Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-138/2023 (2а-4910/2022;) ~ М-4188/2022 от 19.09.2022

УИД 63RS0031-01-2022-006553-16

номер производства 2а-138/2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Тольятти, Самарская область, 17 марта 2023 года

ул.Белорусская, 16

    Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе: председательствующего судьи Ахтемировой Ю.С.,

при секретаре Анашкиной Л.А.,

с участием представителя административного ответчика Гагариной Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-138/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к Карюковой Гульчехре Махмудовне о взыскании недоимки по налогу и пени,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с иском к Карюковой Г.М. о взыскании недоимки по налогу и пени.

В обоснование иска указано, что Карюкова Г.М. состоит на учете в качестве налогоплательщика и обязана уплачивать законно установленные налоги в отношении принадлежащего ей имущества, но поскольку она не исполнила в полном размере установленную законом обязанность по уплате начисленного налога, Карюковой Г.М. было направлено требование об уплате земельного налога, налога на имущество, с предложением добровольно погасить задолженность по налогу и пени, однако ответчиком уплата начисленного налога и пени в полном размере произведена не была. Административный истец просит взыскать с ответчика недоимку в общем размере 187559,37 руб., из которых: налог на имущество за 2020 год в размере 82269 руб., пени по нему в размере 267,38 руб. за период с 02.12.2021 по 14.12.2021, земельный налог за 2020 год (ОКАТО 36640460) в размере 648 руб., пени по нему в размере 2,11 руб. за период с 02.12.2021 по 14.12.2021, земельный налог за 2020 год (ОКАТО 36640427) в размере 1261 руб., пени по нему в размере 4,10 руб. за период с 02.12.2021 по 14.12.2021, земельный налог за 2020 год (ОКАТО 36640440) в размере 426 руб., пени по нему в размере 1,38 руб. за период с 02.12.2021 по 14.12.2021, земельный налог за 2020 год (ОКАТО 36640454) в размере 2137 руб., пени по нему в размере 6,95 руб. за период с 02.12.2021 по 14.12.2021, земельный налог за 2020 год (ОКАТО 36640445) в размере 100000 руб., пени по нему в размере 536,45 руб. за период с 02.12.2021 по 14.12.2021

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с предоставлением суду уточнений по иску, из которых следует, что общий размер недоимки, возникшей у административного ответчика за 2020 налоговый период, составляет 187559,37 руб., при этом, поступившие от административного ответчика платежи от 10.05.2022 на сумму 37436,46 руб., от 10.05.2022 на сумму 413 руб., от 10.05.2022 на сумму 65061 руб., от 13.05.2022 на сумму 2752 руб., от 30.06.2022 на сумму 7674,12 руб., от 30.06.2022 на сумму 2070,91 руб., от 11.07.2022 на сумму 59,64 руб., от 25.07.2022 на сумму 100000 руб. были зачтены по хронологии в счет погашения задолженности по налогу за 2019 налоговый период, платеж от 25.07.2022 на сумму 65061 руб. был зачтен в счет погашения задолженности по налогу за 2020 год.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Гагарина Д.Д., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив, что решениями Центрального районного суда г.Тольятти от 17.08.2022 и от 04.08.2022 налоговому органу было отказано во взыскании с административного ответчика задолженности по земельному налогу и налогу на имущество за 2019 год, следовательно, внесенные платежи не могли быть зачтены в счет недоимки за 2019 год. Кроме того, считает, что налоговый орган пропустил срок обращения с данным иском в суд.

В силу п. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, с учетом изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика, извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, выслушав представителя административного ответчика, суд считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

    На основании ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

Обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги закреплена ст. 23 НК РФ.

В статье 45 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ) указано, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Статьей 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ) предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (в редакции от 23.11.2020 №374-ФЗ - 10 000 рублей).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

    Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

    Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

    В соответствии со статьей 69 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ) требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок назначенную сумму налога.

    В силу п. 1 ст. 70 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно ст. 75 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ) в случае неуплаты физическими лицами в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.

На основании п. 1 ст. 104 НК РФ до обращения в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции.

Земельный налог отнесен к местным налогам (статья 15 НК РФ).

Земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 387 НК РФ).

Ставка земельного налога на территории городского округа Тольятти установлена «Положением о земельном налоге на территории городского округа Тольятти», утвержденного Постановлением Тольяттинской городской Думы от 19.10.2005 года №257.

На основании статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя федеральной территории "Сириус"), на территории которого введен налог. Не являются объектом налогообложения земельные участки, указанные в пункте 2 статьи 389 НК РФ.

В силу статьи 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Согласно статье 396 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода, как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 397 НК РФ).

    В статье 399 НК РФ указано, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

На основании ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 403 НК РФ (в ред. ФЗ от 30.11.2016 № 401-ФЗ) налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно закону Самарской области № 107-ГД от 10.11.2014 «Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», Федеральному закону от 04.10.2014 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», единой датой начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, установлено 01 января 2015 года.

Судом установлено, что Карюковой Г.М. в налоговый период 2020 года принадлежали объекты налогообложения: земельные участки, здания, помещение, сооружение, что подтверждается сведениями о зарегистрированном имуществе, представленными Управлением Росреестра по Самарской области.

На основании сведений государственных регистрирующих органов об объектах налогообложения за 2020 налоговый период, налоговым органом в адрес налогоплательщика Карюковой Г.М. направлено налоговое уведомление № 45468780 от 01.09.2021 о подлежащей уплате сумме налога. Налоговым органом был начислен налог на имущество в размере 82269 руб., земельный налог (ОКАТО 36640440) в размере 426 руб., земельный налог (ОКАТО 36640460) в размере 648 руб., земельный налог (ОКАТО 36640454) в размере 2137 руб., земельный налог (ОКАТО 36640445) в размере 165061 руб., земельный налог (ОКАТО 36640427) в размере 1261 руб., с установлением срока оплаты до 01.12.2021.

В связи с неуплатой начисленного налога в полном размере в установленный срок, в адрес Карюковой Г.М. было направлено требование № 65757 по состоянию на 15.12.2021 об уплате налога на имущество за 2020 год в размере 82269 руб., пени по нему в размере 267,38 руб., земельного налога за 2020 год (ОКТМО 36640440) в размере 426 руб., пени по нему в размере 1,38 руб., земельного налога за 2020 год (ОКТМО 36640460) в размере 648 руб., пени по нему в размере 2,11 руб., земельного налога за 2020 год (ОКТМО 36640454) в размере 2137 руб., пени по нему в размере 6,95 руб., земельного налога (ОКТМО 36640445) в размере 165061 руб., пени по нему в размере 536,45 руб., земельного налога за 2020 год (ОКТМО 36640427) в размере 1261 руб., пени по нему в размере 4,10 руб., с предложением добровольно погасить недоимку до 18 января 2022.

Налоговое уведомление и налоговые требования были направлены Карюковой Г.М. посредством почтовых отправлений, что подтверждается списками корреспонденции со штампом Почты России о принятии

Указанные требования в полном объеме исполнены не были, в связи с чем, налоговая инспекция 27.01.2022 обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по уплате налога и пени.

28.01.2022 мировым судьей судебного участка № 114 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области выдан судебный приказ, который определением от 05.07.2022 был отменен на основании заявления Карюковой Г.М.

После отмены судебного приказа, налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском о взыскании с ответчика задолженности по налогу и пени. Иск подан в суд 19.09.2022, то есть в сроки, предусмотренные ст. 48 НК РФ и ст. 286 КАС РФ.

Согласно налогового уведомления №65757 от 15.12.2022, Карюковой Г.М. к оплате выставлена недоимка за 2020 налоговый период на общую сумму 252620,37 руб., из которых: 251802 руб. – задолженность по налогам, 818,37 руб. – пени за период с 02.12.2021 по 14.12.2021.

Согласно информации, содержащейся в представленных налоговым органом уточнениях к иску, в 2022 году Карюковой Г.М. совершены следующие платежи: 10.05.2022 на сумму 37436,46 руб., 10.05.2022 на сумму 413 руб., 10.05.2022 на сумму 65061 руб., 13.05.2022 на сумму 2752 руб., 30.06.2022 на сумму 7674,12 руб., 30.06.2022 на сумму 2070,91 руб., 11.07.2022 на сумму 59,64 руб., 25.07.2022 на сумму 100000 руб., 25.07.2022 на сумму 65061 руб., что в общей сложности составляет 280528,13 руб. и превышает указанный в требовании № 65757 от 15.12.2021 общий размер недоимки (252620,37 руб.)

При этом только последний платеж был зачтен в счет погашения задолженности по налогу за 2020 год, остальные платежи зачтены в счет погашения недоимки за 2019 налоговый период.

    Между тем, решением Центрального районного суда г. Тольятти от 04.08.2022 по делу № 2а-2868/2022 и решением Центрального районного суда г. Тольятти от 17.08.2022 по делу № 2а-2837/2022, вступившими в законную силу, налоговому органу было отказано во взыскании с Карюковой К.М. налога на имущество и земельного налога за 2019 налоговый период, в связи с чем, зачет в счет уплаты недоимки за 2019 налоговый период внесенных Карюковой Г.М. в 2022 году платежей, является необоснованным.

    Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании с Карюковой Г.М. недоимки по налогам за 2020 налоговый период, поскольку размер внесенных административным ответчиком в 2022 году в счет оплаты недоимки по налогам денежных средств превышает размер выставленной к взысканию недоимки по требованию № 65757 по состоянию на 15.12.2021, что свидетельствует о погашении указанной недоимки.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-177, 180, 290 КАС РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к Каюковой Гульчехре Махмудовне о взыскании недоимки по налогу и пени.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд гор. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 31.03.2023

Председательствующий Ю.С.Ахтемирова

2а-138/2023 (2а-4910/2022;) ~ М-4188/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области
Ответчики
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 15 по Самарской области
Карюкова Г.М.
Другие
Баутдинова Ю.М.
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Ахтемирова Ю. C.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
19.09.2022Регистрация административного искового заявления
20.09.2022Передача материалов судье
21.09.2022Решение вопроса о принятии к производству
21.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.10.2022Подготовка дела (собеседование)
21.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.11.2022Судебное заседание
19.12.2022Судебное заседание
19.12.2022Передача материалов судье
29.11.2022Судебное заседание
19.12.2022Судебное заседание
01.02.2023Судебное заседание
27.02.2023Судебное заседание
17.03.2023Судебное заседание
31.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее