РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 ноября 2021 года Центральный районный суд города Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Энгеля А.А.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3608/2021 по иску ООО «ЭкоСтройРесурс» к ФИО1 о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО,
установил:
ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось в суд с указанным иском к ФИО1, указав, что истец осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Самарской области. Типовая форма договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обращении с твердыми коммунальными отходами, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №». Согласно пунктам 8(4)-8(17) Правил №, договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы Региональным оператором на своем официальном сайте ДД.ММ.ГГГГ, а также опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в средствах массовой информации. Таким образом, в силу своей публичности договор с Региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя (ст. 426 ГК РФ), а также согласно ст. 425 ГК РФ оказываемые потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты фактического оказания Региональным оператором услуг. Договоры заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется. Утвержденный предельный тариф на услуги Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019-2020 годы для населения в сумме – 598,16 руб./кв.м. (с учетом НДС). Норматив накопления ТКО на территории городских округов Самарской области: Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск на 1 кв.м. общей площади жилого помещения многоквартирных домов и индивидуальных домов и составляет 0,091 м.куб. в год. Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется по формуле, содержащейся в п. 9(2) раздела II (1) Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Ответчик является собственником объекта недвижимости, площадью 851 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Сумма ежемесячной платы ответчика за услугу по обращению с ТКО составляет 3860,18 руб., исходя из расчета: 851 кв.м. х 0,091 куб.м./год /12 месяцев х 598,16 руб./куб.м. С ДД.ММ.ГГГГ Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом. В адрес ответчика выставлялись платежные документы на оплату услуг, однако ответчик обязательства по оплате услуг по обращению с ТКО не исполнял в период с марта 2019 года по август 2020 года, ввиду чего образовалась задолженность в размере 65 996,63 руб. Судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности был вынесен и по возражениям должника, отменен. Задолженность ответчиком до настоящего времени не погашена.
Просит взыскать с ответчика задолженность за услуги по обращению с ТКО в сумме 65 996,63 руб., а также 2 180 руб. в возмещение расходов на оплату государственной пошлины.
В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, письменно просил рассматривать дело в его отсутствие.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен. Ответчиком предъявлен встречный иск о признании незаключенным договора между ним и ООО «ЭкоСтройРесурс» на предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в принятии которого было отказано. Вместе с тем, из указанного встречного иска усматривается, что ответчик с предъявленными к нему требованиями не согласен, ответчик ссылается на то, что договор на оказание услуг не заключен истцом в установленном порядке, не доказано фактическое оказание услуг по обращению с ТКО.
Исследовав материалы дела, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ каждый собственник обязан самостоятельно нести бремя содержания жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности.
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (ч. 3 ст. 153 ЖК РФ).
Структура платы за коммунальные услуги в редакции действующего закона раскрыта в ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, в которую включена плата за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с абз. 16 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закона) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 8 Закона, в ранее действовавшей редакции, к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов В соответствии с пп. 1, 4, 5, 6 ст. 24.6 Закона, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ принято постановление № об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 3 раздел I). При этом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (п. 4 раздел I).
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Типовая форма договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обращении с твердыми коммунальными отходами, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №» (далее Правила №).
Согласно пунктам 8(4)-8(17) Правил №, договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В силу ч. 20 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Из изложенного выше следует, что в силу закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.
Материалами дела установлено, что ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области соглашения от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Самарской области.
Предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликована Региональным оператором на своем официальном сайте: http//ecostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ДД.ММ.ГГГГ, а также опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в средствах массовой информации – в газете «Волжская коммуна», выпуск № (№) от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в силу своей публичности договор с региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя (ст. 426 ГК РФ), а также согласно ст. 425 ГК РФ оказываемые потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты фактического оказания региональным оператором услуг потребителю.
Аналогичная позиция изложена в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором указано, что договоры на оказание услуг по обращению с ТКО между собственниками помещений и региональным оператором считаются заключенными с даты начала оказания услуг по обращению с ТКО. Договоры заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.
В п.13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» разъяснено, что по смыслу пункта 3 статьи 438 ГК РФ для целей квалификации конклюдентных действий в качестве акцепта достаточно того, что лицо, которому была направлена оферта, приступило к исполнению предложенного договора на условиях, указанных в оферте, и в установленный для ее акцепта срок. При этом не требуется выполнения всех условий оферты в полном объеме.
Таким образом, вышеуказанный договор считается заключенным на условиях типового договора, а услуга, оказываемая Региональным оператором, подлежит оплате с ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, а также приказом департамента целевого и тарифного регулирования Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден предельный тариф на услуги Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019-2020 годы для населения в сумме – 598,16 руб./кв.м. (с учетом НДС).
