Дело № 2-674/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2021 года г. Сокол,
Вологодская область
Сокольский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Закутиной М.Г.,
при секретаре Карпуниной Н.М.,
помощнике судьи Отопковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Сокольского муниципального района к судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по Сокольскому и Усть-Кубинскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области Ладенковой М.А., Отделению судебных приставов по Сокольскому и Усть-Кубинскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области (далее – ОСП по Сокольскому и Усть-Кубинскому районам) об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Администрация Сокольского муниципального района обратилась в суд с иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по Сокольскому и Усть-Кубинскому районам Ладенковой М.А., ОСП по Сокольскому и Усть-Кубинскому районам, требуя освободить ее от исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № от 23 июня 2020 года. В обоснование указывает, что копию постановления о возбуждении исполнительного производства Администрация не получала, информация о возбуждении исполнительного производства, а также об имеющемся штрафе на портале Госуслуг во вкладке «Уведомления-Госпочта» личного кабинета Администрации также отсутствовала. О факте возбуждения исполнительного производства узнали 18 февраля 2021 года в отделе ГИБДД МО МВД России «Сокольский», незамедлительно после получения данной информации штраф в сумме 500 руб. был оплачен. Администрация Сокольского муниципального района была лишена возможности своевременно исполнить требования акта по делу об административном правонарушении от 18 марта 2020 года № в добровольном порядке.
В судебное заседание представитель истца Администрации Сокольского муниципального района не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, дополнительно сообщает, что сайт «Госуслуги» не является официальным источником получения информации.
В судебное заседание ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по Сокольскому и Усть-Кубинскому районам Ладенкова М.А. не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
В судебное заседание представитель ответчика ОСП по Сокольскому и Усть-Кубинскому районам не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Постановлением ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Вологодской области от 18 марта 2020 года № Администрации Сокольского муниципального района за совершение административного правонарушения назначен административный штраф в размере 500 руб.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сокольскому и Усть-Кубинскому районам Ладенковой М.А. от 23 июня 2020 года возбуждено исполнительное производство № на предмет взыскания с Администрации Сокольского муниципального района указанного административного штрафа; должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 6 Закона об исполнительном производстве в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Как следует из ч. 1 ст. 105 Закона об исполнительном производстве, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, и зачисляется в федеральный бюджет.
Частью 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве закреплено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 указанной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
18 ноября 2020 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Сокольскому и Усть-Кубинскому районам Ладенковой М.А. вынесено постановление о взыскании с Администрации Сокольского муниципального района исполнительского сбора в размере 10 000 руб., поскольку должником не исполнены требования исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения.
В соответствии с п. 7 ст. 112 Федерального закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Пунктом 1 ст. 401 ГК РФ предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Как разъяснено в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Разрешая исковые требования, суд исходит из того, что копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от 23 июня 2020 года № в противоречие ч. 17 ст. 30, ст. 26 Закона об исполнительном производстве должнику направлена и доставлена не была, вследствие чего у Администрации Сокольского муниципального района не имелось возможности для добровольной уплаты административного штрафа в пятидневный срок, установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства.
Доказательств обратного судебным приставом-исполнителем в ходе судебного разбирательства по собственной инициативе, а также по запросу суда не представлено.
Кроме того, в качестве доказательств своевременного принятия должником мер для исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об уплате административного штрафа суд принимает во внимание следующие документы:
- сообщение МО МВД России «Сокольский», согласно которому 18 февраля 2021 года в РЭО ГИБДД обращался начальник автотранспортной службы Администрации Сокольского муниципального района Ушаков А.А. для решения вопроса о снятии с регистрационного учета автотранспортных средств, состоящих на балансе Администрации Сокольского муниципального района, в котором ему было отказано в связи с наложенным арестом службой судебных приставов;
- а также чек-ордер ПАО «Сбербанк России» от 18 февраля 2021 года, согласно которому Ушаковым А.А. произведена уплата административного штрафа в размере 500 руб. по исполнительному производству от 23 июня 2020 года №.
Изложенное свидетельствует о том, что требования исполнительного документа об уплате административного штрафа были исполнены должником в тот же день, когда ему стало известно о возбуждении исполнительного производства.
При таких обстоятельствах у суда имеются основания для удовлетворения исковых требований об освобождении от уплаты исполнительского сбора, поскольку установлено, что истцом были приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковое заявление Администрации Сокольского муниципального района удовлетворить.
Освободить Администрацию Сокольского муниципального района от исполнительского сбора, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по Сокольскому и Усть-Кубинскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области от 18 ноября 2020 года в рамках исполнительного производства № от 23 июня 2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд Вологодской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья М.Г. Закутина
Мотивированное решение составлено 28 мая 2021 года.