Дело № 2-405/2021
25RS0035-01-2020-002082-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 января 2021 года город Большой Камень
Шкотовский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Ю.А. Акмурзиной,
при секретаре Полищук С.Д.,
с участием представителя истца Марасевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смекалиной Юлии Сергеевны к Смекалину Виталию Анатольевичу о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Смекалина Ю.С. обратилась в суд с исковым заявлением к Смекалину В.А. о взыскании компенсации морального вреда, указав в обоснование заявленных требований, что 25 июля 2020 года в период времени с 22 до 22-20 часов, находясь в <адрес> в <адрес>, Смекалин В.А. имея умысел на незаконное распространение сведений о ее частной жизни, составляющих ее личную тайну, без ее согласия, действуя на почве личных неприязненных отношений, по мотиву злости и ревности, оскорбил ее честь, достоинство и доброе имя, распространил посредством мессенджера «Whats App» ее изображение в обнаженном виде. В связи с указанным приговором мирового судьи судебного участка № 38 судебного района города Большого Камня и Шкотовского района Приморского края от 28 сентября 2020 года Смекалин В.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 137 УК РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей. До настоящего времени ответчик так и не извинился за происшедшее, очевидно, что никакого раскаяния за причиненные ей страдания он не испытывает. Причиненные ей нравственные и физические страдания она оценивает в 50000 рублей. Просит взыскать со Смекалина В.А. в пользу Смекалиной Ю.С. компенсацию морального вреда в сумме 50000 рублей.
В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить. Дополнительно пояснила, что сообщение было отправлено коллеге истицы по работе, с которым она работает не в одном отделе, а на одном производстве и контактирует не часто, то есть постороннему человеку, который не является ни другом, ни близким человеком, ни членом семьи. Ответчик, который является бывшим супругом истицы и прожил с ней много лет, является отцом их четверых совместных детей, унижает бывшую жену, что вдвойне обидно для истицы. Все это причинило серьезные нравственные страдания истице, которая, приходя на работу, долгое время думала что кто-то над ней будет смеяться, при этом, если кто-то засмеялся, то полагала что засмеялись над ней. И это состояние стресса, напряжения держало ее несколько месяцев. Ответчик покусился на конституционное право гражданина на неприкосновенность частной жизни.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом заказной корреспонденцией по адресу, указанному иске и в адресной справке, однако конверт вернулся в суд без вручения в связи с истечением срока хранения.
Согласно ч. 1 ст. 113 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
В соответствии с ч. 2 ст. 117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Согласно п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно ч. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Поскольку ответчик извещался о судебном заседании по адресу регистрации, однако судебное извещение возвращено суду с отметкой почтового отделения об истечении срока хранения, доказательства того, что ответчик не мог получить судебную корреспонденцию по адресу регистрации по какой-либо уважительной причине, в материалах дела отсутствуют, таким образом, судебное извещение считается доставленным ответчику в силу ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ.
Указанное обстоятельство, в соответствии с положением ст. 14 Международного пакта от 16.12.66 «О гражданских и политических правах», ст. 19 Конституции РФ и ст. 35 ГПК РФ, суд расценивает как волеизъявление сторон, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных правах, и, по мнению суда, не является препятствием для рассмотрения судом данного дела по существу в отсутствие ответчика.
С учетом изложенного, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела и оценив юридически значимые по делу обстоятельства, считает, что исковые требования заявлены законно и обоснованно, однако подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Приговором мирового судьи судебного участка № 38 судебного района города Большого Камня и Шкотовского района Приморского края от 29 сентября 2020 года Смекалин В.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 137 УК РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.
При вынесении приговора о привлечении Смекалина В.А. к уголовной ответственности судом установлено, что Смекалин В.А. совершил незаконное распространение сведений о частной жизни Смекалиной Ю.С., составляющих ее личную тайну, без ее согласия при следующих обстоятельствах: 25 июля 2020 г. в период времени с 22-00 часов до 22-20 часов Смекалин В.А., находясь на лестнице, ведущей на второй этаж его жилища, расположенного по адресу: <адрес>, имея умысел на незаконное распространение сведений о частной жизни Смекалиной Ю.С., составляющих ее личную тайну, без ее согласия, действуя на почве личных неприязненных отношений к потерпевшей, по мотиву злости и ревности, осознавая общественную опасность, противоправность и фактический характер своих действий, предвидя наступление общественно опасных последствий в виде нарушения неприкосновенности частной жизни и конституционных прав Смекалиной Ю.С., а также оскорбления чести, достоинства и ее доброго имени, достоверно зная о том, что последняя не давала ему согласие на распространение сведений, составляющих ее личную тайну, в нарушение положений ч. 1 ст. 23 и ч. 1 ст. 24 Конституции РФ, используя неустановленный в ходе следствия мобильный телефон с сим-картой, находящийся в его личном пользовании, а также располагая фотографией интимного характера, хранящейся на данном телефоне, на который Смекалина Ю.С. изображена полностью в обнаженном виде, то есть фотографией, которая содержит сведения о частной жизни потерпевшей, составляющей ее личную тайну, без получения согласия Смекалиной Ю.С., умышленно, посредством установленной на данном телефоне специализированной программы – «Whats App» отправил 25 июля 2020 года в 22-08 часа данную фотографию интимного характера в сообщении на номер мобильного телефона, находящегося в пользовании Цымбровского Е.В., тем самым довел до его сведения содержание данной фотографии, на которой Смекалина Ю.С. изображена в обнаженном виде, то есть умышленно распространил указанным способом сведения о частной жизни Смекалиной Ю.С., составляющие ее личную тайну, доведя их до сведения постороннего лица, без ее согласия, нарушив неприкосновенность частной жизни потерпевшей, ее личную тайну и конституционные права, оскорбив ее честь и достоинство и доброе имя.
Учитывая положения ч. 2 и ч. 4 ст. 61 ГПК РФ суд полагает вышеназванные обстоятельства установленными и не нуждающимися в доказывании.
Согласно пункта 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни.
В силу части 1 статьи 23 и части 1 статьи 24 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
В соответствии со статьей 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, являются нематериальными благами, принадлежащими гражданину от рождения.
Согласно статьи 152.1 ГК РФ обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. Такое согласие не требуется в случаях, когда: 1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах; 2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования; 3) гражданин позировал за плату.
Согласно пункту 1 статьи 152.2 ГК РФ, если иное прямо не предусмотрено законом, не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума ВС РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», судам необходимо отграничивать дела о защите чести, достоинства и деловой репутации (статья 152 Гражданского кодекса Российской Федерации) от дел о защите других нематериальных благ, перечисленных в статье 150 этого Кодекса, нарушенных в связи с распространением о гражданине сведений, неприкосновенность которых специально охраняется Конституцией Российской Федерации и законами, и распространение которых может причинить моральный вред даже в случае, когда эти сведения соответствуют действительности и не порочат честь, достоинство и деловую репутацию истца.
В частности, при разрешении споров, возникших в связи с распространением информации о частной жизни гражданина, необходимо учитывать, что в случае, когда имело место распространение без согласия истца или его законных представителей соответствующих действительности сведений о его частной жизни, на ответчика может быть возложена обязанность компенсировать моральный вред, причиненный распространением такой информации (статьи 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку индивидуальный облик идентифицирует гражданина в обществе, и каждый гражданин вправе формировать свою внешность по собственному усмотрению, сохранять и изменять ее, фиксировать в определенный момент времени путем фотографирования или видеосъемки, то само по себе изображение представляет собой часть сведений о личности человека, может составлять его личную тайну, в связи с чем его любое использование и дальнейшая демонстрация допускаются только с согласия изображенного лица.
Поскольку факт распространения ответчиком сведений в отношении истца (фотографий с ее изображением в обнаженном виде), подтверждается материалами уголовного дела, распространенная информация относится к сведениям личного, частного характера, и ответчик не вправе был распространять ее без согласия лица, к которому данная информация относится, согласия на распространение данной информации истец ответчику не давала, ответчик такого согласия не получал, наличие обстоятельств, освобождающих от обязанности получения согласия гражданина на дальнейшее распространение его изображения по делу не установлено, суд приходит к выводу о нарушении ответчиком личных неимущественных прав истца - права на неприкосновенность частной жизни и личную тайну, в связи с чем возлагает на ответчика обязанность по компенсации истцу морального вреда.
Право на охрану изображения гражданина сформулировано законодателем в статье 152.1 ГК РФ как абсолютное. Исходя из положений пункта 1 данной статьи согласие на обнародование и использование изображения гражданина не требуется в случаях, прямо предусмотренных в законе.
Вместе с тем, доказательства обоснованности распространения фотоматериалов с изображением истца без ее согласия ответчик суду не представил, а материалы дела не содержат. Соответственно, истец вправе требовать применение к ответчику соответствующих мер гражданско-правовой защиты.
Компенсация морального вреда определяется судом при вынесении решения в денежном выражении. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание обстоятельства, указанные в пункте 2 статьи 151 и пункте 2 статьи 1101 ГК РФ, и иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств; при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости; степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд принимает во внимание непозволительность вмешательства в частную жизнь лица, включающую и охрану его изображения, недопустимость нарушения конституционных прав лица, учитывая характер причиненных истцу нравственных страданий, которые пережила истец в связи с распространением сведений о ее частной жизни, фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, то, что распространение фотоснимка истицы, содержащего сведения о ее частной жизни, составляющие личную тайну, без ее согласия ответчик совершил путем ее отправки коллеге истицы по работе, индивидуальные особенности истца, требования разумности и справедливости приходит к выводу, что причиненный истцу моральный вред подлежит компенсации в размере 50000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Смекалиной Юлии Сергеевны к Смекалину Виталию Анатольевичу о взыскании компенсации морального вреда - удовлетворить.
Взыскать со Смекалина Виталия Анатольевича в пользу Смекалиной Юлии Сергеевны компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шкотовский районный суд Приморского края.
Судья Ю.А. Акмурзина
Решение в окончательной форме изготовлено 18 января 2021 года.