Дело № 2-636/2012
РЕШЕНИЕ.
Именем Российской Федерации.
28 июня 2012 года г.Шарыпово
Шарыповский городской суд Красноярского края:
в составе председательствующего судьи Бритковой М.Ю.,
при секретаре Литвиновой Н.Н.,
с участием заявителя Босулаева А.А., представителей Администрации Шарыповского района Ляхова А.Г. и Давыденко Е.В. (по доверенностям от 21.07.2011 г. и от 28.06.2012 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Босулаева Андрея Александровича о признании незаконным решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по рассмотрению заявлений о предоставлении, о выборе земельных участков и предварительном согласовании места размещения объектов, расположенных на территории Шарыповского района Администрации Шарыповского района Красноярского края об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, и возложении обязанности устранить препятствия к осуществлению прав заявителя на изменение вида разрешенного использования земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Босулаев А.А. обратился в суд с вышеуказанным заявлением. В обоснование своих требований заявитель ссылается на следующее: он является собственником <данные изъяты> долей в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером: №, категория земель: населённых пунктов, разрешенное использование: для размещения и эксплуатации базы отдыха, по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ, он обратился в администрацию Шарыповского района с заявлением о изменении вышеуказанного целевого назначения земельного участка на целевое назначение: для индивидуального жилищного строительства, по которому ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии администрации Шарыповского района, и было принято решение в отказе изменения целевого назначения земельного участка, так как согласно генерального плана Парнинского сельсовета, территория предусмотрена для размещения и эксплуатации баз отдыха (зона рекреационного назначения). Генеральный план Парнинского сельсовета в настоящее время не утвержден, следовательно, комиссия вынесшая решение основывалась на документ, не имеющий законную силу. Изменение вышеуказанного целевого назначения земельного участка ему необходимо для строительства индивидуального жилого дома с целью последующего проживания в нем; спор о праве по данному земельному участку отсутствует.
Представитель заинтересованного лица Ляхов А.Г. (по доверенностям) в судебном заседании заявленные требования не признал и просил суд отказать в удовлетворении требований, поддержал представленный отзыв на заявление, согласно которого в силу пп.8 п.1 ст.1 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. В соответствии с частями 2 и 3 ст.37 Градостроительного кодекса Р Ф применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В силу положений частей 2, 3 ст. 8 5 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
На момент разрешения заявления Босулаева А.А. градостроительный регламент Парнинского сельсовета Шарыповского района не принят, зонирование территории не окончено, документы территориального планирования в окончательной форме не подготовлены, тогда как в силу ч.2 ст.7 Земельного кодекса земли, указанные в п.1 настоящей статьи (в том числе, земли населенных пунктов), используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. В этой связи изменение вида целевого назначения земельного участка заявителя являлось бы преждевременным и не соответствующим приведенным выше положениям закона.
Согласно ст.209 ГК РФ действия собственника в отношении принадлежащего ему имущества не должны нарушать права и охраняемые законом интересы иных лиц, а также противоречить закону. Владение и пользование земельными участками, кроме указанных условий, не должно наносить ущерба окружающей природной среде.
В соответствии со ст.263 названного Кодекса право собственника земельного участка возводить на нем здания, строения, сооружения ограничивается условием о необходимости соблюдения градостроительных норм и правил, а также требований об использовании его в соответствии с целевым назначением.
Исходя из смысла положений ст.28 Градостроительного кодекса РФ проведение публичных слушаний направлено на обеспечение соблюдения баланса публичных интересов и обеспечение прав и законных интересов правообладателей земельных участков. По итогам публичных слушаний, проведенных на территории Парнинского сельсовета Шарыповского района ДД.ММ.ГГГГ, проект генерального плана Парнинского сельсовета Шарыповского района был одобрен. Согласно градостроительному зонированию спорный земельный участок отнесен к зонам стационарных рекреационных объектов.
При заключении договора купли-продажи спорного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заявитель имел возможность определиться с объемом своих прав по использованию данного земельного участка; поскольку он изначально соглашался на использование земельного участка с разрешенным видом - «для размещения и эксплуатации базы отдыха», постольку отказ в удовлетворении заявления об изменении вида разрешенного использования не свидетельствует о нарушении его прав.
Изложенное, в совокупности, свидетельствует о том, что оспариваемое заявителем и принятое в пределах компетенции решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка, закону не противоречит, прав и свобод заявителя не нарушает и не препятствует их реализации, в связи с чем в требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Давыденко Е.В. (по доверенности) с заявленными требованиями также не согласилась. Поддержала доводы представителя Ляхова А.Г., дополнив их следующим: проект генерального плана Парнинского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ прошел процедуру публичных слушаний, после чего были получены заключения четырех министерств Красноярского края: экономического и регионального развития, природных ресурсов и лесного комплекса, культуры, сельского хозяйства и продовольственной политики. В настоящее время проект генерального плана Парнинского сельсовета с заключениями вышеуказанных министерств находится на согласовании в Правительстве Красноярского края, которое должно направить ответ в Службу по контролю в области архитектуры, а Служба в свою очередь направит информацию в Администрацию Шарыповского района в виде заключения, после чего будет происходить утверждение данного генерального плана Парнинским сельсоветом. Также представитель заинтересованного лица пояснила, что в настоящее время, до утверждения проекта генерального плана, проведение публичных слушаний не предусмотрено правовыми нормами.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 78 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.
Статья 2 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальный правовой акт - решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.
Согласно статьи 7 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со статьями 22, 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при подготовке дела к судебному разбирательству надлежит учитывать, что к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относятся: законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия).
Часть 4 статьи 258 ГПК РФ предусматривает, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации действия собственника в отношении принадлежащего ему имущества не должны нарушать права и охраняемые законом интересы иных лиц, а также противоречить закону. Владение и пользование земельными участками, кроме указанных условий, не должно наносить ущерба окружающей природной среде. В соответствии со статьей 263 названного Кодекса право собственника земельного участка возводить на нем здания, строения, сооружения ограничивается условием о необходимости соблюдения градостроительных норм и правил, а также требований об использовании его в соответствии с целевым назначением.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.
Исходя из смысла положений статей 28, 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации проведение публичных слушаний направлено на обеспечение соблюдения баланса публичных интересов и обеспечение прав и законных интересов правообладателей земельных участков.
Публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности. Их проведение учитывается компетентным органом при принятии того или иного решения в области градостроительства.
Так в соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются Правилами землепользования и застройки в соответствие с градостроительные регламентами.
При этом ст. 31 данного Кодекса предусмотрена специальная процедура разработки и утверждения правил землепользования и зонирования территорий, а также внесения в них изменений, касающихся разрешенного землепользования.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В силу ч. 2, 3, ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Как установлено судом и следует из свидетельства о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Босулаеву А.А. принадлежит <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности на земельный участок из категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и эксплуатации базы отдыха, общая площадь <данные изъяты> кв.м., адрес объекта: <адрес>: кадастровый (или условный) номер: <данные изъяты> (л.д. 6).
Босулаев А.А. обратился к Главе Шарыповского района с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой изменить разрешенное использование земельного участка, с «для размещения и эксплуатации базы отдыха» на разрешенное использование – «индивидуальное жилищное строительство», расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 5).
В пункте 13 протокола № заседания комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении, о выборе земельных участков и предварительном согласовании места размещения объектов, расположенных на территории Шарыповского района администрации Шарыповского района от ДД.ММ.ГГГГ, по данному заявлению Босулаева А.А. указано, что изменить разрешенное использование указанного земельного участка – с размещения и эксплуатации базы отдыха на ИЖС, не предоставляется возможным, так как согласно проекта генерального плана Парнинского сельсовета, территория предусмотрена для размещения и эксплуатации баз отдыха (зона рекреационного назначения) (л.д. 19-22).
Из выписки из названного протокола комиссии, направленной в адрес Босулаева А.А. ДД.ММ.ГГГГ, исходящий №, следует, что комиссия по результатам рассмотрения его заявления от ДД.ММ.ГГГГ рекомендует: изменить разрешенное использование указанного земельного участка – с размещения и эксплуатации базы отдыха на ИЖС, не предоставляется возможным, так как согласно генерального плана Парнинского сельсовета, территория предусмотрена для размещения и эксплуатации баз отдыха (зона рекреационного назначения) (л.д. 4).
