2-2264/2017
Решение
Именем Российской Федерации
г.Оренбург 13 ноября 2017 года
Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Батищевой Н.И.,
при секретаре Фирсовой А.Н.,
с участием старшего помощника прокурора Промышленного района г.Оренбурга Стахиева А.Н.,
ответчика Анциферовой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г.Оренбурга к Анциферову Михаилу Ивановичу, Анциферовой Татьяне Михайловне, Анциферову Дмитрию Владимировичу о прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности на жилые помещения, выселении из жилого помещения и снятии с регистрационного учета,
Установил:
Администрация города Оренбурга обратилась в суд с вышеназванным иском, указывая, что собственником жилого помещения, общей площадью 45,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, является Анциферов М.И. Вместе с ответчиком проживают члены его семьи Анциферова Т.М. и Анциферов Д.В.
Заключением межведомственной комиссии от 13 октября 2011 года № 157, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с постановлением администрации г.Оренбурга от 15 апреля 2013 года №788-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО г. Оренбург» на 2013-2017 годы» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в указанную адресную программу.
Письмом администрации г. Оренбурга от 25 января 2017 года № 1-3/682 ответчику было направлено требование о сносе многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в разумный срок.
В связи с тем, что ответчик в установленный срок не осуществил снос указанного дома, постановлением администрации г.Оренбурга от 19 мая 2017 года № 1873-п «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером № и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии указанного земельного участка для муниципальных нужд и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности МО г. Оренбург.
Заказным письмом с уведомлением о вручении от 26 мая 2017 года Управление жилищной политики администрации г. Оренбурга направило ответчику уведомление (проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд), согласно которому:
- ответчик уведомлен о принятом администрацией г. Оренбурга решении об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, находящийся по адресу: <адрес>, и каждого расположенного в нем жилого помещения, в том числе принадлежащего на праве собственности ответчику;
- ответчик выбрал способ обеспечения своих жилищных прав, путем предоставления ему в собственность, взамен изымаемой недвижимости, благоустроенного жилого помещения, общей проектной площадью не менее 45,0 кв.м., расположенных в черте г. Оренбурга, после ввода дома в эксплуатацию и государственной регистрации на жилое помещение права собственности МО «город Оренбург»;
- ответчик предупрежден об осуществлении администрацией города Оренбурга по истечении трех месяцев с момента получения ответчиками проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, принудительного изъятия недвижимости в судебном порядке в случае, если ответчики, заключив указанное соглашение, будут препятствовать его исполнению.
Условия соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд не исполняются.
Просили суд изъять для муниципальных нужд у Анциферова М.И. жилое помещение, общей площадью 45,0 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>,
предоставить в собственность Анциферова М.И. жилое помещение, общей площадью 56,36 кв.м., по адресу: <адрес>,
выселить Анциферова М.И. и членов его семьи Анциферову Т.М. и Анциферова Д.В. из жилого помещения, общей площадью 45,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>,
снять Анциферова М.И. и членов его семьи Анциферову Т.М. и Анциферова Д.В. с регистрационного учета по месту жительства.
В ходе судебного разбирательства истец изменил исковые требования, просил прекратить право собственности Анциферова М.И. на жилое помещение общей площадью 45,00 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>
признать за МО г.Оренбург право собственности на жилое помещение, общей площадью 45,00 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>,
признать право собственности Анциферова М.И. на жилое помещение, общей площадью 55,50 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>,
выселить Анциферова М.И., Анциферову Т.М. и Анциферова Д.В. из жилого помещения по адресу: <адрес>
снять Анциферова М.И., Анциферову Т.М. и Анциферова Д.В. с регистрационного учета по месту жительства указанных лиц.
Представитель истца - администрации г. Оренбурга в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, что подтверждается распиской в получении судебной повестки представителем истца.
Ответчики Анциферов М.И. и Анциферов Д.В. в судебное заседание также не явились, извещены в установленном законом порядке, в подтверждение чего в материалах дела имеется расписка об извещении.
Суд в порядке ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных в установленном законом порядке.
Ответчик Анциферова Т.М. в судебном заседании пояснила, что она с членами ее семьи Анциферовым М.И. и Анциферовым Д.В. переселилась в квартиру по <адрес>, площадью 55,50 кв.м. Право собственности на указанную квартиру оформлено в Управлении Росреестра за Анциферовым М.И. С регистрационного учета в <адрес> сняты.
Заслушав пояснение представителя истца, ответчика, заключение прокурора, полагавшего исковые требования частичному удовлетворению, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч.3 ст.35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд регламентировано положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Нормы, содержащиеся в этой статье, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.
В силу ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счёт их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путём выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
В соответствии с ч.1 ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путём выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8 ст.32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
В соответствии с п. 4 ст. 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
На основании п. 9 вышеуказанной статьи, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
В судебном заседании установлено и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, что квартира по пер. Селивановский, <адрес> принадлежит на праве собственности ответчику Анциферову М.И. Площадь квартиры 45 кв.м.
Согласно справке ООО «УК «Центр – ЖКХ» в указанной квартире зарегистрированы Анциферова Т.М., Анциферов Д.В., Анциферов М.И.
Из акта обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> литер АА1 от 13 октября 2011 года № 157 следует, что указанный дом одноэтажный, пятиквартирный, площадью 214,70 кв.м., стены рубленые из бревен, перекрытия деревянные, кровля шиферная. Оборудован энергоснабжением, центральным отоплением, холодным водоснабжением. Износ на 26 февраля 2000 года составил – 72%.
Согласно визуального осмотра выявлены незначительное повреждение и частичное отсутствие гидроизоляции, следы систематического увлажнения наружных поверхностей подвала, систематическое намокание и поражение деревянных конструкций стен гнилью, разрушение внешнего слоя отделки, следы систематического увлажнения участков чердачного перекрытия здания, прогиб стропильных конструкций на величину до 80 мм.
Из заключения межведомственной комиссии № 157 от 13 октября 2011 года усматривается, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> литер АА1, признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу.
Данное заключение о признании дома аварийным и подлежащим сносу ответчиками не оспорено.
В соответствии со статьей 14 ЖК РФ, статьями 14, 16, 18 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», статьями 9, 33, 34 Устава города Оренбурга постановлением администрации г.Оренбурга от 15.04.2013 № 788-п утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013 - 2017 годы».
Целями программы является ликвидация всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке до 01.01.2012, расположенного на территории муниципального образования «город Оренбург»;
- финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов;
- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.
В рамках реализации Программы подлежит решению основная задача - переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Срок реализации Программы - с 2013 по 01 сентября 2017 года.
Программа подготовлена на основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, находящихся на территории города Оренбурга, при условии соблюдения установленного законодательством порядка признания таких домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В целях оказания помощи гражданам и в соответствии с Федеральным законом предполагается участие Фонда, бюджета Оренбургской области и органов местного самоуправления в мероприятиях по переселению из аварийного жилищного фонда путем привлечения на эти цели бюджетных и внебюджетных финансовых средств различных уровней.
Программа разработана в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» для привлечения финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств областного бюджета.
В соответствии с п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» собственник жилого помещения, признанного аварийным, имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
На основании постановления администрации г. Оренбурга от 15 апреля 2013 года № 788-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> литер АА1, включен в данную программу.
Письмом администрации г. Оренбурга от 25 января 2017 года ответчику было направлено требование о сносе многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> разумный срок.
В связи с тем, что ответчик в установленный срок не осуществил снос указанного дома, постановлением администрации г. Оренбурга от 19 мая 2017 года № 1873-п «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером № и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии указанного земельного участка по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности МО г. Оренбург.
Из представленного уведомления (проекта соглашения) об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, следует, что собственник жилого помещения – ответчик Анциферов М.И. выбрал способ обеспечения жилищных прав пнри изъятии вышеназванного земельного участка путем предоставления в собственность взамен изымаемой недвижимости жилого помещения, площадью не менее 45 кв.м.. Данное соглашение ответчиком подписано.
Из разрешения на ввод в эксплуатацию от 31 июля 2017 года следует, что Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга осуществил выдачу разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома по <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №
Согласно распоряжению № 2987-р от 01 августа 2017 года вышеназванному жилому дому присвоен адрес: <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРН от 01 ноября 2017 года квартира <адрес> имеет площадь 55,5 кв.м., расположена на 8 этаже, назначение жилое, правообладателем является Анциферов М.И.
На основании ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ч.1 ст. 4 ГПК РФ суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
В силу п.4 ч.2 ст.131 ГПК РФ в исковом заявлении должно быть указано, в чем заключается нарушение либо угроза прав, свобод или законных интересов истца и его требования.
В судебном заседании установлено и подтверждается выпиской из ЕГРН, что ответчик Анциферов М.И. по соглашению об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд (договору мены от 27 октября 2017 года) взамен изымаемого аварийного жилого помещения получила в собственность жилое помещение, общей площадью 35,50 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Право собственности на указанную квартиру в установленном порядке зарегистрировано за Анциферовым М.И.
Ответчики выселились из квартиры № по пер. Селивановский/ <адрес> и вселились в предоставленное жилое помещение. Таким образом, спора по существу заявленных требований о прекращении права собственности, признании права собственности и выселении между сторонами не имеется, требования администрации г. Оренбурга не подлежат удовлетворению.
Сведения о снятии ответчиков с регистрационного учета по адресу: <адрес> материалах дела не имеется.
Согласно ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ.
Регистрация в жилом помещении зависит от права гражданина на жилое помещение и в случае выселения гражданина он подлежит снятию с регистрационного учёта на основании судебного решения согласно п.Е ст.31 «Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713.
В связи с прекращением права ответчиков на жилое помещение по адресу: <адрес> требование о снятии ответчиков с регистрационного учёта по указанному адресу подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил.
Исковые требования администрации г.Оренбурга к Анциферову Михаилу Ивановичу, Анциферовой Татьяне Михайловне, Анциферову Дмитрию Владимировичу о прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности на жилые помещения, выселении из жилого помещения и снятии с регистрационного учета удовлетворить частично.
Снять Анциферова Михаила Ивановича, Анциферову Татьяну Михайловну, Анциферова Дмитрия Владимировича с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 17 ноября 2017 года.
Судья Батищева Н.И.