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов Самарской области: Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск на 1 кв.м. общей площади жилого помещения многоквартирных домов и индивидуальных домов и составляет 0,091 м.куб. в год.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется по формуле, содержащейся в п. 9(2) раздела II (1) Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Ответчик является собственником объекта недвижимости, площадью 851 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Сумма ежемесячной платы ответчика за услугу по обращению с ТКО составляет 3860,18 руб., исходя из расчета: 851 кв.м. х 0,091 куб.м./год /12 месяцев х 598,16 руб./куб.м.
С ДД.ММ.ГГГГ Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом.
В адрес ответчика выставлялись платежные документы на оплату услуг, однако ответчик обязательства по оплате услуг по обращению с ТКО не исполнял в период с марта 2019 года по август 2020 года, ввиду чего образовалась задолженность в размере 65 996,63 руб.
Истец обращался к мировому судье судебного участка № Центрального судебного района <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание с ФИО1 задолженности, такой судебный приказ № был вынесен ДД.ММ.ГГГГ, однако впоследствии отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ.
Задолженность ответчиком до настоящего времени не погашена.
При указанных обстоятельствах, заявленное истцом требование о взыскании с ответчика задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО за период с марта 2019 года по август 2020 года в размере 65 996,63 руб. подлежит удовлетворению в полном объеме.
Доводы ответчика о незаключенности с истцом договора на оказание услуг по обращению с ТКО суд отклоняет, так как данный договор является публичным в силу закона и не требует его заключения в письменной форме.
Довод ответчика о том, что нормативный акт, которым был установлен размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами был признан не подлежащим к применению с ДД.ММ.ГГГГ, не может быть принят во внимание, в связи с тем, что Приказ министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N 846, которым утвержден предельный тариф на услуги Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019-2020 годы для населения в сумме – 598,16 руб./кв.м., признан не подлежащим применению с ДД.ММ.ГГГГ Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N 95 - со дня вступления Приказа в силу от ДД.ММ.ГГГГ N 95. При этом, Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N 95 утвержден предельный тариф на услуги Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019-2020 годы для населения в сумме – 598,16 руб./кв.м. То есть, не смотря на признание Приказа от ДД.ММ.ГГГГ N 846 не подлежащим применению с ДД.ММ.ГГГГ, размер тарифа утвержден в сумме – 598,16 руб./кв.м., т.е. не изменился.
Довод ответчика, что истцом услуга не оказывается, поскольку в указанном помещении ответчик не проживает, судом не может быть принят во внимание.
Статья 30 ЖК РФ закрепляет обязанность собственников отходов заключить договор на вывоз отходов с региональным оператором.
Обязанность для потребителя заключить договор по обращению с ТКО вытекает не из правил о публичном договоре, а из норм действующего законодательства. Нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность по обращению с ТКО не предусмотрен отказ от заключения договора, данное правило является императивным.
Таким образом, в силу своей публичности договор с Региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителем, а также его волеизъявления, оказываемые потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с даты фактического оказания Региональным оператором услуг потребителю.
Ответчик является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В силу ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
В силу ч.1 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с п.5 ч.2 ст.153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с ч.4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Из материалов дела следует, что ответчик проживает по адресу: <адрес>.
В силу ч.11 ст.155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 148 (36) Правил № прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
ООО "ЭкоСтройРесурс", является единственной организацией, уполномоченной в соответствии с законодательством оказывать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, вывозу твердых бытовых отходов в спорный период с января 2019 года по настоящее время.
Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг, в том числе при оказании услуг по обращению с ТКО за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении устанавливается в соответствии с п.п. 148 (22) – 148 (37) Правил №.
Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоста влением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в Приказе от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв.метр общей площади жилого помещения» плата за услугу по обращению с ТКО установлена исходя из общей площади жилого помещения. Законодательством РФ не установлен порядок перерасчета данной платы, что отражено в абз.6 п.8 Информационного письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ОГ/06.
Таким образом, временное отсутствие и непроживание в жилом доме, принадлежащем ответчику на праве собственности, не может являться основанием для освобождения от оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО, предоставленной Региональным оператором.
Ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ каких-либо доказательств неоказания услуг по обращению с ТКО или подтверждающих факт самостоятельного сбора и вывоза (утилизации) ТКО не представлено.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 180,00 руб.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» задолженность по оплате услуг по обращению с ТКО за период с марта 2019 года по август 2020 года в размере 65 996,63 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 180,00 руб., а всего взыскать 68 176,63 (шестьдесят восемь тысяч сто семьдесят шесть рублей 63 копейки) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья