Дело № 2-118/2019 УИД 24RS0058-01-2019-000018-08
Решение
Именем Российской Федерации
город Шарыпово 27 июня 2019 года
Шарыповский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Корнева И.А.,
при секретаре судебного заседания Бархатовой Н.Ю.,
с участием процессуального истца – помощника Шарыповского межрайонного прокурора Мингачевой Т.В.,
представителя ответчика – Общества с ограниченной ответственностью «Золотой век» в лице Мамедовой О.В., действующей на основании доверенности № от 28.02.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарыповского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Золотой век» (далее – ООО «Золотой век») о возложении обязанности получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в поверхностный водный объект,
Установил:
Шарыповский межрайонный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратился в суд с первоначальным иском к ООО «Золотой век» о возложении обязанности принять меры по получению водного объекта (р. Урюп) в пользование, получении разрешения на сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, мотивируя заявленные требования следующим.
В ходе проведенной Шарыповской межрайонной прокуратурой проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды на территории Шарыповского района Красноярского края установлено, что согласно договору от 31.08.2018 № безвозмездного пользования имуществом администрация Ивановского сельсовета Шарыповского района передала ООО «Золотой век» во временное владение и пользование недвижимое имущество для использования в целях бесперебойного обеспечения населения и объектов социальной сферы тепло-, водоснабжением и водоотведением. Решение о предоставлении водного объекта в пользование и разрешение на сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты ООО «Золотой век» не получено. ООО «Золотой век» осуществляется отвод и сброс сточных вод в поверхностный водный объект, находящийся в федеральной собственности, при этом разрешение на сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты отсутствует, что способствует загрязнению водного объекта. По результатам проверки 30.11.2018 в ООО «Золотой век» внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды. Представление было рассмотрено ответчиком, однако по состоянию на 14.01.2019 ООО «Золотой век» решение о предоставлении водного объекта в пользование и разрешение на сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты Обществом не получены. При таких обстоятельствах, прокурор просил обязать ООО «Золотой век» принять до 01.08.2019 исчерпывающие меры по получению водного объекта (р. Урюп) в пользование, а также получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты.
В судебном заседании 20 марта 2019 года процессуальным истцом представлено заявление об уточнении исковых требований, согласно которому процессуальный истец просит обязать ООО «Золотой век» до 01.08.2019 получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты. От части требований о принятии до 01.08.2019 исчерпывающих мер по получению водного объекта (р. Урюп) в пользование прокурор отказался, отказ принят судом, производство по гражданскому делу в указанной части прекращено (л.д. 112, 133).
Помощник Шарыповского межрайонного прокурора Мингачева Т.В. в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнения поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнила, что до настоящего времени в добровольном порядке ответчиком не исполнено требование о получении разрешения на сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты (р. Урюп), при этом решением Шарыповского районного суда от 11.09.2012 на ООО «Золотой век» уже была возложена обязанность получить решение о предоставлении водного объекта – р.Урюп Шарыповского района Красноярского края – в пользование.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дела организаций ведут в суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами, либо представители.
Действующая на основании доверенности № от 28.02.2019 представитель ответчика ООО Золотой век» - Мамедова О.В. (л.д. 90) поддержала ранее представленный отзыв на исковое заявление, согласно которому ООО «Золотой век» неоднократно предпринимало попытки получить в Министерстве экологии и рационального природопользования решение о предоставлении водного объекта – участка реки Урюп (Бол. Урюп) в пользование для сброса сточных вод. Направляемые документы рассматривались, и каждый раз приходил отказ в удовлетворении заявления, с указанием новых замечаний. Выполняя требование Министерства экологии и рационального природопользования предприятие в 2018 году заключило договор с ФИО8 на проведение лабораторных исследований (испытаний, измерений), с ФИО10 - на предоставление услуг по выполнению микробиологического анализа очищенных сточных вод на канализационных очистных сооружениях ООО «Золотой век» и поверхностных водах р. Урюп, имея намерение включить затраты на их проведение в экономически обоснованный тариф на водоотведение на 2019 год. В связи с тем, что у предприятия отсутствуют необходимые средства на проведение контроля качества воды реки и сточных, в соответствии с утвержденными Программами, получить решение на пользование водным объектом в Министерстве экологии и рационального природопользования невозможно (л.д. 91-92). Пояснила, что Общество не оспаривает тот факт, что осуществляет сброс сточных вод в р Урюп через канализационные сети, очистные сооружения, сточную канаву. При этом получение разрешения на сброс загрязняющих веществ это трудоемкая процедура. Общество принимает меры к получению разрешения, затраты на это включены в тарифы на 2020 год. Необходимо собирать иные документы, на что требуется дополнительное время.
Определением Шарыповского районного суда от 20 марта 2019 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в настоящем деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены администрация Шарыповского района Красноярского края, администрация Ивановского сельсовета Шарыповского района, Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края (л.д. 113).
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика: администрация Шарыповского района Красноярского края, администрация Ивановского сельсовета Шарыповского района Красноярского края, Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края – явку своих представителей, при надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания, не обеспечили (л.д.129, 130, 131).
Представитель администрации Ивановского сельсовета – Заварницина Т.В., действующая на основании доверенности, представила отзыв, согласно которому администрацией сельсовета по договору № от 31.08.2018 в безвозмездное пользование ООО «Золотой век» передано во временное владение и пользование недвижимое имущество для использования в целях бесперебойного обеспечения населения и объектов социальной сферы тепло-, водоснабжением и водоотведением, а также подготовлено концессионное соглашение о передаче указанных объектов, которое подписано администрацией сельсовета и ООО «Золотой век». 18.03.2019 данное концессионное соглашение направлено в Администрацию Губернатора Красноярского края, председателю Правительства Красноярского края для согласования и подписания. До настоящего времени концессионное соглашение, подписанное субъектом Российской Федерации, в администрацию Ивановского сельсовета не поступало. Обязанность по получению решения о предоставлении водного объекта в пользование и разрешения на сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты действующим законодательством возложена на лицо, осуществляющее такие сбросы, являющееся пользователем водного объекта. При таких обстоятельствах, полагала, что требования подлежат удовлетворению. Кроме того, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя сельсовета (л.д. 121-122).
Представитель Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края – Рябинина Г.В., действующая на основании доверенности № от 28.12.2018 (л.д. 127), также представила суду отзыв, в соответствии с которым учитывая, что участок р. Урюп – водный объект, находящийся в федеральной собственности и расположенный на территории Красноярского края, уполномоченным органом по предоставлению в пользование водного объекта, в соответствии с Положением о министерстве, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 28.11.2017 №, является министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края. Документы, вместе с заявлением о заключении договоров водопользования, поступившие от ООО «Золотой век» были возвращены в связи с многочисленными несоответствиями установленным требованиям, по состоянию на 21.05.2019 сведений об устранении выявленных недостатков Министерство не имеет, договор водопользования не заключен. Также просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства (л.д. 124-126).
С учетом изложенного, в соответствии с ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ, суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей третьих лиц.
Заслушав мнение процессуального истца, объяснения представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно п.п. 14, 19 ч. 1 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц; сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
В соответствии с требованиями частей 1, 3 ст. 6 ВК РФ поверхностные водные объекты (к числу которых отнесены реки в силу ч. 2 ст. 5 ВК РФ), находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
Согласно ч. 1 ст. 9 ВК РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 11 ВК РФ, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставляются в пользование на основании договоров водопользования, решения о предоставлении водных объектов.
Как следует из положений ч. 1 ст. 12 ВК РФ, по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.
В силу ч. 1 ст. 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 2 ст. 55 ВК РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 1, 6 ст. 56 ВК РФ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Согласно преамбуле Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ об охране окружающей среды) в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Статья 3 ФЗ об охране окружающей среды закрепляет основные принципы охраны окружающей среды, в частности, такие, как: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 ФЗ об охране окружающей среды размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 39 ФЗ об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 51 ФЗ об охране окружающей среды отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ст. 67 ГПК РФ).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов гражданского дела, между администрацией Ивановского сельсовета Шарыповского района и ООО «Золотой век» заключен договор безвозмездного пользования имуществом, согласно которому во временное владение и пользование Обществу администрацией передано недвижимое имущество для использования в целях бесперебойного обеспечения населения и объектов социальной сферы тепло-, водоснабжением и водоотведением (л.д. 133-139).
По результатам проведенной Шарыповской межрайонной прокуратурой проверки были выявлены нарушения в области законодательства в области природопользования, в адрес ООО «Золотой век» внесено представление, содержащее требование принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в месячный срок со дня внесения представления и недопущению их впредь. Представление прокуратуры Обществом рассмотрено с участием помощника Шарыповского межрайонного прокурора (л.д. 69-72, 73-74).
В материалы гражданского дела представлены документы, подтверждающие принятие ООО «Золотой век» мер для получения разрешения на получение водного объекта – р. Урюп – в пользование, в том числе заявление Общества в министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края от 13.08.2018 (исх. №). Однако сопроводительным письмом № от 07.09.2018 Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края возвратило указанное заявление с указанием выявленных несоответствий требованиям, предъявляемым к таким заявлениям. При этом ранее Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края (правопредшественник Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края) также возвращали Обществу представленные заявление и материалы с указанием причин возврата (л.д. 43- 68).
В соответствии с вышеприведенными нормами водного законодательства Российской Федерации право пользования водным объектом в целях сброса сточных вод не поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия в сточных водах загрязняющих веществ. При сбросе сточных вод в поверхностные водные объекты либо непосредственно в водный объект, лицо, осуществляющее такой сброс, является пользователем водного объекта и обязано получить соответствующее решение о предоставлении водного объекта в пользование независимо от наличия или отсутствия в сточных водах загрязняющих веществ.
Решением Шарыповского районного суда от 11 сентября 2012 года установлено, что ООО «Золотой век» осуществляет сброс сточных вод в водный объект – р. Урюп, при этом решение о предоставлении водного объекта для сброса сточных вод у Общества отсутствует (л.д. 107).
Таким образом, суд находит доказанным факт осуществления ООО «Золотой век» сброса сточных вод в водный объект – р. Урюп Шарыповского района, что участвующими в деле лицами также не оспаривалось.
Доказательств получения Обществом разрешения на сброс загрязняющих веществ в р. Урюп Шарыповского района, стороной ответчика не представлено.
При таких обстоятельствах, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд, исходя из допущенного ООО «Золотой век» нарушения законодательства в области природопользования, приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора о возложения обязанности получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в поверхностный водный объект - р. Урюп Шарыповского района, заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
При этом, указанный в исковом заявлении срок для выполнения требований (до 01 августа 2019 года) суд считает необходимым продлить, исходя из принципа разумности срока исполнения судебного акта, установив срок исполнения решения суда – до 01 октября 2019 года.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Как следует из ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
В силу п. 3 ст. 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия.
Из содержания данных норм следует, что при обращении в суд общей юрисдикции государственная пошлина должна быть уплачена в местный бюджет по месту нахождения соответствующего суда.
При таких обстоятельствах, поскольку судом исковые требования прокурора, заявленные в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, удовлетворены частично, учитывая, что отсутствуют основания для освобождения ответчика ООО «Золотой век» от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию в доход муниципального образования «Шарыповский район Красноярского края», государственная пошлина в размере 300 рублей, исходя из размера, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования Шарыповского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Золотой век» получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в поверхностный водный объект – р. Урюп Шарыповского района Красноярского края в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в срок до 01 октября 2019 года.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Золотой век» государственную пошлину в доход муниципального образования «Шарыповский район Красноярского края» в сумме 300 (Триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Шарыповский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня, следующего за днем составления мотивированного решения, то есть с 02 июля 2019 года.
Председательствующий И.А. Корнев
Мотивированное решение составлено 01 июля 2019 года