Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3743/2017 от 16.03.2017

 Дело № 2-3743/17

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

«26» апреля 2017 года                  город Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Коршуновой Т.А.

при секретаре Базылевой О.В.,

с участием представителя министерства транспорта и строительства Амурской области Омельченко Е.В., представителя Правительства Амурской области Лагута М.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уварова А. Г. к Министерству транспорта и строительства Амурской области о возложении обязанности включить в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для предоставления мер социальной поддержки на цели капитального ремонта, поврежденного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Уваров А.Г. обратился в суд с иском к министерству транспорта и строительства Амурской области, указав в его обоснование, что в результате чрезвычайной ситуации природного характера – наводнения и ливневых дождей на территории Новокиевского сельсовета Мазановского района Амурской области в августе 2013 г. был подтоплен и поврежден принадлежащий ему дом, расположенный по адресу: ***. На свое письменное обращение в администрацию Мазановского района о предоставлении мер социальной поддержки на цели капитального ремонта он получил отказ со ссылкой на отсутствие причинно-следственной связи повреждения несущих конструкций его дома с прошедшим наводнением. Решением Мазановского районного суда от 09 октября 2014г. на администрацию Мазановского района была возложена обязанность включить его в список граждан, пострадавших в результате указанной чрезвычайной ситуации, для предоставления мер социальной поддержки на цели капитального ремонта поврежденного жилого помещения. Он был внесен в такие списки, однако затем в его адрес пришло письмо министерства транспорта и строительства Амурской области от 30 июня 2015 г. № 12-О, в котором указывалось, что он не подлежит включению в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации на территории Амурской области. Просит суд возложить на министерство транспорта и строительства Амурской области обязанность включить его в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 г., для получения мер социальной поддержки на цели капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: ***.

Решением Благовещенского городского суда от 03.03.2016 года, вступившим в силу 11.07.2016г, указанные требования Уварова А.Г. удовлетворены, на Министерство транспорта и строительства Амурской области возложена обязанность включить Уварова А.Г. в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г., для предоставления мер социальной поддержки на цели капитального ремонта, поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: ***

09 февраля 2017 года в Благовещенский городской суд Амурской области поступило заявление Министерства транспорта и строительства Амурской области о пересмотре дела по новым обстоятельствам.

Определением Благовещенского городского суда Амурской области от 16.03.2017 года заявление Министерства транспорта и строительства Амурской области удовлетворено, вышеуказанное решение Благовещенского городского суда Амурской области от 03 марта 2016 года отменено, производство по делу возобновлено.

В настоящем судебном заседании представитель министерства транспорта и строительства Амурской области, возражала относительно заявленных требований, указала, что согласно решению Мазановского районного суда от 09 октября 2014 года № 2-511/14, Уваров А.Г. включен в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории села Новокиевский Увал Мазановского района для предоставления мер социальной поддержки на цели капитального ремонта. Между тем, министерство является ненадлежащим ответчиком по делу, не имеет правоотношений с гражданами, претендующими на получение меры государственной поддержки, не осуществляет, предоставление гражданам указанных выплат, и не осуществляет формирование списков граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации. Также, предоставление мер социальной поддержки осуществлялось за счет средств федерального бюджета и не подлежат исполнению за счет средств бюджета Амурской области. В связи с прекращением действия с 1 января 2015 года Закона Амурской области от 28 октября 2013 года № 257-03 «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта» у истца не имеется оснований для требования возложения на Минтрансстрой АО обязанности включить Уварова А. Г. в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, для предоставления мер социальной поддержки на цели капитального ремонта, поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: ***, о чем также подтверждает, определение Верховного Суда РФ от 12.12.2016 г. № 59-КГ16-26.

В судебном заседании представитель Правительства Амурской области возражала относительно заявленных требований, представила письменный отзыв, из которого следует, что требования истца в министерству транспорта и строительства Амурской области о признании права на включение в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения мер социальной поддержки на цели капитального ремонта жилого помещения, были им предъявлены после 1 января 2015 года, то есть после отмены нормативного правового акта Амурской области, устанавливающего порядок реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в предусмотренном законодательством порядке пострадавшими от наводнения, являющимися обязательным условием предоставления Амурской области межбюджетным трансфертов, требования истца удовлетворению не подлежат.

Представителем министерства социальной защиты населения Амурской области представлен отзыв, в котором министерство возражает против удовлетворения заявленных требований, в обоснование указав, что мероприятия по предоставлению мер поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г., регламентировались Законом Амурской области от 28.10.2013 № 257-03 «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта», который утратил силу с 01.01.2015г. Таким образом, в настоящее время отсутствует нормативно-правовой акт, предусматривающий бюджетные обязательства федерального либо регионального бюджета по оказанию мер государственной поддержки на цели капитального ремонта, и регулирующий механизм назначения и предоставления указанной меры социальной поддержки, что делает невозможным оказание мер социальной поддержки граждан на цели капитального ремонта. Кроме того, министерство транспорта и строительства Амурской области не наделено полномочиями по формированию списков граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области. Указанная позиция выражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2016 № 59-КГ 16-26 по аналогичному делу и является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Истец, представители третьих лиц - министерства финансов Амурской области, Минфина России в лице УФК по Амурской области, министерства социальной защиты населения Амурской области, ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии с правилами ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с правилами ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Уваров А.Г. является собственником квартиры, расположенной по адресу: ***, где истец постоянно проживает. Заключением межведомственной комиссии от 11 сентября 2014 г. № 602 принадлежащее истцу жилое помещение было признано нуждающимся в проведении капитального ремонта.

Решением Мазановского районного суда от 09 октября 2014 г., вступившим в законную силу 08 декабря 2014 года, были удовлетворены исковые требования Уварова А.Г. о возложении на администрацию Мазановского района обязанности включения его в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории с. Новокиевский Увал, для предоставления мер социальной поддержки на цели капитального ремонта.

На основании вышеуказанного решения суда Уваров А.Г. был включен в соответствующие списки администрацией Мазановского района. Письмом от 30 июня 2015 г. № 12-О министерство транспорта и строительства Амурской области уведомило истца о том, что Уваров А.Г., не подлежит включению в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации на территории Амурской области, для предоставления мер социальной поддержки, финансируемых за счет иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету Амурской области для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре 2013 года.

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).

В соответствии с подпунктом "а" статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Президентом Российской Федерации в порядке реализации указанных полномочий издан Указ от 31 августа 2013 г. № 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 693).

Подпунктом "г" пункта 2 названного Указа в связи с крупномасштабным наводнением на указанных территориях в целях оказания помощи пострадавшему населению, выполнения первоочередных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и нормализации обстановки в указанных субъектах Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возложена обязанность принять меры по отселению жителей из мест затопления при утрате жилья, а в случае отсутствия необходимости отселения предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5 тыс. рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру), и определить порядок выделения указанных средств.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 693 Правительство Российской Федерации 12 октября 2013 г. в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий приняло Постановление № 923 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. № 923), которой в том числе были утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года (приложение № 11(1) к федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы).

Предоставление трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации осуществлялось Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы на цели, указанные в пункте 1 этих Правил, и согласно распределению, приведенному в приложении № 4 к этой программе (пункт 4 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года).

Одним из условий предоставления Правительством Российской Федерации трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации являлось наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта поврежденного жилья или строительства жилья (пункт 5 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года).

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что осуществление правового регулирования отношений по предоставлению гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъекта - Амурской области. К полномочиям субъекта Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 693, Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. № 923 отнесено определение механизма реализации мер социальной поддержки, в том числе меры поддержки на цели капитального ремонта за счет средств федерального бюджета. При этом наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими от наводнения, является обязательным условием предоставления этому субъекту Российской Федерации межбюджетных трансфертов, то есть условием финансирования таких мероприятий Правительством Российской Федерации.

На территории Амурской области отношения по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г., в виде выплаты денежных средств на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений регламентировались Законом Амурской области от 28 октября 2013 г. № 257-ОЗ "О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта", который утратил силу с 1 января 2015 г. в связи с принятием Закона Амурской области от 29 декабря 2014 г. № 472-ОЗ "О признании утратившим силу Закона Амурской области "О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта".

Таким образом, с 1 января 2015 г. отсутствует утвержденный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта поврежденного жилья.

Ввиду того, что требования Уварова А.Г. к министерству транспорта и строительства Амурской области были предъявлены им после 1 января 2015 г., то есть после отмены нормативного правового акта субъекта Российской Федерации (Амурской области), устанавливающего порядок реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в предусмотренном законодательством порядке пострадавшими от наводнения, являющимся обязательным условием предоставления этому субъекту Российской Федерации межбюджетных трансфертов, оснований возложения на министерство транспорта и строительства Амурской области обязанности включить Уварова А.Г. в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, для получения мер социальной поддержки на цели капитального ремонта жилого помещения, не имеется.

Кроме того, в разделе III постановления губернатора Амурской области от 7 мая 2015 г. № 125 "Об утверждении Положения о министерстве транспорта и строительства Амурской области" определены полномочия министерства.

Министерство транспорта и строительства Амурской области данным Положением не наделено соответствующими полномочиями по формированию списков граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области. В связи с этим ответчик обоснованно ссылается на то, что указанное министерство не может являться надлежащим ответчиком по настоящему делу.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований удовлетворения исковых требований Уварова А.Г. к министерству транспорта и строительства Амурской области в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Уварова А. Г. о возложении обязанности на Министерство транспорта и строительства Амурской области включить Уварова А. Г. в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, для предоставления мер социальной поддержки на цели капитального ремонта, поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: *** - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 19 мая 2017г.

Председательствующий                  Т.А. Коршунова

2-3743/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Уваров Александр Геннадьевн
Ответчики
Министерство транспорта и строительства АО
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
16.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
20.03.2017Передача материалов судье
04.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.04.2017Судебное заседание
19.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее