковые требования признал в полном объеме, признание иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным принять признание иска ответчиком, в связи с чем исковые требования прокурора Братского района Иркутской области
о возложении на администрацию Наратайского сельского поселения в срок до 01.08.2021 обязанности разработать и утвердить в установленном федеральным законодательством порядке проект кладбища, расположенного по адресу: Иркутская область, Братский район, п. Наратай, ул. Южная, 20,
и обязанности обустроить в срок до 01.07.2022 кладбище в соответствии с его проектом, утвержденным в установленном федеральным законодательством порядке, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Принять от представителя ответчика – главы Администрации Наратайского сельского поселения Поповой Светланы Дмитриевны, действующей на основании прав по должности, признание иска.
Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать Администрацию Наратайского сельского поселения в срок до 01.08.2021 разработать и утвердить в установленном федеральным законодательством порядке проект кладбища, расположенного на территории Наратайского муниципального образования по адресу: Иркутская область, Братский район, п. Наратай, ул. Южная, 20.
Обязать Администрацию Наратайского сельского поселения в срок до 01.07.2022 обустроить кладбище, расположенное по адресу: Иркутская область, Братский район, п. Наратай, ул. Южная, 20, в соответствии с его проектом, утвержденным в установленном федеральным законодательством порядке.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Н. Громова
Дата изготовления мотивированного решения – 30.12.2020.