РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2022 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Осьмининой Ю.С.,
при секретаре Власове В.А.,
в отсутствие сторон по делу,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5547/2022 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области к Борисову А.А. о взыскании задолженности по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Борисову А.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2020 г. в размере 22 657 рублей, пени по транспортному налогу за период с 02.12.2021 г. по 14.12.2021 г. в размере 73,64 рубля, ссылаясь на то, что административный ответчик, как лицо, состоящее на учете в качестве налогоплательщика, обязанное уплачивать законно установленные налоги в отношении принадлежащего ему транспортных средств, не своевременно исполнил установленную законом обязанность по уплате налога, в связи с чем в его адрес было направлено требование об уплате налога с предложением добровольно погасить задолженность по налогам, которое было оставлено без исполнения.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Административный ответчик Борисов А.А. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, направил в адрес суда письменные возражения, в которых просил применить последствия пропуска истцом срока исковой давности и отказать в удовлетворении требований.
Суд, ознакомившись с административным иском, возражениями на административное исковое заявление, исследовав материалы дела, считает административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Согласно ч. 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика.
Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В пункте 1 статьи 361 НК РФ определены налоговые ставки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362, пунктами 1, 3 статьи 363 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Судом установлено и следует из материалов дела, в 2020 г. Борисов А.А. являлся собственником автомобилей Шевроле Лумина гос. номер №, Крайслер LHS гос. номер №, ПАЗ 4230-01 гос. номер №.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ); налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом; направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 363 НК РФ).
Согласно базе данных налогового органа административный ответчик подключен к личному кабинета налогоплательщика.
25.09.2021 г. налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика в адрес Борисова А.А. было направлено налоговое уведомление № от 01.09.2021 г. в котором предлагалось уплатить не позднее 01.12.2021 года транспортный налог за 2020 г. за автомобиль Шевроле Лумина гос. номер <данные изъяты>) в размере 703 рубля.
Факт направления налогового уведомления подтверждается выпиской из личного кабинета налогоплательщика (л.д. 11).
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно ст. 75 НК РФ в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.
Ввиду невнесения Борисовым А.А. оплаты транспортного налога за 2020 налоговый период, были начислены пени по транспортному налогу за период с 02.12.2021 г. по 14.12.2021 г. в размере 73,64 рублей.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 НК РФ).
19.12.2021 г. Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области через личный кабинет налогоплательщика в адрес Борисова А.А. было направлено требование № по состоянию на 15.12.2021 г. об уплате за 2020 налоговый период транспортного налога в размере 22 657 рублей, пени по транспортному налогу в размере 73,64 рублей, со сроком исполнения до 18.01.2022 г. Направление требования подтверждается выпиской из личного кабинета налогоплательщика (л.д. 12).
В установленный срок обязанность по уплате недоимки по налогу исполнена не была.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, казанных в требовании об уплате налога.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
04.05.2022 г. Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка № 115 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Борисова А.А. недоимки по транспортному налогу в размере22 730,64 рублей. Мировым судьей судебного участка № 115 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области 04.05.2022 г. был вынесен судебный приказ № о взыскании с Борисова А.А. указанной выше суммы, который определением от 07.06.2022 г. был отменен на основании возражений, поступивших от должника.
28.10.2022 г. Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области в связи с отсутствием погашения спорной задолженности Борисовым А.А. обратилась с настоящим административным иском.
Срок для обращения в суд за защитой, предусмотренный ст. 286 КАС РФ, налоговым органом не пропущен.
Поскольку доказательств внесения оплаты образовавшейся недоимки по транспортному налогу административным ответчиком не представлено, суд полагает обоснованными административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области о взыскании с Борисова А.А. задолженности по транспортному налогу за 2020 г. в размере 22 657 рублей, пени по транспортному налогу за период с 02.12.2021 г. по 14.12.2021 г. в размере 73,64 рубля.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Административный ответчик является инвалидом 2 группы, что подтверждается справкой об инвалидности серии № от ДД.ММ.ГГГГ.(л.д. 58), вследствие чего на основании п. 2 ч.2 ст. 333.36 НК РФ освобожден от взыскания госпошлины.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 14, 175-180,290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск удовлетворить.
Взыскать с Борисова А.А., зарегистрированного по адресу: <адрес> пользу Межрайонной ИНФС России № 23 по Самарской области задолженность по транспортному налогу за 2020 г. в размере 22 657 рублей, пени по транспортному налогу за период с 02.12.2021 г. по 14.12.2021 г. в размере 73,64 рубля, а всего 22 730,64 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 30.12.2022 г.
Председательствующий: Ю.С. Осьминина