№ 2- 562/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 марта 2018 года г. Белебей
Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Гареевой Л.Р.,
с участием представителя истца Валиева Р.И.
при секретаре Ушамовой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Публичного акционерного общества «Газпром Газораспределение Уфа» к Шарипову А.Х. об обеспечении доступа представителей ПАО «Газпром Газораспределение Уфа» для проведения технического обслуживания,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, просит обязать ответчика обеспечить доступ в жилое помещение представителей ПАО «Газпром газораспределение Уфа» для проведения технического обслуживания ВДГО (ВКГО) по адресу: РБ, <адрес>А, <адрес>, взыскать с ответчика в пользу ПАО «Газпром газораспределение Уфа» расходы на уплату госпошлины в размере 6000 руб.
Заявленные требования мотивирует тем, что ПАО «Газпром газораспределение Уфа», являясь газораспределительной организацией, осуществляет на территории Республики Башкортостан транспортировку сетевого газа по газопроводам до потребителей по договорам поставки газа.
Между истцом и ответчиком заключен договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту Договор на ТО ВДГО/ВКГО), расположенного по адресу: РБ, <адрес>, ул. <адрес>А, <адрес>. Согласно указанному договору, истец обязался проводить техническое обслуживание и ремонт ВДГО/ВКГО, указанного в п. 1.2 договора, с периодичностью не реже 1 раза в года.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 42 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик обязан обеспечивать доступ представителей истца к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту указанного оборудования, а также для приостановления подачи газа в случаях, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно пункта 3.1.3 Договора на ТО на ответчика возложена обязанность обеспечить доступ представителей истца к ВКГО для технического обслуживания с 8 до 22 часов, а также при возникновении аварийной ситуации для проведения работ - в любое время суток.
Однако, ответчик, в нарушение положений Правил 410 и договора, доступ представителей истца к ВКГО для технического обслуживания не обеспечил ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлены акты с участием представителей управляющей компании.
В связи с неоднократным не допуском ответчиком в жилое помещение, истец не имеет возможности провести техническое обслуживание ВДГО (ВКГО) по вышеуказанному адресу.
Представитель истца ПАО «Газпром газораспределение Уфа» Валиев Р.И. в судебном заседании исковые требования просил удовлетворить, по обстоятельствам, изложенным в иске. Суду пояснил, что информация о проведении работ по техническому обслуживанию газового оборудования была доведена до сведения заказчиков через средства массовой информации, путем размещения объявлений на расположенных в местах общего доступа информационных стендах, путем направления почтовых сообщений. Несмотря на получение уведомлений по почте, Шарипов А.Х. не сообщил об удобных для него дате и времени в течение последующих 10 календарных дней обеспечения допуска сотрудников исполнителя в жилое помещение для выполнения работ по техническому обслуживанию газового оборудования.
Ответчик Шарипов А.Х. в судебное заседание не явился, о дате и времени его проведения извещен судебной повесткой, ходатайств об отложении дела не представил.
В соответствии с ч.1 ст.113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
На основании ст.117 ГПК РФ, при отказе адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд. Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Статья 118 ГПК РФ предусматривает, что лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
Согласно ч. 1 ст. 167 ГПК РФ лица участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
На лиц, участвующих в деле, согласно ст. 35 ГПК РФ возложена обязанность добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Реализация гарантированного ст. 46 ч.1 Конституции РФ права на судебную защиту предполагает не только правильное, но и своевременное рассмотрение и разрешение дела, на что указывает ст. 2 ГПК РФ, закрепляющая задачи и цели гражданского судопроизводства.
На основании ст.6.1. ГПК РФ судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки. Разбирательство дел в судах осуществляется в сроки, установленные настоящим Кодексом. Продление этих сроков допустимо в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом, но судопроизводство должно осуществляться в разумный срок. При определении разумного срока судебного разбирательства, который включает в себя период со дня поступления искового заявления или заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного постановления по делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность дела, поведение участников гражданского процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, и общая продолжительность судопроизводства по делу.
В соответствии с ч.1 ст.154 ГПК РФ гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд.
При возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения», следует признать, что в силу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что информация о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», Постановления Президиума Совета судей РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, была заблаговременно размещена на официальном и общедоступном сайте Белебеевского городского суда Республики Башкортостан в сети Интернет, и ответчик, достоверно зная о судебном разбирательстве по настоящему делу, будучи обязанным добросовестно пользоваться своими процессуальными правами в соответствии с ч.1 ст.35 ГПК РФ, имел объективную возможность ознакомиться с данной информацией и явиться в судебное заседание.
Суд считает поступившие в адрес суда сведения о невручении почтовой корреспонденции с судебными извещениями, сведениями о надлежащем извещении ответчика о времени и месте рассмотрения дела.
Поскольку неявка ответчика в судебное заседание является его волеизъявлением, при этом, доказательств о наличии уважительных причин неявки в судебное заседание до начала судебного заседания, исходя из требовании ч.1 ст.167 ГПК РФ, суду не представлено, суд считает неявку ответчика в судебное заседание неуважительной.
С учетом положений ст.ст.3, 154 ГПК РФ, п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, п.п. «с» п.3 ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., устанавливающих условие о необходимости рассмотрения гражданских дел судами в разумные сроки и без неоправданной задержки, а также положений ст.ст. 113-119 ГПК РФ, ст. 20 ГК РФ, ст.ст. 2 и 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», устанавливающих обязанность граждан РФ состоять на регистрационном учете по месту жительства и/или месту пребывания, в т.ч. в целях исполнения обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, суд находит поведение ответчика, выражающееся в неполучении отправленных в его адрес судебных извещений, непредставлении в адрес суда информации о смене своего места нахождения, нарушением общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом. Руководствуясь ст.6.1. ГПК РФ, ст.154 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие ответчика, при наличии имеющихся в материалах дела доказательствах, в порядке ч.4 ст.167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из материалов дела между ПАО «Газпром газораспределение Уфа» и Шариповым А.Х. заключен договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования (ВКГО) и внутридомового газового оборудования (ВДГО) от ДД.ММ.ГГГГ № расположенного по адресу: РБ, <адрес> А <адрес>.
По условиям договора ПАО «Газпром газораспределение Уфа» обязался проводить техническое обслуживание и ремонт ВДГО/ВКГО, указанные в п. 1.2 договора с периодичностью не реже 1 раза в год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее по тексту Правила).
В соответствии со статьей 2 Правил бытовое газоиспользующее оборудование - это оборудование, предназначенное для использования газа в качестве топлива для бытовых нужд потребителей газа (газовые плиты, автоматические газовые проточные и емкостные водонагреватели, газовые конвекторы и др.);
Согласно статьи 4 Правил безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг): а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; б) аварийно-диспетчерское обеспечение; в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; г) замена оборудования.
Как установлено статьей 6 Правил работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.
В соответствии со статьями 37,38,39 Правил договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заключается в письменной форме на срок не менее 3 лет и вступает в силу со дня его подписания последней из сторон этого договора. Условия договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящими Правилами.
Разделом IV Правил устанавливается порядок и условия исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, права и обязанности сторон при исполнении указанного договора.
В соответствии с подпунктом "г" п. 42 Правил заказчик обязан обеспечивать доступ представителей исполнителя к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту указанного оборудования, а также для приостановления подачи газа в случаях, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно пункта 3.1.3 договора о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования (ВКГО) и внутридомового газового оборудования (ВДГО) от ДД.ММ.ГГГГ № на заказчика Шарипова А.Х. возложена обязанность обеспечить доступ представителей исполнителя ПАО «Газпром газораспределение Уфа» к ВКГО и ВДГО для технического обслуживания с 8 до 22 часов, а также при возникновении аварийной ситуации для проведения работ - в любое время суток. В случае необеспечения доступа, исполнитель не несет ответственности за несвоевременное оказание услуг, а также не отвечает за возможное причинение вреда заказчику и третьим лицам.
Как установлено в судебном заседании, ПАО «Газпром газораспределение Уфа» направило ответчику уведомление, о том, что ДД.ММ.ГГГГ будет проводиться техническое обслуживание ВДГО, в котором также разъяснено, что в соответствии с п.50 Правил, Заказчик обязан сообщить в течение 7 календарных дней со дня получения настоящего извещения, способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, об удобных для заказчика дате (датах) и времени в течении последующих 10 календарных дней обеспечения допуска сотрудников исполнителя в жилое или нежилое помещение для выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Если заказчик не может обеспечить допуск сотрудников исполнителя в жилое или нежилое помещение в течение ближайших 10 дней, то он обязан сообщить
исполнителю об иных возможных дате (датах) и времени допуска для
проведения указанных работ. Также, разъяснено, что в соответствии с п.80 Правил, исполнитель вправе приостановить подачу газа в случае отказа заказчиком 2 и более раза в допуске специализированной организации для проведения работ по техническому облуживанию внутридомового газового оборудования.
ДД.ММ.ГГГГ представителями ПАО «Газпром газораспределение Уфа» составлен акт об отказе в допуске в занимаемое абонентом жилое помещение для проведения работ. Акт составлен в присутствии Шарипова А.Х. о чем имеется его подпись.
Истцом повторно направлено ответчику уведомление, о том, что ДД.ММ.ГГГГ будет проводиться техническое обслуживание ВДГО
ДД.ММ.ГГГГ представителями ПАО «Газпром газораспределение Уфа» составлен акт об отказе в допуске в занимаемое абонентом жилое помещение для проведения работ. Акт составлен в присутствии Шарипова А.Х., о чем также имеется его подпись.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что на Шарипова А.Х. возложена обязанность обеспечить доступ в квартиру представителей ОАО "Газпром газораспределение Уфа" для проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту указанного оборудования, в соответствии с Правилами он обязан сообщить об удобных для него датах и времени обеспечения допуска сотрудников исполнителя в жилое помещение для выполнения работ по техническому обслуживанию газового оборудования, что им также не было сделано. Суд принимает во внимание тот факт, что акты составлены в присутствии Шарипова А.Х., из чего следует, что Шарипов А.Х. умышленно не допускает представителей истца для проведения технического обслуживания ВДГО, в связи с чем, исковые требования суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Расходы по оплате госпошлины при обращении в суд в сумме 6000 руб. подтверждены платежным поручением и подлежат возмещению ответчиком истцу.
Дело рассмотрено в пределах заявленных требований и на основании представленных, доказательств.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Публичного акционерного общества «Газпром Газораспределение Уфа» к Шарипову А.Х. об обеспечении доступа представителей ПАО Газпром Газораспределение Уфа» для проведения технического обслуживания, удовлетворить.
Обязать Шарипова А.Х. обеспечить доступ в жилое помещение представителей ПАО «Газпром газораспределение Уфа» для проведения технического обслуживания ВДГО (ВКГО) по адресу: <адрес>, р.<адрес>, Вокзальная, <адрес> А, <адрес>.
Взыскать с Шарипова А.Х. в пользу ПАО «Газпром газораспределение Уфа» расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Белебеевского городского суда РБ: Л.Р. Гареева