Дело № 2-2831 21 августа 2014 года город Котлас
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Котласский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Жироховой А.А.
при секретаре Новиковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Котласе 21 августа 2014 года гражданское дело по заявлению Н. о признании бездействия администрации муниципального образования «Котлас» по предоставлению Н. места в дошкольном образовательном учреждении незаконным,
установил:
Н. обратилась в суд с заявлением о признании бездействия администрации муниципального образования «Котлас» (далее – администрация МО «Котлас») по предоставлению ее дочери Н., __.__.__ года рождения, места в дошкольном образовательном учреждении незаконным.
В обоснование заявления указала, что администрация МО «Котлас» не предоставляет ее дочери место в дошкольном учреждении, чем нарушает ее право на получение образования и свидетельствует о неисполнении ответчиком возложенных на него обязанностей по решению вопросов местного значения в данной сфере. Просила признать незаконным бездействие администрации МО «Котлас» по представлению ее дочери места в дошкольном образовательном учреждении и обязать администрацию МО «Котлас» обеспечить дочь местом в одном из следующих дошкольных образовательных учреждений на территории г. Котласа: № 7 «Огонек», № 20 «Жемчужина», № 12 «Теремок», № 17 «Колобок», № 14 «Искорка», № 18 «Сказка», № 38 «Улыбка» в срок до 1 октября 2014 года.
В судебное заседание заявитель Н. не явилась, извещена своевременно и надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Носарева Л.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании указала, что преимущественное право на обучение и воспитание детей имеют родители, органы государственной власти организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь родителям. Предоставление мест в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется в порядке установленной очередности комплектования дошкольных образовательных учреждений на территории МО «Котлас». Выделение места в дошкольном образовательном учреждении ребенку Н. в настоящее время не представляется возможным, поскольку будут нарушены права тех несовершеннолетних, кто имеет право на предоставление места в порядке исполнения судебных решений, льготных категорий граждан (льготная очередь) и тех несовершеннолетних, чьи заявления поданы ранее, а также будут нарушены нормативы предельной наполняемости групп. Непредоставление несовершеннолетней места в дошкольном учреждении обусловлено отсутствием свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях и не может быть расценено как бездействие со стороны администрации МО «Котлас».
Ссылается на Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599, в силу положений которого приоритетным направлением государства является достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет. В связи с чем, просила установить срок предоставления места в дошкольном образовательном учреждении несовершеннолетней дочери заявителя до 1 сентября 2015 года.
Рассмотрев заявление, заслушав представителя администрации МО «Котлас», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В силу положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Деятельность органов местного самоуправления должна соответствовать Конституции Российской Федерации и основанным на ней нормативным правовым актам. В случае нарушения Конституции Российской Федерации, законов, невыполнения возложенных на них обязанностей, органы местного самоуправления могут быть понуждены к совершению необходимых действий решением суда.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации провозглашено право каждого на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Аналогичные положения закреплены в статье 5 Федерального закона от 29декабря2012года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение каждого на образование, в том числе дошкольное.
Из анализа указанных правовых норм следует, что реализация указанного права зависит от волеизъявления гражданина, при этом, исходя из общего смысла закона, само право может быть ограничено исключительно в случаях, предусмотренных законом.
Закрепляя право на образование, в том числе право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
Согласно подп. 1 ч. 4 ст. 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование относится к общему образованию.
Частью 2 статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определено, что общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 этого же Федерального закона дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Муниципальное образование «Котлас» в соответствии со статьей 1 Областного закона № 258-внеоч.-ОЗ от 23 сентября 2004 года «О статусе и границах территорий муниципальных образований» наделено статусом городского округа.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа.
Следовательно, на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации предоставления бесплатного дошкольного образования, что предполагает наличие сети дошкольных образовательных учреждений для формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
На основании ст. 4, подп. 13 ч. 1 ст. 5 и ст. 37 Устава МО «Котлас» администрация МО «Котлас» является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления МО «Котлас» и обладает полномочиями по решению вопросов местного значения МО «Котлас» в сфере организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории МО «Котлас».
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.
При таких обстоятельствах, при достижении несовершеннолетними указанного возраста и наличия заявления родителей, поданного в установленном порядке, у детей возникает право на обеспечение местом в детском дошкольном учреждении.
В судебном заседании установлено, что заявитель является матерью несовершеннолетней Н., __.__.__ года рождения, которая имеет право на обеспечение ее местом в детском дошкольном образовательном учреждении. Действуя как законный представитель малолетней, отец несовершеннолетней 30 октября 2012 года обратился с заявлением в Управление по социальным вопросам администрации МО «Котлас» о предоставлении своему ребенку места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Однако со стороны муниципального образования обязанность по обеспечению ребенка истца местом в детском дошкольном учреждении не исполнена, нарушено конституционное право на бесплатное дошкольное образование. Заявителю же фактически отказано в реализации права на получение образования его ребенку.
Доводы представителя администрации МО «Котлас», изложенные в возражениях, о том, что дошкольное образование не является обязательным и органы местного самоуправления вправе лишь организовать и координировать методическую, диагностическую и консультативную помощь, противоречит действующему законодательству и нарушают права граждан на получение образования, гарантированные Конституцией Российской Федерации, поскольку основаны на неверном толковании закона, прямо возлагающим на орган местного самоуправления обязанность по организации дошкольного образования.
Кроме того, доводы о нарушении прав тех граждан, которые имеют право на предоставление места в дошкольном учреждении в порядке исполнения судебных решений, льготных категорий граждан и тех несовершеннолетних, чьи заявления поданы ранее, равно как и ссылка на отсутствие свободных мест в детских садах не могут быть приняты во внимание судом, поскольку исполнение органом местного самоуправления обязанности по обеспечению конституционного права несовершеннолетней на образование не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
Органы местного самоуправления обязаны принимать меры для организации сети детских дошкольных образовательных учреждений, а в случае их недостаточности для устройства всех лиц, состоящих на учете заниматься их расширением. Ссылка представителя администрации МО «Котлас» о принятии необходимых мер по открытию новых детских садов (в частности, заключение муниципальных контрактов) несостоятельна, поскольку до настоящего времени несовершеннолетняя местом в дошкольном образовательном учреждении не обеспечена, что свидетельствует о недостаточности указанных мер.
Таким образом, заявление Н. подлежит удовлетворению.
В силу ч.2 ст.206 ГПК Российской Федерации в случае, если возложенная судом обязанность совершить определенные действия может быть исполнена только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В связи с этим, учитывая возраст ребенка, суд считает, что требование заявителя о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении должны быть выполнены в срок до 1 октября 2014 года.
Вопрос предоставления детям места в конкретном образовательном учреждении входит в компетенцию администрации МО «Котлас», занимающейся комплектованием муниципальных дошкольных образовательных учреждений, в том числе с учетом права родителей на выбор образовательного учреждения и местом жительства (пребывания) ребенка на территории МО «Котлас».
Руководствуясь ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
заявление Н. о признании бездействия администрации муниципального образования «Котлас» по предоставлению Н. места в дошкольном образовательном учреждении незаконным удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Котлас» по предоставлению несовершеннолетней Н., __.__.__ года рождения, места в детском дошкольном образовательном учреждении незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «Котлас» обеспечить Н., __.__.__ года рождения, местом в дошкольном образовательном учреждении на территории города Котласа в срок до 1 октября 2014 года.
На решение суда сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Котласский городской суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий А.А. Жирохова