к делу № 2-2528/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 июля 2020 года.
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе:
судьи Дорошенко Н.В.,
при секретаре Акмаловой В.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соловьевой Анны Васильевны, Шевченко Василия Александровича к Администрации г. Шахты, Соловьеву Роману Сергеевичу, третье лицо: Министерство энергетики РФ, об установлении факта проживания, включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что собственниками квартиры № расположенной в жилом доме по адресу: <адрес>, общей площадью 62,4 кв.м, в том числе жилой 43,1 кв.м являются: Соловьева Анна Васильевна – 1/4 доля в праве общей долевой собственности; Шевченко Василий Александрович – 1/2 доля; Соловьев Роман Сергеевич – 1/4 доля. В данной квартире проживают и зарегистрированы: Соловьев Роман Сергеевич, Шевченко Василий Александрович, Соловьева Анна Васильевна. В 2004 году многоквартирный жилой <адрес> в установленном порядке признан ветхим, ставшим в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте ДАО «Шахта им.Артема» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности. Согласно отчету о научно-исследовательской работе «О степени влияния горных работ ликвидированных шахт, правопреемником которых является шахта им. Артема, на техническое состояние ветхих жилых домов», выполненному СКП ВНИМИ ДД.ММ.ГГГГ установлено, что горными работами ДАО «Шахта им.Артема» подработан, в том числе жилой дом по адресу: <адрес>, расчетные показатели суммарных деформаций от всех отработанных угольных пластов по жилому дому, расположенному по адресу: <адрес> превысили предельные и допустимые значения деформаций, следовательно, горные работы ДАО «Шахта им.Артема» негативно повлияли на техническое состояние строений. Согласно техническому заключению по результатам обследования основных строительных конструкций жилого дома по адресу: <адрес>, выполненному инженером-строителем ИП Ковалевым В.И. от 15.08.2013 года, указанный многоквартирный дом 1950 года постройки имеет физический износ свыше 75 %. Выявлена просадка фундамента, массовые прогрессирующие сквозные трещины на всю высоту здания, заметные прогибы междуэтажных и чердачных перекрытий, массовое разрушение кровли, гниль обрешетки, прогиб стропил. Прочностные и деформационные характеристики строительных конструкций значительно ниже предельно допустимых. Условия проживания не соответствуют техническим и санитарным нормам, дом грозит обрушением, проживание в доме небезопасно для граждан. Согласно письму Администрации г. Шахты № 61/3.1/884 от 27.04.2019 года в 2016 году Протоколом совещания по вопросу уточнения списков граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, по администрации г. Шахты № АЯ-670пр Министерство энергетики РФ под ТЭО № 1600 по адресу: <адрес> согласовало включение в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ФИО3 из расчета общей площади жилья – 33 кв.м.
Истцы считают, что они незаконно не включены в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья. Для них указанное жилое помещение является единственным местом проживания, они оплачивают коммунальные услуги и содержание жилья. На момент получения заключения СКП ВНИМИ 28.09.2004 года и признания жилого дома ветхим в 2004 году их семья составом 3 человека фактически проживала по адресу: <адрес>. Истцы обращались в Администрацию г. Шахты с заявлением о включении их в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, заключении с ними договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах ОАО «Ростовуголь». Однако до настоящего времени Администрация г. Шахты не включила их в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья.
На основании изложенного, просят суд: установить факт проживания их, Соловьевой А.В. и Шевченко В.А., в квартире по адресу: <адрес> период с 2004 года по настоящее время; обязать Администрацию г. Шахты включить их, Соловьеву А.В. и Шевченко В.А. в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Истец Соловьева А.В., она же действующая в интересах истца Шевченко В.А. на основании доверенности № от 15.01.2019 года, в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Истец Шевченко В.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель истцов – Жукова Е.В., действующая на основании ордера № 43459 от 25.06.2020 года в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик Соловьев Р.С. в судебное заседание явился, исковые требования признал, при этом пояснил, что его мать Соловьева А.В. постоянно проживала по адресу: <адрес>, а перепрописалась с 2005 г. по 2007г., после заключения ВНИМИ, но все время проживала по <адрес>. Перепрописка была для ухода за ее мамой, которая умерла в августе 2007г. Никаких прав его мать по <адрес> не реализовала.
Представитель Администрации г. Шахты Карелина Ю.Л., действующая на основании доверенности № 7 от 20.01.2020 года, в судебное заседание явилась, просила в иске отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Представитель Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав явившихся лиц, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Жилищные отношения в Российской Федерации регулируются Жилищным кодексом РФ, Законом РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и иными актами жилищного законодательства, которые определяют компетенцию как органов государственной власти и управления Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации в этой сфере.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
В соответствии с подп. «а» и «б» п. 5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение следующих мероприятий: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (далее ветхое жильё); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
В целях ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда в Российской Федерации, а также реализации прав граждан на жилище Правительство Российской Федерации утвердило своим Постановлением от 22.01.2002 года № 33 программу "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящую в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в которой рекомендовала органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, заинтересованным в реализации указанной программы, принять участие в ее финансировании за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных средств.
Указанная Программа является частью федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Основная задача программы - обеспечить выполнение обязательства государства по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям.
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 22.01.2002 года № 33 об утверждении программы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, а также иных нормативно-правовых актах указано, что граждане подлежали переселению из домов, признанных в установленном порядке не пригодными для проживания и не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям.
Понятие места жительства раскрывается в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 05.10.2000 N 199-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кушнарева Андрея Михайловича на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 40.1 Кодекса законов о труде Российской Федерации и пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в статье 20 ГК Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и других нормативных актах. Место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами. Согласно статье 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Суд установил, что собственниками квартиры <адрес>, расположенной в жилом доме по адресу: <адрес>, общей площадью 62,4 кв.м, в том числе жилой 43,1 кв.м являются: Соловьева Анна Васильевна – 1/4 доля в праве общей долевой собственности; Шевченко Василий Александрович – 1/2 доля; Соловьев Роман Сергеевич – 1/4 доля. В данной квартире проживают и зарегистрированы: Соловьев Роман Сергеевич, Шевченко Василий Александрович, Соловьева Анна Васильевна.
В 2004 году многоквартирный жилой дом <адрес> в установленном порядке признан ветхим, ставшим в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте ДАО «Шахта им. Артема» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности.
Согласно отчету о научно-исследовательской работе «О степени влияния горных работ ликвидированных шахт, правопреемником которых является шахта им. Артема, на техническое состояние ветхих жилых домов», выполненному СКП ВНИМИ ДД.ММ.ГГГГ установлено, что горными работами ДАО «Шахта им. Артема» подработан, в том числе жилой дом по адресу: <адрес>, расчетные показатели суммарных деформаций от всех отработанных угольных пластов по жилому дому, расположенному по адресу: <адрес> превысили предельные и допустимые значения деформаций, следовательно, горные работы ДАО «Шахта им.Артема» негативно повлияли на техническое состояние строений.
Согласно техническому заключению по результатам обследования основных строительных конструкций жилого дома по адресу: <адрес>, выполненному инженером-строителем ИП Ковалевым В.И. от 15.08.2013 года, указанный многоквартирный дом 1950 года постройки имеет физический износ свыше 75 %. Выявлена просадка фундамента, массовые прогрессирующие сквозные трещины на всю высоту здания, заметные прогибы междуэтажных и чердачных перекрытий, массовое разрушение кровли, гниль обрешетки, прогиб стропил. Прочностные и деформационные характеристики строительных конструкций значительно ниже предельно допустимых. Условия проживания не соответствуют техническим и санитарным нормам, дом грозит обрушением, проживание в доме небезопасно для граждан.
Согласно письму Администрации г. Шахты № 61/3.1/884 от 27.04.2019 года в 2016 году Протоколом совещания по вопросу уточнения списков граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, по администрации г.Шахты № АЯ-670пр Министерство энергетики РФ под ТЭО № 1600 по адресу: <адрес> согласовало включение в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, Соловьева Романа Сергеевича из расчета общей площади жилья – 33 кв.м.
Истцы обращались в Администрацию г. Шахты с заявлением о включении их в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, заключении с ними договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах ОАО «Ростовуголь».
Однако до настоящего времени Администрация г. Шахты не включила их в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья.
Согласно ч.ч. 6, 8 ст. 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства.
Согласно п. 5 указанных Правил, межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Согласно п. 8 Правил, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно п. 11 Правил, социальные выплаты предоставляются при условии, что:
-гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
В силу ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Судом установлено, что Соловьева А.В. с 18.07.2000 года была зарегистрирована по <адрес>, а 30.08.2005 года была зарегистрирована по <адрес>, а со 02.08.2007 года опять зарегистрирована по <адрес>, указанные данные подтверждаются паспортом гражданина РФ серии № на имя Соловьевой А.В.
Установлено также, что истец ФИО1 – сын ФИО2, также постоянно проживает по адресу: <адрес>.
В судебном заседании также были допрошены в качестве свидетелей - ФИО10 и ФИО11, которые подтвердили факт проживания семьи ФИО2 в <адрес> в <адрес> с 2004 года по настоящее время.
Таким образом, установлено, что указанное жилое помещение является для истцов единственным местом проживания, они оплачивают коммунальные услуги и содержание жилья.
На момент получения заключения СКП ВНИМИ 28.09.2004 года и признания жилого дома ветхим в 2004 году их семья составом 3 человека фактически проживала по адресу: г. Шахты, ул. Жукова,1 кв.15.
Правилами определено, что для включения гражданина в списки граждан, подлежащих переселению, и признания за гражданином права на получение социальной выплаты, является наличие совокупности следующих условий: 1) наличие соответствующего заключения компетентного органа о степени влияния горных работ на состояние жилого дома; 2) постоянное проживание такого гражданина, на момент принятия решения о ликвидации угольного предприятия, на законном праве в жилом помещении, подлежащем сносу в ходе мероприятий, установленных Правилами; 3) отсутствие у гражданина, претендующего на получение социальной выплаты, иного жилья, пригодного для проживания.
Вышеуказанные условия, для признания за истцами права на включение в список граждан подлежащих переселению из ветхого жилья присутствуют в полном объеме.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования истцов законны и обоснованны.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Установить факт проживания Соловьевой Анны Васильевны и Шевченко Василия Александровича в квартире по адресу: <адрес> период с 2004 года по настоящее время.
Обязать Администрацию г. Шахты включить Соловьеву Анну Васильевну и Шевченко Василия Александровича в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Шахтинский городской суд Ростовской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 04.08.2020 года.
Судья - Дорошенко Н.В.