28RS0004-01-2021-015099-45
Дело № 12-116/2022(12-1725/2021)
РЕШЕНИЕ
11 февраля 2022 года г. Благовещенск
Судья Благовещенского городского суда Амурской области Астафьева Т.С.,
при секретаре ДробяскинойК.А.,
с участием должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении ФедосюкА.Ю., должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении ПегушинаД.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «АКС» на постановление ст. государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Амурской области от 20 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Амурской области № 28/12-6346-И/105 от 20 декабря 2021 года юридическое лицо – ООО «Амурские коммунальные системы» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник ООО «Амурские коммунальные системы» обратилась в суд с жалобой, указав в обоснование, что в период с 01.11.2021 г. по 16.11.2021 г. в отношении Общества проведена плановая выездная проверка на основании решения руководителя ГИТ в Амурской области о проведении проверки от 28.10.2021 г. № 28/12-4390-И/105. Согласно п. 2 распоряжения о проведении проверке следует, что решение принято на основании п.2 ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 г. №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее ФЗ № 248), то есть в связи с наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведена контрольных (надзорных) мероприятий. В соответствии с ч. 7 ст. 98 ФЗ № 248 плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, подлежат проведению в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, утвержденными в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), и муниципального контроля". Таким образом, плановая проверка в отношении ООО «АКС» должна быть проведена на основании сводного плана проверок, размещенного на официальном сайте Генеральной прокуратуры. По состоянию на дату начала плановой выездной проверки (01.11.2021 г.) в ежегодном сводном плане проведения плановых проверок отсутствовала информация о проведении проверки в отношении ООО «АКС». Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствует о неправомерном действии должностных лиц Государственной инспекции труда в Амурской области, в связи с чем, Общество было подвергнуто незаконной и необоснованной плановой проверке. На основании изложенного, просит постановление о назначении административного наказания № 28/12-6346-И/105 от 20.12.2021г. в отношении общества с ограниченной ответственностью «Амурские коммунальные системы» отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено оспариваемое постановление.
В судебном заседании должностные лица Государственной инспекции труда в Амурской области ФедосюкА.Ю., ПегушинД.В. не согласились с доводами жалобы, указав, что плановая проверка проведена в соответствии с требованиями закона на основании ежегодного сводного плана проведения плановых проверок, внесение изменений в сводный план проверок в связи с реорганизацией юридического лица было согласовано с органами прокуратуры в установленном законом порядке. Просили в удовлетворении жалобы отказать, а также учесть, что ООО «АКС» постоянно нарушаются нормы трудового права, что приводит к несчастным с4лчаям на производстве.
В судебное заседание не явились законный представитель, защитник ООО «АКС», о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы от него не поступило. Дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав поясненияучаствующих в рассмотрении жалобы лиц, исследовав материалы дела в полном объеме, а также доводы, изложенные в жалобе, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Пунктом 11 части 2 статьи 212 ТК РФ установлено, что работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников.
В соответствии с абз. 7 статьи 213 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года N 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности.
В силу пункта 3 названных Правил освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем.
В соответствие с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 года N 377, прохождение психиатрического освидетельствования обязательно при работах, связанных с воздействием интенсивного производственного шума, а также со значительным напряжением слухового анализатора от 81дБ и выше; при физических перегрузках на работах, связанных с длительным пребыванием в вынужденной позе, в том числе стоя.
Работодатель не должен допускать к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обязательных медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний (статьи 76, 212 ТК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей..
Судом установлено и следует из материалов дела, что в период с 01.11.2021 года по 16.11.2021 года старшим государственным инспектором государственной инспекции труда Государственной инспекции труда в Амурской области ПегушинымД.В. в связи с наступлением сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включённых в план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Государственной инспекцией труда в Амурской области на 2021 года в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на основании решения руководителя государственной инспекции труда в Амурской области от 28.10.2021 года, проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Амурские коммунальные системы», в ходе которой установлено, что согласно карте специальной оценки труда машиниста топливоподачи котельной 438 квартала № 1093 1365А, фактическое значение уровня звука на рабочем местемашиниста топливоподачи составляет 81.4 дБ, из-за чего рабочему месту присвоен класс вредности 3.1; согласно карте специальной оценки труда слесаря по ремонту оборудования котельной 438 квартала № 1093 1363, фактическое значение уровня звука на рабочем месте слесаря по ремонту оборудования котельной 438 квартал составляет 81.9 дБ, из-за чего рабочему месту присвоен класс вредности 3.1; согласно карте специальной оценки труда машиниста топливоподачи котельной 433 квартала № 1093 1384А, фактическое значение уровня звука на рабочем месте слесаря по ремонту оборудования составляет 81.4 дБ, из-за чего рабочему месту присвоен класс вредности 3.1; согласно карте специальной оценки труда машиниста топливоподачи котельной 410 квартала № 1093 1291А, фактическое значение уровня звука па рабочем месте машиниста топливоподачи составляет 81.8 дБ, из-за чего рабочему месту присвоен класс вредности 3.1; согласно карте специальной оценки труда монтажника технологических трубопроводов № 1093 0905, 65% смены работник работает в позе «стоя» при допустимом значении 60% смены, из-за чего данному рабочему месту присвоен класс вредности 3.1.
Таким образом, для машиниста топливоподачи котельной 438 квартала ООО «АКС» ДА, принятого на работу в ООО «АКС» 06.08.2021 г. на должность машиниста топливоподачи 3 разряда; для слесаря по ремонту оборудования котельной 438 квартала ООО «АКС» КомандышеваЕ.В., принятого на работу в ООО «АКС» 17.06.2021 г. на должность слесаря по ремонту оборудования котельной 3 разряда, с 27.09.2021 г. переведенного на должность машиниста топливоподачи 3 разряда; для машиниста топливоподачи котельной 433 квартала ООО «АКС» БудниковамЕ.А., принятого на работу в ООО «АКС» 08.04.2021 г. на должность машиниста топливоподачи 3 разряда; для монтажника технологических трубопроводов ООО «АКС» СмородниковаМ.С., принятого на работу в ООО «АКС» 15.05.2021 г. на должность монтажника технологических трубопроводов 6 разряда; машиниста топливоподачи котельной 410 квартала ООО «АКС» СВ, принятого на работу в ООО «АКС» с 01.10.2021 г. на должность машиниста топливоподачи 3 разряда, является обязательным прохождение психиатрического освидетельствования с целью определения их пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности.
Между тем, в нарушение статьей 212, 213, 76 ТК РФ указанные работники допущены к работе без проведения обязательного психиатрического освидетельствования, обязанность по обеспечению проведения которого возложена на работодателя – ООО «АКС».
Факт совершения ООО «АКС» правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе протоколом по делу об административном правонарушении № 28/12-6291-И/105 от 17.12.2021 года; актом выездной проверки от 16.11.2021 года, табелями учета рабочего времени, протоколами проведения исследований (испытаний), а также иными доказательствами, исследованными должностным лицом с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Данным доказательствам дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что проверка в отношении общества проведена с нарушением требований Федерального закона от 31.07.2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", несостоятельны.
Порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - государственный контроль (надзор) установлен Постановлением Правительства РФ от 21.01.2021 года № 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
В соответствии с п. 35 данного Положения государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения в том числе выездных проверок.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры (п. 36 Положения).
Аналогичное положение содержится в ч. 1 ст. 61 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее -Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ).
Порядок формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ).
С 01.07.2021 года действуют Правила формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 года № 2428.
До 01.07.2021 года такие Правила были утверждены постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 года № 489.
В силу подп. «б» п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 года № 489, изменение указанных в ежегодном плане сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе допускается в связи с реорганизацией юридического лица; изменением наименования юридического лица, а также изменением фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя.
Внесение изменений в ежегодный план осуществляется решением органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля (п. 8 указанных Правил).
Аналогичные основания для изменения содержащихся в ежегодном плане сведений о контрольном (надзорном) мероприятии предусмотрены подп. «б» Правил формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2428. При этом, п. 16, 17 указанных Правил предусмотрено, что внесение изменений в ежегодный план осуществляется уполномоченными должностными лицами посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий в течение двух рабочих дней со дня принятия контрольным (надзорным) органом решения о внесении изменений в ежегодный план. Сведения о внесенных в ежегодный план изменениях в течение 2 рабочих дней со дня их внесения размещаются на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". О внесении изменений в ежегодный план соответствующий орган прокуратуры уведомляется посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий.
Частью 7 статьи 98 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ также предусмотрено, что плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, подлежат проведению в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, утвержденными в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Правительство Российской Федерации устанавливает особенности формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях учета положений настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, ежегодным планом проведения плановых проверок Государственной инспекции трудав Амурской области на 2021 год запланировано проведение проверки в отношении Акционерного общества «Амурские коммунальные системы», ИНН 2801091892 (далее - АО «АКС»).
Однако, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) АО «АКС» 22.01.2020 г. прекратило деятельность путем реорганизации в форме преобразования. Согласно выписке из ЕГРЮЛ правопреемником АО «АКС» является Общество с ограниченной ответственностью «Амурские коммунальные системы», ИНН 2801254956 (далее - ООО «АКС»), которое было создано путем реорганизации в форме преобразования.
С учетом полученной информацииГосударственной инспекцией труда в Амурской области 22.10.2021 года в прокуратуру Амурской области было направлено уведомление, в котором содержалась просьба о внесении изменений в план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 года, а также приложен приказ о внесении изменений в План проверок на 2021 год № 212 от 22.10.2021 года.
27.10.2021 года прокуратурой Амурской области согласовано внесение изменений в ФГИС «Единый реестр проверок».
Соответствующие изменения внесены прокуратурой Амурской области в сводный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 28.10.2021 года.
28.10.2021 года руководителем Государственной инспекции труда в Амурской области вынесено решение о проведении плановой выездной проверки, которое получено ООО «Амурские коммунальные сети» 29.10.2021 года.
Каких-либо нарушений в части внесения изменений в план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 года не допущено.
Решение о проведении плановой выездной проверки принято руководителем Государственной инспекции труда в Амурской области после согласования с прокуратурой Амурской области.
Тот факт, что сами изменения внесены в ФГИС «Единый реестр проверок» 28.10.2021 года после 15 часов, а решение о проведении проверки принято 28.10.2021 года в 14 часов, не свидетельствует о том, что решение о проведении проверки в отношении ООО «АКС» принято без согласования изменений органами прокуратуры.
В соответствие с п. 5Постановления Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969 "Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" плановые проверки, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., по видам государственного контроля (надзора), муниципального контроля, организация и осуществление которых регулируется Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", проводятся в соответствии с положениями об указанных видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Согласно п. 47 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.01.2021 года № 1230 выездная проверка проводится в соответствии с положениями статьи 73 Закона о контроле (надзоре).
В силу требований частей 6 и 7 статьи 73 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ о проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля. Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней.
Материалами дела подтверждается, что плановая выездная проверка начата 01.11.2021 года, копия решения о проведении плановой выездной проверки получена ООО «АКС» 29.10.2021 года, что соответствует положениям части 6 статьи 73 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Указание защитника на то, что 29.10.2021 года было последним рабочим днем перед выходными, в связи с чем, фактически Общество было извещено менее чем за 24 часа, основано на неверном толковании норм права.
Таким образом, вина юридического лица –ООО «АКС» в совершении административного правонарушения обоснованно установлена старшим государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Амурской области в соответствии с его компетенцией на основании исследованных материалов дела.
Действия юридического лица – ООО «АКС» правильно квалифицированы по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Ссылка в оспариваемом постановлении на повторное привлечение ООО «АКС» к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ не нашла своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящей жалобы, поскольку постановление № 28/6-46-21-ИЗ/12-4156-И/105 от 25.08.2021 года по состоянию на 16.11.2021 года, то есть на момент окончания проведения проверки (дату выявления допущенных нарушений), не вступило в законную силу, о чем свидетельствует решение Благовещенского городского суда от 18.11.2021 года. В связи с чем из оспариваемого постановления подлежит исключению вывод о повторности совершения ООО «АКС» административного правонарушения по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Между тем, данное обстоятельство не учитывалось в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, административное наказание юридическому лицу – ООО «АКС» определено с соблюдением положений статьи 4.1-4.3 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, материального и финансового положения лица, в пределах санкции, предусмотренной частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
В силу ст.ст. 24.5 и 2.9 КоАП РФ обстоятельств, исключающих производство по настоящему делу, не имеется.
Каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношенииюридического лица – ООО «АКС» допущено не было.
При таких обстоятельствах, постановление ст. государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Амурской области от 20 декабря 2021 года является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление ст. государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Амурской области от 20 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении по ч. 3ст. 5.27.1 КоАП РФ, вынесенное в отношении ООО «АКС», оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение десяти суток с момента получения или вручения его копии.
Судья Благовещенского
городского суда Т.С. Астафьева