Решение по делу № 2-1165/2013 ~ М-1203/2013 от 30.10.2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 декабря 2013года

Богучанский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Толстых М.М.

при секретаре: Забудской О.Г

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Российской Федерации в лице службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Бортниковой Е.В. об обязании устранения нарушений лесного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Российская Федерация в лице Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края(далее Служба) в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к Бортниковой Е.В. ( Лесопользователь) об обязании устранения нарушений лесного законодательства, мотивируя тем, что между Бортниковой Е.В. и Агентством лесной отрасли Красноярского края подписан договор купли-продажи лесных насаждений № 9487 от 21.03.2011г

Лесной участок, находящийся в государственной собственности, передан во временное пользование сроком до 20.03.2012г, расположен в границах Богучанского района на территории лесного фонда КГБУ « Богучанское лесничество» в квартале 47, выдел -предназначение- заготовка древесины

В результате осмотра лесосеки выявлено захламление мест рубок на площади 0,21 га, что подтверждается актом натурного осмотра мест рубок насаждений от 4.06.2012г, сообщением о нарушении, абрисом лесосеки, ведомостью учета нарушений требований лесного законодательства.

Таким образом, при осуществлении лесозаготовительной деятельности Лесопользователем допущено нарушение требований лесного законодательства, выраженное в захламлении мест рубок порубочными остатками, о чем были составлены сообщения и направлены извещения.

Захламлением лесосек от порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины лесному фонду причиняется вред, заключающийся в том, что не создаются условия для его восстановления.

Не исполнение Бортниковой Е.В. требований лесного законодательства может повлечь неблагоприятные последствия для окружающей среды, жизни и здоровья населения(неопределенного круга лиц).

Просят обязать ответчика произвести работы по очистке мест рубок в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель Службы Убиенных П.И., действующий на основании доверенности от 13.05.2013г, в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В направленном ходатайстве на удовлетворении требований настаивает., просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель третьего лица- КГБУ « Богучанское лесничество» в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В направленном заявлении предоставил акт осмотра мест рубок от 4.09.2012г, информацию, согласно которым, допущенное Бортниковой Е.В. нарушение лесного законодательства устранено.

Ответчик Бортникова Е.В. в судебное заседание не явилась. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В направленном отзыве пояснила, что нарушение ею устранено. Просила дело рассмотреть в е отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно пункту 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

В соответствии со статьей 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Указанные правовые нормы свидетельствуют о соотношении гражданского и лесного законодательства как законодательства общего и специального.

В соответствии со статьей 96 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной контроль и надзор осуществляются путем охраны лесов от нарушений лесного законодательства (лесной охраны) и проведения проверок соблюдения лесного законодательства (часть 1).

Государственный лесной контроль и надзор осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами (часть 2).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394 утверждено Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора.

Согласно пункту 3 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора государственный лесной контроль и надзор осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 4 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный лесной контроль и надзор в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 N 19-п утверждено Положение о службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края.

Согласно пункту 1.1 данного Положения о службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края служба является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет государственный контроль и надзор в областях охраны окружающей среды, обеспечения радиационной безопасности, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления, водных отношений, лесных отношений.

Согласно пункту 3.6.1 Положения о службе, служба является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет государственный пожарный надзор в лесах.

Согласно пункту 1,11 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного надзора, имеют право:

- предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использования лесов;

предъявлять гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, требования об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений;

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального,, использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 данного закона).

В соответствии со статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:

устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;

сохранение средообразуюищх, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;

использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;

обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;

воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов;

обеспечение охраны и защиты лесов;

Статьей 29 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины (часть 1).

Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков (часть 8).

Согласно статье 16 Лесного кодекса Российской Федерации рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания (часть 1).

Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (часть 3).

Приказ Россельхоза от 1.08.2011г №337 « Об утверждении Правила заготовки древесины» опубликован 20.01.2012г и вступил в действие 31.01.2012г

В соответствии с п.13 Правил запрещается оставление завалов(включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению.

Согласно пункта 60 Правил заготовки древесины при производстве работ по заготовке древесины обеспечивается, в том числе очистка лесосек от порубочных остатков, неликвидной древесины и валежника, мешающих проведению лесовосстановительных работ (очистка мест рубок).

В силу пункта 61 Правил заготовки древесины очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины.

В судебном заседании установлено, что между Бортниковой Е.В. и Агентством лесной отрасли Красноярского края подписан договор купли-продажи лесных насаждений № 9487 от 21.03.2011г

Лесной участок, находящийся в государственной собственности, передан во временное пользование сроком до 20.03.2012г, расположен в границах Богучанского района на территории лесного фонда КГБУ « Богучанское лесничество» в квартале 47, выдел -предназначение- заготовка древесины

В результате осмотра лесосеки выявлено захламление мест рубок на площади 0,21 га, что подтверждается актом натурного осмотра мест рубок насаждений от 4.06.2012г, сообщением о нарушении, абрисом лесосеки, ведомостью учета нарушений требований лесного законодательства.

Согласно представленному в судебное заседание акту осмотра мест рубок от 4.09.2012г, информации КГКУ «Богучанское лесничество» очистка лесосеки 4(2) на площади 0.21 га в квартале 47 от порубочных остатков Бортниковой Е.В. произведена полностью

Таким образом, на момент обращения Службы с иском в суд, рассмотрения настоящего дела в судебном заседании установлено, что Бортниковой Е.В допущенное нарушение лесного законодательства при осуществлении заготовки древесины устранено

Следовательно, исковые требования Службы не подлежат удовлетворению, так как отсутствует предмет спора.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Российской Федерации в лице Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края к Бортниковой Е.В. об обязании устранения нарушений лесного законодательства отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение 30 дней со дня его провозглашения с подачей жалобы через Богучанский районный суд.

Председательствующий                    М.М.Толстых

2-1165/2013 ~ М-1203/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
РФ в лице службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края
Ответчики
Бортникова Елена Владимировна
Другие
КГКУ "Богучанское лесничество"
Суд
Богучанский районный суд Красноярского края
Судья
Толстых Мира Мефодьевна
Дело на странице суда
boguchan--krk.sudrf.ru
30.10.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.10.2013Передача материалов судье
01.11.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.11.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.11.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.11.2013Судебное заседание
10.12.2013Судебное заседание
10.12.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.12.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.12.2013Дело оформлено
03.02.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее