№
УИД 26RS0№-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зеленокумск 24 ноября 2020 года
Советский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Кечековой В.Ю.,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску ФИО2 к администрации Советского городского округа <адрес> о включении имущества в состав наследства, признании права собственности на наследственное имущество,
установил:
ФИО2 обратилась в Советский районный суд <адрес> с исковым заявлением к администрации Советского городского округа <адрес> о включении имущества в состав наследства, признании права собственности на наследственное имущество.
В обоснование исковых требований истец указывает, что она является дочерью ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти № № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со свидетельствами о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выданными нотариусом по Советскому городскому округу <адрес> ФИО5, истец является наследницей имущества ФИО1 на наследственное имущество: земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты> кв.м. (земли сельскохозяйственного назначения).
Помимо вышеуказанного наследства, ее отцу ФИО1 принадлежал дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>,
<адрес>. Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ее отцом приобретен у коллективно-долевого сельскохозяйственного предприятия «Правокумское» жилой дом по адресу:
<адрес>, состоящий из 4-х комнат, который зарегистрирован за № ДД.ММ.ГГГГ Правокумской сельской администрацией. Наличие наследственного имущества в виде жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>,
<адрес>, подтверждается архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной главой территориального отдела администрации Советского городского округа в селе Правокумском, согласно которой жилой дом числился за ФИО1 на основании похозяйственных книг, домовой книге, из которой следует, что на день смерти последний проживал и был зарегистрирован по вышеуказанному адресу, техническим паспортом на жилой дом инвентарный №.
ФИО1 открыто владел и пользовался жилым домом, однако при жизни не зарегистрировал свое право собственности на объект недвижимости, в связи с чем вступить истцу, наследнице умершего ФИО1 в права наследования на данное имущество не представляется возможным.
Учитывая те обстоятельства, что при жизни наследодателя право собственности на жилой дом в установленном законе порядке не зарегистрировано, истец не имеет возможности зарегистрировать свое право на спорное имущество во внесудебном порядке. В связи с чем считает необходимым обратиться в суд с исковыми требованиями.
Истец просит суд включить в наследственную массу, оставшуюся после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, наследственное имущество в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м.
Признать за ФИО2 право собственности в порядке наследования на наследственное имущество после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 – ФИО7 исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещенной судом о времени и месте рассмотрения дела, предоставила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика администрации Советского городского округа <адрес> в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Советского районного суда <адрес> в сети Интернет, предоставил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, возражений по заявленным требованиям не имеют (л.д. 47, 82).
Суд, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу и дав им юридическую оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно п. 1 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось (п. 2 ст. 1152 ГК РФ).
В соответствии с разъяснениями, изложенным в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9
«О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Имущество, принадлежащее наследодателю, переходит к наследникам в соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если оно принадлежало наследодателю независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Судом установлено, что истец ФИО2 (до замужества ФИО1), является дочерью ФИО1, что подтверждается свидетельством о рождении № № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10, 11).
Также судом установлено, что ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти III-ДН № от ДД.ММ.ГГГГ
(л.д. 9).
После смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, нотариусом Советского городского нотариального округа <адрес> ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ начато наследственное дело № (л.д. 48-71).
Из представленного по запросу суда наследственного дела № следует, что с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, к нотариусу обратилась его дочь ФИО2 (л.д. 51).
Согласно свидетельствам о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ наследницей имущества ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, является дочь ФИО2 Наследство, на которое выданы свидетельства, состоит из: права на получение пенсии в сумме <данные изъяты> рублей; земельных участков площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, и площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, находящихся по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. <адрес>, в северо-восточной части землепользования <адрес>
<адрес> (л.д. 67-69).
Как указывает истец, ее отцу ФИО1 также принадлежал дом, расположенный по адресу: <адрес>,
<адрес>, однако право собственности на данный объект недвижимости за ФИО1 зарегистрировано не было, в связи с чем истица лишена возможности вступить в права наследования на указанное имущество.
Проверяя данные доводы истца, суд установил, что согласно архивной выписке администрации Советского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № из протокола № заседания правления колхоза «Путь Ленина» от ДД.ММ.ГГГГ, слушался вопрос о продаже постройки старой бани ФИО1 Решено продать ФИО1 постройку старой бани за <данные изъяты> рублей в рассрочку (л.д. 13).
Согласно сообщению администрации Советского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в документах архивного фонда СПК колхоза <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ годы актов о списании здания бывшей бани, о переводе здания по <адрес> в <адрес> из нежилого в жилое не имеется (л.д. 14).
Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированному главой администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за №, коллективно-долевое сельскохозяйственное предприятие <адрес> продало ФИО1 жилое строение по <адрес> (бывшая баня) по цене <данные изъяты> рублей, представляющее собой одноэтажное кирпичное строение, состоящее из 4 комнат, имеющее подсобные помещения. Дом введен
в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году. Общая полезная площадь составляет <данные изъяты> кв.м. (л.д. 15).
Также из материалов дела следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>,
<адрес>, владельцем которого является ФИО1, подключен к уличному газопроводу, что подтверждается техническими условиями АООТ «<адрес>газ» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33).
Согласно справке администрации Муниципального образования Правокумского сельсовета <адрес>
от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной на основании похозяйственной книги №
лиц. счет № стр. 60, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>,
<адрес> края с ДД.ММ.ГГГГ
по настоящее время. Зарегистрирован и проживает один (л.д. 17).
Из домой книги для регистрации граждан, проживающих в <адрес> усматривается, что в данном домовладении с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован ФИО1 (л.д. 18-21).
Из архивной справки территориального отдела администрации Советского городского округа <адрес> в <адрес>
от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что согласно учетным данным похозяйственных книг за ДД.ММ.ГГГГ годы за ФИО1 числится жилой дом по адресу: <адрес>,
<адрес>, информацией о годе постройки,
о наличии проектной документации, разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию или акта приема в эксплуатацию
на указанный объект не располагают (л.д. 16).
Согласно сообщению администрации Советского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в документах архивного фонда СПК колхоза «Правокумский» за ДД.ММ.ГГГГ годы актов о списании здания бывшей бани, о переводе здания по <адрес> в <адрес> из нежилого в жилое не имеется (л.д. 22).
Согласно справке СПК колхоз «Правокумский» от ДД.ММ.ГГГГ №,
в кооперативе на жилое строение, расположенное по адресу: <адрес> (бывшая баня), отсутствуют правоустанавливающие документы: акт ввода в эксплуатацию, акт снятия с баланса кооператива, технический паспорт на жилое строение (л.д. 23).
Согласно справке об инвентаризационной стоимости объекта капитального строительства Межрайонного отдела № <адрес> «<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, инвентаризационная стоимость жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью
<данные изъяты> кв.м. инвентарный №, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (в ценах ДД.ММ.ГГГГ года) составляет <данные изъяты> рублей. Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют (л.д. 35).
Из технического паспорта, подготовленного Межрайонным отделом
№ ГБУ <адрес> «<адрес>имущество» ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, инвентарный №, имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м., жилая площадь <данные изъяты> кв.м., год постройки <данные изъяты>, число этажей <данные изъяты>, площадь жилого дома в пределах внутренних поверхностей наружных стен <данные изъяты> кв.м. (л.д. 24-31).
Согласно уведомлениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН отсутствуют сведения об основных характеристиках и зарегистрированных правах на здание и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> (л.д. 72-73).
Оценив все представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходя из вышеустановленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение тот факт, что наследодателю ФИО1 на момент смерти в порядке заключения договора купли-продажи принадлежал на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>,
<адрес>.
Таким образом, по смыслу приведенных требований закона и разъяснений, ФИО2, как наследник, у которого отсутствуют надлежащие документы, подтверждающие право собственности наследодателя на имущество, вправе требовать в исковом порядке признания права собственности на наследственное имущество в порядке наследования.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО2
к администрации Советского городского округа <адрес>
о включении имущества в состав наследства, признании права собственности на наследственное имущество, удовлетворить.
Включить в состав наследственного имущества, открывшегося
к наследованию после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный
по адресу: <адрес>,
<адрес>.
Признать за ФИО2 право собственности в порядке наследования на наследственное имущество после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в виде жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права за ФИО2 на указанное недвижимое имущество в едином государственном реестре органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, – Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда, путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд Ставропольского края, в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда, в соответствии с ч. 2 ст. 199 ГПК РФ, составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись В.Ю. Кечекова
Копия верна:
Судья В.Ю. Кечекова
Подлинный документ подшит в материалах дела № Судья: ________________ / В.Ю. Кечекова |