Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1142/2015 ~ М-1071/2015 от 12.05.2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 мая 2015 года                           г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи:          Рощупкиной И.А.,

при секретаре судебного заседания:     Лебедевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1142/2015 по заявлению ФИО2 о признании незаконным решения департамента по труду и социальной защиты населения администрации муниципального образования г. Салехард об отказе в предоставлении государственной социальной услуги, возложении обязанности предоставить государственную социальную услугу,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель ФИО2 обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения департамента по труду и социальной защиты населения администрации муниципального образования г. Салехард (далее по тексту Департамент) об отказе в предоставлении государственной социальной услуги, возложении обязанности предоставить государственную социальную услугу. В обоснование заявленных требований указала, что оспариваемым решением №159 от 04 марта 2015 года отказано в предоставлении государственной услуги "Предоставление государственной социальной помощи семьям (одиноко проживающим гражданам) со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленного на душу населения в Ямало-Ненецком автономном округе" по причине отсутствия права. Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги согласно информации, содержащейся в полученном из департамента уведомлении, явилось то, что размер среднедушевого дохода заявителя за период 01 ноября 2014 года по 31 января 2015 года составляет 14 610 рублей 89 копеек и превышает величину прожиточного минимума, установленного на душу населения в соответствии с постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 января 2015 года №71-П "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Ямало-Ненецкому автономному округу за 4 квартал 2014 года". Акцентировала внимание на отсутствии иных доходов кроме компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, не подлежащей учету при определении величины прожиточного минимума на душу населения. Ссылаясь на положения ч.1 ст.7 и ч.1 ст.39 Конституции РФ, ст.5 Федерального закона от 05 апреля 2003 года №44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", постановления Правительства РФ от 20 августа 2003 года №512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи", Указа Президента РФ от 26 декабря 2006 года №1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", подпункта "д" пункта 3.1 постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 декабря 2012 года №1076 -П "Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении третьего или последующих детей", подпункт "д" пункта 3.1 постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 октября 2010 года №295 - П, пункта 8 статьи 3 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 02 июня 2010 года №61-ЗАО "О порядке определения размера дохода и стоимости имущества, находящегося в собственности граждан и подлежащего налогообложению, и признания граждан малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, считала оспариваемое решение департамента незаконным. Просила признать решение департамента №159 от 04 марта 2015 года об отказе в предоставлении ФИО2 государственной услуги, незаконным и обязать департамент предоставить государственные услуги "Предоставление государственной социальной помощи семьям (одиноко проживающим гражданам) со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума установленного на душу населения в Ямало-Ненецком автономном округе".

Заявитель ФИО2 и ее представитель ФИО5, допущенный к участию в деле определением судьи, занесенным в протокол судебного заседания, на удовлетворении заявленных требований настаивали в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям. Просили с учетом уточнений признать решение департамента №159 от 04 марта 2015 года об отказе в предоставлении ФИО2 государственной услуги, незаконным и обязать департамент предоставить государственные услуги "Предоставление государственной социальной помощи семьям (одиноко проживающим гражданам) со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума установленного на душу населения в Ямало-Ненецком автономном округе" в форме ежемесячной адресной социальной помощи и в форме возмещения расходов по оплате проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси) обучающимся, осваивающим образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалиста или программы специалитета или программы магистратуры по очной форме обучения в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, в Ямало-Ненецком автономном округе.

Представитель заинтересованного лица департамента по труду и социальной защиты населения администрации муниципального образования г. Салехард Ядне С.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на законность оспариваемого решения и отсутствие оснований для предоставления государственной услуги. В обоснование возражений указала, что установленная заявителю в соответствии со ст.13 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 ноября 2006 года №6-ЗАО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе" компенсационная выплата неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами (инвалидами), являясь дополнительной мерой социальной поддержки, не может быть отнесена к видам выплат, указанным в абзаце втором подпункта "д" пункта 1 Перечня видов доходов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года №512, и не подлежащим учету при определении величины прожиточного минимума на душу населения. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Заслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в п. 5 Постановления от 10 февраля 2009 года № 2, в судебном порядке, предусмотренном главой 25 рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены.

Таким образом, из анализа приведенных норм и исследованных в судебном заседании документов следует, что решение департамента по труду и социальной защите населения Администрации муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ФИО2 государственной услуги относится к решениям, которые могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ.

В судебном заседании установлено и усматривается из материалов дела, что решением департамента по труду и социальной защите населения Администрации муниципального образования г. Салехард №159 от 04 марта 2015 года ФИО2 по причине отсутствия права отказано в предоставлении государственной услуги "Предоставление государственной социальной помощи семьям (одиноко проживающим гражданам) со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленного на душу населения в Ямало-Ненецком автономном округе" в форме ежемесячной адресной социальной помощи и в форме возмещения расходов по оплате проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси) обучающимся, осваивающим образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалиста или программы специалитета или программы магистратуры по очной форме обучения в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, в Ямало-Ненецком автономном округе.

Согласно уведомления Департамента об отказе в предоставлении государственной услуги от 04 марта 2015 года основанием для отказа в предоставлении государственной услуги явилось превышение размера среднедушевого дохода заявителя за период 01 ноября 2014 года по 31 января 2015 года в сумме 14 610 рублей 89 копеек величины прожиточного минимума, установленного на душу населения в соответствии с постановлением Правительства Ямало-ненецкого автономного округа от 29 января 2015 года №71-П "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Ямало-Ненецкому автономному округу за 4 квартал 2014 года".

Вместе с тем, при определении размера среднедушевого дохода заявителя на состав семьи четыре человека департаментом были учтены в соответствии со справкой о доходах семьи за период с 01 ноября 2014 года по 31 января 2015 года все получаемые на семью выплаты и пособия, в том числе и компенсационная выплата неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, в данном случае за ребенком-инвалидом.

Исходя из пояснений представителя заинтересованного лица, занесенных в протокол судебного заседания, установленная заявителю в соответствии со ст.13 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 ноября 2006 года №6-ЗАО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе" компенсационная выплата неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, являясь дополнительной мерой социальной поддержки, не может быть отнесена к видам выплат, указанным в абзаце втором подпункта "д" пункта 1 Перечня видов доходов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года №512, и не подлежащим учету при определении величины прожиточного минимума на душу населения.

В соответствии с положениями ст.5 Федерального закона от 05 апреля 2003 года №44-ФЗ " О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Подпунктом "Д" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года №512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" определено, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся: пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров.

Правила исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении третьего ребенка или последующих детей, утвержденные постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 декабря 2012 года № 1076-П (подпункт "д" пункта 3.1), Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, утвержденное постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 октября 2010 года №295 -П, Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 02 июня 2010 года №61-ЗАО "О порядке определения размера дохода и стоимости имущества, находящегося в собственности граждан и подлежащего налогообложению, и признания граждан малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (п.8 ст.3) также не предусматривают учет компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.

Поскольку нормы федерального и регионального законодательства содержат прямое указание о недопустимости учета компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, суд приходит к выводу о необоснованности причины отказа департаментом заявителю в предоставлении государственной услуги.

Ссылка представителя заинтересованного лица на разъяснения департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа о перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина, является необоснованной ввиду рекомендательного характера данных разъяснений, не подлежащих применению в случае их противоречия номам действующего законодательства.

Принимая во внимание установленные обстоятельства и, руководствуясь вышеназванными правовыми нормами, суд, вопреки доводам представителя заинтересованного лица, находит незаконным решение департамента по труду и социальной защите населения Администрации муниципального образования г. Салехард №159 от 04 марта 2015 года об отказе в предоставлении ФИО2 государственной услуги, а заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

При указанных обстоятельствах, суд возлагает на департамент обязанность предоставить ФИО2 государственные услуги "Предоставление государственной социальной помощи семьям (одиноко проживающим гражданам) со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума установленного на душу населения в Ямало-Ненецком автономном округе" в форме ежемесячной адресной социальной помощи и в форме возмещения расходов по оплате проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси) обучающимся, осваивающим образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалиста или программы специалитета или программы магистратуры по очной форме обучения в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, в Ямало-Ненецком автономном округе.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-198, 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ №159 ░░ 04 ░░░░░ 2015 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ "░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░" ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-1142/2015 ~ М-1071/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Травкина Ольга Валентиновна
Другие
Департамент по труду и социальной защиты населения администрации муниципального образования г. Салехард
Суд
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Рощупкина Ирина Александровна
Дело на сайте суда
salehardsky--ynao.sudrf.ru
12.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.05.2015Передача материалов судье
13.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.05.2015Судебное заседание
25.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.02.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2016Дело оформлено
10.02.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее