Дело № 2-3918/15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 октября 2015 года гор. Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе
председательствующего судьи Маслова А.Г.,
при секретаре Левченко Т.В.,
с участием:
представителя ответчика МУ «Управление имущественных отношений администрации г.Пятигорска» в лице П., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Мануйлов Н.В. к МУ «Управление имущественных отношений администрации г.Пятигорска», Петров О.Н. о признании договора аренды земельного участка недействительным, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
В обоснование заявленных требований истец указал, что
в газете «Пятигорская правда» от ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано объявление администрации г.Пятигорска об информировании населения о предоставлении земельного участке ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м. для размещения торгового павильона в районе многоквартирного дома <адрес>
Мануйлов Н.В. подал заявление в администрацию г.Пятигорска о предоставлении в аренду указанного земельного участка в соответствии с Конституцией РФ, ст.30,31 Земельного кодекса РФ. На его заявление из администрации пришел ответ о том, что «на основании обращений других физических лиц в соответствии с требованиями ст. 31 и 34 Земельного кодекса РФ в газетах были опубликованы соответствующие информационные сообщения о предоставлении в аренду земельных участков с предварительным согласованием места размещения объектов. Данные публикации носят информационный характер и не предполагают подачу встречных заявлений. На основании изложенного, рассмотреть положительно его обращения не представляется возможным.»
Считает, что договор аренды с Петров О.Н. без проведения торгов заключен незаконно в связи с чем нарушены его имущественные права на получение в аренду указанного земельного участка и на участие в торгах по продаже права аренды, а также права неопределенного круга лиц.
Утверждение акта выбора земельного участка в такой ситуации при наличии, нескольких претендентов противоречит статье 31 Земельного кодекса, согласно которой акт о выборе земельного участка может быть "оформлен конкретному лицу только после личного информирования населения. Процедура выявления круга потенциальных претендентов на получение в аренду конкретного земельного участка начинается после того, как орган местного самоуправления официально опубликовал предложение неопределенному кругу лиц о предоставлении земельного участка в аренду.
Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Заявление Мануйлов Н.В. и других заявителей являются заявлениями ещё нескольких претендентов на земельный участок согласно публикации в газете, на которую они сослались в своих заявлениях. Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Кодекса.
Таким образом, при наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды земельного участка выставляется на торги.
В нарушение статей 30 и 31 Кодекса не было принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, что противоречит нормам земельного законодательства РФ и нарушает имущественные права Мануйлов Н.В. и других претендентов. Право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам ст. 38 ЗК РФ и постановления правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков".
Просит признать недействительным ничтожным договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ года, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером № в районе многоквартирного дома <адрес>, для строительства торгового павильона, заключенный между МУ «Управление имущественных отношений администрации г.Пятигорска» и Петров О.Н., исключить сведения о регистрации из ЕГРП Росреестра. Взыскать с ответчиков уплаченную госпошлину.
Истец Мануйлов Н.В., будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился. Просил рассмотреть дело в его отсутствии. В соответствии со ст.167 ГПК РФ с учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель ответчика МУ «Управление имущественных отношений администрации г.Пятигорска» действующая на основании доверенности П., с исковыми требованиями не согласилась, при этом пояснила, что в соответствии с п.1 ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
Петров О.Н. обратился в администрацию города Пятигорска с просьбой предоставить земельный участок в аренду для размещения торгового павильона.
В газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ. администрацией г. Пятигорска размещено объявление о том, что на основании обращения Петров О.Н. ему предполагается предоставить земельный участок с предварительным согласованием места размещения объекта ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., для размещения торгового павильона в районе многоквартирного дома <адрес>. Данная публикация в силу действующего земельного законодательства носит информационный характер и не является публикацией о наличии свободных земельных участков, сформированных надлежащим образом, соответственно не предполагает подачу встречных заявлений. Указанные в информационных сообщениях земельные участки не сформированы и не поставлены на государственный кадастровый учет, таким образом, не могут являться объектами торгов.
В силу п. 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению граждан или юридических лиц обеспечивает выбор земельного участка на основании документов государственного земельного кадастра и землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории.
Согласно п.5 ст. 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом выбора.
Согласно п.6 ст.31 указанного Кодекса орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду для строительства объектов.
Постановлением администрации города Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ. № утвержден акт выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения торгового павильона в районе многоквартирного дома <адрес>. Этим же Постановлением утверждена схема расположения земельного участка. Кроме того, Петров О.Н. обязан в месячный срок со дня подписания указанного постановления за свой счет выполнить кадастровые работы в отношении предоставляемого земельного участка.
Постановлением администрации города Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ. № земельный участок с кадастровым номером № предназначенный для строительства торгового павильона включен в реестр муниципального имущества города Пятигорска. Данный земельный участок этим же постановлением предоставлен в аренду Петров О.Н. На основании п. <данные изъяты>. указанного постановления управление обязано заключить с Петров О.Н. договор аренды земельного участка.
Договор аренды земельного участка № между Управлением и Петров О.Н. заключен ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок с кадастровым номером № передан в аренду по акту приема - передачи от ДД.ММ.ГГГГ. Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта, в случае если на него претендуют несколько лиц, земельным кодексом не предусмотрен.
Просит в иске Мануйлов Н.В. отказать в полном объеме.
Ответчик Петров О.Н., будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, не известив суд об уважительности причин своего отсутствия.
Суд полагает, что ответчику было известно о наличии спора, несмотря на это он не проявил должного интереса к результатам судебного разбирательства, не известил суд об уважительных причинах неявки.
В соответствии с ФЗ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, и невыполнение предписания закона в случае перемены ответчиком места своего пребывания не может служить основанием для ограничения прав иных лиц и в том числе истца.
Судебные извещения, направленные по месту последнего известного адреса местожительства ответчика, возвращены в суд с отметкой отделения почтовой связи «истек срок хранения».
В соответствии со ст. 117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства.
Ответчик в судебное заседание не явился, неоднократно извещался о месте и времени рассмотрения дела по последнему известному адресу регистрации, указанному в исковом заявлении и приложенных к нему документах, в том числе договоре аренды земельного участка, не уведомил об изменении места его регистрации. Об ином адресе места жительства ответчик не сообщил.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика Петров О.Н.
Выслушав объяснение представителя ответчика, исследовав материалы дела, и оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности, как в отдельности, так и в совокупности, а установленные судом обстоятельства с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд приходит к следующему.
Согласно Положению о МУ «Управлении имущественных отношений администрации г. Пятигорска»,утвержденному Решением Думы г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ №, указанное учреждение является отраслевым (функциональным) органом (структурным подразделением) администрации г. Пятигорска, осуществляющим в порядке и пределах, определенных муниципальными правовыми актами Думы г. Пятигорска и администрации г. Пятигорска полномочия собственника имущества, находящегося в собственности г. Пятигорска.
Как следуетиз п.31 указанногоПоложения, МУ «Управлении имущественных отношений администрации г. Пятигорска» заключает договора аренды земельных участков на основании муниципальных правовых актов администрации г. Пятигорска.
Администрация посредством публикаций в печатном издании «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ информировала население о предстоящем предоставлении земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м. для размещения торгового павильона в районе многоквартирного дома <адрес>.
Указанный земельный участок на основании договора его аренды от ДД.ММ.ГГГГ № предоставлен Петров О.Н. для строительства магазина. Договор зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пп.11 п.1 ст.1 ЗК РФ названный Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Согласно п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в п. 4 ст. 27 ЗК РФ, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством.
В силу п. 1 ст. 28, ст. 29 ЗК РФ земельные участки гражданам из земель, находящихся в муниципальной собственности, предоставляются на основании решения исполнительного органа местного самоуправления.
Процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта включает в себя выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществление его государственного кадастрового учета, принятие решения о предоставлении земельного участка заинтересованному лицу (ст.ст. 30, 31, 32 ЗК РФ).
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
Следовательно, заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка после опубликования информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении участка для строительства, что в данном случае и было сделано истцом Мануйлов Н.В.
При этом ЗК РФ не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 ЗК РФ.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 7-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее Закон № 137-Ф3) распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
В силу п. 1 ст. 31 ЗК РФ каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта жилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.
На основании п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется следующим образом: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 70 ЗК РФ; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована ст. 31 ЗК РФ.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
После определения участков, подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, орган местного самоуправления, в силу п. 3 ст. 31 ЗК РФ, информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (пп. 4 и 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных ст. 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, ЗК РФ не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным ст. 31 ЗК РФ, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право па заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам п. 4 ст. 30 ЗК РФ.
Вместе с тем, при наличии двух претендентов, с учетом заявления Мануйлов Н.В., на право аренды спорного земельного участка он был предоставлен администрацией г. Пятигорска в аренду Петров О.Н. нарушение п. 4 ст. 30, ст. 38 ЗК РФ, без проведения торгов (конкурса, аукциона) в установленном порядке.
При таких обстоятельствах, оспариваемый договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ № заключен муниципальным учреждением «Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска» с Петров О.Н. в нарушение требований ЗК РФ, поэтому в силу положений ст.ст. 167, 168 ГК РФ является недействительным.
Согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии со ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в ГК РФ.
Таким образом, исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что бездействие администрации противоречит положениям статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", не соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушает имущественные права предпринимателя.
Доводы администрации о том, что торги проводятся исключительно при условии, когда органом местного самоуправления принято решение о выставлении земельного участка на торги, а также о том, что торги проводятся только для тех земельных участков, которые предоставляются без предварительного согласования места размещения объекта, основаны на неверном толковании закона.
Данная правовая позиция изложена также в Определении Верховного суда РФ от 07.04.2015г. №308ЭС15-2430, постановлениях Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 14.09.2010г. №4224/10, от 15.11.2011 №7638/11.
С учетом установленных обстоятельств, разрешая заявленные Мануйлов Н.В. требования, суд, с учетом положений ст.ст. 12, 129, 167, 168 ГК РФ, ст.ст. 9, 10, 11, 28, 34 ЗК РФ, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установил, что при наличии двух претендентов на получение спорного земельного участка в аренду (Петров О.Н. и Мануйлов Н.В.) муниципальным учреждением «Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска» в нарушение требований ст.ст. 38 ЗК РФ, земельный участок в аренду Петров О.Н. передан без проведения торгов, и приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания договора аренды указанного земельного участка недействительным
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы.
Судом установлено, что в связи с рассмотрением гражданского дела в суде истцом была уплачена госпошлина в сумме <данные изъяты>.
Поскольку требования к ответчику подлежат удовлетворению, ходатайство Мануйлов Н.В. о возмещении за счет ответчиков судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>, понесенных в связи с обращением в суд с данным иском, на основании ст.ст. 88, 94 и 98 ГПК РФ подлежит частичному удовлетворению и с ответчиков подлежит взысканию в пользу истца сумма в размере <данные изъяты>, предусмотренном пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, то есть по <данные изъяты> с каждого.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░», ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░., ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░