гр. дело № 2-442/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«17» февраля2020 Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Клочковой Е.В.,
при секретаре НагайцевойА.С.,
с участием сторон и их представителей,представителя 3-его лица,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по искуВолковой Надежды Митрофановны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже о возложении обязанности включить в специальный стаж период работыв должности заведующего фельдшерско-акушерского пункта и нахождении на курсах повышения квалификации, взыскании расходов по оплате госпошлины,
у с т а н о в и л:
10.07.2019 Волкова Н.М. обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии но старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением Управления от 17.09.2019 Волковой Н.М. отказано в досрочномназначении страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия необходимого специального стажа-30 лет.
Вчастности истцув специальный стаж не зачли периодыработы
в БУЗ ВО «Воронежская городская больница №» -с 01.01.1998 по 31.12.1999 в должности заведующей ФАП в фельдшерско-акушерском пункте, так как наименование должности не предусмотрено разделом «Наименование должностей» Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, нахождение на курсах повышения квалификации:с 13.11.1995г. по 23.12.1995г., с 20.03.2006г. по 14.04.2006г., с 15.10.2007г. по 03.11.2007г., с 11.01.2011г. по 19.02.2011г.,с 16.11.2015г. по 26.12.2015г.,так как указанные периоды не предусмотрены п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516.
Считает отказ во включении в специальный стаж указанных периодов необоснованным, противоречащим действующему законодательству, просит суд обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013г.период работы в БУЗ ВО «Воронежская городская больница №» -с 01.01.1998 по 31.12.1999 в должности заведующей ФАП в фельдшерско-акушерском пункте, нахождение на курсах повышения квалификации:с 13.11.1995г. по 23.12.1995г., с 20.03.2006г. по 14.04.2006г., с 15.10.2007г. по 03.11.2007г., с 11.01.2011г. по 19.02.2011г., с 16.11.2015г. по 26.12.2015г.Взыскать расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.
Истец –Волкова Н.М., представитель истца по устному ходатайству Семирод С.Б. в судебном заседании поддержали исковые требования, просили суд их удовлетворить по вышеизложенным основаниям.
Представитель ответчика по доверенности Суханова Н.Н. в судебном заседании с иском не согласилась, считала его не подлежащим удовлетворению, представила письменные возражения приобщенные к материалам дела.
3-е лицо- представитель Департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности Кудинов Д.А. считал заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Общий порядок пенсионного обеспечения для всех граждан в настоящее время установлен Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охранездоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, списки соответствующих работ, производств, профессий.должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ» от 16.07.2014г. № 665, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии со ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400- ФЗ, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. но 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет. утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (в соответствии с информационным письмом Министерства труда и соцраэвития РФ от 27.09.2000 г. № 3948/1-17 и Пенсионного фонда РФ от 29.09.2000 г. № 06-25/8625, при исчислении специального стажа до 01.11.1999 г. и дающего право на пенсию за выслугу лет. применяется Номенклатурадолжностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 15.10.1999 г. № 377, Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 03.11.1999 г. № 395 и перечень хирургических отделений (палат) для-взрослых и детей в стационарах, содержащийся в Положении об оплате труда работников здравоохранения РФ, утвержденном Приказом Минздрава России от 15.10.1999 г. № 377);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
На основании пояснений участвующих в деле лиц, решения об отказе в установлении пенсии(л.д.11-14),к/трудовой книжки (л.д.15-19), приказов ( л.д.20), справок (л.д.40-42) судом установлено, что Волкова Надежда Митрофановна работала в БУЗ ВО «Воронежская городская больница №» -с 01.01.1998 по 31.12.1999 в должности заведующей ФАП в фельдшерско-акушерском пункте, указанный период работы не был включен в специальный стаж, так как наименование должности не предусмотрено разделом «Наименование должностей» Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781.
В соответствии с действующим законодательством о пенсиях основным условием назначения досрочных страховых пенсий (пенсий за выслугу лет) работникам здравоохранения является выполнение лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г.№400-ФЗ). При этом постановлениями Правительства РФ неоднократно утверждались Списки должностей, работа в которых дает право на данный вид пенсии.
Согласно Списку, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464, право на пенсию за выслугу лет имеет средний медицинский персонал независимо от наименования должностей и учреждений здравоохранения всех форм собственности. На должность заведующего фельдшерско-акушерского пункта назначается медицинский работник, имеющий среднее медицинское образование.
В данном случае истец имеет среднее медицинское образование по специальности фельдшер, что подтверждается дипломом №466709 от 01.03.1990г.
Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.99г. №377 предусмотрена должность заведующего фельдшерским пунктом - фельдшер (акушерка, медсестра). Занимая истцом должность, заведующей фельдшерско-акушерским пунктом, фактически предполагает выполнение обязанностей фельдшера.
В соответствии с Положением о заведующем ФАП, утвержденном приказом Минздрава СССР от 27.07.1973г. №566 на должность заведующего ФАП фельдшера назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера или фельдшера - акушерки. Данным Положением предусмотрены права и обязанности заведующего ФАП - фельдшера, а не только заведующего.
Как следует из указанного Положения, при отсутствии в штате ФАП других средних медработников (акушерки и патронажной медсестры) заведующий выполняет их обязанности и пользуется их правами, предусмотренными Положениями об указанных должностных лицах.
Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ №781 предусмотрено включение в специальный стаж для назначения пенсии работы в должности среднего медицинского персонала в должностях: заведующего ФАП (акушерка, фельдшер, медсестра).
Основной задачей фельдшерско-акушерского пункта является обеспечение доступной и качественной доврачебной первичной медико-санитарной помощи прикрепленному населению, в том числе динамическое наблюдение лиц, страдающих хроническими заболеваниями, а также проведение профилактики социально - значимых заболеваний ( Положение л.д.22).
Должность заведующего предусмотрена Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999г.№377 и входит в п.2 «Руководители структурных подразделений учреждений». Согласно Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 09.08.1998г. №110, от 03.11.1999г. №395 здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и др. организаций и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
Согласно приказу Минздрава СССР от 13.07.1989г. и №418 «Об утверждении новой редакции перечня высших и средних специальных лечебных заведений, подготовка и полученные знания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью» лицо, окончившее среднее специальное медицинское учреждение по специальности «фельдшер» вправе занимать должности среднего медицинского персонала (всех наименований), в том числе руководителей.
В соответствии с приказом Минздрава РФ от 19.08.1997г. «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала» занимаемая истцом должность соответствует специальности «лечебное дело».
Сферой профессиональной деятельности специалиста в области лечебного дела являются учреждения здравоохранения и социальной защиты населения, в том числе служба «скорой медицинской помощи», фельдшерско-акушерские пункты,здравпункты промышленных предприятий и образовательных учреждений,приемный покой лечебно-профилактического учреждения, реабилитационныеучреждения. В обязанности таких специалистов входит оказание неотложнойдоврачебной помощи при острых заболеваниях, несчастных случаях, организация ипроведение диспансерного наблюдения за различными группами населения. Всоответствии с приказом Минздрава РФ от 05.06.1998г. №186 по специальности«Лечебное дело» средний медицинский персонал может занимать следующиедолжности: старший фельдшер, фельдшер, заведующий фельдшерско-акушерскимпунктом-фельдшер, заведующий здравпунктом-фельдшер, заведующий медпунктом-фельдшер и др.
Приказ Минздрава от 19.01.1999г. №18 «О введение в действие Перечня соответствия специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала должностям специалистов», действующий в спорный период работы и утративший силу в связи с изданием приказа Минздравсоцразвития РФ от 07.04.2008г. №165, в п.2 предусматривал, что должности фельдшера и заведующего ФАП по специальности «Лечебное дело», отнесены к среднему медперсоналу.
В соответствии с Положением о фельдшерском здравпункте, утвержденным приказом Минздрава СССР от 23.09.1981г. №1000 фельдшерский здравпункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением, на который возлагается оказание населению доврачебной медицинской помощи. Данный факт подтверждается и Положением о фельдшерско-акушерском пункте, утвержденном главным врачом больницы 11.01.2011г.( л.д. 22).
Работая в фельдшерско-акушерском пункте, истец осуществляла амбулаторный прием, оказывала неотложную доврачебную помощь при травмах, острых заболеваниях и несчастных случаях, выполняла профилактические, лечебные, диагностические мероприятия, проводила медицинские осмотры, вела медицинскую документацию, обеспечивала диспансерное наблюдение, организовывала профилактические прививки, обеспечивала правильное хранение, учет и списание лекарственных препаратов, то есть характер моей работы был непосредственно связан с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, что в частности подтверждается приложенными к материалам дела карточками справкой ( л.д.57-58), личной карточкой ( л.д. 59-63), тарифными списками ( л.д. 64-68).
Согласно справке больницы от 20.08.2019 свою работу истец выполняла полный рабочий день на ставку. Данный факт подтверждается приложенными к материалам дела штатными расписаниями больницы на 1998, 1999 годы. При этом в штатных расписаниях ФАП числится: заведующий и санитарка, что свидетельствует о том, что истец в одном лице осуществляла медицинскую деятельность по обслуживанию прикрепленного населения ( л.д.23-39).
Согласно приказу Минздрава РФ от 15.10.1999г. №377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения РФ» медицинскиеработники, руководители отделов, отделений, кабинетов и других структурных подразделений учреждений здравоохранения тарифицируются выше по отношению к разряду, установленному по соответствующей должности.
Данное обстоятельство подтверждается тарификационным Списком №2 по должностям медицинского и фармацевтического персонала на 01.01.1998г., на 01.07.1998г., на 01.01.1999г., на 01.04.1999г., на 01.09.1999г., где указано, что истец как заведующая ФАП тарифицируюсь выше на один разряд за руководство структурным подразделением (8 разряд установлен по должности фельдшера + 1 разряд за заведование ФАП, итого установлен 9 разряд) ( л.д. 64-68).
Таким образом, следует признать, что должность заведующего ФАП в спорный период работы истца не являлась освобожденной от обязанностей фельдшера, при этом наименование должности заведующего ФАП соответствует наименованию специальности фельдшер.
Учитывая изложенное, спорный период работы истца в должности заведующей ФАП, подлежит включению в специальный стаж.
Как следует из материалов дела, в периоды с 13.11.1995г. по 23.12.1995г., с 20.03.2006г. по 14.04.2006г., с 15.10.2007г. по 03.11.2007г., с 11.01.2011г. по 19.02.2011г., с 16.11.2015г. по 26.12.2015г. истец находилась на курсах повышения квалификации данные периоды не были включены в специальный стаж в календарном исчислении,поскольку не предусмотрены п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516.
Суд находит данный вывод ответчика не обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости включаются периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Согласно ст. 63 Основ законодательства РФ по охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом РФ 22.07.1993 года № 5487-1, а так же ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрена обязанность медицинских работников совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях впорядкеи в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок получения квалификационных категорий специалистами с высшим и средним профессиональным образованием, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации определяется Положением о порядке получения квалификационный категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения РФ, утвержденным приказом Минздрава РФ от 09.08.2001 года № 314. Повышение квалификации производится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение трудовой деятельности медицинского работника.
На основании изложенного следует признать, что прохождение курсов повышения квалификации (специализации) является неотъемлемой и необходимой частью исполнения истцом, как медицинским работником, своей профессиональной деятельности.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Согласно приложенных к материалам дела справок, приказовза указанные периоды, штатных расписаний, когда истец находилась на курсах повышения квалификации, ей начислялась заработная плата, за ней сохранялось рабочее место,в связи с чем, спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации (специализация) подлежат включению в специальный стаж истца.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд приходит к выводу, что те обстоятельства, на которых истец основывает свои исковые требования, нашли своё подтверждение в ходе судебного заседания. Вместе с тем, доводы представителя ответчика, являются неубедительными, и противоречат установленным в судебном заседании обстоятельствам.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Учитывая изложенное, с ответчика подлежат взыскании расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей ( л.д.3).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) вг.Воронеже включитьв стаж работы Волковой Надежды Митрофановны, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013г.период работы:с 01.01.1998 по 31.12.1999 в должности заведующей ФАП в фельдшерско-акушерском пунктев БУЗ ВО «Воронежская городская больница №», периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 13.11.1995г. по 23.12.1995г., с 20.03.2006г. по 14.04.2006г., с 15.10.2007г. по 03.11.2007г., с 11.01.2011г. по 19.02.2011г., с 16.11.2015г. по 26.12.2015г.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) вг.Воронеже в пользу Волковой Надежды Митрофановны расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Клочкова
Решение в окончательной форме изготовлено 24.02.2020.
гр. дело № 2-442/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«17» февраля2020 Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Клочковой Е.В.,
при секретаре НагайцевойА.С.,
с участием сторон и их представителей,представителя 3-его лица,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по искуВолковой Надежды Митрофановны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже о возложении обязанности включить в специальный стаж период работыв должности заведующего фельдшерско-акушерского пункта и нахождении на курсах повышения квалификации, взыскании расходов по оплате госпошлины,
у с т а н о в и л:
10.07.2019 Волкова Н.М. обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии но старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением Управления от 17.09.2019 Волковой Н.М. отказано в досрочномназначении страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия необходимого специального стажа-30 лет.
Вчастности истцув специальный стаж не зачли периодыработы
в БУЗ ВО «Воронежская городская больница №» -с 01.01.1998 по 31.12.1999 в должности заведующей ФАП в фельдшерско-акушерском пункте, так как наименование должности не предусмотрено разделом «Наименование должностей» Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, нахождение на курсах повышения квалификации:с 13.11.1995г. по 23.12.1995г., с 20.03.2006г. по 14.04.2006г., с 15.10.2007г. по 03.11.2007г., с 11.01.2011г. по 19.02.2011г.,с 16.11.2015г. по 26.12.2015г.,так как указанные периоды не предусмотрены п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516.
Считает отказ во включении в специальный стаж указанных периодов необоснованным, противоречащим действующему законодательству, просит суд обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013г.период работы в БУЗ ВО «Воронежская городская больница №» -с 01.01.1998 по 31.12.1999 в должности заведующей ФАП в фельдшерско-акушерском пункте, нахождение на курсах повышения квалификации:с 13.11.1995г. по 23.12.1995г., с 20.03.2006г. по 14.04.2006г., с 15.10.2007г. по 03.11.2007г., с 11.01.2011г. по 19.02.2011г., с 16.11.2015г. по 26.12.2015г.Взыскать расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.
Истец –Волкова Н.М., представитель истца по устному ходатайству Семирод С.Б. в судебном заседании поддержали исковые требования, просили суд их удовлетворить по вышеизложенным основаниям.
Представитель ответчика по доверенности Суханова Н.Н. в судебном заседании с иском не согласилась, считала его не подлежащим удовлетворению, представила письменные возражения приобщенные к материалам дела.
3-е лицо- представитель Департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности Кудинов Д.А. считал заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Общий порядок пенсионного обеспечения для всех граждан в настоящее время установлен Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охранездоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, списки соответствующих работ, производств, профессий.должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ» от 16.07.2014г. № 665, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии со ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400- ФЗ, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. но 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет. утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (в соответствии с информационным письмом Министерства труда и соцраэвития РФ от 27.09.2000 г. № 3948/1-17 и Пенсионного фонда РФ от 29.09.2000 г. № 06-25/8625, при исчислении специального стажа до 01.11.1999 г. и дающего право на пенсию за выслугу лет. применяется Номенклатурадолжностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 15.10.1999 г. № 377, Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 03.11.1999 г. № 395 и перечень хирургических отделений (палат) для-взрослых и детей в стационарах, содержащийся в Положении об оплате труда работников здравоохранения РФ, утвержденном Приказом Минздрава России от 15.10.1999 г. № 377);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
На основании пояснений участвующих в деле лиц, решения об отказе в установлении пенсии(л.д.11-14),к/трудовой книжки (л.д.15-19), приказов ( л.д.20), справок (л.д.40-42) судом установлено, что Волкова Надежда Митрофановна работала в БУЗ ВО «Воронежская городская больница №» -с 01.01.1998 по 31.12.1999 в должности заведующей ФАП в фельдшерско-акушерском пункте, указанный период работы не был включен в специальный стаж, так как наименование должности не предусмотрено разделом «Наименование должностей» Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781.
В соответствии с действующим законодательством о пенсиях основным условием назначения досрочных страховых пенсий (пенсий за выслугу лет) работникам здравоохранения является выполнение лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г.№400-ФЗ). При этом постановлениями Правительства РФ неоднократно утверждались Списки должностей, работа в которых дает право на данный вид пенсии.
Согласно Списку, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464, право на пенсию за выслугу лет имеет средний медицинский персонал независимо от наименования должностей и учреждений здравоохранения всех форм собственности. На должность заведующего фельдшерско-акушерского пункта назначается медицинский работник, имеющий среднее медицинское образование.
В данном случае истец имеет среднее медицинское образование по специальности фельдшер, что подтверждается дипломом №466709 от 01.03.1990г.
Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.99г. №377 предусмотрена должность заведующего фельдшерским пунктом - фельдшер (акушерка, медсестра). Занимая истцом должность, заведующей фельдшерско-акушерским пунктом, фактически предполагает выполнение обязанностей фельдшера.
В соответствии с Положением о заведующем ФАП, утвержденном приказом Минздрава СССР от 27.07.1973г. №566 на должность заведующего ФАП фельдшера назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера или фельдшера - акушерки. Данным Положением предусмотрены права и обязанности заведующего ФАП - фельдшера, а не только заведующего.
Как следует из указанного Положения, при отсутствии в штате ФАП других средних медработников (акушерки и патронажной медсестры) заведующий выполняет их обязанности и пользуется их правами, предусмотренными Положениями об указанных должностных лицах.
Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ №781 предусмотрено включение в специальный стаж для назначения пенсии работы в должности среднего медицинского персонала в должностях: заведующего ФАП (акушерка, фельдшер, медсестра).
Основной задачей фельдшерско-акушерского пункта является обеспечение доступной и качественной доврачебной первичной медико-санитарной помощи прикрепленному населению, в том числе динамическое наблюдение лиц, страдающих хроническими заболеваниями, а также проведение профилактики социально - значимых заболеваний ( Положение л.д.22).
Должность заведующего предусмотрена Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999г.№377 и входит в п.2 «Руководители структурных подразделений учреждений». Согласно Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 09.08.1998г. №110, от 03.11.1999г. №395 здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и др. организаций и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
Согласно приказу Минздрава СССР от 13.07.1989г. и №418 «Об утверждении новой редакции перечня высших и средних специальных лечебных заведений, подготовка и полученные знания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью» лицо, окончившее среднее специальное медицинское учреждение по специальности «фельдшер» вправе занимать должности среднего медицинского персонала (всех наименований), в том числе руководителей.
В соответствии с приказом Минздрава РФ от 19.08.1997г. «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала» занимаемая истцом должность соответствует специальности «лечебное дело».
Сферой профессиональной деятельности специалиста в области лечебного дела являются учреждения здравоохранения и социальной защиты населения, в том числе служба «скорой медицинской помощи», фельдшерско-акушерские пункты,здравпункты промышленных предприятий и образовательных учреждений,приемный покой лечебно-профилактического учреждения, реабилитационныеучреждения. В обязанности таких специалистов входит оказание неотложнойдоврачебной помощи при острых заболеваниях, несчастных случаях, организация ипроведение диспансерного наблюдения за различными группами населения. Всоответствии с приказом Минздрава РФ от 05.06.1998г. №186 по специальности«Лечебное дело» средний медицинский персонал может занимать следующиедолжности: старший фельдшер, фельдшер, заведующий фельдшерско-акушерскимпунктом-фельдшер, заведующий здравпунктом-фельдшер, заведующий медпунктом-фельдшер и др.
Приказ Минздрава от 19.01.1999г. №18 «О введение в действие Перечня соответствия специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала должностям специалистов», действующий в спорный период работы и утративший силу в связи с изданием приказа Минздравсоцразвития РФ от 07.04.2008г. №165, в п.2 предусматривал, что должности фельдшера и заведующего ФАП по специальности «Лечебное дело», отнесены к среднему медперсоналу.
В соответствии с Положением о фельдшерском здравпункте, утвержденным приказом Минздрава СССР от 23.09.1981г. №1000 фельдшерский здравпункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением, на который возлагается оказание населению доврачебной медицинской помощи. Данный факт подтверждается и Положением о фельдшерско-акушерском пункте, утвержденном главным врачом больницы 11.01.2011г.( л.д. 22).
Работая в фельдшерско-акушерском пункте, истец осуществляла амбулаторный прием, оказывала неотложную доврачебную помощь при травмах, острых заболеваниях и несчастных случаях, выполняла профилактические, лечебные, диагностические мероприятия, проводила медицинские осмотры, вела медицинскую документацию, обеспечивала диспансерное наблюдение, организовывала профилактические прививки, обеспечивала правильное хранение, учет и списание лекарственных препаратов, то есть характер моей работы был непосредственно связан с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, что в частности подтверждается приложенными к материалам дела карточками справкой ( л.д.57-58), личной карточкой ( л.д. 59-63), тарифными списками ( л.д. 64-68).
Согласно справке больницы от 20.08.2019 свою работу истец выполняла полный рабочий день на ставку. Данный факт подтверждается приложенными к материалам дела штатными расписаниями больницы на 1998, 1999 годы. При этом в штатных расписаниях ФАП числится: заведующий и санитарка, что свидетельствует о том, что истец в одном лице осуществляла медицинскую деятельность по обслуживанию прикрепленного населения ( л.д.23-39).
Согласно приказу Минздрава РФ от 15.10.1999г. №377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения РФ» медицинскиеработники, руководители отделов, отделений, кабинетов и других структурных подразделений учреждений здравоохранения тарифицируются выше по отношению к разряду, установленному по соответствующей должности.
Данное обстоятельство подтверждается тарификационным Списком №2 по должностям медицинского и фармацевтического персонала на 01.01.1998г., на 01.07.1998г., на 01.01.1999г., на 01.04.1999г., на 01.09.1999г., где указано, что истец как заведующая ФАП тарифицируюсь выше на один разряд за руководство структурным подразделением (8 разряд установлен по должности фельдшера + 1 разряд за заведование ФАП, итого установлен 9 разряд) ( л.д. 64-68).
Таким образом, следует признать, что должность заведующего ФАП в спорный период работы истца не являлась освобожденной от обязанностей фельдшера, при этом наименование должности заведующего ФАП соответствует наименованию специальности фельдшер.
Учитывая изложенное, спорный период работы истца в должности заведующей ФАП, подлежит включению в специальный стаж.
Как следует из материалов дела, в периоды с 13.11.1995г. по 23.12.1995г., с 20.03.2006г. по 14.04.2006г., с 15.10.2007г. по 03.11.2007г., с 11.01.2011г. по 19.02.2011г., с 16.11.2015г. по 26.12.2015г. истец находилась на курсах повышения квалификации данные периоды не были включены в специальный стаж в календарном исчислении,поскольку не предусмотрены п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516.
Суд находит данный вывод ответчика не обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости включаются периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Согласно ст. 63 Основ законодательства РФ по охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом РФ 22.07.1993 года № 5487-1, а так же ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрена обязанность медицинских работников совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях впорядкеи в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок получения квалификационных категорий специалистами с высшим и средним профессиональным образованием, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации определяется Положением о порядке получения квалификационный категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения РФ, утвержденным приказом Минздрава РФ от 09.08.2001 года № 314. Повышение квалификации производится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение трудовой деятельности медицинского работника.
На основании изложенного следует признать, что прохождение курсов повышения квалификации (специализации) является неотъемлемой и необходимой частью исполнения истцом, как медицинским работником, своей профессиональной деятельности.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Согласно приложенных к материалам дела справок, приказовза указанные периоды, штатных расписаний, когда истец находилась на курсах повышения квалификации, ей начислялась заработная плата, за ней сохранялось рабочее место,в связи с чем, спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации (специализация) подлежат включению в специальный стаж истца.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд приходит к выводу, что те обстоятельства, на которых истец основывает свои исковые требования, нашли своё подтверждение в ходе судебного заседания. Вместе с тем, доводы представителя ответчика, являются неубедительными, и противоречат установленным в судебном заседании обстоятельствам.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Учитывая изложенное, с ответчика подлежат взыскании расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей ( л.д.3).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) вг.Воронеже включитьв стаж работы Волковой Надежды Митрофановны, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013г.период работы:с 01.01.1998 по 31.12.1999 в должности заведующей ФАП в фельдшерско-акушерском пунктев БУЗ ВО «Воронежская городская больница №», периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 13.11.1995г. по 23.12.1995г., с 20.03.2006г. по 14.04.2006г., с 15.10.2007г. по 03.11.2007г., с 11.01.2011г. по 19.02.2011г., с 16.11.2015г. по 26.12.2015г.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) вг.Воронеже в пользу Волковой Надежды Митрофановны расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Клочкова
Решение в окончательной форме изготовлено 24.02.2020.