РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт Безенчук 30 сентября 2019 года
Безенчукский районный суд Самарской области в составе:
Председательствующего, судьи Каткасовой И.В.
при секретаре Велькиной Е. А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-805/2019 по исковому заявлению Администрации муниципального района Безенчукский к Отделу судебных приставов Безенчукского района УФССП России по Самарской области об освобождении от уплаты исполнительного сбора
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального района Безенчукский Самарской области обратилась в суд с исковым заявлением к Отделу судебных приставов Безенчукского района УФССП России по Самарской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании судебного акта Безенчукского районного суда Самарской области выдан исполнительный лист о возложении на Администрацию муниципального района Безенчукский Самарской области обязанности обеспечить Петришину Т. В. жилым благоустроенным помещением муниципального специализированного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство N № и должнику предоставлен срок 5 дней для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Администрацией м.р. Безенчукский были предприняты все меры для добровольного, своевременного исполнения исполнительного документа, но исполнение решения суда зависит от наличия субвенций, предоставляемых из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Ссылаясь на то, что Администрация м.р. Безенчукский осуществляет государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств за счет бюджета Самарской области и не может повлиять на сроки выделения указанных средств, Администрация м.р. Безенчукский просила освободить ее от взыскания исполнительского сбора.
Представитель Администрации муниципального района Безенчукский Василенко Е.Г., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, направила в суд заявление о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме.
Судебный пристав – исполнитель ОСП Безенчукского района Самарской области Сахтерова О.Ю. в судебное заседание не явилась, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, вопрос о разрешении иска оставила на усмотрение суда.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Как разъяснено в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Судом установлено, что решением Безенчукского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ на Администрацию м.р. Безенчукский возложена обязанность по предоставлению Петришиной Т. В. жилого помещения по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
ДД.ММ.ГГГГ на основании выданного Безенчукским районным судом Самарской области исполнительного листа серии № от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП Безенчукского района возбуждено исполнительное производство №
В постановлении о возбуждении исполнительного производства, Администрации м.р. Безенчукский предложено в пятидневный срок в добровольном порядке исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в указанный срок и непредставления доказательств невозможности его исполнения вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с должника будет взыскан исполнительский сбор в размере пятидесяти тысяч руб.
В установленный судебным приставом-исполнителем срок исполнительный документ должником исполнен не был.
Признав причины неисполнения исполнительного документа неуважительными, судебный пристав-исполнитель ОСП Безенчукского района ФССП России по Самарской области постановлением от ДД.ММ.ГГГГ взыскал с Администрации м.р. Безенчукский Самарской области исполнительский сбор в размере 50000 рублей.
Исследовав материалы дела, суд полагает, что Администрация м.р. Безенчукский Самарской области не имеет возможности в установленный судебным приставом-исполнителем срок, исполнить решение суда по не зависящим от администрации обстоятельствам, поскольку, как установлено судом, в соответствии с соглашением между Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области и Администрацией м.р. Безенчукский о предоставлении субвенций из областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий Самарской области по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам специализированных жилых помещений в ДД.ММ.ГГГГ бюджету м.р. Безенчукский предусмотрены денежные средства в размере 8439552 руб. для приобретения 8 жилых помещений.
Указанных денежных средств недостаточно для обеспечения жилыми помещениями всех детей – сирот.
Администрацией м.р. Безенчукский Самарской области ведется постоянная переписка с Министерством об освоении Безенчукским районом денежных средств, в случае их дополнительного выделения.
Таким образом, судом установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ Администрацией м.р. Безенчукский Самарской области принимались меры, направленные на получение дополнительных средств на цели исполнения решений судов по обеспечению жильем детей-сирот.
Кроме того, суд учитывает, что ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 года N 9-135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" указывает о праве, а не об обязанности дополнительно использовать собственные материальные ресурсы для включения в муниципальный специализированный жилищный фонд жилых помещений, находящиеся в муниципальной собственности.
С учетом вышеизложенного и исходя из фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что требование, содержащееся в исполнительном документе не было исполнено в связи с обстоятельствами, не зависящими от должника, и вина администрации муниципального района Безенчукский как должника в исполнительном производстве и как главного распорядителя бюджетных средств, предназначенных на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в неисполнение требований вступившего в законную силу решения суда в пользу взыскателя Петришиной Т. В. отсутствует.
Суд полагает, что Администрация м.р. Безенчукский Самарской области приняла все зависящие от нее меры для исполнения исполнительного документа, ее вины в неисполнении в срок исполнительного документа не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Освободить Администрацию м.р. Безенчукский Самарской области от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № в сумме 50000 (Пятьдесят тысяч) руб.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Безенчукский районный суд в течение месяца.
Судья И. В. Каткасова