Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-215/2019 ~ М-170/2019 от 17.04.2019

Дело № 2-215/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Новобурейский «20» мая 2019 года

Бурейский районный суд Амурской области

в составе:

председательствующего судьи Чигаревой Т.Ю.

при секретаре Кудрявцевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Общества с ограниченной ответственностью «Бурея-Восток» к судебному приставу-исполнителю ОСП по Бурейскому району УФССП по Амурской области ФИО5, ОСП по Бурейскому району УФССП по Амурской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об уменьшении исполнительского сбора, установленного постановлением № 28006/17/61297 от 24.11.2017 года по исполнительному производству № 6427/19/28006-ИП от 03.04.2019 года, на одну четверть от установленного размера,

УСТАНОВИЛ:

17.04.2019 года истец ООО «Бурея-Восток» обратился в суд с настоящим иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по Бурейскому району УФССП по Амурской области ФИО5, ОСП по Бурейскому району УФССП по Амурской области, Управлению ФССП по Амурской области, уточнив исковые требования 26.04.2019 года. В обоснование заявленных требований в иске указав, что 24.11.2017 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Бурейскому району УФССП по Амурской области ФИО5 вынесено постановление № 28006/17/61297 по исполнительному производству № 6427/19/28006-ИП от 03.04.2019 года о взыскании с ООО «Бурея-Восток» исполнительского сбора в размере 140 915 рублей 58 копеек. Исполнительное производство № 6427/19/28006-ИП от 03.04.1019 года объединено в сводное производство 9411/17/28006-СД. В сводном исполнительном производстве имеется производство, возбужденное на основании акта по делу об административном правонарушении от 17.05.2018 № 176 ГУ Амурское региональное отделение фонда социального страхования РФ. Общая сумма исполнительского сбора по сводному исполнительному производству составляет 2303637 рублей 20 копеек. Несвоевременная оплата по исполнительному документу вызвана тяжелым финансовым положением Общества. Единственным видом деятельности общества являлась выработка тепловой энергии для оказания коммунальных услуг в сфере теплоснабжения потребителям п. Новобурейский Амурской области. Оплату за оказанную услугу по теплоснабжению общество получало нерегулярно, в связи с чем образовалась дебиторская задолженность, которая составила десятки миллионов рублей. Меры судебного взыскания задолженности не приводят к желаемому результату, поскольку должники - физические лица не имеют доходов и имущества, за счет которых могло бы быть исполнено решение суда, что в равной мере относится и к части должников - юридических лиц. Не получая в полном объеме оплату за произведенную тепловую энергию, общество в свою очередь не имело возможности исполнять свои обязательства. Определением Арбитражного суда Амурской области от 13.11.2017 в отношении ООО «Бурея-Восток» введена процедура, применяемая в деле о банкротстве - наблюдение. Определением от 22.11.2018 производство по делу прекращено в связи с заключением мирового соглашения. На счете общества существуют ограничения с 2017 года. Несвоевременная оплата исполнительного документа произошла не по умыслу или небрежности должника, а стала следствием сложившихся негативных обстоятельств, произошедших помимо воли ООО «Бурея-Восток». Взыскание исполнительского сбора в размере 2303637 рублей 20 копеек существенно ухудшит финансовое положение истца, что неизбежно приведет к возобновлению процедуры банкротства и последующей ликвидации общества. На основании ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», пунктов 74 и 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», просит суд, уменьшить размер исполнительского сбора, установленного постановлением № 28006/17/61297 от 24.11.2017 года по исполнительному производству № 6427/19/28006-ИП от 03.04.2019 года, на одну четверть от установленного размера.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей истца ООО «Бурея-Восток» ФИО2 и ФИО3, надлежаще извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении судебного заседания не заявивших, просивших о рассмотрении дела в их отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика ОСП по Бурейскому району УФССП по Амурской области и судебного пристава-исполнителя ОСП по Бурейскому району ФИО5, надлежаще извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении судебного заседания не заявивших, в письменном отзыве указавшей, что возражений на иск не имеют, оставляют решение данного вопроса на усмотрение суда.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика УФССП по Амурской области, надлежаще извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении судебного заседания не заявившего, возражений на иск в суд не предоставившего.

Исследовав материалы дела, материалы исполнительных производств, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что основании исполнительного документа – исполнительного листа серия ФС № 019058904, выданного 22.08.2017 года Арбитражным судом Амурской области по делу № А04-5124/2017 на основании решения от 21.07.2017 года о взыскании с ООО «Бурея-Восток» в пользу ООО «ЖКХ Вектор» задолженности по договору № 03/01/БВ 01.01.2015 за январь 2017 года, процентов за пользование чужими денежными средствами в общей сумме 2013079 рублей 67 копеек, вступившего в законную силу 22.08.2017 года, судебный пристав-исполнитель 28.09.2017 вынес постановление о возбуждении в отношении должника ООО «Бурея-Восток» исполнительного производства № 8888/17/28006-ИП, которым установил срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Ввиду неисполнения должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление № 28006/17/61297 от 24.11.2017 о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 140915 рублей 58 копеек, после истечения срока для добровольного исполнения которого, постановлением № 28006/19/24298 от 03.04.2019 возбуждено исполнительное производство № 6427/19/28006-ИП о взыскании исполнительского сбора в размере 140915 рублей 58 копеек с ООО «Бурея-Восток».

Ссылаясь на наличие оснований для уменьшения размера исполнительского сбора по вышеуказанному исполнительному производству, ООО «Бурея-Восток» обратилось в суд с настоящим исковым заявлением.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации – пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

В силу ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).

В пункте 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры публично правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора и/или его взыскание с правопреемника должника-организации является допустимым применительно к правилам привлечения к административной ответственности юридических лиц, установленным частями 3-8 статьи 2.10 КоАП РФ.

Согласно п. 72 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом.

С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительского документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (часть 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства.

Установленный размер взыскания исполнительского сбора (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу ч. 1 ст. 34, ч. 1-3 ст. 35 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации недопустимо.

Приведенная правовая позиция получила свое развитие в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2017 № 1-П, в котором было отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости; ее размер должен определяться исходя из обстоятельств конкретного дела, степени вины должника и иных имеющих значение обстоятельств.

С данными правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации соотносятся положения части 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с которыми суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи; при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В качестве доказательств нахождения заявителя в тяжелом материальном положении ООО «Бурея-Восток» представлены сведения об открытых счетах в кредитных организациях и справки кредитных организаций об остатках денежных средств на счетах общества, выписку из лицевого счета общества, справки о списках документов очереди неисполненных в срок распоряжений на сумму 7941867 рублей 92 копейки и 45724 рубля 98 копеек, определение Арбитражного суда Амурской области от 13.11.2017 № А04-8737/2017 о введении в отношении ООО «Бурея-Восток» процедуры, применяемой в деле о банкротстве – наблюдения, определение Арбитражного суда Амурской области от 22.11.2018 о прекращении производства по делу в связи с заключением мирового соглашения.

Таким образом, принимая во внимание тяжелое материальное положение истца, факт явной несоразмерности сумм задолженности и назначенного наказания, с целью соблюдения баланса частных и публичных интересов, недопустимости подавления экономической инициативы, во исполнение соразмерности, справедливости, индивидуализации наказания, суд полагает возможным уменьшить на одну четверть исполнительский сбор, установленный постановлением о взыскании исполнительского сбора № 28006/17/61297 от 24.11.2017 по исполнительному производству № 6427/19/28006-ИП от 03.04.2019, за неисполнение исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Бурея-Восток» удовлетворить.

Уменьшить на одну четверть исполнительский сбор по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по Бурейскому району УФССП по Амурской области ФИО5 № 28006/17/61297 от 24.11.2017 года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № 6427/19/28006-ИП, возбужденному 03.04.2019 года в отношении должника ООО «Бурея-Восток».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия в Амурский областной суд через Бурейский районный суд.

Председательствующий (подпись)

Копия верна:

Судья Бурейского районного суда Т.Ю. Чигарева

2-215/2019 ~ М-170/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Бурея-Восток"
Ответчики
судебный пристав исполнитель ОСП по Бурейскому району УФССП по Амурской области Борисенко Татьяна Викторовна
УФССП России по Амурской области
ОСП по Бурейскому району
Суд
Бурейский районный суд Амурской области
Судья
Чигарева Т.Ю.
Дело на странице суда
bureiskiy--amr.sudrf.ru
17.04.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2019Передача материалов судье
17.04.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.05.2019Судебное заседание
20.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее