Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-465/2015 ~ М-360/2015 от 26.03.2015

Дело № 2 – 465/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 мая 2015 года

Собинский городской суд Владимирской области

в составе

председательствующего            Дементьевой В.В.,

при секретаре                    Бусуриной Е.А.,

с участием

прокурора                  Горбашковой Н.В.

представителей заинтересованных лиц    Рыбкина А.В., Гусевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Собинке Владимирской области дело по заявлению Собинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации о признании недействующим решения Совета народных депутатов муниципального образования Воршинское сельское поселение Собинского района Владимирской области,

у с т а н о в и л:

Собинский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с заявлением в порядке главы 24 ГПК РФ о признании недействующим решения Совета народных депутатов МО Воршинское сельское поселение Собинского района № 14 от 21.06.2011 года «Об утверждении генерального плана Воршинского сельского поселения Собинского района Владимирской области» в части включения в границы населенного пункта с. Ворши Собинского района – части лесного квартала №2, лесотаксационных выделов 25, 27 Лакинского участкового лесничества. В обоснование заявления указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения лесного и земельного законодательства в части включения в границы населенного пункта участков лесного фонда. В ходе проверки установлено, что решением Совета народных депутатов МО Воршинское сельское поселение Собинского района Владимирской области № 14 от 21.06.2011 года утвержден генеральный план Воршинского сельского поселения Собинского района Владимирской области, которым включены в границы населенных пунктов земли лесного фонда, что привело к изменению категории земель лесного фонда на земли населенных пунктов. Указанное решение опубликовано в газете «Доверие» № 55 от 08.07.2011 года. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом РФ и законодательством о градостроительной деятельности. При этом, исходя из действующего законодательства, утверждение генерального плана поселения является установлением границ населенных пунктов, влекущим перевод земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в т.ч. в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов земельных участков из земель лесного фонда. В ходе проверки установлено, что в границы населенного пункта села Ворша включены участки лесного фонда, расположенные в кадастровом квартале 33:12:011131, в лесном квартале № 2 (лесотаксационные выделы 25, 27) Лакинского участкового лесничества. Данные земельные участки находятся в границах населенного пункта села Ворша МО Воршинское сельское поселение и относятся к категории земель населенных пунктов. Вместе с тем, указанные земельные участки фактически относятся к категории земель лесного фонда, на них находятся лесные насаждения. Муниципальным образованием Воршинское сельское поселение в нарушение вышеуказанных норм законодательства процедура перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов в установленном порядке не проведена. Прокурор также указал, что перевод земель из земель лесного фонда в земли поселений влечет возможность их отчуждения в пользование третьих лиц, что нарушает права арендаторов лесных участков, а также Российской Федерации, являющейся собственником участков лесного фонда. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора в суд с настоящим заявлением.

Определением суда от 14 апреля 2015 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (л.д. 89 - 91). Определением суда от 06 мая 2015 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области (л.д. 109 - 111).

В судебном заседании помощник Собинского межрайонного прокурора Горбашкова Н.В. заявление поддержала, обстоятельства, изложенные в заявлении, подтвердила, просила иск удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица МО Воршинское сельское поселение Рыбкин А.В. возражал против удовлетворения заявленных требований, суду пояснил, что границы с. Ворша в части нахождения лесных участков существуют с 1991 года и генеральным планом не изменялись. Кроме того, постановлением Законодательного собрания Владимирской области от 28.04.2004 г. были установлены административные границы села Ворша, согласно которому территории лесных участков 25 и 27 лесного квартала № 2 Лакинского лесничества входили в черту с. Ворша. Полагает, что разработка, согласование и утверждение генерального плана проходили в соответствии с действующим законодательством. На момент утверждения генерального плана границы указанных лесных участков не были установлены и поставлены на кадастровый учет, информация о месте их расположения отсутствовала. Полагает, что собственник лесных участков должен провести межевание, поставить участки на кадастровый учет и обратиться в администрацию МО Воршинское сельское поселение с требованием внесения изменений в генеральный план. Просил в удовлетворении заявления прокурору отказать.

Представитель заинтересованного лица – ГКУ ВО «Собинское лесничество» Гусева Н.С. суду пояснила, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права земельный участок с кадастровым номером 33:12:000000:3, в состав которого входят обособленные земельные участки, в том числе, расположенные в лесных кварталах с 1 по 6 Лакинского участкового лесничества, является собственностью Российской Федерации, отнесен к категории земель лесного фонда. Граница населенного пункта с. Ворша пересекает участок лесного фонда, расположенный в лесном квартале 2 Лакинского участкового лесничества. Согласовывать включение земель государственного лесного фонда в границы населенных пунктов при утверждении генеральных планов поселений отнесено к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства, с которым такого согласования не проводилось. Просила заявление прокурора удовлетворить.

В судебное заседание представители заинтересованных лиц – Совета народных депутатов МО Воршинское сельское поселение Собинского района Владимирской области, Федерального агентства лесного хозяйства, Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области, извещенные надлежащим образом о времени и дате судебного заседания, в суд не явились.

Из письменных пояснений Федерального агентства лесного хозяйства следует, что проект соответствующего документа территориального планирования муниципального образования в части включения в границы населенного пункта указанных лесных участков из состава земель лесного фонда с собственником земель – Российской федерацией в лице Федерального агентства лесного хозяйства не согласование в Рослесхоз не поступал, в связи с чем, оспариваемый нормативный акт не соответствует требованиям Земельного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172 – ФЗ, постановления Правительства РФ от 24.03.2007 г. № 178. Просили удовлетворить требования прокурора (л.д. 126 - 131).

Согласно представленному суду отзыву Департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области поддерживает требования прокурора, считает, что отсутствие согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства нормативного правового акта о включении в земли населенного пункта лесных участков влечет признание недействующим оспариваемого решения Совета народных депутатов МО Воршинское сельское поселение в части включения в границы населенных пунктов участков лесного фонда (л.д. 133 - 135).

В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд находит требования Собинского межрайонного прокурора законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе, по заявлению прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

В соответствии со статьей 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса РФ).

Статьей 8 Лесного кодекса РФ определено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Исходя из статьи 69 Лесного кодекса РФ местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

В силу части 2 статьи 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Согласно части 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе земли поселений и земли лесного фонда (часть 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ).

Землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные чертой от земель других категорий (часть 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ). К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (часть 1 статьи 101 Земельного кодекса РФ).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172 - ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель в земли населенных пунктов.

Пунктом 5 части 2 статьи 24 Устава МО Воршинское сельское поселение к полномочиям Совета народных депутатов отнесено утверждение схем территориального планирования муниципального образования Воршинское сельское поселение, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального образования документации по планировке территории (л.д. 45).

Суд установил, что решением Совета народных депутатов МО Воршинское сельское поселение Собинского района Владимирской области № 14 от 21.06.2011 года утвержден генеральный план Воршинского сельского поселения Собинского района Владимирской области (л.д. 37, 14 - 17). Указанное решение опубликовано в газете «Доверие» № 55 от 08.07.2011 года (л.д. 11 – 12).

В соответствии со ст. 84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Исходя из вышеприведенной нормы законодательства, Генеральным планом МО Воршинское сельское поселение установлены границы населенных пунктов, входящих в состав территории поселения, в том числе, с. Ворша.

Согласно выписке из государственного лесного реестра ГКУ ВО «Собинское лесничество», карте-схеме расположения лесного участка, заключению № 44 в границы населенного пункта с. Ворша Собинского района Владимирской области включена часть лесного участка с кадастровым номером 33:12:011101:3, расположенная в лесном квартале № 2 (лесотаксационные выделы 25, 27), площадь пересечений составляет 1,0663 га (л.д. 18 – 20, 22 - 26).

Из представленного суду свидетельства о государственной регистрации права серии 33 АМ № 072184, кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 33:12:011101:3, площадью 432338 кв.м., расположенного в лесных кварталах с 1 по 6 Лакинского участкового лесничества (СПК «Воршанское»), следует, что указанный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации, отнесен к категории земель лесного фонда, с разрешенным использованием защитные леса (л.д. 77, 100 - 104).

Таким образом, оспариваемым решением утвержден генеральный план Воршинского сельского поселения Собинского района Владимирской области, которым в границы населенного пункта с. Ворша Собинского района включена часть лесного квартала № 2 (лесотаксационные выделы 25, 27) Лакинского участкового лесничества.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ перевод земель, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую осуществляется Правительством РФ.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, городского округа определен статьей 24 Градостроительного кодекса РФ, предусматривающей обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса РФ с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном этим органом, в том числе и в случае, когда предусматривается включение в соответствии с проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из категории земель лесного фонда.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства в соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 года № 283 и впоследствии постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 года № 736, на момент принятия оспариваемого решения являлось Федеральное агентство лесного хозяйства.

По данным Федерального агентства лесного хозяйства документ территориального планирования на согласование в Рослесхоз не поступал. Доказательств того, что перевод спорных земельных участков из состава лесного фонда в состав земель населенного пункта согласован с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение участками лесного фонда, а также произведен кадастровый учет такого перевода, суду не представлено. Представленные представителем администрации МО Воршинскогое сельское поселение документы о согласовании генерального плана сведений о согласовании с Рослесхозом не содержат (л.д. 52 – 60).

Таким образом, Советом муниципального образования Воршинское сельское поселение при принятии оспариваемого нормативного акта не соблюдена установленная действующим законодательством процедура согласования включения в границы населенного пункта земельных участков из состава земель лесного фонда, в связи с чем, доводы представителя администрации МО Воршинское сельское поселение о том, что разработка, согласование и утверждение генерального плана проходили в соответствии с действующим законодательством, не принимаются судом.

Принятие Советом народных депутатов МО Воршинское сельское поселение оспариваемого решения, предусматривающего включение в границы с. Ворша лесных участков из состава земель лесного фонда, и, тем самым, устанавливающего иное целевое назначение и иной правовой режим указанных земель, при отсутствии согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства лишило Федеральное агентство лесного хозяйства права реализовать свои полномочия по рассмотрению в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда в земли населенных пунктов, чем нарушило их права и права Российской Федерации, как собственника земель лесного фонда, и свидетельствует о принятии решения с нарушением установленного порядка.

Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Довод представителя администрации МО Воршинское сельское поселение о том, что административные границы села Ворша утверждены постановлением Законодательного собрания Владимирской области от 28.04.2004 г. (л.д. 63 – 66) правового значения не имеет. Оспариваемое решение Совета принято 21.06.2011 года, следовательно, необходимо было руководствоваться нормами законодательства, действовавшими на момент принятия указанного решения.

Суд также оценивает критически доводы представителя администрации МО Воршинское сельское поселение Рыбкина А.В. об отсутствии у Совета обязанности согласования с Рослесхозом Генерального плана поселения, т.к. на момент утверждения генерального плана данные об установленных границах лесных участков и информация о месте их расположения в ГКН отсутствовали, поскольку отсутствие данных государственного кадастрового учета по данным лесным участкам не может само по себе свидетельствовать об отсутствии определенных установленных границ лесного участка, так как границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства.

Частью 2 ст. 253 ГПК РФ установлено, что в случае противоречия оспариваемого нормативного правового акта или его части федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

При рассмотрении заявления суд учитывает Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части». Согласно п. 18 данного Постановления, если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими. Пунктом 28 вышеуказанного Постановления разъяснено, что, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Поскольку на момент принятия решения об утверждении Генерального плана МО Воршинского сельского поселения отсутствовало согласование проекта оспариваемого решения с Федеральным агентством лесного хозяйства, решение Совета муниципального образования Воршинское сельское поселение от 21.06.2011 года № 14 «Об утверждении генерального плана муниципального образования Воршинское сельское поселение Собинского района Владимирской области» является недействительным в части включения в границы населенного пункта с. Ворша участков лесного фонда – части лесного квартала № 2 (лесотаксационные выделы 25, 27) Лакинского участкового лесничества, в связи с чем, решение Совета народных депутатов в указанной части полагает суд необходимым признать недействующим и не подлежащим применению с момента принятия.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Собинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия решение Совета народных депутатов муниципального образования Воршинское сельское поселение Собинского района Владимирской области № 14 от 21.06.2011 года «Об утверждении генерального плана муниципального образования Воршинское сельское поселение Собинского района Владимирской области» в части включения в границы населенного пункта с. Ворша участков лесного фонда – части лесного квартала № 2, (лесотаксационные выделы 25, 27) Лакинского участкового лесничества.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья: В.В. Дементьева

2-465/2015 ~ М-360/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Собинский межрайонный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации
Другие
Департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области
ГКУ ВО "Собинское лесничество"
Администрация МО Воршинское сельское поселение
Федеральное агентство лесного хозяйства
Совет народных депутатов МО Воршинское сельское поселение
Суд
Собинский городской суд Владимирской области
Судья
Дементьева В.В.
Дело на странице суда
sobinsky--wld.sudrf.ru
26.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2015Передача материалов судье
27.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2015Подготовка дела (собеседование)
09.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.04.2015Судебное заседание
27.04.2015Судебное заседание
12.05.2015Судебное заседание
18.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.04.2016Дело оформлено
29.04.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее