Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-54/2022 (2-371/2021;) ~ М-324/2021 от 14.10.2021

Дело № 2-54/2022                        УИД 24RS0058-01-2021-000438-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 января 2022 года                                город Шарыпово

Шарыповский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Давыденко Д.В.,

при секретаре судебного заседания Малыгиной Е.А.,

с участием истца Полуситова Игоря Сергеевича,

представителя ответчика Публичного акционерного общества «Красноярскэнергосбыт» Головача Е.А., действующего на основании доверенности от 01 января 2021 года,

представителя третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> Остренко Н.Н., действующей на основании доверенности от 03 декабря 2021 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полуситова Игоря Сергеевича к Публичному акционерному обществу «Красноярскэнергосбыт» о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы за время вынужденного простоя, ежегодной премии, возложении обязанности произвести соответствующие отчисления, установленные законодательством,

УСТАНОВИЛ:

Истец Полуситов И.С. обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к Публичному акционерному обществу «Красноярскэнергосбыт» (далее ПАО «Красноярскэнергосбыт») о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы за время вынужденного простоя, ежегодной премии, возложении обязанности произвести соответствующие отчисления, установленные законодательством.

В обоснование своих требований истец указал, что 15 сентября 2021 года приказом ПАО «Красноярскэнергосбыт» он был отстранен от работы в связи с отказом от прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции. Данный приказ, по мнению истца, является незаконным, поскольку выполняемая истцом работа (электромонтер по эксплуатации электрических счетчиков IV разряда мастерской по техническому обслуживанию и ремонту приборов учета) не входит в перечень работ, выполнение которых обусловлено обязательной вакцинацией. Истец считает, что его отстранение от работы является незаконным и нарушающим его права, как гражданина Российской Федерации. На данный момент официально препарат проходит этапы клинических испытаний, что не позволяет получить детальные данные о действенности вакцины, ее безвредности и возможных побочных явлениях. Санитарные Правила по профилактике новой коронавирусной инфекции (СОVID-19), также как и постановление главного санитарного врача, не содержат предписания работодателям об отстранении от работы работников, не прошедших вакцинацию против коронавирусной инфекции. Истец отмечает, что вакцинация препаратами, исследования безопасности которых не завершены, потенциально связано с угрозой его безопасности, жизни и здоровья в связи с имеющимися у него хроническими заболеваниями, является прямым нарушением установленных Правительством России правил поведения. Истец считает, что отсутствуют основания, предусмотренные трудовым законодательством, для отстранения его от работы, при этом, деятельность предприятий в области энергетики и ЖКХ не входит в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок. Отказ от участия в медицинских исследованиях не может являться основанием для отстранения от работы. Так как в результате отстранения от работы истец был лишен возможности трудиться и не получал заработную плату, истец считает, что имеет право на получение заработной платы за период с 15 сентября 2021 года по 30 декабря 2021 года, а также ежегодной премии ко Дню энергетика.

При таких обстоятельствах, истец просит признать приказ ПАО «Красноярскэнергосбыт» от 15 сентября 2021 года об отстранении его от работы незаконным, взыскать заработную плату за период с 15 сентября 2021 года по 30 декабря 2021 года, ежегодную премию ко Дню энергетика, а также возложить на ответчика обязанность произвести соответствующие отчисления, установленные законодательством.

Определением суда от 15 октября 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (т. 1 л.д. 1-2).

Определением суда, занесенным в протокол предварительного судебного заседания от 30 ноября 2021 года, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Государственная инспекция труда в Красноярском крае (т. 1 л.д. 103-105).

Истец Полуситов И.С. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлениях, суду пояснил, что приказ ПАО «Красноярскэнергосбыт» от 15 сентября 2021 года об отстранении его от работы является незаконным, вынесен на основании указаний Роспотребнадзора, без проведения экспертиз о том, что предприятия в сфере ЖКХ и энергетики, в том числе ПАО «Красноярскэнергосбыт» относятся к предприятиям, которые способствуют развитию неблагоприятной эпидемиологической обстановки. Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 15 от 22 мая 2020 года новая короновирусная инфекция (СОVID-19) является острым респираторным заболевание, в связи с чем, он не мог быть отстранен от работы.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) граждане вправе вести свои дела лично или через своих представителей.

Представитель ответчика ПАО «Красноярскэнергосбыт» Головач Е.А. (по доверенности т. 2 л.д. 34-35) в судебном заседании с исковыми требованиями Полуситова И.С. не согласился, поддержав доводы, изложенные в ранее представленных представителем ответчика Тимохиной И.В. письменных возражениях, а также в возражениях на уточненные требования истца. Дополнительно суду пояснил, что премия ко Дню энергетика была выплачена всем работникам, за исключением работников, отстраненных от работы. Полуситов И.С. на дату вынесения приказа о премировании был отстранен от работы, в связи с чем, оснований для выплаты истцу премии ко Дню энергетика у работодателя не имелось.

В письменных возражениях представитель ответчика ПАО «Красноярскэнергосбыт» Тимохина И.В. (т. 1 л.д. 78) от 26 ноября 2021 года просила в удовлетворении исковых требований Полуситову И.С. отказать в полном объеме, указав, что 03 мая 2006 года между ПАО «Красноярскэнергосбыт» и Полуситовым И.С. заключен трудовой договор , в соответствии с которым истец был принят на работу на должность инспектора в группу энергоинспекции Шарыповского межрайонного отделения. На основании соглашения к трудовому договору от 22 марта 2021 года истец с 23 марта 2021 года занимает должность электромонтера по эксплуатации электрических счетчиков IV разряда мастерской по техническому обслуживанию и ремонту приборов учета Шарыповского межрайонного отделения. Ссылаясь на нормы Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения», Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», трудового законодательства, Постановление Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23 июля 2021 года № 43 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям», представителем ответчика указано на то, что в целях исполнения постановления № 43 в ПАО «Красноярскэнергосбыт» 27 июля 2021 года издан приказ «О проведении профилактических прививок (вакцинации) против новой коронавирусной инфекции (СОVID-19)», в соответствии с которым всем работникам общества в срок до 15 сентября 2021 года необходимо было пройти профилактическое вакцинирование против новой коронавирусной инфекции (СОVID-19) с предоставлением в отдел по работе с персоналом сведений (сертификатов) о прохождении вакцинации. В случае наличия противопоказаний к профилактической прививке предоставить соответствующее медицинское заключение. В случае отказа от прохождения вакцинирования предоставить отказ в соответствии с приложением № 1. В указанном приказе также разъяснялось, что сотрудники, не предоставившие до 15 сентября 2021 года в отдел по работе с персоналом сведения (сертификат) о прохождении профилактического вакцинирования против новой коронавирусной инфекции (СОVID-19), либо медицинское заключение о наличии противопоказаний, до предоставления таких сведений или до улучшения эпидемиологической обстановки будут отстранены от работы без сохранения заработной платы. С указанным приказом истец Полуситов И.С. ознакомлен 02 августа 2021 года с пометкой «отказ от вакцинации».

02 августа 2021 года Полуситовым И.С. на имя исполнительного директора ПАО «Красноярскэнергосбыт» подготовлено заявление об отказе от проведения профилактических прививок (вакцинации) против новой коронавирусной инфекции (СОVID-19), причина отказа – отсутствие запасного иммунитета, небезопасность вакцины, нарушение конституционного права. 14 сентября 2021 года истцу вручено уведомление о том, что в связи с отказом от вакцинирования и не предоставлением документов, подтверждающих наличие медицинского отвода или иных медицинских документов, указывающих на наличие противопоказаний для вакцинации, в установленный приказом срок (до 15 сентября 2021 года), он будет отстранен от работы с 00 часов 00 минут 15 сентября 2021 года на основании абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ, до момента прохождения полного курса вакцинации или до окончания периода неблагополучной эпидемиологической ситуации в Красноярском крае, или до момента предоставления соответствующих документов, подтверждающих наличие медицинских отводов или медицинских противопоказаний для прохождения вакцинации. В приказе также было разъяснено, что в соответствии с ч. 3 ст. 76 ТК РФ в период отстранения от работы заработная плата начисляться не будет.

15 сентября 2021 года в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции (СОVID-19), не предоставлением документов, подтверждающих наличие медицинских или иных противопоказаний, был издан приказ «Об отстранении от работы», с которым истец был ознакомлен 15 сентября 2021 года. Документов, подтверждающих прохождение вакцинации, либо медицинское заключение о наличии противопоказаний истцом не представлено (т. 1 л.д. 83-84).

В письменных возражениях представителем ответчика ПАО «Красноярскэнергосбыт» Головачом Е.А. от 26 января 2022 года (т. 2 л.д. 62) в части уточненных Полуситовым И.С. исковых требований указано на то, что премия ко Дню энергетика является стимулирующей выплатой, в целях материальной мотивации работников в повышении качества труда, эффективности деятельности общества, достижению необходимых результатов, в честь профессионального праздника. Указанная премия выплачивается согласно положению о премировании работников общества к профессиональному празднику – Дню энергетика, утвержденному приказом от 10 ноября 2021 года. Согласно п. 2.5 указанного Положения, премия ко Дню энергетика не начисляется работникам, отстраненным от работы на дату подготовки указа о премировании. Премия ко Дню энергетика была начислена сотрудникам общества согласно приказу от 22 декабря 2021 года «О премировании работников к профессиональному празднику – Дню энергетика». Поскольку Полуситов И.С. на дату подготовки приказа от 22 декабря 2021 года был отстранен от работы, то не имел право на получение спорной премии, исходя из чего, премия истцу не начислялась и не выплачивалась, поэтому представитель ответчика просит в удовлетворении требований Полуситову И.С. отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю Остренко Н.Н. (по доверенности т. 2 л.д. 23-24) в судебном заседании полагала, что отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований Полуситова И.С., поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях.

В письменных возражениях представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (т. 1 л.д. 64-66), ссылаясь на нормы Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения», Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», трудового законодательства, а также Постановление Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23 июля 2021 года № 43 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям», указывает, что постановлением № 43 руководителям организаций, предприятий всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Красноярского края в сферах, установленных п. 1 Постановления, в срок до 15 сентября 2021 года необходимо было обеспечить иммунизацию работающих лиц от новой коронавирусной инфекции с охватом не менее 60% от общей численности работающих. Постановлением Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 14 октября 2021 года №52, в постановление № 43 от 23 июля 2021 года внесены изменения в части обеспечения иммунизации работающих лиц от новой коронавирусной инфекции с охватом не менее 80% от общей численности работающих. По мнению представителя Управления, постановления Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю являются обязательными и подлежат безусловному исполнению. Согласно сведениям о видах экономической деятельности ПАО «Красноярскэнергосбыт» относится к организациям, работающим в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, а потому проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции для работников указанного юридического лица являлось обязательным. Вакцинация позволяет снизить риски не только для конкретного привитого работника, но и прервать цепочку распространения заболевания и стабилизировать эпидпроцесс, если прививки получило требуемое для достижения коллективного иммунитета количество граждан. Как указано в разъяснениях Минтруда России и Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих группах (трудовых коллективов) и порядку учета процента вакцинированных для стабилизации эпидситуации нужно обеспечить достижение следующих показателей: должны быть устойчивы к новой инфекции не менее 80% списочного состава персонала, к ним относятся сотрудники, переболевшие и вакцинированные не более 6 месяцев назад, оставшиеся 20% сотрудников могут составлять те, у кого есть медицинское противопоказания к прививке и длительное время отсутствующие работники. В связи с чем, представитель Управления полагает, что работодатель правомерно отстранил истца от работы без сохранения заработной платы, в связи с чем, оснований для признания незаконным приказа ПАО «Красноярскэнергосбыт» от 15 сентября 2021 года не имеется, также отсутствуют основания для допуска истца к работе, взыскании заработной платы.

Третье лицо - Государственная инспекция труда в Красноярском крае в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом путем размещения информации на официальном сайте Шарыповского районного суда Красноярского края в сети «Интернет», в порядке, предусмотренном ст.ст. 14, 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», ч. 2.1 ст. 113 ГПК РФ (т. 1 л.д. 246, т. 2 л.д. 60).

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещённого в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных правах.

При таких обстоятельствах, суд с учетом требований ч. 3 ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица Государственной инспекции труда в Красноярском крае.

Исследовав представленные материалы гражданского дела, письменные пояснения ответчика, третьего лица, заслушав участников процесса, суд пришел к следующему:

Статьей 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам (ч.2 ст.21 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

30 января 2020 года по решению Всемирной организации здравоохранения эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой коронавирусной инфекции, присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, а 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.

Согласно ст. 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

В соответствии со ст.ст. 10, 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, в том числе отношения, связанные с организацией федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, под которым понимается деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания (статьи 1, 4).

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны быть предусмотрены санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и проводиться своевременно и в полном объеме (п. 1 ст. 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В силу положений статей 37, 38, 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование осуществляется в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации. На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что под организацией и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (абзац 14 статьи 1).

В соответствии с п. 3 ст. 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья как один из основных принципов охраны здоровья обеспечивается путем осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними (пункты 2 и 3 статьи 12).

Согласно подп. 1, 8, 9, 13 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; организация осуществления мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации; организация осуществления мероприятий по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации; информирование населения субъекта Российской Федерации, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории субъекта Российской Федерации, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных; информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2020 года № 49-П, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать конкретные меры, направленные на борьбу с пандемией (в том числе устанавливать правила поведения граждан в условиях режима повышенной готовности), не допуская при этом несоразмерного ограничения конституционных прав и свобод граждан; обеспечение при необходимости соблюдения ограничений мерами юридической ответственности, в том числе административной, является естественным элементом механизма правового регулирования.

Согласно подп. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2 ст. 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются следующими полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих: выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъектах РФ введен режим повышенной готовности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года №66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Постановлением Правительства Красноярского края «О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения в Красноярском крае новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» от 16 марта 2020 года № 152-п, с 16 марта 2020 года введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Красноярского края.

Постановлением Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23 июля 2021 года № 43 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений от 23 июля 2021 года) с целью предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди населения Красноярского края предусмотрено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции следующим категориям граждан, подлежащим обязательной вакцинации, с охватом не менее 60% от общей численности к 15 сентября 2021 года:

Работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в: сфере образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания; сфере транспортных услуг (транспорт общего пользования, такси); многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг; клиентских подразделениях финансовых организаций, организаций, оказывающих услуги почтовой связи; сфере торговли, общественного питания, гостиничных и иных услуг; салонах красоты, косметических, СПА-салонах, массажных салонах, соляриях, банях, саунах, физкультурно-оздоровительных комплексах, фитнес-клубах, бассейнах, аквапарках; сфере бытовых услуг, в том числе прачечных, химчисток и иных подобных объектов; сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики; детских игровых комнатах, детских развлекательных центрах, детских лагерях дневного и круглосуточного пребывания, иных местах проведения подобных мероприятий для несовершеннолетних в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах; театрах, кинотеатрах, концертных залах, спортивных объектах (п. 1.1 Постановления).

Юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и руководителям организаций всех форм собственности: обеспечить иммунизацию работающих лиц с охватом не менее 60% от общей численности работников в соответствии с п. 1 Постановления (под. 4 п. 4 Постановления № 43 от 23 июля 2021 года).

При этом, с 15 октября 2021 года юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и руководителям организаций всех форм собственности необходимо обеспечить иммунизацию работающих лиц с охватом не менее 80% от общей численности работников в соответствии с п. 1 Постановления № 43 от 23 июля 2021 года (в редакции постановления от 14 октября 2021 года № 52).

Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09 сентября 2020 года №1307н).

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Части 1 и 4 ст. 67 ГПК РФ обязывают суд оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Как установлено в судебном заседании и следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, Устава, ответчик ПАО «Красноярскэнергосбыт» является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности является распределение электроэнергии (т. 1 л.д. 109-123, т. 2 л.д. 70-76).

03 мая 2006 года Полуситов И.С. был принят на постоянную работу в Шарыповское межрайонное отделение ОАО «Красноярскэнергосбыт» в группу энергоинспекции для выполнения работ по должности инспектора (приказ о приеме на работу от 03 мая 2006 года т. 1 л.д. 241), с последним 03 мая 2006 года был заключен трудовой договор (т. 1 л.д. 202-206).

В период с 29 июня 2007 года по 01 июля 2021 года с Полуситовым И.С. заключались дополнительные соглашения, предусматривающие изменение условий заключенного с истцом трудового договора (т. 1 л.д. 207- 243).

Приказом ПАО «Красноярскэнергосбыт» от 22 марта 2021 года (т. 1 л.д.245) Полуситов И.С. переведен на новое место работы - в мастерскую по техническому обслуживанию и ремонту приборов учета Шарыповского межрайонного отделения на должность электромонтера по эксплуатации электрических счетчиков IV разряда, с истцом 22 марта 2021 года заключено соглашение к трудовому договору от 03 мая 2006 года (т. 1 л.д. 242).

В соглашении от 22 марта 2021 года сторонами определено, что работник выполняет работу по оказанию услуг по техническому обслуживанию, реализации, технической проверке, ремонту приборов учета электрической энергии, по испытаниям и измерениям электрооборудования, электроустановок и защитных средств на платной основе в соответствии с требованиями нормативных документов по утвержденным расценкам; обеспечению выполнения плана мастерской ТОРПУ по оказанию платных услуг по техническому обслуживанию, реализации, технической проверке, ремонту приборов учета электрической энергии, по испытаниям и измерениям электрооборудования, электроустановок и защитных средств.

Трудовая функция работника относится к виду деятельности: оказание услуг по продаже, техническому обслуживанию и ремонту приборов учета электроэнергии, услуг по высоковольтным испытаниям электрооборудования.

Истец Полуситов И.С. 23 марта 2021 года ознакомлен с должностной инструкцией электромонтера по эксплуатации электрических счетчиков IV разряда мастерской по техническому обслуживанию и ремонту приборов учета Шарыповского межрайонного отделения ПАО «Красноярскэнергосбыт», утвержденной исполнительным директором 24 сентября 2014 года, 21 июня 2021 года ознакомлен с должностной инструкцией, утвержденной исполнительным директором 17 июня 2021 года (т. 1 л.д. 164-167, 168-175), в том числе с возложенными обязанностями.

Таким образом, судом установлено, что истец Полуситов И.С. являлся работником Шарыповского межрайонного отделения ПАО «Красноярскэнергосбыт», т.е. работником организации в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, следовательно, истец подпадает под категорию граждан, указанных в Постановлении Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23 июля 2021 года № 43 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений от 23 июля 2021 года).

Сведений об отмене данного Постановления Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23 июля 2021 года № 43, признании его недействительным не имеется. Обратного суду не предоставлено, следовательно, Постановление Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23 июля 2021 года № 43 является действующим, в том числе на дату возникновения спорных отношений.

Доводы истца в части несогласия с Постановлением Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23 июля 2021 года № 43 не могут быть предметом проверки при рассмотрении настоящего трудового спора с учетом действующих положений гражданского процессуального законодательства, регламентирующих подсудность гражданских дел.

При этом, на момент рассмотрения настоящего спора Полуситов И.С. с 30 декабря 2021 года не является работником ПАО «Красноярскэнергосбыт» в связи с изменением организационной структуры ответчика и отказом истца Полуситова И.С. от продолжения работы (т. 2 л.д. 12, 25-26, 41-45).

Для реализации указания Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю о проведении профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям ПАО «Красноярскэнергосбыт» 27 июля 2021 года издан приказ «О проведении профилактических прививок (вакцинации) против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», согласно которому всем работникам ПАО «Красноярскэнергосбыт» в срок до 15 сентября 2021 года необходимо было пройти профилактическое вакцинирование против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с предоставлением в отдел по работе с персоналом сведений (сертификатов) о прохождении вакцинации (т. 1 л.д. 85).

При этом, в случае наличия противопоказаний к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) предоставить в отдел по работе с персоналом соответствующие медицинское заключение (п. 1.2 указанного приказа). В случае отказа о прохождения профилактического вакцинирования против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) предоставить в отдел по работе с персоналом отказ (п. 1.3 Приказа).

Кроме этого, пунктом 2 приказа ПАО «Красноярскэнергосбыт» 27 июля 2021 года предусмотрено отстранение от работы без сохранения заработной платы сотрудников, не предоставивших до 15 сентября 2021 года в отдел по работе с персоналом сведений (сертификатов) о прохождении профилактического вакцинирования против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), либо медицинское заключение о наличии противопоказаний, до предоставления таких сведений или до улучшения эпидемиологической обстановки.

Таким образом, за работниками общества сохранялось право самостоятельно принять решение о своем добровольном участии в вакцинации, либо подтвердить невозможность этого по медицинским показаниям, либо отказаться по личному волеизъявлению.

С указанным приказом ПАО «Красноярскэнергосбыт» 27 июля 2021 года истец Полуситов И.С. ознакомлен 02 августа 2021 года, после ознакомления указал об отказе от вакцинации (т. 1 л.д. 86).

02 августа 2021 года на имя исполнительного директора ПАО «Красноярскэнергосбыт» от Полуситова И.С. поступило заявление об отказе от вакцинации и участия в исследовании вакцин против «COVID-19» (т. 1 л.д. 87).

14 сентября 2021 года Полуситову И.С. в связи с отказом от вакцинации и не предоставлением документов, подтверждающих наличие медицинских или иных противопоказаний для прохождения вакцинации, в срок до 15 сентября 2021 года, вручено уведомление о том, что истец на основании абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ будет отстранен от работы с 00 часов 15 сентября 2021 года до момента прохождения вакцинации (или до окончания периода неблагополучной эпидемиологической ситуации в Красноярском крае, или до момента предоставления соответствующих документов, подтверждающих наличие медицинских или иных противопоказаний для прохождения вакцинации).

В уведомлении от 14 сентября 2021 года истцу также было разъяснено о том, что в соответствии с ч. 3 ст. 76 ТК РФ в период отстранения от работы не будет начисляться заработная плата (т. 1 л.д. 88), что не оспаривалось истцом в ходе судебного разбирательства.

На основании приказа Шарыповского межрайонного отделения ПАО «Красноярскэнергосбыт» от 15 сентября 2021 года Полуситов И.С. в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и непредоставлением документов, подтверждающих наличие медицинских или иных противопоказаний для прохождения вакцинации в срок до 15 сентября 2021 года, был отстранен от работы без сохранения заработной платы на период с 15 сентября 2021 года до окончания периода неблагополучной эпидемиологической ситуации в Красноярском крае (или до момента прохождения вакцинации, или до момента предоставления соответствующих документов, подтверждающих наличие медицинских или иных противопоказаний для прохождения вакцинации).

С приказом от 15 сентября 2021 года об отстранении от работы Полуситов И.С. ознакомлен 15 сентября 2021 года, о чем имеется собственноручная подпись (т. 1 л.д.89-90).

В соответствии со ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, перечисленных в указанной статье, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, поскольку Календарь профилактических прививок, утвержденный Минздравом России в пределах его компетенции, в части определения перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, требует обязательного проведения работниками профилактических прививок, а наличие эпидемических показаний для вакцинации лиц, работающих в сфере энергетики, в свою очередь, подтверждается Постановлением Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23 июля 2021 года № 43, суд не находит оснований для признания приказа Шарыповского межрайонного отделения ПАО «Красноярскэнергосбыт» от 15 сентября 2021 года об отстранении от работы истца Полуситова И.С. незаконным.

При этом, ПАО «Красноярскэнергосбыт» не имело полномочий исключать кого-либо из работников, в том числе Полуситова И.С., из числа лиц, подлежащих вакцинированию, поскольку Постановлением Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23 июля 2021 года № 43 установлена его обязательность для всех работников, не имеющих медицинских или иных противопоказаний для прохождения вакцинации.

Отсутствие профилактических прививок у сотрудников филиала ПАО «Красноярскэнергосбыт» влечет обязанность работодателя по их отстранению от работы на основании абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ, п. 2 ст. 5, ст. 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

Кроме того, в соответствии со ст. 88 ТК РФ работодатель не вправе запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением данных, свидетельствующих о возможности выполнения работником трудовых функций. Между тем, истребование у работника вышеуказанных медицинских документов в условиях пандемии необходимо для защиты здоровья, а зачастую, и жизни каждого члена трудового коллектива и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав работника.

Документы, подтверждающие факт самостоятельной вакцинации, либо наличия противопоказаний, либо наличия сведений о перенесенной болезни COVID-19 истцом работодателю не были предоставлены в срок до 15 сентября 2021 года.

Кроме того, также в ходе судебного разбирательства документы, подтверждающие факт самостоятельной вакцинации, либо наличия противопоказаний, либо наличия сведений о перенесенной болезни (COVID-19) истцом работодателю не предоставлены. Истец в ходе судебного заседания подтвердил отсутствие у него прививки, противопоказаний против указанной вакцинации, что также подтверждается сведениями КГБУЗ «Шарыповская районная больница» и КГБУЗ «Шарыповская городская больница», представленными по запросу суда (т. 2 л.д. 37-39).

Доводы Полуситова И.С. об имеющемся у него заболевании <данные изъяты>) не свидетельствуют о наличии противопоказаний для вакцинирования против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) ввиду не предоставления работодателю медицинского заключения, установленной формы.

При этом, риск заболевания инфекционными болезнями возможен не только при обычном выполнении работ, но и при их выполнении в период возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в связи с чем, доводы истца о том, что выполняемые им должностные обязанности не подпадают под перечень работ, выполнение которых обусловлено обязательной вакцинацией являются необоснованными.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства представителем ответчика указано о невозможности перевода работника Полуситова И.С. на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 312.9 Трудового кодекса РФ, с учетом специфики выполняемой им работы, трудовой функции и возложенных на него должностных обязанностей.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенных доказательств, достоверность которых не вызывает у суда сомнений и которые суд оценивает исходя из относимости, допустимости каждого доказательства, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, суд находит что приказ ПАО «Красноярскэнергосбыт» от 27 июля 2021 года о проведении профилактических прививок (вакцинации) против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) является законным и обоснованным, поэтому ответчик ПАО «Красноярскэнергосбыт» на законных основаниях приказом от 15 сентября 2021 года отстранил Полуситова И.С. от работы на основании абз. 8 ч. 1 ст.76 ТК РФ, в связи с чем, не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований Полуситова И.С. о признании незаконным приказа ПАО «Красноярскэнергосбыт» от 15 сентября 2021 года об отстранении от работы.

Поскольку в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется по правилам ст. 76 Трудового кодекса РФ, отстранение Полуситова И.С. от работы связано с его личным волеизъявлением на основании отказа от обязательной вакцинации, ПАО «Красноярскэнергосбыт» обоснованно в период с 15 сентября 2021 года по 30 декабря 2021 года не начислял и не выплачивал работнику Полуситову И.С. заработную плату.

Положением о премировании работников ПАО «Красноярскэнергосбыт» к профессиональному празднику – Дню энергетика, утвержденным приказом ПАО «Красноярскэнергосбыт» от 10 ноября 2021 года , определены основные условия, принципы и порядок расчета, начисления и выплаты премии к профессиональному празднику – Дню энергетика (т. 2 л.д. 64-69).

Согласно п. 2.5 указанного Положения премия ко Дню энергетика не начисляется работникам, отстраненным от работы на дату подготовки приказа о премировании.

При таких обстоятельствах, учитывая, что требования истца о взыскании заработной платы за период с 15 сентября 2021 года по 30 декабря 2021 года, ежегодной премии ко Дню энергетика, а также возложении на ответчика обязанности произвести соответствующие отчисления, установленные законодательством, являются производными от основного требования о признании незаконным приказа ПАО «Красноярскэнергосбыт» от 15 сентября 2021 года, в удовлетворении которого истцу отказано, суд не находит оснований для удовлетворения требований в части взыскания заработной платы за время вынужденного простоя, ежегодной премии ко Дню энергетика, возложения обязанности произвести соответствующие отчисления, установленные законодательством.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Полуситова Игоря Сергеевича к Публичному акционерному обществу «Красноярскэнергосбыт» о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы за время вынужденного простоя, ежегодной премии, возложении обязанности произвести соответствующие отчисления, установленные законодательством, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Шарыповский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня, следующего за днем принятия решения в окончательной форме, то есть со 02 февраля 2022 года.

Председательствующий:                     Д.В. Давыденко

Мотивированное решение изготовлено 11 февраля 2022 года.

2-54/2022 (2-371/2021;) ~ М-324/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Полуситов Игорь Сергеевич
Ответчики
ПАО "Красноярскэнергосбыт"
Другие
Представитель ответчика - Головач Евгений Александрович
Представитель третьего лица - Остренко Наталья Николаевна
Представитель ответчика - Тимохина Ирина Валерьевна
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю
Государственная инспекция труда в Красноярском крае
Суд
Шарыповский районный суд Красноярского края
Судья
Давыденко Д.В.
Дело на сайте суда
sharray--krk.sudrf.ru
14.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.10.2021Передача материалов судье
15.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.10.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.11.2021Предварительное судебное заседание
02.11.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
30.11.2021Предварительное судебное заседание
15.12.2021Предварительное судебное заседание
15.12.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.12.2021Предварительное судебное заседание
12.01.2022Судебное заседание
28.01.2022Судебное заседание
11.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2022Дело оформлено
17.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее