Дело № 2- 2374/15
Решение
Именем Российской Федерации
«26» марта 2015 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Емшанова И.С.,
при секретаре Хованец Е.М.,
с участием представителя заявителя Представитель1, представителя отдела судебных приставов № *** по городу Благовещенску и Благовещенскому району Представитель2, представителя Управления ФССП России по Амурской области Представитель3, представителя Пограничного управления ФСБ России по Амурской области Представитель4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению В. об оспаривании бездействия судебного пристава - исполнителя отдела судебных приставов № *** по городу Благовещенску и Благовещенскому району УФССП России по Амурской области Б., связанных с ненаправлением постановления об отмене временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации от *** года в адрес Пограничного управления ФСБ России по Амурской области,
УСТАНОВИЛ:
В. обратился в суд с указанным заявлением, в обоснование указав, что *** года судебным приставом-исполнителем ОСП № *** по городу Благовещенску и Благовещенскому району Б. возбуждено исполнительное производство № *** в отношении должника В..
*** года судебным приставом-исполнителем Б. вынесено постановление о временном ограничении на выезд из Российской Федерации в отношении должника В. сроком до *** года.
В ходе исполнительного производства установлено, что должник В. полностью оплатил сумму задолженности, в связи с чем *** года судебным приставом-исполнителем было принято постановление об отмене временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации.
*** года при прохождении пограничного контроля на территории Благовещенской таможни сотрудник пограничной службы ФСБ РФ отказал В. в его выезде из Российской Федерации сославшись на постановление судебного пристава-исполнителя Б. о временном ограничении на выезд из Российской Федерации в отношении В.
При предъявлении В. постановления об отмене временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации от *** года должностное лицо пограничной службы ФСБ РФ пояснил, что в адрес ПС ФСБ РФ по Амурской области данный документ не поступал, кроме того, необходимо электронное подтверждение об отмене временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации, в связи с чем выезд В. за пределы России оказался невозможен.
Постановление о временном ограничении (об отмене временного ограничения) на выезд за пределы Российской Федерации выносится судебным приставом-исполнителем в шести экземплярах. Первый экземпляр - в исполнительное производство, второй экземпляр - с сопроводительным листом направляется в соответствующий территориальный отдел УФМС России, третий экземпляр - с сопроводительным листом направляется в соответствующий территориальный отдел ПС ФСБ России, четвертый и пятый экземпляры - в течение суток после регистрации направляются сторонам исполнительного производства, шестой экземпляр доставляется в отдел организации работы судебных приставов-исполнителей с реестром лиц, в отношении которых вынесены постановления о временном ограничении на выезд должников из Российской Федерации, а также реестром лиц, в отношении которых вынесены постановления о снятии временного ограничения на выезд должников из Российской Федерации (на электронном и бумажном носителях).
В нарушение указанных норм судебным приставом - исполнителем Б. указанным адресатам не было направлено постановление об отмене временного ограничения на выезд должника В. из Российской Федерации.
Бездействием судебного пристава-исполнителя Б., выразившимся в ненаправлении постановления от *** года об отмене временного ограничения на выезд должника В. из Российской Федерации в адрес ПС ФСБ России нарушены конституционные права и свободы заявителя.
На основании изложенного заявитель просит суд признать незаконным бездействие судебного пристава - исполнителя отдела судебных приставов № *** по городу Благовещенску и Благовещенскому району УФССП России по Амурской области Б., связанное с ненаправлением постановления об отмене временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации от *** года в адрес Пограничного управления ФСБ России по Амурской области.
В судебное заседание не явились заявитель В., обеспечивший явку своего представителя, взыскатель ТретьеЛицо1, о причинах неявки суду не сообщившая. Суд, руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Представитель заявителя В. – Представитель1 на удовлетворении заявленных требований настаивала, полагала, что судебным приставом-исполнителем было допущено бездействие, выразившееся в ненаправлении в адрес Пограничного управления ФСБ России по Амурской области постановления о снятии временного ограничения на выезд должника, в связи с чем заявитель был лишен возможности выехать из Российской Федерации.
Представители ОСП № *** по городу Благовещенску и Благовещенскому району, Управления ФССП по Амурской области в судебном заседании выразили несогласие с заявленными требованиями, пояснили, что снятие ограничения на выезд должника из Российской Федерации является многоэтапной процедурой, затрагивающей подведомственность ряда государственных структур и снимается не с момента принятия судебным приставом-исполнителем соответствующего постановления, а после направления Управлением пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России соответствующей информации в пограничные органы, которыми вносятся изменения в соответствующие учеты. Полагают, что судебным приставом-исполнителем какого-либо бездействия допущено не было, постановление о снятии ограничения на выезд должника из Российской Федерации своевременно в установленном порядке было направлено всем должностным лицам, задействованным в процедуре снятия временного ограничения.
На основании изложенного, просили в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.
Выслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Обязанность принятия мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов возложена на судебного пристава-исполнителя статьей 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118–ФЗ «О судебных приставах».
Согласно статье 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В качестве одной из мер воздействия на должника, уклоняющегося от добросовестного и полного исполнения вынесенного в отношении него судебного постановления, федеральный законодатель установил возможность временного ограничения его права на выезд из Российской Федерации (пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», часть 1 статьи 67 Федерального закона "Об исполнительном производстве»).
Основанием для совершения указанного исполнительного действия является неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, сумма задолженности по которому превышает десять тысяч рублей.
Постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Копии указанного постановления направляются должнику, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в пограничные органы (часть 3 статьи 67 ФЗ № 229-ФЗ).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами исполнительного производства, *** года в Отдел судебных приставов № *** по городу Благовещенску и Благовещенскому району поступил исполнительный документ – исполнительный лист № *** от *** года, выданный Арбитражным судом Амурской области, предмет исполнения – взыскание с ИП В. в пользу ИП ТретьеЛицо1 задолженности в размере ***.
*** года судебным приставом-исполнителем ОСП № *** по городу Благовещенску и Благовещенскому району было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № *** в отношении должника В., копия данного постановления была получена должником *** года.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства № *** в отношении В. от *** года указано, что исполнительный документ подлежит немедленному исполнению – в течение суток с момента получения должником копии указанного постановления (пункт 2).
Кроме того, в пункте 7 постановления должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель вправе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.
Поскольку в установленный для добровольного исполнения срок требования исполнительного документа должником В. исполнены не были, то *** года судебным приставом-исполнителем на основании ходатайства взыскателя, содержащегося в заявлении от *** года, было вынесено постановление о временном ограничении на выезд из Российской Федерации должника В. на срок *** месяцев, то есть до *** года, которое направлено должнику, взыскателю, УФССП по Амурской области.
Платежными поручениями от *** года и *** денежные средства по исполнительному документу были уплачены должником в полном объеме, в связи с чем *** года (***) судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление об отмене временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации.
В пункте 2 указанного постановления содержится ссылка на то, что должник предупрежден о том, что ограничение выезда за пределы Российской Федерации будет снято только после поступления данного постановления в Управления пограничного контроля организационного департамента Пограничной службы ФСБ России.
*** года при прохождении паспортного контроля В. было отказано в пропуске через границу Российской Федерации, поскольку имелись сведения об ограничении его права на выезд, наложенные на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП № *** по городу Благовещенску и Благовещенскому району от *** года.
В этот же день В. обратился в Управление ФССП России по Амурской области для принятия экстренных мер по отмене ограничения выезда из Российской Федерации.
И.о. руководителя Управления ФССП России по Амурской области в адрес Управления организации исполнительного производства ФССП России было направлено ходатайство о снятии временного ограничения на выезд должника В. из Российской Федерации.
Информация об отмене временного ограничения на выезд должника В. с приложением копии постановления об отмене временного ограничения на выезд из Российской Федерации поступила в управление пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России и *** года данное ограничение было снято.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением В. полагает, что должностным лицом службы судебных приставов – судебным приставом-исполнителем ОСП № *** по городу Благовещенску и Благовещенскому району Б. допущено бездействие, выразившееся в ненаправлении постановления о снятии временного ограничения на выезд из Российской Федерации в адрес уполномоченного органа – ПС ФСБ России, в результате чего он был лишен возможности в установленное время выехать за пределы Российской Федерации.
Несмотря на то, что при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 246 ГПК РФ), суд не может по своему усмотрению ни изменять предмет заявленных требований, ни определять субъектный состав должностных лиц, действия которых оспариваются заявителем.
В этой связи, в силу общего принципа диспозитивности гражданского процесса, вытекающего из конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации), суд вправе дать оценку правомерности действиям только конкретного должностного лица, которые, по мнению заявителя, привели к нарушению его прав и свобод.
Совместным Приказом Федеральной службы судебных приставов РФ № 100 и № 157 Федеральной службы безопасности РФ от 10 апреля 2009 года «Об организации взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы безопасности Российской Федерации при установлении (отмене) временного ограничения на выезд должников из Российской Федерации» утвержден Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы безопасности Российской Федерации при установлении (отмене) временного ограничения на выезд должников из Российской Федерации.
Согласно пункту 1 указанного Порядка судебный пристав-исполнитель структурного подразделения территориального органа ФССП России после вынесения постановления об установлении (отмене) временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации не позднее следующего дня со дня вынесения указанного постановления направляет его копии должнику, в соответствующий территориальный орган ФМС России и начальнику структурного подразделения территориального органа ФССП России - старшему судебному приставу для формирования реестров должников, в отношении которых установлены (отменены) временные ограничения на выезд из Российской Федерации.
Пункт 2 указанного Порядка устанавливает, что начальник структурного подразделения территориального органа ФССП России - старший судебный пристав обеспечивает обработку и формирование реестров, а также контроль за соответствием постановлений об установлении (отмене) временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации и установленных в них сроков законодательству об исполнительном производстве. Копии указанных постановлений еженедельно направляются с сопроводительным письмом и приложением копии реестра в территориальный орган ФССП России.
Ответственность за достоверность и своевременность представления сведений несет начальник структурного подразделения территориального органа ФССП России - старший судебный пристав.
Территориальный орган ФССП России обеспечивает сбор, обработку, а также контроль за достоверностью сведений, представленных структурными подразделениями, и еженедельно по понедельникам направляет с сопроводительным письмом копии постановлений судебных приставов-исполнителей об установлении (отмене) временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации с приложением копий реестров в управление пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России (пункт 3).
Руководитель территориального органа ФССП России - главный судебный пристав субъекта Российской Федерации обеспечивает еженедельное (по понедельникам) представление в Управление организации исполнительного производства ФССП России информации (сопроводительных писем с приложением реестров) в электронном виде с последующим ее направлением на бумажном носителе (пункт 4).
В соответствии с пунктом 5 вышеназванного Порядка Управление организации исполнительного производства ФССП России осуществляет сбор и обработку поступающей информации и еженедельно по средам передает нарочным в управление пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России обобщенную информацию в электронном виде и на бумажном носителе.
Информирование управления пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России об отмене временного ограничения на выезд должников из Российской Федерации, не внесенных в реестры (в части отмены временного ограничения на выезд), и в другие дни недели (кроме среды) производится Управлением организации исполнительного производства ФССП России на основании мотивированного письма руководителя территориального органа ФССП России - главного судебного пристава субъекта Российской Федерации с приложением копии постановления об отмене временного ограничения на выезд из Российской Федерации либо судебного акта об отмене временного ограничения на выезд из Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Управление пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России обрабатывает поступившую информацию и направляет ее в пограничные органы для внесения изменений в соответствующие учеты.
Пунктом 8 предусмотрен срок внесения изменений в учеты, который не должен превышать пяти суток со дня поступления информации в Управление пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России.
Анализируя процедуру отмены такой меры воздействия на должника как временное ограничение на его выезд за пределы Российской Федерации суд отмечает, что обязанность информирования сторон исполнительного производства, а также структурного подразделения территориального органа ФССП России (ответственного за формирование реестров должников, в отношении которых установлены (отменены) временные ограничения на выезд из Российской Федерации) о снятии с должника указанного ограничения возложена непосредственно на должностное лицо, вынесшее соответствующее постановление в рамках исполнительного производства, которая должна быть исполнена судебным приставом не позднее следующего дня со дня вынесения указанного постановления.
В судебном заседании выяснялся вопрос факта надлежащего направления судебным приставом-исполнителем ОСП № *** по городу Благовещенску и Благовещенскому району Б. сведений об отмене временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации в Управление ФССП России по Амурской области.
При рассмотрении дела судом установлено, что постановление об отмене временного ограничения на выезд должника было вынесено *** года судебным приставом-исполнителем ОСП № *** по городу Благовещенску и Благовещенскому району Б., которая, подписав указанное постановление, передала его начальнику отдела для утверждения, после чего копии указанных постановлений, в соответствии с приказом ФССП России и ФСБ РФ от *** года № ***, были направлены в ФССП и Пограничную службу ФСБ России посредством электронного документооборота.
*** года (на следующий день после вынесения постановления) судебным приставом-исполнителем постановление об отмене временного ограничения на выезд В. из Российской Федерации было занесено в электронный реестр, который направлен в аппарат Управления ФССП России по Амурской области.
Указанные обстоятельства подтверждается представленной в материалы исполнительного производства распечаткой из автоматизированной информационной системы Федеральной службы судебных приставов.
Между тем, как следует из пояснений представителя Управления ФССП России и подтверждается материалами дела, по состоянию на *** года в Управлении отсутствовала информация о принятии судебным приставом-исполнителем постановления об отмене временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации, в связи с чем Управление было лишено возможности в установленные сроки сформировать реестр должников и направить его в органы (лицам), исполняющие постановления об установлении для должника ограничений на выезд из страны.
В судебном заседании представитель Управления ФССП России по Амурской области подтвердила, что сведения о снятии с должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации в отношении В. по состоянию на *** года в Управление не поступили по техническим причинам, были получены последним были уже после обращения должника В. с ходатайством об экстренной отмене ограничения права выезда.
Изложенные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу, что на момент прохождения заявителем пограничного контроля с целью выезда из Российской Федерации, то есть по состоянию на *** года, мера в виде ограничения на его выезд из Российской Федерации уже не действовала, поэтому он должен был иметь возможность беспрепятственно выехать за пределы Российской Федерации.
Однако, к указанному времени В. в реестр лиц, в отношении которых отменены временные ограничения на выезд из Российской Федерации, уполномоченным органом включен не был по причине отсутствия сведений о принятии должностным лицом службы судебных приставов соответствующего решения в отношении заявителя.
Следовательно, наличие исполненного должником обязательства и фактическая отмена ограничения на выезд В. из Российской Федерации свидетельствует о допущенном со стороны органа государственной власти бездействии, своевременно не исполнившего порядок, предусмотренный для отмены ограничения, чем было нарушено конституционное право В. на свободу передвижения, в результате чего заявитель был лишен возможности своевременно выехать за пределы Российской Федерации.
Между тем, исследованные судом доказательства свидетельствуют о том, что со стороны судебного пристава-исполнителя Б. какого-либо бездействия допущено не было, постановление об отмене временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации вынесено своевременно, копия постановления об отмене временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации в установленные сроки направлена как в органы пограничного контроля (ПС ФСБ России) посредством электронного документооборота, так и в территориальный орган ФССП России, что подтверждается материалами дела.
Позднее поступление своевременно направленных должностным лицом службы судебных приставов сведений в Управление ФССП России по Амурской области о снятии с должника временного ограничения на выезд об обратном не свидетельствует, поскольку находится вне рамок ответственности судебного пристава-исполнителя.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что доводы заявителя о допущенном судебным приставом-исполнителем ОСП № *** по городу Благовещенску и Благовещенскому району Б. бездействии не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, оснований для удовлетворения заявленных требований суд не находит.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
заявление В. об оспаривании бездействия судебного пристава - исполнителя отдела судебных приставов № *** по городу Благовещенску и Благовещенскому району УФССП России по Амурской области Б., связанных с ненаправлением постановления об отмене временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации от *** года в адрес Пограничного управления ФСБ России по Амурской области, - оставить без удовлетворения.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме
Решение в окончательной форме принято *** года.
Председательствующий Емшанов И.С.