Дело № АА-12-289/17
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
15 февраля 2017 года г. Благовещенск
Судья Благовещенского городского суда Амурской области Кургунова Н.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ПАО КБ «Восточный экспресс банк» Молчановой Н.А. на постановление и.о. мирового судьи Амурской области по БГСУ №6 от 17.11.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 6 от 17 ноября 2016 года ПАО КБ «Восточный экспресс банк» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник ПАО КБ «Восточный экспресс банк» обратилась в Благовещенский городской суд с жалобой, в которой указала, что мировым судьей не исследованы надлежаще обстоятельства, на которые было указано банком - сведения об исполнении/неисполнении банком указанного предписания имелись в материалах органа надзора - так как еще 03.06.2016г. - то есть ранее вынесения Распоряжения № 001884 в орган надзора банком были направлены сведения о несогласии с предписанием № 000740 от 16.05.2016г. невозможности с тем его исполнения, об инициировании банком процедуры его обжалования - данное подтверждается сведениями об отправлении в адрес органа надзора писем на адрес официальной электронной почты, отправлении почтой России почтовым реестром и квитанцией от 28.07.2016г., также определением Арбитражного суда Иркутской области от 21.09.2016г. в рамках дела № А19-15713/2016 - данным определением было принято Заявление банка о несогласии с предписанием № 000740 и признании его незаконным. Согласно Арбитражного процессуального кодекса РФ, Заявления принимаются только по уведомлении стороны по делу о подаче Заявления в суд - в данном случае предметом дела выступало Заявление о признании незаконным Предписания № 000740, стороной по делу выступал орган надзора - Управление Роспотребнадзора по Иркутской области. Следовательно, по состоянию на дату 21.09.2016г. орган надзора обладал информацией о неисполнении предписания № 000740 от 16.05.2016г. Как следует из обжалуемого Постановления, протокол по ст. 19.7. КоАП РФ по факту неисполнения банком обязанности по представлению сведений об исполнении/неисполнении предписания № 000740 был составлен органом надзора 13/10/2016г. - в период времени, когда орган надзора обладал сведениями, направленными для него банком и подтвержденными повторно вынесением определения о принятии заявления о признании предписания незаконным Арбитражным судом Иркутской области в рамках дела № А19-15713/2016 - следовательно, протокол был составлен в отсутствие события правонарушения по ст. 19.7 КоАП РФ. Просит постановление отменить.
В судебное заседание заявитель жалобы, законный представитель ПАО КБ «Восточный экспресс банк», представители Управления Роспотребнадзора по Иркутской области не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, о причинах неявки суду не сообщили.
При таких обстоятельствах, учитывая положения ст.25.1 КоАП РФ, суд определил рассмотреть поданную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив с учетом требований ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объеме, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 19.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных в указанной статье КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Иркутской области) N 001884 от 07.09.2016г. в период с 16.09.2016 г. по 13.10.2016 г. в отношении ПАО КБ «Восточный экспресс банк» была проведена внеплановая документарная проверка, целью которой являлось выявление исполнения предписания от 16.05.2016 г. №000740 об устранении нарушений, срок для исполнения которых истек 31.08.2016 г.
Так, согласно распоряжения заместителя руководителя Управление Роспотребнадзора по Иркутской области N 001884 от 07.09.2016г. ПАО КБ «Восточный экспресс банк» необходимо было представить в адрес Управления Роспортребнадзора по Иркутской копии документов для проведения проверки: приказа о назначении на должность лица, ознакомившегося с распоряжением; типовой формы договора кредитования, заключаемого с физическими лицами, действующей в настоящий момент; общих условий кредитования счета для продуктов со схемой погашения МОП- аннуитет, действующих в настоящее время, приказа об их утверждении и введении в действие; правил выпуска и обслуживания банковских карт, действующих в настоящий момент, приказа об их утверждении и введении в действие. Кроме того, согласно указанному распоряжению, ПАО «Восточный экспресс Банк» необходимо было представить пояснения по существу неисполнения в установленный срок предписания от 16.05.2016 года № 000740.
В соответствии с п.5 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.
Данное распоряжение было получено ПАО «Восточный экспресс Банк» 15.09.2016 года, последний день предоставления запрашиваемых документов, согласно п. 5 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", 29.09.2016 года.
Между тем, указанные в распоряжении N 001884 от 07.09.2016г. документы ПАО КБ «Восточный экспресс банк» не были предоставлены в Управление Роспотребнадзора по Иркутской области. В связи с чем 17.10.2016 г. главным специалистом –экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в отношении ПАО КБ «Восточный экспресс банк» был составлен протокол N ЮЛ/К-1810/16-14 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 (л.д. 4 - 5).
Признавая ПАО КБ «Восточный экспресс банк» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ, мировой судья исходил из того обстоятельства, что ПАО КБ «Восточный экспресс банк» в нарушении срока, установленного п. 5 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не предоставило в Управление Роспотребнадзора по Иркутской области приведенные в распоряжении N 001884 от 07.09.2016г. документы, подтверждающие исполнение предписания от 16.05.2016 г. №000740 об устранении нарушений, срок для исполнения которых истек. Также, распоряжением о проверке установлено-представить пояснения по существу неисполнения в установленный срок предписания от 16.05.2016 г. №000740, однако, такие пояснения также не были предоставлены со стороны банка.
Однако с таким выводом мирового судьи о виновности ПАО КБ «Восточный экспресс банк» в совершении вменяемого ему административного правонарушения согласиться нельзя.
В ходе производства по делу защитник ПАО КБ «Восточный экспресс банк» оспаривал виновность Банка в совершении вмененного административного правонарушения, последовательно заявляя, что в материалах дела имелись необходимые сведения по факту исполнения предписания от 16.05.2016 г. №000740, так в адрес Управления заведомо была направлена копия заявления о признании данного предписания недействительным с указанием на невозможность его исполнения в связи с несогласием с ним Банком. Таким образом, надзорный орган обладал необходимыми сведениями, которые запрошены в распоряжении о проведении внеплановой проверки №01884 для решения вопроса по предмету проводимой проверки-исполнения предписания от 16.05.2016 г. Так, это следует из представленных сведений о направлении в адрес Управления Роспотребнадзора по Иркутской области защитником ПАО КБ «Восточный экспресс банк» писем: на адрес официальной электронной почты заявления об оспаривании предписания от 16.05.2016 г. №000740, с подтверждением получения данных писем, почтой 28.07.2016 г. с приложением подтверждающих документов, а также определением Арбитражного суда Иркутской области от 21.09.2016 г., согласно которому к производству суда принято заявление ПАО КБ «Восточный экспресс банк» о признании недействительным предписания от 16.05.2016 г. №000740, назначенное к рассмотрению на 12.10.2016 г. на 10 час. 00 мин.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует деяние, выразившееся, в том числе в непредставлении в орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), таких сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности.
Однако, из материалов дела следует, что обязанность представить сведения фактически являлась следствием права контролирующего органа требовать предоставление таких сведений и документов в связи с проведенной проверкой исполнения ранее выданного предписания от 16.05.2016 г. №000740, что в свою очередь не образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ, поскольку объективная сторона данного правонарушения заключается в несвоевременном представлении в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, а не предписанием контролирующего органа.
При этом пояснения о выполнении или невыполнении предписания не относятся к документам, которые могут быть истребованы органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в ходе проверки выполнения ранее выданного предписания. Соответственно, непредставление указанных пояснений не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ.
Ответственность за действия, связанные с воспрепятствованием законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок образуют самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.19.4.1 КоАП РФ.
Частью 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие), предусмотренные ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки.
Статьей 25 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, вывод мирового судьи о наличии в действиях ПАО КБ «Восточный экспресс банк» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является неверным и противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Несмотря на то, что ст. 19.4.1 КоАП РФ, имеет один родовой объект со ст.19.7 КоАП РФ, санкции ч.1,2 настоящей статьи предусматривают более строгое наказание по сравнению с санкцией ст.19.7 КоАП РФ, в связи с чем переквалификация действий ПАО КБ «Восточный экспресс банк» по настоящему делу не возможна, а кроме того в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1, частью 2 статьи 19.4.1 названного Кодекса, составляет три месяца.
Согласно материалам дела, распоряжение N 001884 от 07.09.2016г. о предоставлении документов в целях проведения проверки исполнения предписания от 16.05.2016 г. №000740 получено ПАО КБ «Восточный экспресс банк» 15.09.2016 г. Следовательно срок его исполнения истек 29.09.2016г. соответственно. Таким образом трехмесячный срок давности привлечения ПАО КБ «Восточный экспресс банк» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1, ч.2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, истек 29.12.2016г.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу об отсутствии в действиях ПАО КБ «Восточный экспресс банк» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ, в связи с чем, обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении мирового судьи подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление и.о. мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку №6 от 17.11.2016 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ, в отношении ПАО «Восточный экспресс банк» отменить, производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в порядке и сроки, предусмотренные главой 30 КоАП РФ.
Судья Благовещенского
городского суда Н.З. Кургунова