Постановлением Администрации Шарыповского района №-п от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок работы комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении, о выборе земельных участков и предварительном согласовании места размещения объектов, расположенных на территории Шарыповского района (л.д. 12).
В связи с рассмотрением заявления Босулаева А.А. главным архитектором администрации Шарыповского района Давыденко Е.В. ДД.ММ.ГГГГ был сделан запрос № руководителю ООО «Архитектурно-проектное» бюро «Квартал» с просьбой дать справку о возможности или невозможности изменения в генеральном плане Парнинского сельсовета разрешенного использования спорного земельного участка с «для размещения и эксплуатации базы отдыха» на разрешенное использование «индивидуальное жилищное строительство (л.д. 23).
Из ответа № от ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанный запрос следует, что по генеральному плану данный участок находится в территориальной зоне рекреации и частично – в зоне общего пользования, что отражено в генеральном плане и в правилах землепользования и застройки данного проекта. Регламенты этих зон не предполагают использование участка для ИЖС. Проект генерального плана прошел все необходимые процедуры согласований и публичных слушаний. В настоящее время готовится окончательное заключение для утверждения проекта (л.д. 26).
Как следует из карты градостроительного зонирования с. Парная Парнинского сельсовета Шарыповского района, и пояснений представителя заинтересованного лица Давыденко Е.В., данная карта является приложением к проекту генерального плана Парнинского сельсовета Шарыповского района, в связи с чем будет утверждаться совместно с генеральным планом Парнинского сельсовета (л.д. 27).
Из протокола публичных слушаний на тему «Проект генерального плана Парнинского сельсовета с разработкой генерального плана с. Парная», проведенных на территории Парнинского сельсовета Шарыповского района 30.11.2010г., следует, что по итогам публичных слушаний проект генерального плана Парнинского сельсовета Шарыповского района был одобрен (л.д. 24-25).
Как установлено судом и следует из доводов заявителя, представителей Администрации Шарыповского района на момент разрешения заявления Босулаева А.А. зонирование территории с. Парная Парнинского сельсовета не окончено, документы территориального планирования в окончательной форме не подготовлены, тогда как в силу ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи (в том числе, земли населенных пунктов), используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. В этой связи, изменение вида целевого назначения земельного участка, принадлежащему заявителю Босулаеву А.А., являлось бы преждевременным и не соответствующим приведенным выше положениям закона.
Изложенное, в совокупности, свидетельствует о том, что оспариваемое заявителем и принятое в пределах компетенции решение комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении, о выборе земельных участков и предварительном согласовании места размещения объектов, расположенных на территории Шарыповского района Администрации Шарыповского района Красноярского края, носящее, кроме того, рекомендательный характер для работы уполномоченных органов и служб на территории Шарыповского района, совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления, права либо свободы заявителя данным решением не были нарушены.
По смыслу ст. 3 ГПК РФ защите подлежит нарушенное право лица, однако применительно к рассматриваемому делу данный признак отсутствует. Общим принципом реализации гражданских прав по правилам ст. 9 ГК РФ является их осуществление по своему усмотрению и в своем интересе (с соблюдением прав и законных интересов других лиц). Применительно к реализации прав, связанных с землепользованием, данное положение закреплено в ч. ст. 43 ЗК РФ. При заключении договора купли-продажи спорного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заявитель имел возможность определиться с объемом своих прав по использованию данного земельного участка, так как он соглашался на использование земельного участка с разрешенным видом - для размещения и эксплуатации базы отдыха, поэтому отказ в удовлетворении заявления об изменении вида разрешенного использования не свидетельствует о нарушении его прав.
Кроме того, при рассмотрении данного заявления, принимая во внимание вышеприведенные нормы закона, суд не вправе подменять своим решением процедуру, которая предусмотрена действующим законодательством в целях урегулирования данного вопроса.
Таким образом, в удовлетворении заявленных требований Босулаеву А.А. следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░: ░.░.░░░░░░░░